Конспект урока "Принципы кодирование изображения" 8 класс
план-конспект урока информатики и икт (8 класс) на тему
Представлен конспект урока информатики в 8 классе по теме "Принципы кодирования изображения"( Базовый учебник Семакин И.Г. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. . Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010)
Цели и задачи урока:
- обучающие:
познакомить учащихся с понятиями кода пикселя, палитры, RGB- кодировки, формулой К = 2b ; закрепить понятие пикселя, растровой сетки, основные принципы кодирования изображения, показать способы решения простейших задач с использованием технологической карты.
показать как создавать в палитре графического редактора GIMP дополнительные цвета и использовать их при создании цветного изображения;
-развивающие:
развивать внимание, зрительную память, воображение, сенсорную сферу – точность и тонкость различения цвета, формы, положения объектов в пространстве, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии при работе с технологической карте, продолжить формирование умения взаимодействовать в паре;
-воспитательные:
воспитание аккуратности, добросовестности, самостоятельности в работе, коммуникативных умений при работе в парах
Тип урока комбинированный
Формы работы учащихся
фронтальная
индивидуальна
парная
Необходимое техническое оборудование:
компьютеры, экран, проектор, ПО GIMP , цифровые образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_maslova_o.g._s_isp._cor.zip | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Принципы кодирования изображения
ФИО (полностью) | Маслова Оксана Григорьевна | |
Место работы | МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты | |
Должность | Учитель информатики | |
Предмет | Информатика и ИКТ | |
Класс | 8 класс | |
Тема и номер урока в теме | Принципы кодирования изображения, 3 урок в теме «Графическая информация и компьютер» | |
Базовый учебник | Семакин И.Г. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. . Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010 |
- Цели и задачи урока:
- обучающие:
познакомить учащихся с понятиями кода пикселя, палитры, RGB- кодировки, формулой К = 2b ; закрепить понятие пикселя, растровой сетки, основные принципы кодирования изображения, показать способы решения простейших задач с использованием технологической карты.
показать как создавать в палитре графического редактора GIMP дополнительные цвета и использовать их при создании цветного изображения;
-развивающие:
развивать внимание, зрительную память, воображение, сенсорную сферу – точность и тонкость различения цвета, формы, положения объектов в пространстве, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии при работе с технологической карте, продолжить формирование умения взаимодействовать в паре;
-воспитательные:
воспитание аккуратности, добросовестности, самостоятельности в работе, коммуникативных умений при работе в парах
9. Тип урока комбинированный
- Формы работы учащихся
- фронтальная
- индивидуальна
- парная
- Необходимое техническое оборудование:
компьютеры, экран, проектор, ПО GIMP , цифровые образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru
12. Продолжительность урока - 45 минут
Структура и ход урока
1. Организационный (Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания)
Учитель:
Компьютерная графика – одна из самых интересных и одновременно самых сложных разделов современной информатики. Половина пути нами уже пройдена, мы многое знаем, сегодня начнется самое интересное. Дело в том, что компьютерная графика – это не только рисование на компьютере, но и решение задач.
2. Проверка домашнего задания
По тексту учебника §19 требовалось заполнить таблицу:
Технические устройства компьютерной графики
Название устройства | Назначение устройства |
Монитор | |
Видеопамять видеокарты | |
Дисплейный процессор видеокарты |
( Проходя по рядам, учитель проверяет факт заполнения таблицы уч-ся. При затруднениях зачитывается правильный ответ )
3. Всесторонняя проверка знаний
Учитель:
Занимаем места за компьютером, работаем парами. С собой берем тетрадь и ручку. Открываем файл Кроссворд.xls , находящийся в папке ЗАДАНИЕ. Вводим ответы с клавиатуры в каждую клетку 1 букву. 1 вариант работает со словами по вертикали, 2 вариант - по горизонтали. (Распределение учеников по вариантам).
По окончании работы – на экране высвечиваются заполненные поля с правильными ответами. Проверяем ответы товарища.
Критерии оценивания (Оценка выставляется в рабочую карту урока)
3 правильных ответа – оценка«5»
2 правильных ответа – оценка«4»
1 правильный ответ – оценка«3»
4. Подготовка уч-ся к активному усвоению знаний
Учитель:
В современном мире изобретено множество устройств, о которых раньше человечество только мечтало. Реальность богаче вымысла. Хочу предложить вам небольшую экскурсию в область устройств ввода графической информации, не упомянутых в учебнике, но встречаемых нами повсеместно. Задание: внимательно прослушать информацию и ответить на вопрос «Какое устройство вам понравилось и почему?»
Как же такие разные устройства работают с графической информацией и ничего не путают? В чем секрет? (Примерный ответ: все эти устройства используют универсальный компьютерный язык – все изображения при вводе преобразуются в 0 и 1)
Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и вопросы, которые нам предстоит рассмотреть
(Учащиеся предполагают.)
Тема урока: «Принципы кодирования изображения»
Вопросы: (появляются на слайде)
- Принцип формирования цвета пикселя на экране.
- Связь между количеством цветов в палитре и количеством битов для кодирования одного пикселя (формула)
5. Усвоение новых знаний
(На экране демонстрируется интерактивная презентация, по ходу которой учащиеся производят записи в тетради)
6. Закрепление новых знаний.
Учитель:
А теперь попробуем применить полученные знания. Ваша работа будет проходить в 2 этапа:
1 этап (работа в парах)
Вам предлагается технологическая карта для решения задач. Вы должны разобраться в готовом, подробно описанном решении первой задачи и аналогично решить следующие, осуществляя подробные записи в тетради. Ответ ОБЯЗАТЕЛЕН!!! На работу отводится 8 мин.
Критерий оценивания работы: (оценку ставим в рабочую карту урока)
Решено и оформлено в тетради 3 задачи (№2, № 3 б, в) - оценка «5»
Решено и оформлено в тетради 2 задачи ( из №2, № 3 б, в) - оценка «4»
Решено и оформлено в тетради 1 задачи ( из №2, № 3 б, в) - оценка «3»
Задача | Комментарий и решение |
1. Для кодирования синего цвета используется код 001. Сколько цветов содержит палитра? | Определим, сколько бит содержит код пикселя: 0 0 1 Получили – 3 бита. Подставим в формулу К = 2b К=2b=23= 2х2х2=8 цветов. Ответ: палитра содержит 8 цветов. |
2. Аналогично рассуждая, решите задачу: Для кодирования розового цвета используется код 0101. Сколько цветов содержит палитра? | Ответ: палитра содержит ….. цветов. |
3. Сколько битов видеопамяти на один пиксель потребуется для хранения: а) 4-цветного изображения? б) 8-цветного изображения? в) 16-цветного изображения? | а) К=4 . Подставим значение в формулу К = 2b . Получим 4 = 2b. Методом подбора найдем, что 4= 2х2, то есть 2 надо возвести во 2-ую степень. Значит, b=2 . Ответ: для хранения 4-цветного изображения потребуется 2 бита видеопамяти на один пиксель. б) в) |
2 этап (индивидуальная работа на компьютере по инструкции)
Критерий оценивания работы (оценку ставим в рабочую карту урока)
Если внесено более половины дополнительных цветов в палитру оценка «4»
Если работа выполнена полностью - оценка «5»
Рабочие карты сдаются учителю.
7. Информация о д/з
Индивидуальная карточка для каждого уч-ся (примерное содержание)
1. Ответьте письменно на вопрос:
Что обозначает b в формуле К = 2b?
2. Решите задачи:
А) Сколько цветов будет в палитре, если каждый базовый цвет кодировать в 5 бит?
Б) В палитре содержится 64 цвета. Сколько бит потребуется для кодирования одного пикселя?
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный | 1. Логическая схема понятий по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125797 | Обращает внимание учащихся на объем изученного и оставшегося учебного материала. | Знакомятся в общих чертах с предстоящей работой на уроке. | 2 |
2 | Проверка домашнего задания | Проходя по рядам, проверяет факт заполнения таблицы уч-ся | Показывают работу, зачитывает ответы в случае затруднения одноклассников | 3 | |
3 | Всесторонняя проверка знаний. | 2. Кроссворд по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125762) | Наблюдает, консультирует. | Отгадывает кроссворд, проверяет ответы товарища по образцу, вносит оценку в рабочую карту урока | 5 |
4 | Подготовка уч-ся к активному усвоению знаний. |
| Демонстрирует выборочно слайды ,описывающие работу современных устройств ввода граф. информации | Слушают, рассматривают, опираются на субъектный опыт, отвечают на вопросы | 5 |
5 | Усвоение новых знаний | 4. Кодирование цвета (N 125759 | Демонстрирует, объясняет | Слушают, рассматривают, делают записи | 10 |
6 | Закрепление новых знаний. А) решение задач Б) практическая работа на компьютере | б) Практическое задание N10 (N 125784) | Консультирует, помогает. | А) решают задачи в парах по образцу в технологической карте Б) выполняют практическую работу на компьютере по инструкции | А)8 Б)12 |
7 | Информация о д/з | Раздает листочки с заданиями | Вкладывают листочки в дневник | 1 |
Приложение к плану-конспекту урока
Принципы кодирования изображения
информатика и Икт
8 класс
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Логическая схема понятий по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125797 | презентация | Схема в виде слайда презентации | |
2 | Кроссворд по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125762) | Интерактивное задание | Интерактивный кроссворд | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75320/ |
3 |
| Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС) | Иллюстрация, интерактивная модель | http://fcior.edu.ru/card/13291/ustroystva-vvoda-informacii.html |
4 | Кодирование цвета (N 125759 | Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся | Интерактивная презентация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8fb82fac-7d62-4350-aaf9-84466348b112/9_24.swf |
5 | Практическое задание N10 (N 125784) | Индивидуальное задание на работу с конструктором цветов, встроенным в графический редактор | Текст с индивидуальным заданием для учащихся | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/aad60cf0-54ce-4afa-a112-02a3bfe1a90b/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0& |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Кодирование информации"
Урок по темеТема: «Кодирование информации в компьютере». Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы...
Конспект урока "Кодирование информации"
Урок по темеТема: «Кодирование информации в компьютере». Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы...
Конспект урока "Кодирование информации"
Урок по темеТема: «Кодирование информации в компьютере». Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы...
Конспект урока «Кодирование информации» 5 кл.
Конспект урока «Кодирование информации» предназначен для учителей информатики, преподающих в 5-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено повторение пройденного материала и изучени...
Конспект урока "Кодирование информации"
Методическая разработка по теме "Кодирование инфоормации"...
Конспект урока "Кодирование информации" 5 класс
Урок «Кодирование информации» проводился в рамках изучения в пятом классе темы «Человек и информация»....
Конспект урока "Кодирование графической информации. Мой компьютерный герой", 6 класс
Конспект урока "Кодирование графической информатики. Мой компьютерный герой", информатика 6 класс, Босова Л....