"Гнусавость в вокале"
материал по музыке

Семечкова Нина Петровна

Данная статья рассказывает о причинах "Гнусавости в вокале"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gnusavost_v_vokale_.docx403.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гнусавость в вокале

Истории известны певцы, которые сделали недостатки дикции и голосоведения изюминкой своих выступлений. Эстрадный вокал — это пение с активным назальным звучанием. И это чуть ли не главное его отличие от вокала академического. Но одно дело, когда профессиональный, опытный певец сознательно использует носовую полость для получения особой окраски звука, и другое, когда начинающий вокалист поёт в нос, потому что иначе не умеет. Подключение носового резонатора и гнусавое пение — это не одно и то же с точки зрения вокальной механики.

В речеобразовании участвуют резонаторы, в частности ротовой и носовой. Когда мы произносим [м] [м’] [н] [н'] нёбная занавеска, вот тот самый болтающийся язычок, который вы видите в зеркало, широко открывая рот, опускается и даёт возможность воздуху направиться в носовую полость. Заметьте, у здоровых людей, при разговоре язычок преимущество прикрывает щель, открывает исключительно на буквах «м» и «н».

Что же происходит у людей, которые гнусавят?

- Либо язычок постоянно прикрывает вход в носовую полость, даже на звуках «м» и «н» - закрытая гнусавость (при хроническом насморке, полипах в носу, аденоидах).

- Либо язычок никогда не напрягается и воздух поступает не в ротовую полость, а носовую – открытая гнусавость (при заболеваниях мягкого нёба).


Причинами гнусавости могут быть:

-психологический аспект

- недостаточная подвижность мягкого нёба и неправильная форма языка при звукоизвлечении (самая распространенная причина)

- врожденные дефекты мягкого и твердого неба, аденоиды

- патологически увеличенная носоглоточная миндалина, вызывающая затруднение носового дыхания

- ринит (насморк) – воспаление слизистой оболочки носа

- искривление перегородки носа, травмы и др.

  • Психологический аспект. 

Как обычно в любом мастерстве главный корень всех дефектов является не физический, а психологический. подсознательное желание петь тише и незаметней могут быть причиной «утечки» воздуха через нос. Как правило, это внутренняя зажатость исполнителя. Наверное, замечали, что уверенный в себе человек не гнусавит.

  • Недостаточная подвижность мягкого нёба

У человека два типа нёба - твердое и мягкое. Твердое - это кость, «пластина», которая разделяет рот и носовую полость. Если вы цокаете языком, он касается твердого нёба. Твердое нёбо отражает звук при пении. Этот «отражатель» усиливает резонанс, благодаря чему голос становится громче.

Мягкое нёбо находится прямо за твердым, ближе к глотке, разделяет ротовую и носовую полости. Оно может как полностью закрывать просвет между ними (при глотании), так и свободно провисать, позволяя воздуху уходить в нос (при произнесении звуков м, н). Состоит из мягких эластичных тканей, которые поглащают звук, а не отражают его.

Существует три положения мягкого нёба:

Мягкое нёбо очень подвижно Поднятие мягкого нёба при пении освобождает пространство в глотке от мягких тканей и появляется место для резонанса голоса, добавляя объем в вокал.

Ткани вокруг маленького «язычка» называются «нёбной занавеской» или «нёбными шторками». Мэтры вокала советуют «раздвигать» мышцы «небной занавески» в стороны. Раскрывать нёбо по горизонтали при пении. Этот прием полезен, если хотите сделать вокал звонким, ближе к речевой речи, но сохранить полный объем голоса.

В высоком положении мягкое нёбо формирует мышцами глотки так называемый «купол». Он же «вокальный зевок». Потому что растяжка нёба напоминает зевание. Зевота помогает правильно раскрыть глотку.

При пении на зевке мягкие ткани нёба, которые поглощают звук, словно «втягиваются» внутрь. В горле появляется больше места, резонанс звука усиливается.

Бывает, что при пении упражнений вокалисты начинают активно зевать. Это связанно с двумя вещами: мозг насыщается кислородом и так выпускает излишки воздуха. А во втором случае - у таких учеников много мышечных зажимов. Когда мягкое нёбо высоко поднимается, зажатые мышцы, которые привыкли к напряжению, резко теряют тонус и расслабляются. Организм пытается снять напряжение зевотой.

Вокалисту необходимо владеть разными вокальными приемами, тембр должен быть разным - то объемным, то звонким, то глубоким с придыханием. Поэтому и мягкое нёбо становится гибким. Оно меняет свое положение постоянно. Формирует вашу манеру пения, влияя на тембр голоса. Именно нёбо помогает петь по-разному.

Часто высокая позиция «зевка» вызывает сложности. Новички не понимают, как поднимать нёбо при пении. Им кажется, что они растягивают его достаточно, хотя по факту не открывают глотку даже на миллиметр.

Поднимайте вокальный купол до ощущений натяжения на задней стенке глотки. Не давайте нёбу «опадать», стягиваться обратно. Несколько тренировок на растяжку - и нёбо начнет подниматься на автомате.

Замечали, что вялые люди без тонуса говорят в нос? Это случается потому, что мышцы мягкого нёба слишком расслаблены. Они провисают и перекрывают глотку. Голос идет только в нос, становится гнусавым и глухим. Когда у человека отсутствует общий тонус тела, все мышцы, включая вокальные мускулы, очень вялые. Так что приходится их «заставлять» работать, давить на вокальную мускулатуру силой. Это приводит к зажимам голоса. Пение вызывает дискомфорт.

Гнусавый звук может получаться не только из-за того, что мягкое нёбо провисает, но и из-за вокальной анатомии. Если вы страдаете гнусавостью, проверьте - все ли в порядке с вашей носовой перегородкой.

Если гнусавость не вызвана заболеваниями (заложенностью носа, травмами и т.д.), её помогут побороть следующие упражнения.

  1. Первым делом необходимо активизировать мягкое нёбо использованием твердой атаки звука и штриха стаккато. Например, попросить ученика изобразить собаку и сказать: «АВ».
  2. «Зевок». Именно зевок позволяет отрабатывать умение быстро переводить поток воздуха из носовой области в полость рта. Вывод – чаще зевайте, как с закрытым ртом, так и открытым.
  3. Упражнение «МУ» - «НУ». Как мы выяснили, «М» и «Н» - носовые согласные. Когда за ними идут гласные, по инерции человек может произносить в нос и их. Чтобы этого не происходило, тяните «М» так, чтобы на губах была щекотка, потом добавляйте гласную «У». То же проделайте и с «Н» .
  4. Упражнение «Таблица гласных». Таблица проста: И-Э-А-О-У-Ы. Делаете вдох, потом присоединяете «М» к каждой гласной: МИ – МЭ –МА –МО – МУ – МЫ. Аналогичная работа с «Н».
  5. «РАЗ!» Слышите, как звучит «А» в «РАЗ!»? Пробуйте найти этот звук в чистой гласной А, сначала произнося ее коротко, как в РАЗ, потом все длиннее. Больше откройте рот, уложите язык, освободите заднюю часть глотки, тут надо добиться звонкости. Искать необходимо до тех пор, пока зажатый пальцами нос никак не повлияет на звук гласной (неважно какой, любой). Только после нахождения у себя такого вот «звонка» можно считать, что гнусавость побеждена.
  6. «Гимнастика для язычка». Необходимо набрать стакан воды и пить его маленькими глотками. Это вызывает максимально высокое поднятие «язычка» и его удержание в таком положении более длительное время.

Упражнения первоначально можно петь только на «У», так как при этом гласном звуке нёбная занавеска больше всего сокращается. Упражнения следует петь долго и терпеливо, в медленном темпе на нижних нотах, на самом ограниченном диапазоне, в нисходящем порядке. При гнусавом звуке «У» является исходной гласной. От него надо осторожно перейти к «О», дальше к «А». Последними звуками будут «Е» и «И». Даже когда гнусавость исчезнет, не следует забывать, что привычный недостаток может снова возродиться, если не продолжать петь те упражнения, при помощи которых он был уничтожен. Поэтому каждый раз, распеваясь, нужно начинать упражнения с «У», не задерживаясь на нем перейти на «О», «А». Активным включением головного резонатора с контролем ощущений лобных пазух способствуют упражнения на слоги «БРА», «ДА», «РЭ», «РО». Пение слогов «НЭ», «МЭ», «РЭ» не только хорошо поднимают нёбную занавеску, но и способствуют хорошей настройке головного резонатора.

  • врожденные дефекты мягкого и твердого неба, аденоиды,

патологически увеличенная носоглоточная миндалина, ринит (насморк), искривление перегородки носа, травмы и др. – эти диагнозы может поставить врач после осмотра. В этом случае нужно сначала проводить лечебную терапию, и только потом работать над качеством звука.

Бывает, что дряблость нёбной занавески является результатом инфекционных болезней, дифтерии и др., тогда надежды на исправление гнусавого тембра нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения эстрадному вокалу " Сильный, чистый голос"

Предисловие.    Эта книга поможет тем, кто серьезно хочет заняться вокальным эстраднымискусством, расширить свои знания, изучить вокальный инструмент, которымобладает каждый из нас.Авто...

Рабочая программа по вокалу

Рабочая программа по вокалу для детей на три года обучения...

Презентация домашнего задания по вокалу

Формируя вокальные навыки учащихся -  вокалистов, мы говорим о правильном дыхании, звукообразовании, артикуляции. Эти навыки вырабатываются в пении констуктивных упражнений, вокализов и музыкальн...

Исторические аспекты обучения детей вокалу

Почти во всех школах искусств есть вокальное отделение и специальность: “сольное пение”.  Чаще всего работают на этих отделениях вокалисты – “академисты”. Но все чаще в школах появляется “эстрадн...

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Исполь...

Методические советы по вокалу

Данный материал может быть использован на уроке или перед выступлением, так как здесь даны тренировочные упражнения для разогрева  голосовых связок. А также несколько советов по гигиене голоса, е...