Внеурочные программы по хоровому исполнительству для 5-7 кл. и эстрадно-джазовому вокалу для 5-11 кл.
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме
Эти программы можно использовать для кружков по музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_programma2_horovoe_penie_2012-13_g.doc | 217.5 КБ |
vneurochnaya_programma_po_vokalu_2012_g.docx | 68.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания обучающихся, развития у них специальных качеств музыкально-творческих способностей (музыкального слуха, голоса, эмоционального раскрытия содержания произведения и т.д.). Это вид музыкального искусства, имеющий ряд особенностей (коллективное творчество, возможность самореализации при не ярко выраженных вокальных данных, исполнение произведения коллективно без сопровождения), которые способствуют осуществлению музыкального воспитания.
Хоровое пение – коллективный вид исполнительства, воспитывающий дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий результат, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».
На уроках музыки, возрос интерес учащихся к хоровому пению. Для полной реализации творческого потенциала детей была создана модифицированная программа дополнительного образования.
Данная программа направлена на развитие вокально-хоровых навыков. В основу программы положена программа дополнительного образования «Палитра детских голосов» авт.-сост. Усачева Н.П. – г. Радужный 2008 г. Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов на 3 года обучения.
Цель программы – через хоровую деятельность сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, приобщить их к вокально-песенному искусству, развитие музыкально-эстетической культуры.
Задачи:
расширить знания обучающихся об искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
развивать и закреплять вокально-хоровые навыки;
развивать музыкальный слух, чувство ритма, внимание, воображение, музыкальную память и восприятие, способность сопереживать;
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Форма занятий – групповая.
Групповые занятия включают в себя вокально-хоровую работу (работу по партиям, сводные репетиции, ансамблевую работу).
Режим занятий:
1 год – 1 час в неделю, всего 35 часов.
2 год – 1час в неделю, всего 35 часов.
3 год - 1 час в неделю, всего 35 часов. За весь период обучения 105 часов.
Формы подведения итогов: концерты, конкурсы
Учебный план
№ | Тема занятий | Часы |
1 год | 2 год | 3 год |
1. | Пение как вид музыкальной деятельности. | 3 | 2 | 1 |
2. | Разучивание и исполнение песен. | 11 | 10 | 12 |
3. | Вокально-хоровая работа. | 18 | 20 | 18 |
4. | Концертно-исполнительская деятельность. | 3 | 3 | 4 |
Всего: 175 ч. | 35 | 35 | 35 |
Задачи:
1-й год – знакомство с голосовым аппаратом, с певческой установкой; знакомство с типами певческого дыхания; освоение навыков звукообразования, дикции; пение в унисон; эмоциональное раскрытие произведения.
2-й год – соблюдение певческой установки; развитие навыка цепного дыхания; развитие навыков звукообразования, дикции; двухголосие; создание художественного образа песни.
3-й год - певческая установка должна стать навыком; владеть разновидностью дыхания; закрепление навыков звукообразования, дикции; пение a capella; двухголосие с элементами трехголосия; единая манера пения в партии.
С теоретическими сведениями по теме «Пение как вид музыкальной деятельности» (дыхание, звукообразование, дикция, многоголосие, художественная выразительность) учащиеся знакомятся в процессе занятий в течении обучения.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика, и распевание включает в себя упражнения разной сложности в зависимости от года обучения и от уровня подготовки учащихся.
Виды контроля:
предварительный – диагностика способностей обучающихся;
текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокально-хоровыми умениями и развитием вокального мастерства;
итоговый – анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, районных, городских мероприятий, проверка уровня исполнительских вокальных навыков.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через исполнительство не сложных музыкальных произведений.
№ | Тема занятий | Часы |
I | Пение как вид музыкальной деятельности |
1 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. Строение голосового аппарата. | 1 |
2 | Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка. | 1 |
3 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 |
II | Разучивание и исполнение песен. |
1 | Народная песня. | 3 |
2 | Произведения современных композиторов. | 8 |
III | Вокально-хоровая работа. | 18 |
IV | Концертно-исполнительская деятельность | 3 |
Всего: | 35 |
В результате обучения пению обучающийся должен:
Знать/ Понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
вокально-хоровые навыки;
понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
жанровые основы музыки.
Уметь:
правильно дышать: делать не большой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
петь выразительно, осмысленно;
петь в унисон.
(2-й год обучения)
Цель: через хоровую деятельность сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению.
№ | Тема занятий. | Часы |
I | Пение как вид музыкальной деятельности. |
1. | Вокально-певческая установка. Совершенствование вокальных навыков. | 1 |
2. | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 |
II | Разучивание и исполнение песен. |
1. | Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения). | 2 |
2. | Произведения современных отечественных композиторов. | 4 |
3. | Произведения композиторов – классиков. | 4 |
III | Вокально-хоровая работа. | 20 |
IV | Концертно–исполнительская деятельность. | 3 |
Всего: | 35 |
В результате обучения пению обучающийся должен:
Знать/ Понимать:
соблюдать певческую установку;
принципы цепного дыхания;
виды атак звука;
нотную запись двухголосия.
Уметь:
петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание;
Вокально полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа;
Фразировать песни;
Выразительно произносить слова в пении;
Петь чисто и слаженно в унисон;
Петь двухголосные произведения;
Дать критическую оценку своему исполнению;
Принимать активное участие в творческой жизни коллектива;
Создание музыкального образа в песнях.
(3-й год обучения)
Цель: сформировать потребность в музыкально-эстетической деятельности, сформировать певческую культуру.
№ | Тема занятий | Часы |
I | Пение как вид музыкальной деятельности. |
1 | Совершенствование (закрепление) вокальных навыков. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 |
II | Разучивание и исполнение песен. |
1. | Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения). | 4 |
2. | Произведения современных композиторов. | 4 |
3. | Произведения композиторов-классиков. | 4 |
III | Вокально-хоровая работа. | 18 |
IV | Концертно-исполнительская деятельность. | 4 |
Всего: | 35 |
В результате обучения пению обучающийся должен:
Знать/ Понимать:
Возрастные изменения голоса;
Правила охраны голоса в связи с наступлением мутационного периода;
Разновидность дыхания;
Тембр голоса;
Хоровой строй, хоровая интонация.
Уметь:
Петь чисто, слажено двухголосные произведения;
Петь без инструментального сопровождения и с ним;
Владеть дикционными навыками;
Осмысленно произносить текст;
Пользоваться певческим дыханием: свободным, экономичным, длинным, обеспечивающим гибкость голоса;
Петь выразительно, оптимально эмоционально;
Принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
Содержание дополнительной образовательной программы по годам обучения
1-ый год обучения.
Вокально-хоровая работа
Дыхание.
Теория. Певческая установка. Постановка дыхания. Типы певческого дыхания (грудной, брюшной, смешанный). В целях сохранения здоровья обучающихся в образовательной программе предусмотрен инструктаж по технике безопасности.
Практика. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Звукообразование.
Теория. Виды атаки звука (мягкая, твердая, придыхательная). Legato, staccato. Способы звуковедения. Звуковысотный диапазон голоса.
Практика. Упражнения на legato и staccato. Упражнение на развитие динамического диапазона голоса. Работа над подвижностью голоса. Пение закрытым ртом.
Дикция
Теория. Дикция и артикуляция. Гласные и согласные. Произношение текста. Выразительность слов в пении.
Практика. Упражнения на дикцию и артикуляцию. Скороговорки. Отработка в медленном темпе.
Унисон. Элементы двухголосия.
Теория. Унисон. Чистота интонации. Элементы двухголосия.
Практика. Пение канонов.
Художественная выразительность в пении
Теория. Эмоциональное раскрытие произведения.
Практика. Фразировка, динамические оттенки, штрихи в работе над репертуаром.
Культурно-массовая деятельность
Концерты.
2-ой год обучения
Вокально-хоровая работа
Дыхание
Теория. Цепное дыхание.
Практика. Упражнения на развитие певческого дыхания на медленной кантиленной музыке. Упражнения на развитие навыка цепного дыхания. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Звукообразование
Теория. Атака звука, её виды (продолжение).
Практика. Упражнения на виды атаки. Упражнения, развивающие звуковысотный диапазон. Упражнения на развитие динамического диапазона голоса. Работа над подвижностью голосов. Пение закрытым ртом.
Дикция
Практика. Упражнения на грамотное произношение гласных и согласных звуков. Упражнение на артикуляцию. Правильное произношение. Выразительность слов в пении. Скороговорки.
Двухголосие.
Практика. Работа над чистотой интонации в партии. Развитие навыка самостоятельно держать партию. Пение полифонических упражнений, канонов. Отработка сложных интонационных мест в медленном темпе.
Художественная выразительность в пении.
Практика. Расстановка смысловых акцентов в произведении. Художественный образ.
Культурно-массовая деятельность
Концерты.
3-ий год обучения
Вокально-хоровая работа
Дыхание
Теория. Контроль за дыханием.
Практика. Пение вокализов. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Звукообразование
Теория. Тембр голоса.
Практика. Владение своим тембром голоса, пение разным звуком. Звуковысотный диапазон. Динамический диапазон голоса. Подвижность голоса.
Дикция
Теория. Осмысленность произношения текста.
Практика. Упражнения на произношение гласных и согласных звуков. Упражнение на артикуляцию. Правильное произношение текста. Скороговорки. Осмысленность произношения текста.
Многоголосие
Теория. Пение без сопровождения (a capella).
Практика. Пение a capella, двухголосие и элементы трёхголосия.
Художественная выразительность в пении
Практика. Снятие сценического напряжения.
Хоровой строй
Теория. Хоровой строй. Хоровая интонация.
Практика. Работа над хоровым строем и звучанием. Единая манера пения в партии.
Культурно-массовая деятельность
Фестивали. Концерты.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Одним из условий реализации дополнительной программы является методическое обеспечение.
Формами учебных занятий являются практикоориентированное занятие, репетиция (по группам, по партиям, сводная), творческий отчет, концерт.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса.
♦ словесные (рассказ, беседа, инструктаж)
♦ наглядные
♦ практические (приучения и упражнения)
♦ прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей
♦ стимулирование, поощрение
♦ контроль (мониторинг)
Алгоритм практикоориентированного учебного занятия:
Сообщение теоретических сведений;
Распевание;
Работа над репертуаром;
разбор и отработка хоровых произведений;
пропевание с голоса педагога по партиям;
соединение партий;
работа над интонацией;
работа над постановкой дыхания;
работа над фразировкой;
работа над дикцией (правильность произношения текста);
пение с сопровождением;
пение a capella;
пение по дирижерскому жесту;
работа над художественным образом произведения.
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо:
помещение с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией;
настроенный инструмент;
достаточное количество стульев, удобных для пения;
магнитофон, видеоаппаратура;
шкаф для учебных пособий (нот, книг, кассет и т. д.).
Дидактический материал.
Комплекс дыхательных упражнений Стрельниковой;
Упражнения для настройки голоса на правильное звукообразование;
Упражнения для развития звуковысотного диапазона;
Упражнения для развития динамического диапазона;
Упражнения на дикцию;
Упражнения для выравнивания хорового строя, ансамбля;
Партитура произведений репертуарного плана;
Аудиозаписи;
Методические пособия;
Сборники нот.
Приложение 1.
Мониторинг результатов вокально-хоровой деятельности.
Предмет мониторинга | Цель | Показатели | Способы отслеживания | Сроки мониторинга |
Состояние состава хора Активность обучающихся Интерес к вокально-хоровой деятельности | Сбор и анализ Сформированность интереса | Стабильность посещаемости занятий Активность включения в работу Эмоциональность, отзывчивость | Ведение журналов учета посещаемости Наблюдения | Систематически в течение учебного года |
Результаты обучения. Расширение вокально-хоровых навыков | Уровень сформированности вокально-хоровых навыков | Стабильность интереса обучающихся к занятиям. Расширение, усложнение репертуара | Наблюдение за деятельностью обучающихся | В течение второго учебного года. |
Музыкальная культура | Уровень развития музыкальной культуры | Качество исполнения хоровых произведений. Потребность в исполнении и слушании образцов высокохудожественной музыки. | Отзывы слушателей | В течение третьего учебного года. |
Поурочное планирование
1 – ый год обучения.
I полугодие 16 часов. |
№ УРОКА | Содержание урока | Музыкальный материал |
I. 1. | Пение как вид музыкальной деятельности. Сбор учащихся. Диагностика. Прослушивание детских голосов. | Пение учебно- тренировочного материала. |
2. | Строение голосового аппарата. Правила охраны детского голоса. | Пение учебно- тренировочного материала. |
3. | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Вокально-певческая установка. | Пение учебно- тренировочного материала. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. |
II. 1. | Разучивание народной песни. | 5 «а» р.н.п. «Со вьюном я хожу». 5 «б» лит.н.п. «Солнышко вставало». |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Унисон. Звуковысотное интонирование мелодии. | 5 «а» р.н.п. «Со вьюном я хожу». 5 «б» лит.н.п. «Солнышко вставало». |
2. | Дыхание во фразах и в произведении целиком. | 5 «а» р.н.п. «Со вьюном я хожу». 5 «б» лит.н.п. «Солнышко вставало». |
3. | Звукообразование. Единая манера звукообразования. | 5 «а» р.н.п. «Со вьюном я хожу». 5 «б» лит.н.п. «Солнышко вставало». |
II. 1. | Разучивание произведения современных композиторов. | 5 «а» М.Минков «Дорога добра». 5 «б» М.Минков «Дорога добра» |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона. Фиксированное звучание высоких нот. | 5 «а» М.Минков «Дорога добра». 5 «б» М.Минков «Дорога добра» |
2. | Дыхание во фразах и в произведении целиком. | 5 «а» М.Минков «Дорога добра». 5 «б» М.Минков «Дорога добра» |
3. | Художественная выразительность в пении. Фразировка, динамические оттенки, | 5 «а» М.Минков «Дорога добра». 5 «б» М.Минков «Дорога добра» |
II. 1. | Разучивание произведения современных композиторов. | 5 «а» К.Аедоницкий «Красно солнышко». 5 «б» Н.Хрисаниди «Родина». |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Звукообразование. Legato, способ звуковедения. | 5 «а» К.Аедоницкий «Красно солнышко». 5 «б» Н.Хрисаниди «Родина». |
2. | Дикция. Выразительность слов в пении. | 5 «а» К.Аедоницкий «Красно солнышко». 5 «б» Н.Хрисаниди «Родина». |
3. | Унисон. Элементы двухголосия. | 5 «а» К.Аедоницкий «Красно солнышко». 5 «б» Н.Хрисаниди «Родина». |
IV. | Концертно-исполнительская деятельность. | Исполнение разученного репертуара. |
II полугодие 19 часов. |
II. 1-2. | Разучивание народной песни. | 5 «а» р.н.п. «Среди долины ровныя» 5 «б» р.н.п. «Уж ты поле моё» |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Унисон. Звуковысотное интонирование мелодии. | 5 «а» р.н.п. «Среди долины ровныя» 5 «б» р.н.п. «Уж ты поле моё» |
2. | Дыхание во фразах и в произведении целиком. | 5 «а» р.н.п. «Среди долины ровныя» 5 «б» р.н.п. «Уж ты поле моё» |
3. | Звукообразование. Единая манера звукообразования. | 5 «а» р.н.п. «Среди долины ровныя» 5 «б» р.н.п. «Уж ты поле моё» |
II. 1-3. | Разучивание произведения современных композиторов. | 5 «а» Я. Дубравин «Песня о Хоттабыче» 5 «б» Я. Бубравин «Родина» |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона. Фиксированное звучание высоких нот. | 5 «а» Я. Дубравин «Песня о Хоттабыче» 5 «б» Я. Бубравин «Родина» |
2. | Дыхание во фразах и в произведении целиком. | 5 «а» Я. Дубравин «Песня о Хоттабыче» 5 «б» Я. Бубравин «Родина» |
3. | Художественная выразительность в пении. Фразировка, динамические оттенки, | 5 «а» Я. Дубравин «Песня о Хоттабыче» 5 «б» Я. Бубравин «Родина» |
II. 1-3. | Разучивание произведения современных композиторов. | 5 «а» С. Смирнов «Не грусти улыбнись и пой» 5 «б» С. Смирнов «Любим мы бродить по лужам» |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Унисон. Звуковысотное интонирование мелодии. | 5 «а» С. Смирнов «Не грусти улыбнись и пой» 5 «б» С. Смирнов «Любим мы бродить по лужам» |
2. | Дикция. Выразительность слов в пении. | 5 «а» С. Смирнов «Не грусти улыбнись и пой» 5 «б» С. Смирнов «Любим мы бродить по лужам» |
3. | Художественная выразительность в пении. Фразировка, динамические оттенки, | 5 «а» С. Смирнов «Не грусти улыбнись и пой» 5 «б» С. Смирнов «Любим мы бродить по лужам» |
IV. 1-2. | Концертно-исполнительская деятельность. | Репетиция и концерт. Исполнение песенного репертуара. |
Поурочное планирование
2 – ой год обучения.
I полугодие 16 часов. |
№ УРОКА | Содержание урока | Музыкальный материал |
I. 1. | Пение как вид музыкальной деятельности. Прослушивание и распределение по голосам. Вокально-певческая установка. | Пение учебно- тренировочного материала. |
2. | Совершенствование вокальных навыков Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | Пение учебно- тренировочного материала. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. |
II. 1. | Разучивание народной песни. | 6 «а» р.н.п. «Песня о Вещем Олеге». 6«б» р.н.п. «Рождество Христово». 6 «в» р.н.п. «Посею лебеду». |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Звукообразование Развитие динамического диапазона голоса. Двухголосие. Работа над чистотой интонации в партии. | 6 «а» р.н.п. «Песня о Вещем Олеге». 6«б» р.н.п. «Рождество Христово». 6 «в» р.н.п. «Посею лебеду». |
2. | Дыхание. Развитие певческого дыхания на медленной кантиленной музыке. | 6 «а» р.н.п. «Песня о Вещем Олеге». 6«б» р.н.п. «Рождество Христово». 6 «в» р.н.п. «Посею лебеду». |
3. | Дикция. Выразительность слов в пении. | 6 «а» р.н.п. «Песня о Вещем Олеге». 6«б» р.н.п. «Рождество Христово». 6 «в» р.н.п. «Посею лебеду». |
II. 1-2. | Разучивание произведения современных композиторов. | 6 «а» Е.Крылатов «Это знает всякий» 6 «б» Е. Крылатов «Песенка о снежиника». 6 «в» Д.Тухманов «Россия». |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Работа над подвижностью голосов. | 6 «а» Е.Крылатов «Это знает всякий» 6 «б» Е. Крылатов «Песенка о снежиника». 6 «в» Д.Тухманов «Россия». |
2. | Дыхание. Развитие навыка цепного дыхания. | 6 «а» Е.Крылатов «Это знает всякий» 6 «б» Е. Крылатов «Песенка о снежиника». 6 «в» Д.Тухманов «Россия». |
3. | Художественная выразительность в пении. Расстановка смысловых акцентов в произведении. | 6 «а» Е.Крылатов «Это знает всякий» 6 «б» Е. Крылатов «Песенка о снежиника». 6 «в» Д.Тухманов «Россия». |
II. 1-2. | Разучивание песни композиторов – классиков. | 6 «а» С.Ведерников «Рождественская ночь» 6 «б» Крылатов «Мы маленькие дети». 6 «в» М.Малевич «Под свечами трепещут иголки .» |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Звукообразование. Развитие звуковысотного диапазона. | 6 «а» С.Ведерников «Рождественская ночь» 6 «б» Крылатов «Мы маленькие дети». 6 «в» М.Малевич «Под свечами трепещут иголки .» |
2. | Дикция. Выразительность слов в пении. | 6 «а» С.Ведерников «Рождественская ночь» 6 «б» Крылатов «Мы маленькие дети». 6 «в» М.Малевич «Под свечами трепещут иголки .» |
3. | Художественная выразительность в пении. Расстановка смысловых акцентов в произведении. Художественный образ. | 6 «а» С.Ведерников «Рождественская ночь» 6 «б» Крылатов «Мы маленькие дети». 6 «в» М.Малевич «Под свечами трепещут иголки .» |
IV. | Концертно-исполнительская деятельность. | Исполнение разученного репертуара. |
II полугодие 19 часов. |
II. 1-2. | Разучивание народной песни. | 6 «а» р.н.п. «У зори то у зореньки». 6 «б» р.н.п. «У меня ль во садочке». 6 «в» р.н.п. «Милый мой хоровод». |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Звукообразование. Развитие звуковысотного диапазона. | 6 «а» р.н.п. «У зори то у зореньки». 6 «б» р.н.п. «У меня ль во садочке». 6 «в» р.н.п. «Милый мой хоровод». |
2. | Дыхание. Развитие навыка цепного дыхания. | 6 «а» р.н.п. «У зори то у зореньки». 6 «б» р.н.п. «У меня ль во садочке». 6 «в» р.н.п. «Милый мой хоровод». |
3. | Двухголосие. Развитие навыка самостоятельно держать партию. | 6 «а» р.н.п. «У зори то у зореньки». 6 «б» р.н.п. «У меня ль во садочке». 6 «в» р.н.п. «Милый мой хоровод». |
4. | Дикция. Правильное произношение слов. | 6 «а» р.н.п. «У зори то у зореньки». 6 «б» р.н.п. «У меня ль во садочке». 6 «в» р.н.п. «Милый мой хоровод». |
II. 1-2. | Разучивание произведения современных композиторов. | 6 «а» Е.Крылатов «Лесной олень». 6 «б» С.Смирнов «Мама». 6 «в» В.Пьянков «Я хочу чтоб птицы пели». |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Звукообразование. Отработка разных атак звука. | 6 «а» Е.Крылатов «Лесной олень». 6 «б» С.Смирнов «Мама». 6 «в» В.Пьянков «Я хочу чтоб птицы пели». |
2. | Двухголосие. Работа над чистой интонации в партии. | 6 «а» Е.Крылатов «Лесной олень». 6 «б» С.Смирнов «Мама». 6 «в» В.Пьянков «Я хочу чтоб птицы пели». |
3. | Художественная выразительность в пении. Расстановка смысловых акцентов в произведении. | 6 «а» Е.Крылатов «Лесной олень». 6 «б» С.Смирнов «Мама». 6 «в» В.Пьянков «Я хочу чтоб птицы пели». |
II. 1-2. | Разучивание песни композиторов- классиков. | 6 «а» А.Зацепин «Ты слышишь, море?» 6 «б» Я.Френкель «Баллада о гитаре и трубе». 6 «в» В.Соловьёв-Седой «Баллада о солдате» |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Развитие динамического диапазона голоса. | 6 «а» А.Зацепин «Ты слышишь, море?» 6 «б» Я.Френкель «Баллада о гитаре и трубе». 6 «в» В.Соловьёв-Седой «Баллада о солдате» |
2. | Дикция. Выразительность слов в пении. | 6 «а» А.Зацепин «Ты слышишь, море?» 6 «б» Я.Френкель «Баллада о гитаре и трубе». 6 «в» В.Соловьёв-Седой «Баллада о солдате» |
3. | Дыхание. Развитие певческого дыхания на медленной кантиленой музыки. | 6 «а» А.Зацепин «Ты слышишь, море?» 6 «б» Я.Френкель «Баллада о гитаре и трубе». 6 «в» В.Соловьёв-Седой «Баллада о солдате» |
4. | Художественная выразительность в пении. Художественный образ. | 6 «а» А.Зацепин «Ты слышишь, море?» 6 «б» Я.Френкель «Баллада о гитаре и трубе». 6 «в» В.Соловьёв-Седой «Баллада о солдате» |
IV. 1-2. | Концертно-исполнительская деятельность. | Репетиция и концерт. Исполнение песенного репертуара. |
Приложение 2.
Репертуарный план.
1- ый год обучения
С.Соснина «Солнечная песенка».
С.Славкин «Почему сороконожки опоздали на урок».
А.Пахмутова «Просьба».
М.Минков «Дорога добра».
Аедоницкий «Красно солнышко».
Хрисаниди «Родина».
2 – ой год обучения
Г.Струве «Школьный корабль».
Русс. нар. п. «У меня ль во садочке».
В. Моцарт «Волшебная флейта».
рус. нар. п. «Милый мой хоровод».
Дубравин «Снежинка».
Тухманов «Россия».
С.Ведерников «Рождественская ночь»
А.Зацепин «Ты слышишь, море?»
Я.Френкель «Баллада о гитаре и трубе».
В.Пьянков «Я хочу чтоб птицы пели».
Список использованной литературы
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.-1983 г.
Вербов А.М. Техника постановки голоса. М.- 1961 г.
Генрих И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.- 1978 г.
Кадыков Н.Ф. Удивительное о голосе и слухе. М.- 1969 г.
Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М. – 1965 г.
Пигров К. Руководство хором. М.- 1964 г.
Стулова Г.П. Хоровой класс (теория и практика работы в детском хоре): Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2119 «Музыка». - .М.: Просвещение, 1998 г.
Соколов Г.В. Работа с хором. М. – 1964 г.
Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка.1983 г.
Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М. 1999 г.
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 2
Рассмотрена и согласована на заседание МО протокол от «___» ___________ 2012 г. Руководитель МО | Утверждена приказом Директора гимназии №2 Шульгиной Т.В. № ___ от_______ 2012 г. |
Рабочая программа внеклассных занятий по хоровому исполнительству.
Учитель:
Апанасенко С.Б.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Новизна программы
В МОУ гимназии №2 создана вокальная студия «Созвучие», в которой занимаются учащиеся 5-11 классов в возрасте от 10 до 17 лет. Рабочая программа разработана на основе программы «Вокальной студии «Планета детства». Новизна программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Актуальность программы
В Муниципально общеобразовательном учреждении гимназия №2 традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальная студия «Созвучие»», направленная на духовное развитие обучающихся. В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Формирование устойчивого интереса к пению.
Обучение выразительному пению.
Обучение певческим навыкам.
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы «Вокальная студия «Созвучие» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Программа рассчитана на 3 года обучения: первый год обучения – дети 10–12 лет, второй год обучения – дети 13–14 лет, третий год обучения – дети 15-17 лет.
Занятия 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего в году – 35 занятия, 105 часов. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: вокальная студия.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами (ансамблями), дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе (ансамбле).
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Практическое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Нотный материал, подборка репертуара.
9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
10. Записи выступлений, концертов.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения, 10-12 лет)
Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала.
№ | Разделы, название темы | |
ЧАСЫ | ||
I. | Пение как вид музыкальной деятельности. | |
1 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 |
2 | Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка. | 1 |
II. | Разучивание и исполнение песен. | |
1 | Произведения современных отечественных композиторов. | 4 |
III. | Формирование детского голоса, вокальные навыки. | |
1 | Звукообразование. | 4 |
2 | Певческое дыхание. | 4 |
3 | Дикция и артикуляция. | 4 |
4 | Вокальные упражнения. | 4 |
IV. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | |
1 | Сценические движения и художественный образ песен. | 4 |
2 | Соотношение движения и пения. | 4 |
V. | Концертно-исполнительская деятельность | |
1 | Репетиции | 2 |
2 | Выступления, концерты. | 3 |
Итого | 35 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу первого года обучения дети должны:
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Содержание программы
Первый года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.2. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.3. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
1.4. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Разучивание и исполнение песен.
2.1. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Тема III. Формирование детского голоса.
3.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
3.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
3.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
3.4. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема IV. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
4.1. Сценические движения и художественный образ песен. Знакомство с элементами хореографии.
4.2. Соотношение движения и пения. Актерское мастерство. Учиться передавать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.
Тема V. Концертная деятельность. Выступление солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар на 2012-2013 учебный год:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
«Взрослые и дети»,
«Хочу шалить»,
«Утренняя гимнастика»,
«Музыка».
Учебно-тематический план
(2-й год обучения, 13-14 лет)
Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.
№ | Разделы, название темы | |
Часы | ||
I. | Пение как вид музыкальной деятельности | |
1 | Вокально-певческая установка. | 1 |
2 | Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. | 1 |
II. | Разучивание и исполнение песен. | |
1 | Произведения современных отечественных композиторов. | 4 |
III. | Совершенствование вокальных навыков | |
1 | Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. | 4 |
2 | Вокальные упражнения. | 4 |
3 | Артикуляционный аппарат. | 4 |
4 | Дыхание, опора дыхания. | 4 |
IV. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | |
1 | Сценическое движение и художественный образ песни. | 3 |
2 | Виды, типы сценического движения. | 3 |
3 | Соотношение движения и пения | 3 |
V. | Концертно-исполнительская деятельность | |
1 | Репетиции | 2 |
2 | Выступления, концерты. | 2 |
Итого | 35 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу второго года обучения дети должны:
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
• основные типы голосов;
• типы дыхания;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• использовать элементы ритмики и движения под музыку;
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
Содержание программы
Второй года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
Тема II. Работа над певческим репертуаром.
2.1. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Тема III. Совершенствование вокальных навыков.
3.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
3.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.
3.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
3.4. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Тема IV. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
4.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
4.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
4.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
Тема V. Концертная деятельность. Выступление солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар на 2012-2013 учебный год:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
«Синяя вечность»,
«Россия»,
«Моя мама»,
«Память о войне».
Учебно–тематический план
(3-й год обучения)
Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.
№ | Разделы, название темы | |
Часы | ||
I. | Пение как вид музыкальной деятельности | |
1 | Вокально-певческая установка в различных ситуациях сценического действия. | 1 |
II. | Разучивание и исполнение песен. | |
1 | Произведения современных отечественных композиторов. | 4 |
III. | Совершенствование вокальных навыков | |
1 | Вокальные упражнения. | 4 |
2 | Артикуляционный аппарат. | 4 |
3 | Дыхание, опора дыхания. | 4 |
IV. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | |
1 | Сценическое движение и художественный образ песни. | 4 |
2 | Виды, типы сценического движения. | 4 |
3 | Соотношение движения и пения | 4 |
V. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | |
1. | Путь к успеху. | 2 |
VI. | Концертно-исполнительская деятельность | |
1 | Репетиции | 2 |
2 | Выступления, концерты. | 2 |
Итого | 35 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу третьего года обучения дети должны:
знать, понимать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- особенности многоголосого пения;
- обоснованность сценического образа.
уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
Содержание программы
Третий год обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Певческая установка должна стать привычной. Сохранение певческой установки при хореографических движениях в разных темпах.
Тема II. Работа над певческим репертуаром.
2.1. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Знать элементы стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Тема III. Совершенствование вокальных навыков.
3.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. Собственная манера исполнения вокального произведения.
3.2. Артикуляционный аппарат. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
3.3. Дыхательных функций в пении. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы». Певческая позиция, отработка полученных навыков.
Тема IV. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
4.1. Сценическое движение и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
4.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
4.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей.
Тема VI. Концертная деятельность. Репетиции на сцене и выступление ансамбля и солистов.
Примерный репертуар на 2012-2013 учебный год:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
«Снова в школу»,
«Мы ждём перемен»,
«Поппури на военную тему»,
«День без выстрелов».
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 2
Рассмотрена и согласована на заседание МО протокол от «___» ___________ 2012 г. | Утверждена приказом Директора гимназии №2 Шульгиной Т.В. № ___ от ___________2012 г. |
Рабочая программа внеклассных занятий вокальной студии «Созвучие» по эстрадно-джазовому вокалу.
Учитель:
Апанасенко С.Б.
Ярославль, 2012–2013 г.
Поурочное планирование.
(1-й год обучения, 10-12 лет).
№ Урока | Содержание урока |
I. 1. | Пение как вид музыкальной деятельности. Прослушивание детских голосов. Упражнения на дыхание. Подбор репертуара. |
2. | Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка. Пение вокально-тренировочных упражнений. |
II. 3. | Разучивание песни «Взрослые и дети» |
III. 4. | Формирование детского голоса. Звукообразование. Звуковысотное интонирование мелодии. |
5. | Певческое дыхание. Дыхание во фразах «Взрослые и дети». |
6. | Дикция и артикуляция. Дикционная чёткость в песне. |
7. | Вокальные упражнения. Пение без инструментального сопровождения. |
IV. 8. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения. |
9. | Создание сценического образа. |
II. 10. | Разучивание песни «Хочу шалить» |
III. 11. | Формирование детского голоса. Звукообразование. Звуковысотное интонирование мелодии. |
12. | Певческое дыхание. Дыхание во фразах «Хочу шалить». |
13. | Дикция и артикуляция. Дикционная чёткость в песне. |
14. | Вокальные упражнения. Пение без инструментального сопровождения. |
IV. 15. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения. |
16. | Создание сценического образа. |
V. 17. | Концертно-исполнительская деятельность. Репетиция на сцене. |
18. | Выступление солистов. |
II. 19. | Разучивание песни «Утренняя гимнастика». |
III. 20. | Формирование детского голоса. Звукообразование. Звуковысотное интонирование мелодии. |
21. | Певческое дыхание. Дыхание во фразах «Утренняя гимнастика». |
22. | Дикция и артикуляция. Дикционная чёткость в песне. |
23. | Вокальные упражнения. Пение без инструментального сопровождения. |
IV. 24. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения. |
25. | Создание сценического образа. |
II. 26. | Разучивание песни «Музыка». |
III. 27. | Формирование детского голоса. Звукообразование. Звуковысотное интонирование мелодии. |
28. | Певческое дыхание. Дыхание во фразах «Музыка». |
29. | Дикция и артикуляция. Дикционная чёткость в песне. |
30. | Вокальные упражнения. Пение без инструментального сопровождения. |
IV. 31. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения. |
32. | Создание сценического образа. |
33. | Концертно-исполнительская деятельность. Репетиция на сцене. |
34-35. | Концертно-исполнительская деятельность. Концерт, открытый урок – концерт. |
Поурочное планирование.
(2-й год обучения, 13-14 лет).
№ Урока | Содержание урока |
I. 1. | Пение как вид музыкальной деятельности. Прослушивание голосов. Подбор репертуара. |
2. | Вокально-певческая установка. |
II. 3. | Разучивание песни «Синяя вечность» |
III. 4. | Совершенствование вокальных навыков. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Звуковысотное интонирование мелодии. Слуховой контроль над интонированием. |
5. | Вокальные упражнения. Усиление резонирования звука. |
6. | Артикуляционный аппарат. Формирование гласных и согласных звуков. |
7. | Дыхание, опора дыхания. «Опора» звука на дыхание в процессе пения. |
IV. 8. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценическое движение и художественный образ песни. Художественный образ и его создание. |
9. | Виды, типы сценического движения. Связь с характером песни «Синяя вечность». |
II. 10. | Разучивание песни «Россия». |
III. 11. | Совершенствование вокальных навыков. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Звуковысотное интонирование мелодии. Слуховой контроль над интонированием. |
12. | Вокальные упражнения. Усиление резонирования звука. |
13. | Артикуляционный аппарат. Формирование гласных и согласных звуков. |
14. | Дыхание, опора дыхания. «Опора» звука на дыхание в процессе пения. |
IV. 15. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения, создание сценического образа. |
V. 16. | Концертно-исполнительская деятельность. Выступление солистов. |
II. 17. | Разучивание песни «Моя мама». |
III. 18. | Совершенствование вокальных навыков. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Звуковысотное интонирование мелодии. Слуховой контроль над интонированием. |
19. | Вокальные упражнения. Кантиленное пение. Слуховой контроль за звукообразованием. |
20. | Артикуляционный аппарат. Свободное движение артикуляционного аппарата при пении. |
21. | Дыхание, опора дыхания. «Опора» звука на дыхание в процессе пения. |
IV. 22. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения, создание сценического образа. |
23. | Виды, типы сценического движения. Связь с характером песни «Синяя вечность». |
24. | Соотношение движения и пения. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. |
II. 25. | Разучивание песни «Память о войне». |
III. 26. | Совершенствование вокальных навыков. Звуковысотное интонирование мелодии. Слуховой контроль над интонированием. |
27. | Вокальные упражнения. Кантиленное пение. Слуховой контроль за звукообразованием. |
28. | Артикуляционный аппарат. Свободное движение артикуляционного аппарата при пении. |
29. | Дыхание, опора дыхания. «Опора» звука на дыхание в процессе пения. |
IV. 30. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения, создание сценического образа. |
31. | Виды, типы сценического движения. Связь с характером песни «Память о войне». |
32. | Соотношение движения и пения. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. |
V. 34. | Концертно-исполнительская деятельность. Репетиция на сцене. |
35. | Концертно-исполнительская деятельность. Выступление солистов. |
Поурочное планирование.
(3-й год обучения, 15-17 лет).
№ Урока | Содержание урока |
I. 1. | Пение как вид музыкальной деятельности. Вокально-певческая установка. Подбор репертуара. |
II. 2. | Разучивание песни «Снова в школу» |
III. 3. | Совершенствование вокальных навыков. Вокальные упражнения. Собственная манера исполнения вокального произведения. |
4. | Артикуляционный аппарат. Расширение диапазона. |
6. | Дыхание, опора дыхания. Дыхание во фразах и в произведении целиком «Снова в школу». |
IV. 7. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценическое движение и художественный образ песни. Художественный образ и его создание. |
8. | Виды, типы сценического движения. Связь с характером песни «Снова в школу». |
II. 9. | Разучивание песни «Поппури на военную тему». |
III. 10. | Совершенствование вокальных навыков. Вокальные упражнения. Собственная манера исполнения вокального произведения. |
11. | Артикуляционный аппарат. Расширение диапазона. |
12. | Дыхание, опора дыхания. Дыхание во фразах и в произведении целиком «Поппури на военную тему». |
IV. 13. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения, создание сценического образа. |
13. | Виды, типы сценического движения. Связь с характером песни «Снова в школу». |
15. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. |
V. 16. | Концертно-исполнительская деятельность. Выступление солистов. |
II. 17. | Разучивание песни «Мы ждём перемен». |
III. 18. | Совершенствование вокальных навыков. Вокальные упражнения. Собственная манера исполнения вокального произведения. |
19. | Артикуляционный аппарат. Расширение диапазона. |
20. | Дыхание, опора дыхания. Дыхание во фразах и в произведении целиком «Мы ждём перемен». |
IV. 21. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения, создание сценического образа. |
22. | Виды, типы сценического движения. Связь с характером песни «Мы ждём перемен». |
23. | Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальным произведениям «Мы ждём перемен». |
24. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. |
II. 25. | Разучивание песни «День без выстрелов». |
III. 26. | Совершенствование вокальных навыков. Вокальные упражнения. Собственная манера исполнения вокального произведения. |
27. | Артикуляционный аппарат. Расширение диапазона. |
28. | Дыхание, опора дыхания. Дыхание во фразах и в произведении целиком «День без выстрелов». |
IV. 29. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения, создание сценического образа. |
30. | Виды, типы сценического движения. Связь с характером песни «День без выстрелов». |
31. | Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальным произведениям «День без выстрелов». |
32. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. |
V. 33-34. | Концертно-исполнительская деятельность. Репетиция на сцене. |
35. | Концертно-исполнительская деятельность. Выступление солистов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстрадно-джазовое искусство как сфера проявления творческих способностей
Доклад преп. Ивановой Ю.А. по работе преп. МГУКИ В. Г. Ивановой «Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных коллективов»...
«Проникновение классической формы в эстрадную, джазовую музыку»
Программа элективного курса для 9 класса Пояснительная записка В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, что...
Образовательная программа "Эстрадно-джазовый вокал"
Образовательная программа "Эстрадно-джазовый вокал" для педагогов дополнительного образования. Программа расчитана на 3 года обучения....
Модифицированная программа "Эстрадно-джазовое сольфеджио"
Может идти как отдельный предмет, или как дополнение к программе "Школьный ВИА"...
Реализация опыта хорового исполнительства и публичных выступлений на хоровом отделении.
Данный проект реализует концертно-конкурсную деятельность хора в ЦЭВиОД...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал»
Рабочая программапо курсувнеурочной деятельностиобщекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал»...
Вокальное искусство как средство музыкального воспитания. Занятия эстрадно - джазовым вокалом в системе дополнительного образования.
В статье автор раскрывает значение эстрадного вокала в современном мире.Знакомит с историей развития джаза и приводит примеры различных форм организации детей по обучению эстрадным пением....