Что такое "Купол" и как петь на вокальном зевке
учебно-методический материал по музыке

Семечкова Нина Петровна

Методическое сообщение о понятии купола при обучении академическому пении. Упражнения, на выработку правильных ощущений купола. Педагогический опыт в работе над певческим куполом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_kupol_i_kak_pet_na_vokalnom_zevke.docx24.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.Что же это такое купол или «вокальный зевок», и как им пользоваться?

Вот несколько простых упражнений, чтобы почувствовать купол:

1.        Зевок закрытым ртом. Для этого достаточно представить, что вы не выспались, или вы слушаете скучный рассказ собеседника с «нудным» невыразительным голосом. Поэтому зеваем, но при этом рот прикрыт. Ощутите высоко поднимающийся купол, широкое горло и опущенную гортань. Обратите внимание на мягкое нёбо, которое по физическим ощущениям поднимается в то время, как гортань опускается. Кладём ладонь под гортань и зеваем. При зевке гортань идет вниз и отодвигает ладонь вниз.

2.       Вдохнуть, как бы открыв рот от удивления, ощутив холодок на нёбе.  

3.    Открыть рот так, как будто кусаете большое яблоко.

4. Вдохнуть аромат цветка.

5.   Представить, что горячая картошка обжигает нам нёбо, и мы хотим ее остудить, втягиваем ртом воздух, который охлаждает верхнее нёбо. Это упражнение помогает выработке ощущений высокого купола.

6. Попробовать изобразить бегущую собаку, которой очень жарко. Приоткрытым ртом, и очень быстро дышать так, чтобы воздух охлаждал верхнее нёбо. Точка, где ощущается воздух – купол.

Разберёмся детально, что происходит при выполнении этих упражнений?

Гортань опускается, мягкое нёбо максимально поднимается вверх, а язык ложится «ложкой» – это и есть первые основные технические навыки вокалиста для ощущения купола. К сожалению, начинающему вокалисту приходится приобретать необходимые певческие навыки, что называется, «вслепую», т.к. голос – это инструмент, который скрыт внутри человека, поэтому без привлечения определённых ассоциаций не обойтись, чтобы понять, как всё происходит. Здесь всё зависит от индивидуальной способности к воображению и от личного опыта конкретного ученика. Итак, высокое мягкое нёбо, опущенная гортань с уложенным языком – это и есть «вокальный зевок» (купол).

2. Значение купола в процессе постановки голоса.

В результате формирования звука в куполе мы сможем решить ряд важных технических задач в обучении академическому пению:

  • Избежать гнусавости голоса
  • Избавиться от зажимов горла
  • Расширить диапазон, освободить верхние ноты
  • Изменять тембр голоса, в зависимости от образа
  • Свободно владеть динамическими оттенками
  • Обрести силу звука и объём
  • Добиться округлого благородного звучания

Процесс зевания непосредственно влияет на положение гортани. При зевке она уходит намного ниже своего обычного «речевого» положения, что влияет на тембр голоса, на его силу и на его объём. Но при этом надо помнить, что понятие «зевок» в вокале несколько  условно. Певческую позицию с поднятым мягким нёбом принято называть «куполом», потому что главную роль здесь играет именно верхняя часть гортани– мягкое нёбо. Для того, чтобы вокалист мог пользоваться многообразной палитрой тембральных красок, исполнять произведения различных стилей и эпох, ему необходимо научиться гибко управлять своим мягким нёбом.

3. Вокальные упражнения для развития правильных ощущений купола

Мышцы гортани, как и любые человеческие мышцы необходимо тренировать. Но это не значит, что во время пения надо всё время «держать во рту горячую картошку» и петь с высоко поднятым мягким нёбом. Задача в том, чтобы сделать мышцы гортани подвижными и эластичными, чтобы они принимали нужную форму в зависимости от гласных и высоты звука. Итак, для выработки ощущения «купола» или «вокального зевка» необходимо уложить язык, найти нужную степень низкого положения гортани и научиться управлять мягким нёбом.

Уложить язык, не позволять ему задираться, вставать «горбом» и служить препятствием для свободного звуковедения можно с помощью артикуляционных упражнений:

1) Распевание слогов на одной ноте, челюсть расслаблена, во рту как бы горячая картошка, то есть зубы разжаты, при этом губы активно смыкаются на звуке «М». «Ма-Мэ-Ми-Мо-Му». Повторяем это упражнение, поднимаясь по полутонам по всему звукоряду.

2) При распевании долгих гласных акцентируем внимание ученика на преобразование гласных из «И» в «Ы», «Е» в «Э», округление гласной «А» через «О». Следить, чтобы не терялось ощущение «зевка», чтобы мягкое нёбо оставалось активным, благодаря чему гласные звучат более округло.

3) Упражнение на «выравнивание» гласных. Петь в умеренном темпе сочетание слогов «Ма-Мэ-Ми-Мо-Му», поднимаясь по звукам мажорного трезвучия. Ассоциация – смешивание гласных в одном сосуде, в одном округлом ложе, в одной форме рта. Гласные сглаживаются по гласной «О», произносятся при минимальном участии губ, губы как бы распущены.

4) Распевание слогов с сочетанием двойных согласных поступенно в пределах терции вверх и вниз: «Бра-Брэ-Бри-Бро-Бру», «Бда-Бдэ-Бди-Бдо-Бду», «Мна-Мнэ-Мни-Мно-Мну» в среднем темпе. При этом надо акцентировать внимание обучающихся на ясной, но краткой артикуляции согласных в пении: гласные звуки – основа пения. Разборчивость слов, прежде всего, зависит от четкости согласных. Однако их произношение должно быть предельно кратким и свободным, так как многие из них требуют для своего образования активного выдоха, активного кончика языка и губ. Напряженная, зажатая артикуляция может привести к неспокойному положению гортани.

2. Как добиться оптимально низкого положения гортани, чтоб звук не ушёл в затылок, и не потерял свою собранность, не расширялся? Положение гортани в пении – вопрос первостепенной важности для правильного развития голоса. При правильно найденной позиции гортани облегчается работа голосовых мышц, что дает возможность продемонстрировать вокальные возможности голоса во всем блеске. В этом смысле интересен опыт известного педагога Д.Андгуладзе.
«При работе с учеником над переходными нотами Д,Андгуладзе контролировал устойчивое, неподвижное положение гортани». «Характерно, что педагог не заставлял насильно опускать гортань ученика». Очень важна реально оценивать вокальные
данные ученика, нельзя насильно воздействовать на вокальную природу певца. В самом начале процесса постановки голоса лучше вовсе не обращать внимание ученика на присутствие гортани, приобретение яркого и округлого звука требует большого терпения. Часть упражнений используемых в методе Д.Андгуладзе построена на прикрытых гласных «И» и «Е». Данное положение позволяет говорить об использовании основного принципа классической итальянской школы в формировании прикрытых звуков.

Русскоязычным вокалистам очень легко понять ту самую меру положения гортани: это разговорный звук «Ы». Попросите ученика несколько раз произнести слово «Ты»: «Ты, ты, ты». Затем удлините слог: «Ты-ы-ы…» до окончания дыхания. Обратите внимание при этом на положение гортани. Вот этой позиции гортани достаточно для вокального зевка. Далее приблизьте к этому звуку «»Ы» звуки «А», «Э», «И», «О», «У», затем перенесите эти ощущения на вокальные упражнения, начиная с гласной «Ы»: «Бды-Бдэ-Бда», «Бды-Бда-Бду» и т.д. Звучание гласных звуков при таком «легком» расширении глотки существенно отличается от чисто разговорных «пестрых» гласных, а гортань при этом смещается вниз ровно на столько, на сколько позволят сохранить собранность звука и не ведет к искажению тембра.

3.Как научиться управлять мягким нёбом?

Для начала немного анатомии, надо понять, где у нас находится мягкое нёбо. У человека всего 2 типа нёба – твёрдое и мягкое. Твёрдое нёбо состоит из костной ткани и разделяет рот и носовую полость. Если мы поцокаем языком, то упрёмся кончиком языка как раз в твёрдое нёбо. Мягкое нёбо состоит из слизистых мягких тканей и находится прямо за твёрдым нёбом. Если перед зеркалом широко открыть рот, то в глубине рта мы увидим маленький «язычок» над обычным языком, болтающийся на нёбной занавеске, а по бокам выступы – миндалины, всё это и есть ткани мягкого нёба. Ими профессиональные вокалисты умеют ловко управлять во время пения, добиваясь разной окраски, характера, объёма и высоты звука. Твёрдое нёбо отражает звук при пении, таким образом усиливает резонирование. Мягкое нёбо, напротив, поглощает звук, но в отличие от твёрдого очень подвижно и при пении принимает разные формы, свободно поднимается и опускается. При пении на зевке ткани мягкого нёба, которые в опущенном состоянии поглощают звук, подтягиваются наверх, увеличивая пространство ротовой полости, за счёт чего происходит усиление звука. При пении высоких нот нёбная занавеска вовсе как бы отсутствует, «врастает» внутрь, открывая головные резонаторы, благодаря чему звук становится ярким и полётным. Но пользоваться максимально поднятым нёбом постоянно невозможно, т.к. академическому певцу приходится сталкиваться с музыкой различных стилей и решать различные художественные задачи. Поэтому важно гибко управлять своим мягким нёбом.

Исполнители эстрадной и джазовой музыки различают три положения мягкого нёба: среднее, высокое и низкое. Они активно это используют для различных вокальных приёмов. К примеру, среднее положение нёба используется для пения в разговорном регистре, приближает пение к мелодекламации, позволяет голосу звучать естественно, без напряжения. Высокое положение используют для пения в высоком регистре и для придания голосу объёма, как и в академическом вокале. Низкое положение нёба добавляет в вокал носовой призвук, что является серьёзным недостатком в академическом вокале, но в таких стилях джазового направления, как кантри или фанк, так называемый «вокальный нос» просто необходим.

По моему убеждению, опыт эстрадных и джазовых певцов в определённой мере может быть полезен и для исполнителей академической вокальной музыки. Академический певец, который пользуется только одним вокальным приёмом, связанным с тёмным округлым звучанием, имеет все шансы стать скучным артистом одного жанра. А ведь классическая музыка так многообразна и ставит пред певцами самые разные художественные задачи. Невозможно петь одним и тем же звуком романсы, песни и оперные арии. Да и в оперном жанре, чтобы передать всю палитру чувств, приходится пользоваться множеством вокальных приемов и тембральных красок. И в опере, и в камерной музыке особенно, порой приходится переходить от вокализации к мелодекламации, а для создания ярких характерных образов прибегать и к плоскому, и к носовому звучанию, но, разумеется, в разумных пределах, чтобы не выпасть из академических рамок. Конечно, на начальном этапе при постановке голоса в академическом вокале ученику прежде всего следует усвоить пение на классическом вокальном зевке.

Итак, подведём итог:

Купол – это один из ключевых моментов постановки голоса при обучении академическому пению. Пение без купола – это горловое пение на связках и путь к болезни голоса вплоть до профнепригодности.

Невозможно сразу физически ощутить купол, необходимо запастись терпением и педагогу, и ученику, подключая слуховой и визуальный контроль. Попробовав петь на зевке, ученик сразу услышит качественно новый, именно певческий звук, необходимо регулярно фиксировать внимание ученика на том, как этот звук отличается от «разговора под музыку». Вскоре слуховые ощущения помогут контролировать купол: если звук плоский, не певческий – значит купола нет, значит надо остановиться и повторить упражнения: зевнуть с закрытым ртом и т.д., пока не выработается мышечная привычка гортани принимать правильное положение

Купол - это единственная и необходимая певческая позиция в академическом вокале.

Использованная литература
1. Л.Дмитриев. Основы вокальной методики. Москва. 1968г.
2. Р.Юссон. Певческий голос. Москва 1974г.
3. В.Морозов. Искусство резонансного пения. Москва 2008г.
4. Вопросы вокальной педагогики. А.С. Яковлева. Москва 1984 г. стр.84.
5. Интернет ресурсы (Блог о вокале).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Занятие вокального кружка "Петь приятно и удобно"

Формирование правильно произносить согласные и гласные звуки в словах, умения правильно дышать при исполнении песни....

Открытый урок на тему по музыке "Вокальный звук. Учимся петь Джаз"

Урок музыки был представлен на конкурс профессионального мастерства "Учитель года - 2013". В уроке использованы технологии деятельногостного типа и критического мышления....

Конспект вокального занятия (кружок) «Я красиво петь могу».

Конспект вокального занятия (кружок) «Я красиво петь могу»....