Урок музыки в 7 классе на тему Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
план-конспект занятия по музыке (7 класс)
Тема: Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Главная дидактическая цель урока:
знать особенности драматургического развития мессы как жанра духовной музыки;
понимать роль и влияние мастерства композитора на духовную культуру последующих поколений.
Образовательная задача: познакомить детей с духовной музыкой на примере мессы И.С. Баха
Развивающая задача: применять деятельностный подход в процессе усвоения нового материала на уроке.
Воспитывающая задача: формирование общечеловеческих ценностей и воспитание потребности духовно-нравственного роста у обучающихся через духовную музыку.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Главная дидактическая цель урока:
знать особенности драматургического развития мессы как жанра духовной музыки;
понимать роль и влияние мастерства композитора на духовную культуру последующих поколений.
Образовательная задача: познакомить детей с духовной музыкой на примере мессы И.С. Баха
Развивающая задача: применять деятельностный подход в процессе усвоения нового материала на уроке.
Воспитывающая задача: формирование общечеловеческих ценностей и воспитание потребности духовно-нравственного роста у обучающихся через духовную музыку.
Оборудование урока:
Зрительный ряд: портрет Баха, древнее масличное дерево в Гефсиманском саду, наружный вид и интерьер храма Гроба Господня, Калвариум в Иерусалиме, “Распятие Изенгеймского алтаря” М. Грюневальда.
Эпиграф: “Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество” (Бетховен).
Модель урока.
I. Звучит песня “Отворите окна”.
Муз. О. Юдахиной
Сл. В.Степанова
1. В окно открытое ко мне
Влетела птица в тишине.
Был чист и бел её наряд,
Как белый яблоневый сад.
Коснулась я её крыла,
И ночь за горизонт ушла…
Но это был лишь только сон,-
При свете дня растаял он.
Припев: Отворите окна, отворите!
Белых птиц в сердца свои впустите,
Белых птиц в сердца свои впустите
И слова любви для них найдите.
2. Кто ощутил тепло крыла,
Уже не сможет сделать зла,
И в час любой, и в миг любой
Своей чужая станет боль…
Пусть не во сне, а наяву,
Окинув неба синеву,
В пути не ведая преград,
К нам птицы белые летят.
Припев.
Почему летящие стаи птиц рождают в людях радостные и светлые чувства?
Что означает образ птицы в священных писаниях?
Почему поэты и музыканты часто обращаются к образу души человека?
Что происходит в душе под воздействием музыки? Поёт ли ваша душа?
Хотели бы вы жить в мире, где поют души всех людей?
Чем привлекает людей духовная музыка?
Почему музыка – непременный атрибут в богослужении?
“Богослужение – это такой удивительный праздник жизни, на котором людям служит сам бог. Он дарит им свою любовь, свою радость, лечит душевные и телесные болячки, чтобы выйдя из храма, мы могли понести его свет и тепло другим. Но душа человека не стазу может принять эти дары. И музыка призвана дать им нужный настрой. Чем глубже и искреннее она будет, тем легче человек раскроется навстречу Христу”. (Бах – Моцарту)
II.
Учитель называет тему урока (слайд 1) и зачитывает цитату Александра Меня: «Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает Его - в глубине Души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать.»(слайд 2)
“Богослужение – это такой удивительный праздник жизни, на котором людям служит сам бог. Он дарит им свою любовь, свою радость, лечит душевные и телесные болячки, чтобы выйдя из храма, мы могли понести его свет и тепло другим. Но душа человека не стазу может принять эти дары. И музыка призвана дать им нужный настрой. Чем глубже и искреннее она будет, тем легче человек раскроется навстречу Христу”. (Бах – Моцарту)(слайд 3)
Для И. С. Баха Христос – высшая ценность, основа бытия, морали, самой жизни. Будучи верующим человеком (протестантом), он посвятил себя и свой гений лучшему из кого – либо живших на свете, символу духовности и жертвенности – Иисусу Христу.
Озвучиваю эпиграф урока: “Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество” (Бетховен).(слайд 4)
Через искусство можно заглянуть в свою душу и ответить на многие вопросы, которые называются вечными не потому, что они неразрешимы, а потому, что мы вынуждены к ним постоянно возвращаться. Эти вопросы не только одной нации и не одного поколения. Мы сами задаем их себе…
Попробуйте сами сформулировать проблему урока.
III.
Словно желая выразить всю свою любовь к Христу, преклоняясь перед его святостью и страданиями, Бах превращает историю гибели Христа в религиозную поэму, главным героем которой становится верующая душа, исполненная сочувствия к Сыну Божьему. Этот безымянный христианин повсюду сопровождает Иисуса, переживая с ним вместе все этапы его крестного пути.
Обратимся к одному из самых великих творений мировой музыкальной культуры – Мессе h-moll Баха, названной Высокой, над которой он работал с 1733 г. до конца жизни, хотя партитура была закончена в 1738 году (слайд 5).Это огромное по глубине и силе музыкальное полотно, в котором отражён необъятный мир чувств и настроений. Си-минорную мессу Баха сравнивают с колоссальным готическим собором (слайд 6).
Что представляет собой месса как музыкальный жанр?
Сообщение обучающихся о мессе как жанре духовной музыки, ее строении и Высокой мессе h-moll И.С. Баха (дети используют информацию из самостоятельно проработанных источников).
Месса (от лат. missa – посылаю, отпускаю) как музыкальный жанр – это многочастное вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. В православной церкви ей соответствует литургия. (слайд 7)
На доску проецируются определения и составные части мессы
1. Слово мольбы и просьбы о прощении: Kyrie eiesion – Господи, помилуй;
2. Слово радости и восторга: Gloria – Слава;
3. Слово убежденности и твердости духа: Credo – Верую;
4. Слово торжества и силы: Sanctus – Свят;
5. Слово благодарности и милости: Agnus Dei – Агнец Божий.(слайд 8)
-Однако Бах создаёт произведение из 24 номеров: 15 хоров, 6 арий, 3 дуэтов. О чем это говорит?
-Несмотря на то, что И. С. Бах был связан религиозным текстом и традиционной формой, назвать мессу произведением церковным невозможно. При жизни Баха целиком не исполнялась, лишь первые две части он иногда использовал в воскресных богослужениях.
В Мессе си-минор получили обобщение 2 основных образных мира музыки: мир страданий, глубокой скорби и мир света, радости, ликования, торжества. Неоднократное сопоставление этих ярко контрастных друг другу сфер составляют основу симфонического развития.
IV.
Музыка И.С. Баха – это музыка барокко. Она грандиозна и величественна, трагична и светла, наполнена контрастами и чудесами полифонической изобретательности. Сейчас мы убедимся в этом.
1. Линия развития сферы скорби и страдания берет начало в I части – «Kyrie elesion». (слайд 9). Всего два слова («Господи, помилуй!») - мольбы и просьбы о прощении. Сначала слышны возгласы хора и оркестра, оркестровое вступление со вздохами, с тревогой в интонациях инструментов. С первых аккордов возникает ощущение, что торжественная молитва возносится в вверх.
(Слушание: Первая часть «Высокой мессы» — «Куriе eleison».)
С первыми звуками музыки перед детьми проходит следующий зрительный ряд: портрет Баха, древнее масличное дерево в Гефсиманском саду, наружный вид и интерьер храм Гроба Господня, Калвариум в Иерусалиме, “Распятие Изенгеймского алтаря” М. Грюневальда.(слайды 10-13)
Сначала можно послушать только первые возгласы хора и оркестра и оркестровое вступление со вздохами, с тревогой в интонациях инструментов.
-Какие оттенки человеческих чувств выражены здесь? С первых аккордов — восклицания хора «Kyrie eleison» — возникает ощущение, что торжественная молитва возносится вверх. Как же развивается музыка дальше?
Теперь целесообразно послушать весь номер мессы в записи. Вслед за оркестровой прелюдией развертывается мелодия хоровой фуги.
-С какой разной интонацией звучат слова «Господи, помилуй» («Kyrie eleison») и «помилуй» («eleison»).
-Какие знакомые приемы развития полифонической музыки использует композитор?
Снова соло оркестра, и вновь, начиная с мужских голосов, проходит основная мелодия поочередно у всех групп хора. Мир величавого и глубокого чувства открывается слушателям. Кажется, будто все новые толпы присоединяются к молению, что это молитва всего человечества.
2.Сосредоточенное молчание — лучший переход к части «Глория» («Gloria in exelsis et in terra pax hominibus bonae vol-untatis» (слайд 14) — «Слава на небесах, и на земле мир, в человеках благоволение» — таково содержание всей части).
Слушание: часть «Высокой мессы» - «Глория» («Gloria in exelsis et in terra pax hominibus bonae vol-untatis»
-Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?
Мощное, победное и торжественное звучание хора и оркестра исполнено восторга и ликования. Оно несет в себе порыв радости, стремление к жизни, возглашает беспредельную радость бытия. Хвала возносится ввысь, как бы заполняет все пространство небес.
«Глория» составлена по мотивам Священного Писания во II в. и записана в 7-ю книгу Апостольских Установлений в III—IV вв. Начиная с V в. включена в мессу католического богослужения. Молитва обращена к Троице.
Слава в вышних Богу, и на земле мир людям доброй воли.
Хвалим Тебя, благословляем Тебя, обожаем Тебя, славим Тебя, благодарим Тебя во имя великой Твоей славы, о, Господь Бог, Царь Небесный, всемогущий Бог Отец.
О Господь Сын Единородный, Иисус Христос,
Господь Бог, Агнец Божий, Сын Отца,
Ты, который принимает грехи мира, внемли нашим мольбам.
Ты, который восседаешь по правую руку от Отца, помилуй нас.
Ибо Ты один Свят, Ты один Господь, Ты один высочайший,
о Иисус Христос вместе со Святым Духом во славу Бога Отца.
Аминь.
Какие жанровые признаки и выразительные средства отличают две образные сферы Мессы? (слайд 15)
3.Ария «Agnus Dei» №24 («Агнус Дей») (слайд 16) — песнь успокоения — звучит как заключение, несущее благодарение и умиление, умиротворение. Эта ария альта со скрипками и с поддерживающими их басовыми инструментами — самая глубокая ария «Мессы».
В ней слышатся отзвуки трагедии, но захватывает власть духовной красоты. Именно эта ария чаще всего исполняется в концертах как самостоятельное лирическое произведение.
Агнец Божий (лат. Agnus Dei; агнец — от слав. — «ягненок») — одно из символических имен Иисуса Христа как искупителя грехов человечества. Агнец — символ кротости, невинности и непротивления злу, качеств, в которых заключена таинственная сила христианской религии, победившей многие религии античного мира и распространившейся вопреки всем гонениям. Подобно ветхозаветным агнецам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена (обычай приносить в жертву Богу первого ягненка, родившегося в стаде), Иисус отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.
Слушание: часть «Высокой мессы» - Ария «Агнус Дей»
Взволнованная возвышенность содержания мессы связана с раскрытием драматургии контрастных образов (свойственных и сценическим жанрам). Предложить обучающимся спеть мелодии трех номеров из «Высокой мессы» (с. 64—65 учебника).
Идея мессы: от страдания к радости, от смерти к жизни.
(слайд 17)
V.
Еще раз обращаю внимание на эпиграф урока: “Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество” (Бетховен).
Во все времена человек дышит, мыслит и чувствует одинаково, продолжает мучиться одинаковыми вопросами, задавая их себе из века в век. Если духовная музыка создается композиторами в наши дни, значит вопросы поиска Истины, Добра, Любви, Красоты, Веры остаются открытыми. И распахнута душа для сокровенного…
О, Боже, научи меня любить
Холодным сердцем музыку Вселенной,-
Позволь из чаши Вечности испить
Её печали голос сокровенный.
Дай силы мне постигнуть суть вещей
И сквозь души прозрачные одежды
Пролей в сердца нам огненный ручей
Величественной музыки надежды.
(Николай Марянин. “Молитва Баха”, 2005 г.)
VI. Рефлексия. (слайд 18)
1.Какие впечатления произвела музыка, звучавшая на уроке? Какими чувствами наполнилась душа?
Какие качества в себе нужно воспитывать, чтобы уметь заглянуть в свою душу и подумать: а чем она заполнена?
Определите и сформулируйте главный нравственный вопрос, стоящий перед человечеством? Чем надлежит быть Вселенной: зверинцем или храмом? (по Е. Трубецкому)
Если погибнут все материальные ценности, человечество не погибнет, а оно начнет создавать все сначала, а вот если погибнут духовные начала, человечество обречено. Согласны ли вы с этим?
Чем вам заполнился урок?
Что на ваш взгляд было особенно ценным на уроке?
VII. Домашнее задание разноуровнего характера.
Написать сочинение-миниатюру, стихотворение, эссе (на выбор) по теме: “Мой голос в диалоге времен”.
Подобрать стихотворение поэтов на тему: “Духовная музыка – мир красоты и гармонии”.(слайд 19)
Хор № 16 “Сrucifixus” (“Был распят”) – трагическая вершина мессы, воплощение человеческих страданий, мученической смерти, людского горя. “Сrucifixus” создан Бахом в духе типичной итальянской “арии-жалобы”, что ещё более сгущает трагические краски.
В процессе слушания предлагаю записать свои впечатления в тетрадь. Возможно использование словаря эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признак характера звучания.
Слушание хора “Crucifixus” из раздела “Credo” Высокой мессы h-moll И.С. Баха.
С первыми звуками музыки перед детьми проходит следующий зрительный ряд: портрет Баха, древнее масличное дерево в Гефсиманском саду, наружный вид и интерьер церкви Гроба Господня, Калвариум в Иерусалиме, “Распятие Изенгеймского алтаря” М. Грюневальда.(слайды 8-11)
V.
Веймарский – самый счастливый 9-летний период его жизни. Ему хорошо пишется здесь. Вдобавок ко всему у него счастливая семья – жена Мария-Барбара и четверо детей, вместе с которыми он совершает воскресные прогулки, забираясь на заросшую лесом гору Эттерсберг.
А в его токкатах и фугах – вскрики боли и жажда покоя. Баху мало обычных регистров – и однажды орган оглушает добропорядочных бюргеров лавиной неслыханных звуков и колокольным набатом. Прихожане взволнованы: колокол с давних времён – символ тревоги и бедствия.
Что случилось с мастером Бахом, воскресные мессы которого и так далеки от церковных канонов? Что видит он в дали грядущего?
Прочтите следующий текст на раздаточных карточках № 1:
“Спустя два столетия здесь, в окрестностях Веймара был построен фашистский лагерь Бухенвальд.
Бах писал свои воспоминания о будущем.
Во времена Баха людей на крестах уже не распинали. Распинали двумя столетиями раньше – в эпоху мрачного средневековья и двумя столетиями позже – в цивилизованный 20-й век. Бухенвальд предназначался для уничтожения людей физическим трудом. Тех, кто выказывал малейшие признаки сопротивления, подвешивали в лесу на столбах, напоминавших распятия. “…Лес наполнялся стонами, криками и воплями заключённых. Замученные до безумия, они кричали, прося воды, призывая жену и детей, умоляя застрелить их, чтобы мучения окончились” (Из воспоминаний бывшего узника лагеря смерти Вилли Апеля).
Остаётся только гадать, как услышал их сам Иоганн – Себастьян Бах, жизненный путь которого, если верить биографам, был подобен однообразной и довольно – таки скучноватой дороге. Бах не видел, как распинали людей на крестах, но он хорошо знал, что в начале любого пути на Голгофу лежит предательство. Предательство самого себя, своих близких, предательство человеческого в человеке.”
Работа в творческих группах с последующим обменом мнениями.
Музыка Баха трагична, но вот что закономерно: к эпилогу она проясняется и звучит торжествующим гимном во славу жизни. Почему? Подтвердите на примере текста.
Карточка № 2
“За 10 дней до своей смерти, по воспоминаниям родственников, Бах неожиданно прозрел. Привстав на постели, он жадно вглядывался в раскрытое окно, а потом подавленно опустился на подушку, так и не произнеся ни слова. Что он увидел? Неужели это? “Поистине проклятым местом в страшном лагере смерти было так называемое паталого – анатомическое отделение, в котором эсесовские врачи проводили “эксперименты” над живыми людьми. Фабрика смерти работала без обходов. Поистине такое не снилось даже средневековым инквизиторам… А в подвале под “паталогоанатомическим отделением”, считавшимся в лагере самым глухим местом, куда старались не заглядывать даже эсесовцы, квартет их 4-х заключённых на самодельных инструментах исполнял по ночам Баха. И эта музыка помогала им снова обрести волю к жизни и веру в человека…”
Работа в группах с последующим обсуждением.
История развивается по спирали. Времена повторяются. И средневековье ещё может возникнуть на новом зловещем витке… И поэтому Бах снова настраивает свой орган…
Он ещё не всё досказал нам, своим современникам.
VII.
Слушание “Et resurrexit” (“Воскрес”) из Высокой мессы Баха. (Приложение № 2).
Продолжаем индивидуальную работу в тетрадях.
Сделайте вывод.
Еще раз обращаю внимание на эпиграф урока: “Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество” (Бетховен).
Во все времена человек дышит, мыслит и чувствует одинаково, продолжает мучиться одинаковыми вопросами, задавая их себе из века в век. Если духовная музыка создается композиторами в наши дни, значит вопросы поиска Истины, Добра, Любви, Красоты, Веры остаются открытыми. И распахнута душа для сокровенного…
О, Боже, научи меня любить
Холодным сердцем музыку Вселенной,-
Позволь из чаши Вечности испить
Её печали голос сокровенный.
Дай силы мне постигнуть суть вещей
И сквозь души прозрачные одежды
Пролей в сердца нам огненный ручей
Величественной музыки надежды.
(Николай Марянин. “Молитва Баха”, 2005 г.)
IX. Рефлексия.
Какие впечатления произвела музыка, звучавшая на уроке? Какими чувствами наполнилась душа?
Какие качества в себе нужно воспитывать, чтобы уметь заглянуть в свою душу и подумать: а чем она заполнена?
Определите и сформулируйте главный нравственный вопрос, стоящий перед человечеством? Чем надлежит быть Вселенной: зверинцем или храмом? (по Е. Трубецкому)
Если погибнут все материальные ценности, человечество не погибнет, а оно начнет создавать все сначала, а вот если погибнут духовные начала, человечество обречено. Согласны ли вы с этим?
Чем вам заполнился урок?
Что на ваш взгляд было особенно ценным на уроке?
X. Домашнее задание разноуровнего характера.
Написать сочинение-миниатюру, стихотворение, эссе (на выбор) по теме: “Мой голос в диалоге времен”. Подобрать стихотворение поэтов на тему: “Духовная музыка – мир красоты и гармонии”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...
Открытый урок музыки, пения, танца по теме: «Разучивание песни «Весёлый барабанщик», музыка Л.Шварца в 6 «б» классе (ССД)
Данный урок позволяет активизировать творческие способности у учащихся,совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальнуюпамять, корригировать нарушение звукопроизношения, сниматьэмоциональное н...
Презентация к уроку музыки в 6 классе. "И. С. Бах. Образы духовной музыки Западной Европы"
"Небесное и земное" в музыке Баха...
Урок музыки. 3 класс. Контраст и единство тем-образов в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
Урок разработан по программе "К вершинам музыкального искусства" М.С. Красильниковой. По календарно-тематическому планированию это четвертый урок в первой четверти. На изучение кантаты Прокофьева "Але...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Методическая разработка урока музыки для 8 класса по теме "Пушкинские образы в музыке"
Урок разработан для учащихся 8 класса. Цель урока: проследить, как литературные образы А.С. Пушкина воплотились в музыке на примере музыкальных произведений Сцена письма Татьяны из оперы «Е...
Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка
Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"...