Урок музыки в 6 классе на тему УВЕРТЮРА – ФАНТАЗИЯ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Школьники продолжают  знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры – фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

Обучающиеся закрепляют и углубляют понятия – программное произведение, увертюра, сонатная форма.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс

ТЕМА: УВЕРТЮРА – ФАНТАЗИЯ  «РОМЕО  И ДЖУЛЬЕТТА»

Цель: Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры – фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

Задачи: - закрепить и углубить понятия – программное произведение, увертюра, сонатная форма.

- сформировать эмоциональное отношение к музыкальному образу

Музыкальный материал: Увертюра – фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»

Ход урока

1. Организационный момент, музыкальное приветствие.

2. Повторение изученного ранее материала.

Учитель:

– Здравствуйте! На прошлом уроке мы с вами познакомились с программной увертюрой. Как называется это произведение? Кто его автор?

Ученики:

– Увертюра «Эгмонт», а автор – Людвиг Ван  Бетховен.

Учитель:

– Да, правильно. Сегодня мы познакомимся еще с одним программным произведением, но для начала, давайте вспомним, что же такое программное произведение? И что такое увертюра?

Ученики:

Программное произведение - это произведение, в основе которого лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях, взятых из истории или современной жизни, связанная с произведениями разных искусств или рожденная фантазией композитора.

Увертюра – это не только вступительная музыка к опере, балету, драматическому спектаклю, но и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с программным названием.

3. Работа по теме урока (художественно- эмоциональное восприятие музыки  и разбор увертюры)

Учитель:

– Познакомимся мы сегодня с увертюрой - фантазией «Ромео и Джульетта» (рисунок «Ромео и Джульетта»), а автор этого произведения, русский композитор, чье имя нам уже знакомо - Петр Ильич Чайковский (портрет).

-Скажите, а какое литературное произведение положено в основу увертюры? Кто его автор?

Ученики:

- В основу этого музыкального произведения положена одноименная трагедия английского писателя и драматурга У. Шекспира (портрет)

Учитель:

– Это легенда о любви двух юных героев, которые происходят из двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Из-за родовой вражды, которая длится уже не одно поколение, герои не могут быть вместе. Все заканчивается их трагической смертью.

– Давайте прочитаем отрывок из пролога трагедии.

Эти строки могли бы стать кратким содержанием трагедии.

Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.

Их жизнь, любовь и смерть и, сверх того,

Мир их родителей на их могиле,

На два часа составят существо

Разыгрываемой пред вами были.

Учитель:

– Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним какие разделы составляют сонатную форму?  

Ученики:

– Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода.

Учитель:

-При восприятии увертюры-фантазии каждый её образ имеет свои неповторимые особенности (с.145-текст)

вступление

экспозиция

разработка

реприза

кода

Образ Лоренцо

Образы вражды и любви

Столкновение основных образов

Измененное повторение образов

Тема любви

– Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо (рисунок -патер Лоренцо), мы все помним с вами этого героя трагедии. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли  меняться его речь?

 Слушание: Вступление

Учитель:

– Итак, давайте попытаемся ответить на поставленные вопросы.

Ученики:

– Тема патера Лоренцо  очень сдержанная, сосредоточенная, как неторопливое шествие, аккордового склада, она рассказывает о человеке, который посвятил свою жизнь Богу, передает характер священнослужителя, предпринявшего попытку своими действиями соединить сердца любящей юной пары. Тема проводится несколько раз и характер ее меняется. В конце она становится более напряженной, будто свидетельствует о тяжких раздумьях. Она окрашивается тембрами разных инструментов: деревянно-духовых, пиццикато струнных, литаврами, прерываемыми во вступлении звуками арфы. Эта тема хорального характера вводит нас в мир средневековья. (текст с. 146)

Учитель:

– Очень хорошо, молодцы! Вступление заканчивается небольшой паузой, после которой следует экспозиция. И мы с вами знаем из предыдущих уроков, что в этом разделе, само слово за себя говорит экспозиция (выставка) произойдет показ, демонстрация двух основных тем. Первая тема - это тема вражды, борьбы, ненависти двух семейств. Давайте послушаем ее, а затем охарактеризуем (рисунок вражды)

 Слушание: первая тема экспозиции

Учитель:

– Пожалуйста, кто хочет рассказать о своем впечатлении.

Ученики:

– Тема вторгается неожиданно. В ней энергичный быстрый темп. Синкопированный, судорожный ритм создает картину яростной схватки.

Учитель:

- Композитор использует короткие, резкие интонации, подчеркнутые пунктирным ритмом, мрачной минорной окраской. Напряженность темы создается звучанием всего оркестра, изобразительными моментами (медные тарелки имитируют звон клинков), повторениями.

Учитель:

–И за первой темой следует вторая тема, которая представит нам образ любви двух героев. Послушайте, как прозвучит эта тема (рисунок любви)

  Слушание: вторая тема экспозиции

Учитель:

– Как мы услышали с вами, эта тема совершенно контрастна, противоположна первой. Очень вдохновенная, широкая и томительно прекрасная. Какие образы нам нарисовала эта тема?

Ученики:

– Эта лиричная тема передала нам возвышенное чувство любви Ромео и Джульетты.

Учитель:

-Песенная мелодия очень выразительна, её повторение, как утверждение идеи любви, введение интонаций колыбельной, мажорная окраска темы.

Учитель:

– Итак, мы подошли пожалуй  к самому напряженному разделу- разработке. Она начинается с темы вражды. Яростно и напряженно оркестр повторяет главные интонации этой темы. В этом разделе темы, показанные в экспозиции, могут высветиться с совершенно неожиданных сторон. Давайте послушаем, а затем поговорим, что же произойдет с этими двумя темами

Слушание:  разработка

Учитель:

– Поговорим о ваших музыкальных впечатлениях.

Ученики:

– В этой части произошло столкновение, сражение, схватка двух тем.

Учитель:

– Ребята, а доминировала какая тема?

Ученики:

– Тема вражды, с каждым ее новым проведением  возрастало напряжение.

Учитель:

– Молодцы ребята, вы очень хорошо чувствуете эту музыку. Вы обратили внимание на новую окраску, которую получает в разработке образ патера Лоренцо - в нем уже нет былой сдержанности и неторопливости, в нем - отчаяние, крик, призыв. Композитор преобразует тему Лоренцо, подчеркивая её новый характер звучанием медных духовых инструментов. Эта обновленная тема словно противостоит теме вражды «защищая» юных влюбленных.

Давайте послушаем репризу, а затем  поговорим, что же мы там услышим

Слушание:  реприза

Ученики:

– Тема вражды звучала еще более уверенно и настойчиво.

Учитель:

– Да, действительно. В репризе тема вражды звучит еще более неистово, она уничтожает тему любви, дробит ее, оставляя от нее лишь фрагменты. Этот натиск зловещей силы разбивает жизнь и счастье героев. И разработка заканчивается ударом  китайского гонга (рисунок). Как вы думаете, какой момент здесь показал нам Чайковский?

Ученики:

– Смерть главных героев.

         Учитель:

– Да, это смерть главных героев (рисунок - смерть Ромео и Джульетты). С этого момента начинается заключительный раздел увертюры - кода. Глухо рокочут литавры, на фоне которых вновь появляется  тема любви. Она изменила свой первоначальный облик - звучит хрупко и незащищено, в высоком регистре. На смену темы любви приходит звучание аккордов, напоминающих церковное песнопение, хорал. Широкие разливы арфы вносит музыку покой и умиротворение.

Слушаем:  кода

Учитель:

– О чем рассказала нам заключительная часть?

Ученики:

– Мы услышали траурные аккорды, завершающий рассказ патера Лоренцо,  а также появилась тема любви.

Учитель:

– Да правильно ребята. В коде мы почувствовали выражение глубокой скорби о Ромео и Джульетте. Но одновременно это и утверждение нерушимости возвышенных идеалов человека. Звучание темы любви завершается несколькими утвердительными аккордами. Таким оптимистическим окончанием увертюры-фантазии Чайковский выражает свое отношение к главной идее трагедии Шекспира - любовь побеждает все невзгоды, любовь будет жить вечно, пока жив на земле человек!

Тема любви звучала как гимн человеческому чувству. Настоящая любовь продолжает озарять людей светом даже после смерти. Смерть главных героев послужила примирением для двух семейств (Рисунок примерения).

Чтение отрывка и трагедии Шекспира (с. 144), рассматривание фото.

4. Итог урока (обобщение знаний)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"

Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....

Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр»

Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр». Программа Е.Д.Критской....

урок музыки 5 класс по теме "Романса трепетные звуки"

На уроке учащиеся познакомятся с жанром романс и его роли во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....

Конспект урока музыки 5 класс по теме:«Всю жизнь мою несу родину в душе…». http://shkola172007.narod.ru/krasnodarski_krai.htm

ЗАДАЧИ: Развивать  интерес к  произведениям композиторов, поэтов  и художников, прославляющих  Кубань;       2) Пополнить  словарный  запас ...

Конспект урока музыки 5 класс на тему "Балет"

Конспект урока музыки 5 класс на тему "Балет"...

презентация к уроку музыки 8 класс по теме "Джаз"

звезда джазовой музыки Луи Армстронг,...

конспект урока музыки 7 класс по теме: основные жанры светской музыки (соната и симфония)

Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте....