Занятие "По лесным тропинкам"
план-конспект по музыке

Терещенко (Чиина)  Надежда Васильевна

Занятие, составлено для детей-инвалидов, детей с ОВЗ в возрасте от 4 до 6 с нозологическими формами: ДЦП, заболевания нервной системы, эмоциональные расстройства и расстройства поведения в детском возрасте, ЗПР, УО-легкая и умеренная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_lesnym_tropinkam.docx36.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Иркутск

Технологическая карта мероприятия, проводимого в целях повышения коммуникативного потенциала

получателей социальных услуг - детей-инвалидов, детей с ОВЗ

Раздел 1.

1.1.

Ф.И.О. должность

Терещенко Надежда Васильевна, музыкальный руководитель ПКК

1.2.

группа

Дети-инвалиды, дети с ОВЗ в возрасте от 4 до 6 с нозологическими формами: ДЦП, заболевания нервной системы, эмоциональные расстройства и расстройства поведения в детском возрасте, ЗПР, УО-легкая и умеренная.

1.3.

дата

20.05.2019г

продолжительность

25 минут        

Раздел 2.

2.1.

тема

«Путешествие по лесным тропинкам»

2.2.

цель

Социальная адаптация детей с отклонениями в интеллектуальном и/или физическом развитии через развитие музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

2.3.

задачи

образовательные

- обогащать двигательный опыт детей.

- обучать детей элементам самомассажа и взаимомассажа.

- формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, четко произносить слова в песне.

- познакомить с русским композитором.

- закреплять представления об окружающем мире.

Коррекционно-развивающие

- развивать воображение, творческие способности умение согласовывать движения со словами.

- расширять певческий диапазон.

- развивать музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость.

воспитательные

- формировать коммуникативные отношения между детьми;

– воспитывать уважительное отношение друг другу, чувство коллективизма, инициативность, самостоятельность.

- воспитывать интерес к музыке.

- воспитывать любовь к природе, птицам, желание общаться с окружающим миром.

2.4.

образовательные области

художественно-эстетическое, физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.

2.5.

образовательные технологии

Информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюниковой, технология развития восприятия музыки О.П. Радыновой, технология формирования двигательных умений А. И. Бурениной.

2.6.

методы и приемы

объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям, рассказ, беседа, творческий метод.

2.7.

форма организации обучения

групповая

2.8.

предварительная работа

слушание звуков природы, разучивание песни «Ласточка» муз. Е.Крылатова, сл. И. Шаферана, валеологических распевок, ритмических танцев, ритмодекламаций; использование на занятиях пальчиковых, артикуляционных гимнастик, элементов взаимомассажа. 

2.9.

оборудование

 проектор, музыкальный центр, магнитная доска,  портрет композитора Н.А. Римского-Корсакового, знаки «Правила поведения в лесу», иллюстрации птиц.

2.10.

Литература

1. Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.

2.Каплунова И. Новоскольцева И.  Ладушки -  программа для музыкальных руководителей детских садов СПб., 2007.

3.Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, 2000.

4.Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль, 1996.

5.Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет СПб., 2001.

6.Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками: учебно-методическое пособие М., 2003.

2.11.

Ожидаемые результаты

1.Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
2.Снижение уровня заболеваемости.
3.Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития. 
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Раздел 3.

Этап реабилитационного мероприятия, продолжительность

Содержание реабилитационного мероприятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

3.1.

Вводная часть

(5-7 мин)

Музыкальный руководитель: Что за гости к нам спешат? Вижу я своих ребят! Проходите, становитесь вот сюда. Все на месте?
Муз. руководитель: Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
Валеологическая попевка с оздоровительным самомассажем «Доброе утро!» сл. и муз. Арсеневской (ноты)- (здоровьесберегающие технологии).
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее!
Мы потрём лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в саду цветочки.
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
А потом похлопаем – будет веселее!
Ушки тоже мы потрем, и здоровье сбережём,
Улыбнёмся снова – будем все здоровы!

Муз. руководитель: Молодцы! Всем показали, как можно весело и с пользой для здоровья поприветствовать друг друга. Но мне ребята, что – то тревожно на душе. Сегодня я пришла в музыкальный зал и заметила, что здесь кто-то был: во – первых, на полу я нашла вот эти следы (показать макет следа), во-вторых, везде разбросаны какие-то странные предметы, вот посмотрите! (обращаю внимание детей на то, что находится позади них дети оборачиваются, смотрят и видят – рогатки, палки, сети, мусор), а диск с записью пения весенних птиц, который мы с вами очень любили слушать, сломан. Как вы думаете, кто здесь побывал?

 Что нужно сделать с этим мусором?


Слайд №1 "Весенний лес"
А вот и сказочная полянка в весеннем лесу, куда мы с вами собирались отправиться на прошлом занятии. Но что там происходит? (анимация: тревожная музыка, птицы разлетаются в разные стороны, лес становится пустым) Что произошло?  

Может ли лес жить без птиц?


Что же делать?

Дети: Да!

По показу педагога дети выполняют движения под музыку.

(разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу)

(пружинки)

(движения по тексту)

(фонарики)

(движения по тексту)

(показали улыбку).

Дети проявляют любознательность, рассматривают следы, изучают кабинет, отвечают на вопросы музыкального руководителя.

Дети: Туристы, хулиганы, браконьеры.

Дети: нужно все убрать

Дети: птицы исчезли, кто-то испугал птиц.

Дети: птицы борются с вредителями, радуют людей своим бодрым поведением и пением. 
Дети: помочь птицам назад вернуться.

Приветствие, установление зрительного контакта. Показ движений для музыкальной попевки.

Педагог, привлекая пассивных детей к более активной деятельности, разворачивает игровой сюжет (создает проблемную ситуацию), задаёт рабочий ритм.  

Демонстрирует презентацию, включает музыкальный материал.

3.2.

Основная часть

(17- 18 мин)

Муз.руководитель: А лес волшебный, и попасть туда могут только волшебники. Как же нам превратиться в волшебников? Приготовьте свои язычки, я бросаю конфетки. Ловите!
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету» - (здоровьесберегающая технология).
Раз – я вижу конфету, за правой щекой.

Два – я вижу конфету за левой щекой

Три – не вижу конфеты я никакой!
Конфеткой угостились,
И в волшебников превратились. 

Муз. руководитель: Ребята, а какими нужно быть, чтобы все преграды на пути преодолеть? Правильно, самое главное – здоровыми. Прогулка по лесу очень полезна для здоровья! 
По дорожке в лес пойдём, лес весенний мы спасём и наши ножки разомнём!

Ритмо-декламация «Мы идём в весенний лес» русские народные мелодии в обработке Я. В. Степового. (Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой).
Мы идём в весенний лес, сколько здесь вокруг чудес,
Слева берёзка стройная стоит, справа ёлочка на нас глядит.
Идём спокойно, не спеша, у всех осанка хороша. 
На носочках мы идём и ничуть не устаём
И на пяточках умеем - всё сегодня мы успеем!
А медведь вот так идёт,

Ну, а мы – наоборот!

Прилетели журавли и соловушки малы,

Бабочки все закружились, на цветочки опустились.

Муз. руководитель: Наконец-то мы в лесу! Ребята, как нужно вести себя в лесу? Что нельзя делать в лесу? Кто может рассказать и показать? (показывает картинки знаков)
Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы, всё знаете!  А какие цветы можно увидеть в лесу весной? Вы сможете показать, как вырастает цветок? 
 Пальчиковая гимнастика «Весенний цветок»  (здоровьесберегающая технология)
Вырос высокий цветок

На поляне вверх,
Утром весенним,

Раскрыл лепестки.

Всем лепесткам
Красоту и питанье,
Дружно дают

Под землей корешки!
Муз. руководитель: Слушайте, нас кто-то приветствует в лесу? Кто это?
Слайд № 2 «Дятел»  (Звук стука включить)


Муз. руководитель: Он выше всех сидит на сосне, и видит, что весна собирается в путь-дорогу. И решил он послать птицам в теплые края телеграммы, чтобы птицы возвращались домой. Дятлу грустно одному стучать, нет рядом пернатых друзей. А он очень бы хотел, чтобы с ним вместе ещё кто-то постучал. Кто же сможет Дятлу компанию составить?
С дятлом рядом постоит и по спинке постучим!


Массаж спины.  Упражнение «Дятел»
Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,

Ищет под корой жучков и съедобных червячков.

Телеграммы шлёт на юг, что растаял снег вокруг.

Ну а если грянет гром и польётся дождь потом,
Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

Дятел клювом постучал,

Постучал и замолчал,

Потому что он устал!
Муз. руководитель: Вот как мы с вами дятлу помогли! Услыхали птицы и прилетели снова в лес. Природа ждет весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить. Наконец Весна опускается на землю, окруженная свитой птиц. Птицы прижимаются к Весне, просят, чтобы она их согрела. А Весна им говорит: «Дрожите вы, бедняжки? Попляшите, согревайтесь. Видела я не раз, что пляской отогревались люди». Эту картину представил себе русский композитор Н. Н. Римский-Корсаков (показ портрета композитора). Музыка так и называется «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка». 
Показать портрет композитора и  иллюстрации разных птиц: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки, синички.
Будьте внимательны, постарайтесь определить, какие музыкальные инструменты звучат.

Слушание «Пляска птиц» муз. Н. Римского-Корсакова 
Слайд№3 «Пляска птиц» (Технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой)

 Какое настроение выразил композитор в музыке?

 Что изображала музыка?


Какая музыка по характеру? Звучания, каких музыкальных инструментов вы услышали?  

(слышится пение птиц)

Слайд №4 «Возвращение птиц».
Муз. руководитель : А вот и птички возвращаются, посмотрите, узнаёте их? А какая птичка ещё не вернулась?
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном Из травы и глины.
Что за птичка-лапочка? Ну конечно…..
Как же нам позвать её? Что вы знаете про ласточку?
Прежде, чем исполнить песню, давайте вспомним, как нужно петь, чтобы ваша песенка всем понравилась и ласточка обязательно услышала её?

Песня «Ласточка» муз. Е .Крылатова сл. И. Шаферана ( ноты)

Муз. руководитель: Вот и ласточка вернулась и снова лес наполнился весенним щебетанием! Ребята, а как вы думаете, хорошая песня может поднять настроение?

 А что еще может поднять настроение? Тогда - раз, два, три- друга для себя найди, танец весёлый в лесу заводи!

Танец «Полька» (технология формирования двигательных умений А. И. Бурениной).
(Звучит музыка дождя)
Муз. руководитель: Ребята, что за звук?  А весенний дождь тёплый или холодный?  Конечно, холодный. 

Дети: съесть волшебную конфетку (ответят, т.к. на предыдущих занятиях использовалось это артикуляционное упражнение)
 

Дети прячут язык за правую щёку
Дети прячут язык за левую щёку
Дети открывают широко 

Дети облизываются

Отвечают на наводящие вопросы, используя жизненный опыт

Дети: умными, сильными, дружными, здоровыми.

Выполняют движения

движение по кругу

марш

на носочках

на пяточках

на внешней стороне стопы

на внутренней стороне стопы

лёгкий бег
покружились, присели

Дети: не рвать цветы, не разводить костры, не кричать, не разрушать птичьи гнёзда.

Дети: подснежник, нарцисс, фиалка.

Выполняют движения

соединить ладошки перед собой
локти соединить

медленно раскрыть ладошки,
пальцы широко расставить

покачать получившимся «цветочком»

опустить руки вниз, легко потрясти
кистями рук

Дети: Дятел!

Дети: мы, составим ему компанию.

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж с пением.


ладонями, кулачками
слегка пощипать
«печатают»

на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку.

Рассматривают портрет композитора, внимательно прослушивают музыкальное произведение и отвечают на заданные вопросы. 

Дети: весёлое, порхающее, радостное.          

  Дети: музыка передаёт голоса птиц, сначала кукушечка пела, потом птички танцевали.

Дети: задорная, веселая, игривая, плясовая.
Дети: скрипка, флейта, гобой, валторна, можно показывать картинки с изображением этих инструментов.

Дети: грач, скворец, жаворонок, аист, утка.

Дети: ласточка.

Дети: нужно спеть для нее песню.

Дети: петь чисто, стараться, проговаривать каждое слово.

Исполняют песню под аккомпанемент фортепиано, стараются пропевать каждое слово.

Дети: танец, игра.

Исполняют танец.

Дети: дождь

Дети: холодный.

Показывает движения для артикуляционного упражнения, ритмодекламации.

Проводит инструктаж «Правила поведении в лесу».

Показывает  движения для пальчиковой гимнастики.

Проводит массаж спины и побуждает детей выполнять движения

Знакомит с русским композитором и его произведением.

Фиксирует внимание каждого ребенка на изображении.

Демонстрирует презентацию, включает музыкальный материал.

Задает вопросы, стимулирующий процесс мышления.

Аккомпанирует музыкальный материал, оказывает певческую помощь детям.

Показывает танцевальные движения.

3.3

Заключительная часть (1- 2 минуты)

Музыкальный руководитель: Вот и заканчивается наше весеннее путешествие, нам надо возвращаться в реабилитационный центр. 
Раз, два, три – повернись, волшебство остановись.
Мы снова в реабилитационном центре.
Ребята, где мы с вами были? Для чего мы туда ходили? Как мы это делали?
Прощальная песенка «До новых встреч!»
До новых встреч, до новых встреч,
Друг другу говорим!
До новых встреч, до новых встреч

За всё благодарим!

Делятся впечатлениями

Дети: В лесу.

Исполняют прощальную песенку.

Инициирует общее обсуждение. Педагог благодарит ребят за работу, взаимопонимание, культуру.

Подведение итогов. Обобщение полученных знаний и умений.

Заведующий отделением ОК и ДП г. Шелехов _____________________С.А. Татарников