Разработки уроков
план-конспект занятия по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №14 г. Жигулёвска г.о. Жигулёвск
структурное подразделение
Центр внешкольной работы «Успех»
«Программно - изобразительная музыка.
Звуки осени»
План - конспект урока и презентация
Подготовила
Маврина Тамара Ивановна,
Учитель музыки
МОУ «СОШ№1 г.Петровска»
г. Петровск
2024 г.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Цель:
Научить детей осознавать и передавать собственные эмоциональные состояния от прослушанной или исполняемой ими музыки.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомство с программной музыкой на примере произведений о природе.
- Продолжить работу по развитию навыков разбора и анализа музыкальных произведений.
Развивающие:
- Формировать навыки восприятия музыки
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку.
- Способствовать снятию эмоционального напряжения (музыкотерапия).
- Развивать творческое и ассоциативное мышление детей.
Воспитательные:
- Воспитывать чувства доброго и радостного отношения к жизни и окружающим.
- Воспитывать культуру восприятия и понимания музыки.
- Воспитывать творческий подход к слушанию музыкального произведения.
Музыкально-дидактический материал:
Термины и понятия: программно-изобразительная музыка, средства музыкальной выразительности, виды программной музыки с конкретной и обобщённой программами.
Оборудование: компьютер, музыкальный центр, фортепиано, шумовые инструменты (ксилофон, бубен, колокольчики и др.)
Используемый в работе материал.
Музыкальный: П.И Чайковский - фортепианный цикл «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь), А. Вивальди – концерт для скрипки с оркестром – «Времена года» (Осень), Л.В Бетховен «Пасторальная симфония» фрагмент – «Сцена у ручья».
Литературный: стихи А. С.Пушкина, А. Вивальди, И.А. Бунина.
Видео материал: мультимедийное сопровождение в виде презентации к уроку, портреты композиторов, художников и поэтов.
Ход урока.
- Организационный момент.
Начало урока.
- Основная часть. Повторение пройденного материала.
- Слушание музыки, беседа.
- Исполнение музыкальных произведений учащимися.
- Домашнее задание.
- Поощрение детей.
- Рефлексия.
1. Дети входят и садятся под музыку П. И.Чайковского - Октябрь. Осенняя песнь (из цикла «Времена года» (2-3 слайд).
Педагог спрашивает, какое настроение вызвала музыка.
Дети: грустное, задумчивое настроение, немного печальное.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)(4-5 слайд)
Да, грустная музыка, печальное настроение. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию, увяданию природы.
“Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - так писал композитор – П.И.Чайковский об этом времени года.
- Мы сегодня продолжим говорить об изобразительности в музыке. Тема сегодняшнего урока: «Звуки осени».
Давайте вспомним, что такое программная музыка.
Какое произведение можно назвать программным? (Ответы детей суммируются, делается вывод о том, что все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развёрнутую литературную программу, называются программными.)
Изумительные картины природы «нарисовал» в своих произведениях Пётр Ильич Чайковский. В фортепианном цикле «Времена года» он изобразил все 12 месяцев, и, кроме того, сопроводил их не только названиями, но и эпиграфами из произведений русских поэтов.
Какой тип программности использовал композитор?
Вспомните два типа программности в музыке.
Это пример конкретной программности – в которой кроме названия произведения есть ещё уточнение – эпиграф, развёрнутая программа.
Обобщённая программность выражена в конкретном ёмком названии произведения.
Кроме того, композиторы в своих программных произведениях пользуются звукоизобразительными приёмами. Ведь в самой музыке, можно сказать заложена программность: сама музыка может подражать звукам природы. Особенно удаётся композиторам передать в звуках музыки голоса птиц. Для этого используют высокий регистр, форшлаги и трели, острое звучание стаккато, а в оркестровых пьесах – тембры музыкальных инструментов. Например: в шестой «Пасторальной симфонии» Бетховена, которая называется «Сцена у ручья», есть эпизод, известный как «птичье трио». В нём флейта подражает трелям соловья, гобой – пению перепёлки, а кларнет голосу кукушки.( 8-9 слайд)
3. У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди (7-8слайд) есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года». Эти концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из частей концерта – «Осень».
Какая осень видится вам при звуках этой музыки?
(Звучит первая часть - Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней) (10-12 слайд)
Сонет Вивальди
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
( Звучит третья часть концерта Вивальди - Allegro, la Caccia. Охота)(13-14 слайд)
Педагог. А какая это музыка по характеру?
Дети. Весёлая, торжественная.
Педагог. Да, весёлая, стремительная. Эта музыка передаёт настроение охотников на осенней охоте. Стремительность, азарт, трубят охотничьи рога. Издавна на Руси увлекались охотой. После сбора урожая, все стремились на охоту.
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Александр Пушкин
Педагог: послушайте и сравните фрагменты музыки «Охота»
А. Вивальди (третья часть скрипичного концерта), и Сентябрь. «Охота» (фортепианная пьеса из цикла «Времена года) у П.И. Чайковского.(15 слайд)
Что общего вы услышали?
4. Педагог. Многие композиторы писали музыку об осени, осеннем настроении.
Современный композитор Алексей Рыбников (16 слайд) создал очень много хорошей музыки к известным кинофильмам. Сейчас в исполнении учащихся 4-го класса музыкальной студии, прозвучит пьеса «Осенняя мелодия» в переложении для фортепиано (ансамбль)
Педагог. Какую «осень» вы услышали в этой музыке?
Учащиеся: романтическую, задумчивую, очень красивую.
Педагог. А теперь послушайте её в оркестровом изложении.(16 слайд)
Педагог: А если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы сочинили для осени в ноябре?
Учащиеся: все листья опали, значит очень грустную, но скоро зима, первый снег, сани, катание с горок, значит повеселее…
Педагог:
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
ночью буря бушевала,
А с рассветом на село
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей
И. А. Бунин(17-18 слайд)
Далее звучит фортепианная пьеса П.И. Чайковского ноябрь из цикла «Времена года» (19-20 слайд)
Педагог:Какое настроение у вас сейчас? Что вы «увидели» в музыке?
Затем педагог предлагает детям послушать эту пьесу в исполнении симфонического оркестра и подыгрывать на шумовых музыкальных инструментах (ксилофон, колокольчики, бубен)
Тестовое задание в презентации (21-22 слайд) на повторение пройденного материала.
#1044;омашнее задание:
Нарисуйте дома картину осени, которая представлялась вам, когда вы слушали музыку П.И. Чайковского, А. Вивальди, А. Рыбникова.
#1055;оощрение детей.
7.Рефлексия.
Педагог. Ребята, здесь на доске вы видите дерево – это яблоня. Но она без яблок. На ваших столах лежат вырезанные изображения этих плодов разного цвета. У меня к вам просьба, давайте прикрепим эти яблоки на дерево, но:
-если вам было интересно, яблоки пусть будут красными;
-если вам было скучно на уроке - жёлтого;
-если вам было не интересно - зелёного. Всем понятно задание? Прошу вас к доске.
Я вижу на нашей яблоне богатый урожай спелых красных яблок!
Список используемой литературы.
( к конспекту занятия и подготовке презентации)
- Астахов Ю.А. «100 великих русских художников».
- Белицкий И. «Вивальди».
- Туманина. «Великий мастер Чайковский».
- Шер Н.С. Рассказы о художниках.
Поэзия:
Стихи об осени: Бунина И.А., Вивальди А., Пушкина А.С.
Музыка:
- Вивальди А.– концерт для скрипки с оркестром – «Времена года» (Осень)
- Рыбников А. «Осенняя мелодия»
- Чайковский П.И. - фортепианный цикл «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Художественное искусство.
Картины:
- К. Моне «Осень»
- С. Кожин «Русская охота»
- Ю.А. Жабин «Русская тройка»
- Б. Кустодиев «Осень в провинции»
- И. Левитан «Золотая осень», «Осень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...