Современные образовательные технологии на уроках музыки.
статья по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_na_uroke_muzyki.docx | 29.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муратова Валентина Юрьевна
МОУ Ушмунская СОШ, учитель музыки.
"Запоют дети – запоет народ"
К.Д.Ушинский
Современные образовательные технологии на уроках музыки
Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизнь. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.
Для достижения цели общего музыкального образования следует сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для обучающихся. Чтобы достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня обучающихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств, надо сделать урок современным.
Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.
Современные образовательные технологии играют огромную роль в решении проблемы повышения качества образования.
Использование современных образовательных технологий на уроках музыки сделает обучение ярким, интересным, запоминающимся для учащихся любого возраста, сформирует эмоционально-положительное отношение к предмету.
В данной работе я остановлюсь на некоторых наиболее часто используемых мною на уроках музыки технологиях обучения.
Информационно- коммуникативные технологии.
На уроках музыки использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего - это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, реализации творческого потенциала учащихся.
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря использованию ИКТ, ученики стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).
Направления использования Информационных технологий на уроке музыки и во внеурочной деятельности:
- наглядность при изучении нового материала (видео, презентации);
- закрепление изложенного материала;
- диагностика качества обучения (тесты);
- контроль и проверка знаний учащихся (музыкальные викторины, тесты, самостоятельные работы, творческие задания);
- подготовка презентаций, выступлений учащихся;
- видеосъемка выступлений вокально-хорового коллектива с последующим просмотром и обсуждением.
ИКТ позволяют мне широко использовать на своих уроках цифровой образовательный ресурс, который может включать в себя:
- Электронные учебные модули: коллекция цифровых образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru (на этом сайте множество видео и аудио файлов).
- Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
- Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи и т.д.
- Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей.
- Звуковые фонограммы музыкальных произведений.
- Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
Говоря о применении современных ИКТ в организации учебного процесса,нельзя не упомянуть об использовании интерактивной доски, с помощью которой можно сочетать проверенные методы и приемы работы с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Можно использовать ря всевозможных интерактивных музыкальных инструментов, сейчас их огромное количество, так же такие инструменты можно установить на гаджеты что облегчит разучивание музыкальной грамот.
Информатизация обучения привлекательна для ученика тем, что повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету.
Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе
Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.
Оздоровительные моменты, применяемые мною на уроке музыки – это физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика.
Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков.
звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
- звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;
- звук “о - и - о - и” массирует сердце;
звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.
Метод «Фольклорная терапия».
Так как я по своей специальности этнограф – фольклорист. На своих уроках я знакомлю детей русскими народными фольклорными песнями.
В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.
По своему опыту могу сказать, что исполнение народных песен не только доступно детям, но и вызывает у них желание подыграть на музыкальных инструментах, вовлекает всех детей в творческий процесс, высоко активизирует их внимание. Разный песенный фольклор, заклички, припевки, и многое другое.
Например, игры «Золотые ворота», "Шел козел по лесу", "Подушечка", "А мы просо сеяли" "Бояре" "Дрема" и многие другие. ( Приложение 1)
Способствует развитию как вокальных, так и внимательности, потому что в игре важно не попасть в воротца которые закрывают дети.
Во время исполнения песни можно ускорять или замедлять темп, что способствует разработке дикции и артикуляционного аппарата.
Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.
Необходимость широко использовать все виды устного фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.
Метод арт-терапии. Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, использую приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения.
Так же при прослушивании музыки используеться метод "МУЗЫКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ"
Этот метод применяют многие психологи, чтобы узнать о душевном состоянии человека. Не обязательно копать так глубоко, можно просто включить какую-нибудь классическую музыку, и рисовать. Изображаем все, что навевает музыка – любые образы и картинки, никаких ограничений нет.
Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психо - эмоцианальное состояние. После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление.
Метод «Ритмотерапия» - Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно использовать в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:
-марширование;
-движение рук (фразировка);
-элементарные танцевальные движения;
-игра на воображаемых музыкальных инструментах;
-условное(графическое)изображение музыки;
-«свободное дирижирование».
Очень люблю когда изучаем музыку разных стран и их танцы. Воспроизвожу им на экран разные танцы и они стараються повторить движения. Очень эмоционально проходит это в начальной школе.
Так же все возможные ритмические минутки. Разучивание ритма. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми.
На уроках, где преобладает устная работа, я провожу физкультминутки, примерно через 15-20 минут от начала урока или по мере необходимости. Это могут быть интерактивные разминки видеоряда. (Сейчас можно в просторах интернета можно найти огромное количество всевозможных разминок)(Приложение 2)
Перед исполнением каждой песни, как правило, нужно поработать на артикуляционным аппаратом. Нужно помнить что голос это инструмент и его нужно правильно настроить и для этого необходимо:
- правильное дыхание,
- правильное интонирование,
- четкое произношение,
- открытость звука.
Распевка в общем должна занимать 10 минут, но не более 15.
Существует огромное количество на которых можно настроить голос для пения. (Упражнение «Кошечки», «Свеча», «Как на горке на пригорке» «Улыбочка- трубочка») (Приложение 3)
Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Таким образом, правильно организованные и интересно проводимые занятия играют большую роль в развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.
Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало общественное бытие, мысли и чувства. Музыка может полностью поменять мировоззрение человека, и даже подвигнуть его на те, или иные поступки.
Психологи уверяют, что пение может помочь в решении многих проблем.
Список литературы
1.Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей . М.,1999 г.
2.Школяр Л.В.”Музыкальное образование в школе” М.,2001 г
3.Коваленко В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе.1-4 классы». Москва,Издательство «Вако»,2005.
4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательне технологии в современной школе», Москава, Издательство «АПК и ПРО»
5. https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-uroke-muziki-601624.html - Ислямова Наталья Васильевна
6. https://multiurok.ru/files/zdorove-sberegaiushchie-tekhnologii-na-urokakh-m-1.html - статья Барановой Маргариты Вячеславовны
7. file:///C:/Users/Валентина/Downloads/Telegram%20Desktop/tolcheva_a_e_folklornaya_art_terapiya_v_pedagogicheskom_protsesse.pdf
ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РОЦЕССЕ И ЕЕ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Приложение 1.
"Шел козел по лесу"
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу нашел.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подвигаем, подвигаем, коза.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, коза.
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И просто так попляшем, попляшем, коза.
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.
Шел козел по мостику, по мостику, по мостику,
Нашел козу без хвостика, без хвостика козу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подвигаем, подвигаем, коза.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, коза.
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И просто так попляшем, попляшем, коза.
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.
Шел козел тропинкою, тропинкою, тропинкою,
Нашел козу с горбинкою, горбинкою козу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подвигаем, подвигаем, коза.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, коза.
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И просто так попляшем, попляшем, коза.
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.
Шел козел канавою, канавою, канавою,
Нашел козу корявую, корявую козу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подвигаем, подвигаем, коза.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, коза.
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И просто так попляшем, попляшем, коза.
Головкой покачаем, качаем, качаем,
На этом завершаем, тарам-парам-пам-пам.
Всё!
"Подушечка"
Ведущий ходит с подушечкой и выберает себе пару. В это время поют.
Стелю, стелю подушечку
Стелю пуховую
Кого крепко я люблю
Того поцелую
Далее выполняет действия которые исполняются в песни.
На коленочки поставлю
Целовать заставлю
Целуй месяц, целуй два
Закружилась голова
"А мы проссо сеяли"
Дети строятся в две шеренги: мальчики напротив девочек. Мальчики идут шеренгой на девочек и поют первый куплет. Затем девочки поют в ответ, идя на мальчиков, мальчики отступают.
А мы просо сеяли-сеяли.
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид-ладо. Вытопчем, вытопчем.
А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать.
А мы коней выпустим, выпустим.
Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим.
А мы коней переймём, переймём.
Ой, дид-ладо, переймём, переймём.
А мы коней выкупим, выкупим.
Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим.
А чем же вам выкупить, выкупить?
Ой дид-ладо, выкупить, выкупить.
А мы дадим сто рублей, сто рублей.
Ой, дид-ладо, сто рублей, сто рублей.
Нам не надо тысячи, тысячи.
Ой, дид-ладо, тысячи, тысячи.
А мы дадим девицу, девицу.
Ой, дид-ладо, девицу, девицу.
А нам надо девицу лучше всех!
Ой, дид-ладо, лучше всех, лучше всех.
Мальчики выбирают девочку, та танцуетвсе повторяют за ней.
"Бояре"
Бояре, а мы к вам пришли, Молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, вы зачем пришли, Молодые, вы зачем пришли.
Бояре, мы невест выбирать, Молодые, мы невест выбирать.
Бояре, вам какая мила, Молодые, вам какая мила.
Бояре, нам вот эта мила, Молодые, нам вот эта мила.
А она у нас дурочка, дурочка, Ой, да, млада, дурочка, дурочка.
А мы её выучим, выучим, Ой, да, млада, выучим, выучим.
А чем же вы выучите, выучите, Ой, да, млада, выучите, выучите.
А мы её плёточкой, плёточкой, Ой, да, млада, плёточкой, плёточкой. Она будет плакати, плакати, Ой, да, млада, плакати, плакати.
Игра «Золотые ворота»
Двое детей встают в воротца и скрепив руки в замочек стоят, держат руки над головами. Остальные дети встают в змейку, и держаться за руки. Первый кто стоит в змейке будет водящий или «мамка». Водящий водит детей через воротца. На всем протяжении игры дети поют текст песни, как только слова заканчиваются воротца (т.е. руки ) закрываются. И кто остался в середине, встают к воротцам. Игра продолжается до тех пор, пока «не переловили всех»
Золотые ворота, проходите господа,
Перва (первая) мать пройдет, всех детей проведет,
Первый раз прощается , второй запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Во время исполнения песни можно ускорять или замедлять темп, что способствует разработке дикции и артикуляционного аппарата.
Приложение 2
https://yandex.ru/video/preview/11323818425312609695
https://yandex.ru/video/preview/12113856206303802968
https://vk.com/video-161339567_456240818
Приложение 3
Упражнение «Кошечки»
Встать прямо ноги на ширине плеч. Руки согнуть в локтях перед собой. На раз повернулись в право – вдохнули через нос, повернулись прямо – выдохнули через рот. На два - повернулись в лево – вдох через нос, снова повернулись прямо – выдох через рот. Упражнение повторяется несколько раз.
«Свеча»
Встали прямо заняли исходную позицию. Глубоко вдохнули через нос, воздух мысленно отправляем не в легкие, а диафрагму. И представляем, что в руке мы держим зажжённую свечу, и дуем на нее тоненькой струйкой стараясь не задуть свечу.
«Улыбочка - трубочка»
Следующее задание служит для разработки мимических мышц лица.
Встали ровно.
Губы сложили в трубочку и вытянули вперед, растянули губы в улыбочку.
И повторили несколько раз.
Как на горке
Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки
Раз Егорка, Два Егорка, три Егорка, четыре Егорка и тд.
Бык тупогуб
Бык тупогуб тупогубенький бычок у быка была бела губа тупа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Использование современных образовательных технологий на уроках музыки
Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровн...
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...
"Современные образовательные технологии на уроках музыки".
Современный урок, это урок детских открытий, самореализации, эмоционального отклика. Современный урок строится на сотрудничестве, на нём развивается критическое и аналитическое мышление, ...
Статья «Использование современных образовательных технологий на уроках музыки».
В статье описан опыт работы учителя музыки. Автор статьи рассказывает об использовании современных образовательных технологий на уроках музыки. Таких как: Технология проблемного обуче...
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...