Исполнительское интонирование в фортепианной игре
методическая разработка по музыке
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ
Исполнительское интонирование в фортепианной игре
Выполнили:
Дидук Ю.В.,
Машкова О.Н.,
преподаватели по классу фортепиано
2024г
Исполнительское интонирование в фортепианной игре — это осмысленное, эмоционально наполненное воспроизведение не только мелодии, но и всей музыкальной ткани, с выявлением соотношений её элементов.
Работа над интонированием начинается уже на начальном этапе обучения игре на фортепиано и овладением нотной грамоты. Важно, чтобы характер исполнения соответствовал характеру мелодии.
Некоторые аспекты исполнительского интонирования в фортепианной игре:
- - Создание иллюзии непрерывной линии. Особенно это сложно в кантилене с обилием длинных нот и медленным темпом.
- - Многоплановость фортепианной фактуры. Пианист должен слышать соотношения между звуками не только в горизонтальном, но и в вертикальном ракурсе.
- - Ритмическая свобода. Пропевание, продлевание вершин, напряжение во времени больших интервалов требуют умения свободно распоряжаться временем и органичного возвращения в основной темп.
- Роль артикуляции. Лиги могут играть как связующую, так и разделяющую роль. Для развития интонационного слуха можно использовать, например, такие методы: пропевание с инструментом мелодической линии, пение мелодии до воспроизведения на инструменте, внутреннее пропевание, транспонирование, пение секвенций, чередование игры и пения по фразам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolnitelskoe_intonirovanie_v_fortepiannoy_igre.docx | 24.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Исполнительское интонирование в фортепианной игре
Понятие интонирования в музыкальном искусстве.
«Направленность на восприятие» - ключевое звено в учении Б.В.Асафьева об интонации. Он писал о том, что ни композиторское, ни и исполнительское творчество невозможно без специфического для музыканта «умения общаться и быть общительным» в области «синтаксиса» музыки как «речи в точных интервалах». Он особо подчеркивал, что музыка выросла из форм устного общения. Музыки не существует вне процесса интонирования. Композитор интонирует внутри себя, слушатель интонирует «на память», а исполнитель в интонировании осуществляет музыку. Если композитору и слушателю достаточно интонировать музыку внутри себя, то исполнителю необходимо объективировать ее в реальном звучании, на инструменте или голосом. При этом он сталкивается с тем, что можно назвать сопротивлением материала, ибо инструмент или голос – материальный компонент интонационного процесса. Внутренние звуковые намерения играющего должны реализовываться в условиях механико- акустических особенностей инструмента и требований звукотехнических норм. Деятельность исполнителя является интонационной еще и потому, что процессуальной природе музыкальной формы наиболее адекватна всецело процессуальная природа исполнительского акта, осуществляемого в режиме реального времени с его тремя атрибутам: непрерывностью, необратимостью, ограниченностью объективной длительностью произведения. Исполнитель оперирует временем как реальным, физическим фактором организации звуковой материи в некую формосодержательную целостность. Это относится и к простейшей задаче осмысленно-выразительного сопряжения нескольких тонов, и к сложнейшей творческой задаче воссоздания масштабных музыкальных полотен, это явления одного художественного порядка. Нотная запись представляет собой вероятностную модель музыкального текста. Чтобы преобразовать какую-либо последовательность нотных знаков в звуковую последовательность, исполнителю необходимо уяснить себе, интерпретировать смысл первой и выбрать конкретный вариант звукового решения (звуковой эквивалент) из многих возможных. Здесь один из моментов истины исполнительского интонирования. Фиксация в нотной записи звуковой картины, сложившейся в творческом процессе композитора, имеет зонный характер, при этом разные параметры звучания имеют разные по масштабу зоны значений. В сложившейся системе нотации наиболее объективно обозначается высотное положение тонов, а также их временные, темпо-метроритмические соотношения. Для инструментов с фиксированной высотой звука (органа, фортепиано, арфы и др.) обозначение высоты тонов имеет своим эквивалентом постоянные величины частотных значений ступеней; для инструментов же со свободны звуковысотным интонированием нота указывает на обобщенное частотное значение ступени – интонационную зону (по Н.А.Гарбузову).
Нотная запись музыкального произведения является целостной системой отношений, ограниченной бесконечностью заключенных возможностей звуковой реализации. Исполнительский выбор характера интонирования каждой смысло-выразительной единицы текста детерминирован множеством иерархически соподчиненных целостностей.
Из сказанного следует, что фактор направленности на восприятие есть не только психологическая установка, эмоциональный тонус музыки и исполнения, это глубинный смысло-генерирующий фактор музыкального процесса, обусловливающий художественно-логические нормы музыкальной речи, жанровые, стилистические, инструментально- специфические стороны и качества музыки и ее исполнения.
Интонирование на фортепиано.
Фортепиано выделяется из всего мира музыкальных инструментов своей дуалистической природой; оно используется то преимущественно в универсальной функции, как инструмент музыки, то в уникальной, как музыкальный инструмент. С разделением европейского инструментария на две ветви возникли и закрепились различные критерии инструментальной интонационности, неотделимые от систем строя: темперированного, с одной стороны, и зонного - с другой. Согласно им, фортепиано, как инструмент с фиксированной высотой звука, относится к «неинтонирующим». А исполнителям на нем отказывают в наличии «интонационного слуха». Так, Н.К.Переверзев утверждает: «вокалисты, скрипачи, виолончелисты и другие самостоятельно творчески воспроизводят нужную им высоту звуков. Только в этом случае можно говорить о плохой или хорошей, чистой или фальшивой, художественной или маловыразительной интонации».
Таким образом, специфику фортепианной интонационности и особенности слуха пианиста надо рассматривать, четко осознавая конструктивно- акустическую реальность. Однако при этом нельзя забывать о том, что не существует однозначно сильных или слабых качеств инструмента, в каждой из сторон сопряжены и достоинства, и ограничения. Важно то, что звуковой образ фортепиано есть результат взаимодействия составляющих его компонентов.
Существуют две одинаково распространенные точки зрения на фортепиано как инструмент обучения музыке: первая – это наиболее простой инструмент, другая – наиболее сложный. Есть граница, разделяющая две ветви музыкального инструментария. По одну стороны расположены голос и инструменты, приспособленные главным образом для мелодического одноголосия, по другую – инструменты многозвучные, как рояль, дающие неограниченные возможности для гармонического, полифонического, темброкрасочного формирования музыкальной ткани.
Фортепиано устроено так, что высотное интонирование всегда – акустически - попадает в цель. Однако, являясь определенным преимуществом фортепиано как инструмента музыки, фиксированная высота тонов в то же время создает для интонирующего пианиста немалые ограничения. Отсутствие внутризонных оттенков высоты ступеней может породить привычку извлекать звуки на фортепиано, практически не опираясь на предваряющие звукоизвлечению слуховые представления. Исполнение лишается тонусного межзвукового напряжения, какое является чувствительнейшим нервом исполнительского процесса.
Фиксированность высоты звуков для слуха и двигательных ощущений пианиста накрепко спаяна со спецификой фортепианного тоноообразования и звуковедения. Вследствие молоточково-ударного способа возбуждения колебаний струны фортепианная звуколиния акустически представляет собой «пунктир» из точек-тонов. Эта дискретность противоречит природе мелодической линии. Но нельзя считать «пунктирность» недостатком фортепиано; ударная природа звукоизвлечения является сильным фактором выявления временных сторон организации музыкального процесса.
Динамическая направленность звуков фортепиано в сторону угасания делает невозможным для пианиста управление процессом внутри звуков. Искусные пианисты управляют процессом «внутри» тона косвенно – с помощью педали, в контексте целостного звучания.
Представления о выразительном интонировании связаны у пианистов с мастерством исполнения мелодии. В основе мелодической выразительности лежит постижение образно-эмоционального строя музыки, которое возникает как непосредственное ее переживание, затем углубляется и конкретизируется в ходе детального изучения логики мелодического развития, неотделимого от логики музыкального процесса в целом.
Но фортепиано - не одноголосный инструмент. Интонируется ли вся музыкальная ткань? Очевидно, да, ведь невозможно представить себе интонируемую мелодию в интонационно не осмысленном и не организованном звуковом окружении.
Итак, под фортепианно-исполнительским интонированием мы будем понимать процесс осмысленно-выразительной реализации музыки, в котором выявление и оформление отношений между элементами и сторонами музыкально формы осуществляется на основе целостной организации художественных средств в конкретных стилевых, образных, жанровых, фактурно-стилистических контекстах.
Методы формирования навыка интонирования на фортепиано.
Человеку, обладающему хотя бы элементарной музыкальностью, даже если он только начинает учиться игре на инструменте, свойственно стремление к такому звуковысказыванию, в котором он сможет передать слушающему его содержание и смысл, настроение, то есть выразить свое понимание, чувствование воспроизводимой музыки. На этом уровне интонирования – как осмысленно-выразительного звуковысказывания – уже не обойтись без усилий, связанных с соотнесением и сопряжением тонов во временной и пространственной координатах. В зависимости от искусности и способности исполнителя ему удастся понять и истолковать музыкальные мысли, сплотить все эти отношения в более или менее целостное художественное единство, систему сопряжения тонов. Согласно диалектике акустический уровень интонирования в этом процессе снимается семантическим уровнем.
Основная цель формирования навыка интонирования учащихся – пробуждение и укрепление музыкальности, развитие умения вложить в интонационную сторону интерпретации произведения свое отношение к его эмоциональной сфере.
Направленность работы по выразительному интонированию определяется следующим образом:
1. Развитие слухового опыта.
2. Работа над навыками звукоизвлечения
3. Работа над навыками звуковедения
4. Активизация музыкального слуха
5. Развитие эмоционально-слуховой сферы
В донотном периоде работа ведется над эмоциональным откликом на музыку, слуховом восприятии ритмического, звуковысотного движения, в координации между слухом, голосом и элементарными навыками звукоизвлечения.
Новые элементы лада, ритма, мелодики осваиваются сначала в слуховых ощущениях, затем в моторных. Спонтанная импровизация помогает в приобретении новых слуховых и моторных навыков. В процессе импровизации ребенок нарабатывает определенный запас интонационных и ритмических формул. Такой процесс интересен и полезен ученику, он гармонизирует волевые, эмоциональные, моторные процессы в момент музицирования.
Интонирование в музыке изначально связано с речью, поэтому в своем развитии каждый пианист должен проходит этап подтекстовок. Все мелодии с помощью педагога связываются со словом, что помогает не только интонационному осмыслению, организации ритмической стороны произведения, но и формообразованию, а также эмоциональному отклику на каждую мелодическую линию.
Работа над звуком является важной составляющей формирования пианизма. Она занимает одно из центральных мест в процессе обучения пианиста. Любая техническая работа над способами звукоизвлечения должна идти строго вслед за слуховыми потребностями выразить новые эмоциональные ощущения.
Развитие интонационного слуха осуществляется различными методами:
1. Пропевание с инструментом мелодической линии
2. Пение мелодии до воспроизведения на инструменте
3. Внутреннее пропевание
4. Транспонирование
5. Пение секвенций
6. Чередование игры и пения по фразам
7. Выразительное, преувеличенное интонирование
8. Исполнение аккомпанемента с пением мелодии вслух или про себя
9. Подтекстовка произведений
Следующий этап работы – когда потребность в подтекстовке отпадает, мелодия интонируется самостоятельно, по законам музыкальной логики. Мелодия делится на фразы, находятся смысловые акценты, интонационные кульминации.
Следующий этап - интонирование полифонической ткани. Здесь важно уметь проинтонировать не одну мелодию, а несколько в их совокупности, объединении и противопоставлении.
Работа над звукоизвлечением не сводится только к усвоению штрихов, но и осмыслению их интонационной, эмоциональной природы. Культура звукоизвлечения составляет основу музыкального исполнения, она должна наиболее полно соответствовать творческому замыслу, интерпретации произведения.
Интонирование мелодии зависит и от соотношения звучности всей фактуры, умения соотнести в звуковом плане слоев баса, гармонического сопровождения и мелодии.
Формообразующая составляющая интонации велика – любая отдельная интонация, мотив, фраза в конечном итоге должны подчиняться велениям развития формы всего произведения, быть его элементом, частью, а не самодовлеющей целью.
Не следует бояться экспериментировать в исполнительском творческом процессе, если эксперимент продиктован ясно осознанной целью. Почему считается нормой работать в медленном, укрупняющем темпе, рассматривая музыкальную ткань как под микроскопом, а ускоренного темпа опасаться как механического, не дающего эмоционально раскрыться? Ведь сжатие музыкального процесса сравнимо с видением в масштабе, «с высоты птичьего полета», в целом. Это помогает почувствовать произведение единым целым, в обобщенном виде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интегративных связей в работе над музыкальным произведением (на примере вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности.
В данной статье, исходя из определения понятия интеграция, анализа общих предпосылок, описывается возможность интегративных связей вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности. На каждо...
Методическая разработка «Обобщение педагогического опыта по обучению игре на народных инструментах с целью повышения качества исполнительского уровня (контингент, методики, репертуар)»
Педагог Миронова Е.А. делится педагогическим опытом работы с детьми по обучению игре на народных инструментах....
«Чтение нот на начальном этапе обучения фортепианной игре»
методические рекомендации по обучению основ нотного чтения детей дошкольного возраста...
Методическое сообщение "Художественно - воспитательное значение репертуара в исполнительских фортепианных классах".
Материал на тему "Художественно - воспитательное значение репертуара в исполнительских фортепианных классах" можно использовать для участия в методических объединениях ДМШ и ДШИ....
Мелодия и полифония в первые годы обучения в фортепианной игре
Основные способы звукоизвлечения на начальном этапе. Развитие полифонического мышления....