Обобщение опыта
статья по музыке
Данная статья является обобщением педагогического опыта по теме: «Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС ООО». Актуальность работы обусловлена тем, что проектно-исследовательская деятельность, используемая учителем как метод работы с учащимися, позволяет, развивая понимание полученных знаний, их ценности и смысла, формировать у учеников универсальные учебные действия в процессе личной творческой деятельности.
Цель работы: создать условия для развития проектно-исследовательской компетентности учащихся в рамках ФГОС ООО, развития познавательной активности и ИКТ-компетентности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_stekolnikovoy_n_n.docx | 672.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1)Информация об авторе:
Стекольникова Наталья Николаевна, учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ СШ №134 «Дарование» Красноармейского района города Волгограда
Цель работы: создать условия для развития проектно-исследовательской компетентности учащихся в рамках ФГОС ООО, развития познавательной активности и ИКТ-компетентности учащихся.
Задачи:
- Организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся в рамках темы проекта;
- Определить направления проектной деятельности учащихся;
- Организовать обучение учащихся навыкам ведения исследовательской работы и проектирования;
- Провести работу с родителями для оказания учащимся необходимой помощи и поддержки при работе над проектами;
- Обобщить результаты работы над проектом и обозначить направления дальнейшей работы.
3)
Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках музыки в рамках формирование универсальных компетенций учащихся 5-9 классов.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
- развивали бы, в первую очередь, общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации;
- обилие информации не приводит к системности знаний;
- отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
- ведущий тип деятельности, осваиваемый учащимися – репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;
- субъект – объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.
Выпускник школы, который будет жить и учиться в ХХI веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
То есть речь идет о формировании современных ключевых компетенций:
- общенаучной;
- информационной;
- познавательной;
- коммуникативной;
- ценностно-смысловой;
- социальной;
- компетенции личностного самосовершенствования.
А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями. Все это формируется в процессе проектной деятельности.
Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать.
В данной работе хотелось показать, каким образом механизм проектной деятельности реализуется в образовательном процессе:
- показать возможности применения метода проектов на уроках музыки;
- рассмотреть на конкретном примере организацию проектной деятельности на уроках музыки;
- создать условия для организации проектной деятельности учащихся и педагогов школы;
- способность развитию проектных умений учащихся, повышению их самостоятельности, осознанию значимости совместной деятельности в процессе проектирования;
- заинтересовать педагогов музыки, литературы, истории в использовании интегрированной проектной деятельности на уроках.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Поэтому проектная деятельность учащихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность).
При этом формируются значимые, на наш взгляд, проектные умения:
Проектная деятельность |
автономность |
| совместность |
|
|
Учитывая вышесказанное, с полным правом можно говорить о том, что создание в школе целостной системы организации проектной деятельности является обязательным. Выстраивается структурно-логическая схема, которая отражает основные этапы и логику развития проектных умений учащихся (схема 1).
Схема 1. Структурно-логическая схема организации проектной деятельности
Используя данную схему, планируем с учащимися план организации работы над выбранной темой проекта:
- собеседование учащихся с преподавателями о методе проектов;
- выбор темы проектов;
- выбор и конкретизация направлений реализации проекта;
- определение и выбор форм, средств и способов выполнения проектов, распределение обязанностей;
- предварительные наработки по проекту;
- обработка материала, систематизация, оформление;
- подготовка к представлению и презентации проектов;
- защита и мультимедийная презентация проекта на уроке;
- защита проекта на школьном фестивале учебных проектов.
Дальнейшая работа определяется структурно-логической схемой: исследование, защита, презентация. Эта деятельность наверняка приведет нас к желаемым и запланированным результатам.
Несомненно, результатом работы над проектами по музыке является сопричастность к общешкольной совместной деятельности, осознание учащимися ценностей совместной работы. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном и совместном режиме. Конкретизируя результаты, мы предлагаем самые удачные, на наш взгляд, проекты, ставшие победителями на VII, IX, XIII областных фестивалях презентаций учебных и педагогических проектов.
- «Героическое содержание произведений Л.В. Бетховена»
Что же заинтересовало детей? Почему покорив своих современников, музыка Бетховена с каждым днем все глубже входит в жизнь великого множества людей, становясь их опорой в борьбе за счастье, справедливость, свободу, утешая их в горестях и страданиях, сопровождая в победах и веселье!
А почему героическая?
Изучив громадное число литературы, проведя анализ, сопоставив факты и события, сделали вывод:
Сравнили судьбу Л. Бетховена с судьбой «Титаника», ведь глухота, как айсберг, стояла на пути Бетховена как музыканта. Но в отличии от «Титаника», он выстоял, продолжая жить и гениально творить. Вот почему мы называем самого Бетховена и его музыку героической.
- «Неразгаданные страницы в жизни Моцарта».
А эта работа, основываясь на интересной и редкой литературе, проводит две линии исследования:
- взаимоотношения Моцарта и Сальери
- литературный вымысел А.С. Пушкина
Ребята сделали вывод, что происхождение легенды о Моцарте и Сальери является не правдой жизни, а литературным вымыслом. Узнали историческую правду загадки жизни Моцарта.
3. «Орган – король музыкальных инструментов»
Орган, бесспорно, представляет собой инструмент огромного звукового мира и не имеющий себе аналогов.
Отсюда целью проекта стала история органа и его возможности. Было интересно найти материал о композиторах, чьё творчество связано с этим инструментом. Мы остановились на самом ярком представителе мировой музыкальной культуры И. С. Баха.
В процессе работы возникало много интересной информации о современных органах. Один из которых находится в нашем районе. Поэтому одним из разделов проекта стал поиск истории появления органа в кирхе «Старой Сарепты» 1772 года.
Методом исследования реализовались все поставленные задачи. Работа с архивом музея-заповедника «Старая Сарепта», изучение исторической литературы помогли узнать интересные, величественные, трагические страницы истории, которые закончились в наше время восстановлением органа и широкой творческой деятельностью этого инструмента.
Этот проект стал для нас открытием страниц истории своего родного края. Вызвал глубокое уважение к людям, создавших этот величественный инструмент, творивших для него, а это значит для людей, которые и сегодня восхищаются звучанием «короля музыкальных инструментов».
Эти проекты ценны тем, что они стоят на рубеже проектной и исследовательской деятельности. Это говорит о творческом потенциале учащихся. Темы проектов логически вытекают из материалов программной деятельности. Большой интерес вызывают у учащихся жизнь и творчество композиторов изучаемых на уроках. У учеников возникали вопросы жизненных ситуаций великих музыкантов, которые естественным путём отразились в их творчестве. Эти проекты настолько прочувствованы ребятами, что им захотелось как можно больше людей познакомить со своими работами. Проекты по музыке яркие, интересные, музыкально озвучены, вызывают большой интерес у взрослых и детей.
Итак, результаты:
- Появилась информационная копилка, где собраны:
- стендовые доклады;
- папки с материалами проектов и оформленные результатами исследований;
- компьютерные презентации;
- материал для проведения классных часов и внеклассных мероприятий;
- собрали информацию в помощь школьной библиотеке, учителям музыки и литературы.
- Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
- уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята «пригодятся в жизни»);
- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.
Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как учащимся, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.
Таким образом, как показывает практика, учебно-проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
Литература:
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Метод проектов – технология компетентно-ориентированного образования». Методическое пособие, 2006 г.
- Карпов Е. «Учебно-исследовательская деятельность в школе. В поисках новой педагогической альтернативы». Изд-во Экономика в школе, 2001 г.
- Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение, - что это?». Изд-во Методист, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...