Методическая статья: «Маленький гений»
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «ДШИ им. А.С. Голубкиной» г.Зарайск, Московская область
Методическая статья: «Маленький гений»
Выполнила:Кадырматова И.М.
« Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе « Моцарт»
(А.Г.Рубинштейн)
В те далёкие времена Зальцбург был столицей маленького церковного княжества, На карте тогдашней Европы оно выглядело не более ноготка. Но ведь его измеряли лишь в ширину и длину. А стоило поднять свой взор выше, и вы немало удивились бы…
Здесь, в Зальцбурге, начинали своё шествие величественные Альпы – одни из самых красивых гор Европы. Каждое утро солнце, точно сиятельный маршал, обходило их стройные ряды и поправляло золотой рукой их белоснежные шапки. А кроме того, у солнца имелось ещё много других дел: заглянуть в каждую улицу, каждый сад, дом и главное – вовремя улыбнуться здешнему владельцу – архиепископу, дабы в княжестве всё шло тихо и спокойно…
И всё-таки не Альпами, не архиепископом, даже не высоким небом славился старинный городок. В самой Австрии о нём говорили так:
- Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!
И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий – пел и каждый четвёртый – обязательно играл на музыкальном инструменте.
Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт. Правда, в тот день никто из горожан и не подозревал о том, что родился великий композитор. Лишь только отец новорождённого, скрипач Леопольд Моцарт, счастливо вздохнув, задумался:
- А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплётчиком, как все Моцарты, иль, подобно мне, отдаст своё сердце музыке?!
Ну, конечно маленький Моцарт стал музыкантом. Необычайная одарённость мальчика проявилась очень рано. В три года его трудно было оторвать от инструмента: нажимая клавиши, он долго, внимательно вслушивался, шумно радуясь, когда находил понравившиеся ему созвучия; потом начал подбирать мотивы знакомых ему песенок, а далее целые отрывки из услышанной музыки. На пятом году отец успешно начинает занятия с сыном – для Вольфганга, казалось, не существовало трудностей – его огромная память без усилий удерживала всё, что он когда-либо слышал, а врождённая беглость пальцев позволяла справляться с самыми сложными вещами. К шести годам юный Моцарт овладевает техникой клавесинной игры, уже умеет играть на скрипке и органе.
И отец решает, что пока ребёнок мал и его необычайные способности могут поразить публику, отправиться завоевать признание во всём мире. Дорога в эти страны должна пролегать через Вену – столицу Австрии, самый музыкальный город в Европе.
-В путь! - решил отец.
…И вот она Вена! Ослепительно блистали старинные фонари, и в праздничном ореоле их блеска весело кружились робкие снежинки. Моцарты очень волновались. Что скажет император? Что скажет императрица? Что скажут придворные? Но маленький Моцарт играл бесподобно! И ,наверное поэтому, когда кончилась музыка, так долго длилось молчание: эхо звуков умирало в каждом сердце, и каждый, прислушиваясь к себе , ловил их последнее дыхание…
Но вот зал ожил, затрепетал, словно огромная бабочка! Взлетели вверх кружевные манжеты! Все говорили, вздыхали и повторяли без конца: «Прелестно! Прелестно!» Так было вечером, а утром на пороге их комнаты появился чопорный лакей.
- За вашу прелестную музыку Её Императорское Величество жалует вам шпагу и платье принца! Ах, какое прекрасное пробуждение! Нет, маленький Моцарт не может, не смеет этому поверить! Но старший Моцарт рассеивает все сомнения. Роняя слова сквозь счастливые слёзы, он говорит:
- Это всё правда, правда Вольфганг! Исполнилась наша мечта! Сегодня ты уже не какой-то неизвестный музыкант! Отныне ты - маленький принц австрийской Музыки!
( «Менуэт» Ре-мажор, «Менуэт» Соль-мажор)
А потом… Это произошло в Риме. Известен ли вам знаменитый случай с римским папой и маленьким Моцартом? Нет? Тогда послушайте. Восторженные итальянцы до сих пор не перестают щёлкать языком и удивляться:
- Вы только подумайте! Гордый первосвященник склонился перед талантом мальчика?!
…Римский папа не признавал никого и ничего кроме Бога и … Музыки. Да, да музыки! Папа знал, как велика власть музыки над сердцами людей и потому собирал и покупал самую прекрасную музыку. Раз или два в год эта музыка торжественно звучал в папской церкви, а потом драгоценные ноты прятали в золочёную шкатулку. И никто, никогда не касался их до следующего праздника. Как раз в то время в Италию приехали Моцарты. Однажды, гуляя по Риму, маленький Моцарт забрёл в папскую церковь. Был праздник. Торжественная музыка сотрясала церковные своды, пел хор, верующие молились. Никто не заметил прихода юного Моцарта. А он пришёл, послушал музыку, горячо помолился Богу и ушёл.
На другой день в папском дворце начался неслыханный переполох:
- Музыка! Пропала музыка! Прекрасную музыку похитили!
Все бегали, суетились, стукались лбами, склоняясь над шкатулкой, где лежали ноты и ахали:
- Ах, как могла пропасть музыка, если ноты лежат на месте и охраняют их два дюжих гвардейца?!
Виновником же переполоха оказался маленький Моцарт. Однако он и пальцем не тронул драгоценную шкатулку, где лежали ноты. Он просто запомнил эту музыку от начала и до конца во время богослужения, придя домой, записал всю партитуру по памяти, и сделал это без единой погрешности против оригинала.
Ах, как негодовал папа!
- Кто? Кто посмел украсть мою музыку?!
А римляне? Сначала они удивились, а потом расхохотались! И тогда папа насупил брови и задумался… Он думал день, думал два, а на третий решил: « Лучше быть добрым, чем смешным». И маленького Моцарта не только простили, но и наградили орденом, орденом « Золотой шпоры», которым награждали только самых знаменитых и самых старых композиторов, например, таких как Кристофер Глюк, факт всем известный.
( « Аллегро» Фа-мажор, « Аллегро» Си-бемоль мажор)
А вот в Париже… Ах, Париж! Париж! Наверно, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц! « Улица старой голубятни» « Улица кошки, играющей в мяч»! Парижане уверяют, что на этой улице родился знаменитый Кот в сапогах. Он и теперь приходит ночью на эту узкую улочку, чтобы поиграть в золотой мячик. А люди открывают окна и ждут… Куда влетит мячик, к тому придёт счастье! Ну не сказочно ли это?!
Как известно парижане очень любят шутить. Когда маленький Моцарт приехал в Париж, они его тоже восприняли как очаровательную шутку музыки. « Такой младенец и талантливее многих старых! Ну, разве это не забавно?!» - смеялись парижане. И желая угодить добрым французам, Моцарт писал им сонаты и менуэты, надев серебряный паричок, и взяв в руки скрипку, играл и играл свои бесконечные концерты. И вскоре о нём заговорил весь Париж.
А когда наступил Новый год и на колокольнях повисли серебряные нити, а в королевском дворце зажглись золотые свечи, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. В тот праздничный вечер Вольфганг Амадей Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король Франции спрашивал своего маленького пажа:
- Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?
И маленький Моцарт с поклоном отвечал:
- Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!
Король улыбался и милостиво кивал. А следом за королём улыбались и кивали все придворные.
Париж был завоёван Моцартами. Но и Париж завоевал сердца Моцартов. В Версале они слушали превосходную хоровую церковную музыку, бывали на изысканных камерных вечерах. Здесь, в Париже, Вольфганг под впечатлением этих вечеров сочинил свои первые четыре сонаты для скрипки и клавесина, которые строгий и взыскательный отец счёл возможным напечатать.
(«Менуэт» Фа-мажор, «Лёгкая соната» До-мажор, ч.1)
Но наибольшее впечатление на мальчика произвёл симфонический оркестр.
Это случилось уже в Лондоне. Отец тяжело заболел. Боясь обеспокоить больного отца, Вольфганг не касался инструмента и не обращался к больному с вопросами, Он лишь беззвучно трогал клавиши, ужасно скучая без музыки. Вот уже несколько дней у него в голове звучит мелодия, которая не даёт ему покоя. А что если он попробует записать её? Вольфганга смущало одно: эта музыка никак не хотела превратиться в клавесинную пьесу, он ясно слышал оркестровые голоса – скрипку, флейту, гобой… А как писать для оркестра, отец ещё ему не показа. Он даже не знает, сколько строчек потребуется для изложения всех голосов и как сделать, чтобы они не набегали один на другой. Сначала он даже с раздражением закрыл тетрадь, потом решительно снова подсел к столу. Через полчаса он уже ни о чём другом не мог думать: звучавшие в воображении голоса вели его за собой, подсказывая как писать, сплетались и снова расходились.
Он так увлёкся работой, что не сразу услышал голос отца:
- Вольфганг, - спрашивал тот встревоженно, - где ты, почему не откликаешься?
Вольфганг бросился к нему. В маленькой спальне было совсем темно.
- Сколько же я проспал? И ты всё время сидел один, бедняжка? Проклятая болезнь! Вот ты и не учишься из-за меня и не выступаешь.
Мальчик припал к отцу разгорячённой щекой.
- Папа, это не так, я всё время учусь, правда! Всё повторяю, что проходил с тобой, и даже новое сочинил. Хочешь, покажу? Только не сердись, если там много ошибок. Я хотел для оркестра сочинить, а как записать, ты мне ещё не показывал.
Он побежал за тетрадью.
Внимательно просмотрев, отец откинулся на подушки. – Принеси карандаш, сынок… Или нет. Перо и чернила!
- Ты будешь поправлять ошибки чернилами? – удивился Вольфганг.
Отец улыбнулся.
- Ошибок – то почти нет, малыш. Ты действительно кой - чему выучился, пока я болел. А чернилами мы напишем вот что.
И большими красивыми буквами он вывел на заглавном листе рукописи: « Вольфганг Моцарт. Первая симфония». И потом мельче в углу: « Сочинена самостоятельно в Лондоне, восьми лет от роду»
Вскоре эта симфония была исполнена в Лондоне и имела шумный успех.
( « Соната» Си-бемоль мажор, ч.1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Маленькие труженики леса"
Выполнила Котовщикова Людмила Сергеевна учитель биологии высшей категории МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского района Республики Тыва.Цель: Познакомить учащихся с представителями отряда перепончатокрылых н...
Учебно-методическое пособие «Маленький мастер» Возраст учащихся: 7-11 лет
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 538с углубленным изучением информационных технологийКир...
Статья "Маленькие секреты ансамбля ложкарей"
В статье описаны некоторые особенности работы ансамбля ложкарей ГБОУ СОШ № 51 "Самоцветы России"....
программа Маленький гений
Программа направлена на поддержку одарённых детей и реализуется в условиях обычной общеобразовательной школы. Программа направлена на консолидацию усилий все...
Программа работы с одарёнными детьми «Маленький гений»
Программа разработана для работа с одаренными и способными детьми 5-6 классов...
Методическая статья по теме: "Методические рекомендации по развитию Soft Skills у учащихся"
Данная статья обобщает существующий опыт по развитию Soft Skill...