Методический доклад "Развитие творческого мышления"
статья по музыке

Тему развития творческого мышления можно исследовать много, глубоко, находя в ней все новые грани и оттенки. Развитое творческое мышление позволит вам мыслить нестандартно, добиваться успеха и разовьет интеллект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_tvorcheskogo_myshleniya.docx17.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАУДО «ДМШ им. Ю. Д. Кузнецова»

Доклад на тему:

«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся».

Работу выполнила:

Преподаватель по фортепиано

Пяст И. А.

г. Нижневартовск, 2024

Творческая деятельность рассматривается нами как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач обучения. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки. Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения сложна и многогранна.

Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных, выполнить задание с нестандартным решением. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления, подвижность.

Эти все качества характеризуют творческого ученика. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны на уроке, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.

Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.

На сегодняшний день целью образовательного процесса становится подготовка учащегося, способного к самообразованию, обладающего развитыми творческими способностями, стремящегося к профессиональному и прочему самосовершенствованию и желающего

применить свои знания на практике.

Из чего следует, что основная цель образовательного процесса – создание для учащихся творческой атмосферы.

Для того чтобы создать такую атмосферу, необходимо:

- актуализировать изучаемый материал. Учащийся должен понимать, какова цель его деятельности, полезность этой деятельности лично для него;

- систематизировать индивидуальную работу с учащимися;

- разнообразить спектр объединений дополнительного образования (кружков);

- активизировать проектную и исследовательскую деятельность учащихся;

- уделить особое внимание работе с одарёнными детьми.

Успешное развитие творческих способностей требует создания определённых условий, благоприятствующих их формированию. Однако, создания только благоприятных условий недостаточно, необходима целенаправленная работа педагога по развитию творческого потенциала учащихся.

Для этого каждый учащийся должен иметь «право на ошибку», обязательно должен видеть динамику своего успеха, которая учитывается и фиксируется педагогом (важно, чтобы успехи учащегося сравнивались с его прошлыми достижениями и ни в коем случае с достижениями других учащихся!). Кроме всего прочего учителю необходимо сочетать различные формы работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Существует немало педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся. Рассмотрим элементы некоторых из них:

1. Внутренняя мотивация обучения. Только на её основе возможно успешное развитие способностей и создание благоприятных условий для развития одарённости.

2. Постановка проблемной задачи. Начинать урок необходимо с постановки цели (решения какой-либо проблемной задачи). Но не стоит путать цель обучающей деятельности учителя с целью познавательной деятельности ученика (здесь речь именно о ней!). Цель для ученика воспринимается как проблемная задача только тогда, когда она, будучи реально субъективной, для него выступает как объективная.

3. Рефлексия. Ученики должны знать себя, свои способности, интересы и уметь их оценивать. Это позволит им прогнозировать свои дальнейшие действия, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, чтобы «найти себя», своё место в жизни.

4. Дифференциация изучаемого материала. Ещё один способ развития творчества основан на дифференциации по широте и глубине изучаемого материала. Это так называемая обогащённая программа обучения: специальные программы обучения одарённых детей творчеству, формирования умения общаться, лидерских и других качеств, способствующих в будущем социализации творческой личности.

Задатки, заложенные природой, становятся способностями только в процессе деятельности, ведь творческие способности не только проявляют себя в деятельности, но и создаются ею. Причём развиваются любые способности (а тем более творческие!) только в случае получения от этой деятельности положительных эмоций.

Сегодня развитие творческих способностей обучающихся реализуется на практике с помощью внедрения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения (как педагогических, так и компьютерных), создания дифференцированного, личностно-ориентированного процесса обучения, участия каждого ребёнка в научно-исследовательской работе.

Задача учителя сегодня состоит в том, чтобы помочь ученикам обрести уверенность в общении и стать полноправным партнёром учителя в образовательном пространстве.

Для этого учитель должен, прежде всего, правильно понять цели обучения и уметь приложить эти цели к своим условиям работы.

Творческая деятельность является необходимым условием здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.

Можно сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога является самовоспитание, повышающее эффективность его усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить позитивные и слабые стороны своей работы и наметить путь изменения и улучшения организации своей работы. Каждый ребенок по-своему одарен, и правильно организованная система занятий поможет развивать его способности. Но в школу приходят не просто ученики, в школу приходят личности. Каждый из них приносит в школу свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя. В трудах Авиценны имеются слова: «Обращайся с человеком так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой». Чтобы каждый ребенок почувствовал в себе уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться.

От того, как мы воспитаем подрастающее поколение, будет зависеть жизнь каждого, жизнь России и, в общем, существование нашей планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В последнее время в литературе появляется всё больше различных методик, подходов по организации обучения школьников. Каждая достойна внимания. И каждая направлена на улучшение знаний учащихся. В связи...

Открытый урок с методическими рекомендациями "Развитие творческого мышления в классе синтезатора на начальном этапе обучения"

Развитие творческого мышления у детей очень важно для обучения на инструменте. Дети должны научиться представлять музыку в образах, чтобы потом передать эти образы во время игры слушателю.Синтезатор –...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕМЕ: «Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «изобразительное искусство»»

Актуальность данной работы состоит в том, что возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обу...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен

            Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...

Методическая разработка" Как организовать самоподготовку суворовцев и развить творческое мышление."

Практические рекомендации по проведению самостоятельной подготовке....

Методический семинар "Развитие изобретательско – творческого мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике"

Методический семинар «Развитие изобретательско – творческого  мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике»Математические сведения могут применяться умело...