Воспитание слухового контроля юного пианиста
методическая разработка по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Воспитать умение слушать себя в процессе игры является актуальной проблемой в фортепианной педагогике. Нередко слуховой контроль во время собственного исполнения ослабевает. Однако без постоянного слухового контроля невозможно полноценное исполнение музыкального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_sluhovogo_kontrolya.docx37.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание слухового контроля юного пианиста

Обучение игре на фортепиано включает в себя пианистическое и общемузыкальное развитие учащихся. Фундаментом воспитания музыканта является формирование музыкального слуха учащегося, умения слушать себя как в процессе повседневной работы, так и в выступлениях на концертах.

Ф.М. Блуменфельд считал, что прежде всего надо услышать: «Научитесь вслушиваться в то, что вы играете. Когда вы не вслушиваетесь, вы не понимаете и не чувствуете музыки».

«Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы», писал Г.М. Коган

Проблема умения слушать себя была всегда актуальна в фортепианной педагогике. Слуховой контроль и развитие слуха тесно взаимосвязаны.

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное и многогранное.

Различают две разновидности музыкального слуха: 1) – способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух; 2) – способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки, то есть внутренний музыкальный слух. Деление музыкального слуха на внешний как восприятие и внутренний как представление соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а именно восприятию явлений и предметов и представлению их.

Внутренний слух – способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать не исполняя и реально не слушая её, а узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания. Внутренний слух различается по степени яркости и сложности слуховых образов.

В «Жизненных правилах музыкантов» Роберт Шуман утверждал: «Развитие слуха – это самое важное!» Недостаточное развитие внутреннего слуха тормозит развитие музыкальной памяти, в результате чего моторная и память превалируют над слуховой. Ученики быстро забывают выученные наизусть произведения, слабо читают с листа, а в конце обучения чувствуют себя беспомощными и нередко прекращают заниматься музыкой.

Основным материалом для развития внутреннего слуха в специальном классе служат изучаемые произведения. Большое значение имеют подбор по слуху и транспонирование.

Подбор по слуху наиболее эффективен для развития внутреннего слуха и воспитания умения слушать себя. Подбор по слуху, особенно подбор аккомпанемента, развивает гармонический слух и музыкальную память, стимулирует умение «слышать клавиатуру», способствует к дальнейшему развитию навыков импровизации. Работать в этом направлении необходимо на протяжении всего периода обучения.

Умение слушать себя для любого ученика – это процесс, включающий в себя три фазы:

- мысленное представление;

- приказ мозга к мышечному действию, нужному для ощущения реального звучания;

- контроль за тем, насколько удалось реальное воплощение замысла.

Начинать работу по систематическому воспитанию умения слушать себя следует с первых шагов обучения музыке. На начальном этапе ученики стараются копировать показываемые педагогом движения, зачастую не слушая и не слыша себя.  Необходимо объяснить, что музыка воспринимается не зрением, а слухом.

Большое значение следует придавать умению проследить за моментом снятия звука при игре нон легато. Звук не обрывается внезапно; нон легато – это категория слуховая. Двигательный прием, как ни важен, всё-таки вторичен.

Слуховой контроль невыполним без сосредоточенного внимания. «Сосредоточенность внимания – первая буква в алфавите успеха», – таков тезис Гофмана.

Польза от работы определяется не столько количеством затраченного времени, сколько качеством затраченного внимания.

Длительная сосредоточенность при работе – нелегкая задача, особенно для ребенка. Без интереса, дисциплины и умения сосредоточенность ведет к утомлению. Более настойчивый преодолевает усталость, но сам того не замечая начинает отвлекаться от поставленной перед ним задачей, переходит на механическое проигрывание изучаемого. Поэтому утомление – признак необходимости прекращения работы, учил Н. Рубинштейн.

Более или менее длительное сосредоточение внимания, при отсутствии непосредственной заинтересованности изучаемым невозможно ни по приказу учителя, ни по самоприказу.

Конечно, дело педагога усилить интерес ученика к исполняемой пьесе, искать и находить в ней новое. Педагог должен создать определенный настрой на уроке, создать определенную атмосферу, и обязательно похваливать ребенка за его пусть самые небольшие успехи, особенно нерешительных и робких детей.

В повседневной работе очень важно чувство удовольствия от того, чем ты занимаешься.

Трудна задача слышать свое исполнение не так, как оно представляется изнутри, в воображении, и не так, как переживается в игровых движениях на клавиатуре, а объективно – как звучит на струнах фортепиано, что, собственно и доходит для слушателей. Научить этому – одна из важнейших и притом труднейших задач для пианиста.

С первых упражнений необходимо приучать ученика дослушивать каждый звук. Потребность слушать себя воспитывается постепенно, ибо бесконтрольная игра влечёт за собой неточность в тексте, неуправляемость звуком,неаккуратность.

Много времени следует уделять «слышанию» гармонии во время разучивания произведений. Умение слушать себя помогает и в преодолении технических сложностей. Важная задача педагога на уроке специальности – привить ученику умение слышать исполняемую музыку – научиться слушать себя.

Каким образом можно контролировать слуховое восприятие? Контроль над активностью слухового восприятия – как бы контроль над контролем. Восприимчивость учащихся, умение критически слушать свою игру – одна из важнейших педагогических задач. Слуховой контроль собственной игры – дело сложное. Гораздо легче критически оценивать чужое исполнение. Надо научиться слышать свое исполнение как бы со стороны.

Сначала ребенок играет и слушает одноголосные мелодии, затем к ним прибавляются простейшие аккомпанементы, далее появляется несложный второй голос – ребенок знакомится с двухголосием, приучается одновременно слушать верхний и нижний голос. Так в жизнь ученика входит полифония. Сначала приходиться работать над каждым голосом отдельно, а потом соединять их вместе. При такой постепенности в работе с начинающими пианистами воспитывается умение слушать себя.

Важная особенность рояля – угасание фортепианного звука. Невозможно управлять уже взятым звуком. Главное средство преодоления – выразительность мелодической линии, нюансировка. Даже начинающий пианист, умеющий слушать продолжение взятого звука, может добиться такой выразительности ведения мелодии, что раздельность составляющих её отдельных нот становится незаметной для слушателей.

Особенности механики фортепиано несомненно усложняют для учащихся процесс слушания своей игры. Каждый ученик слышит все, т.е. его органы слуха улавливают каждую ноту и совокупность всего звучания произведения. Если произведение выучено недостаточно хорошо, то исполнитель успевает осознать лишь отдельные эпизоды звучания, сознание отстает от слуха. Необходимо изучать произведения в замедленном темпе, только так исполнитель знакомится со всеми элементами музыкальной ткани, чувствует и осознает слышимое.

Процесс слухового выучивания произведения можно разделить на несколько направлений работы:

- слушание мелодии, её тембровой окраски; дослушивание в ней долгих звуков, работа над фразировкой;

- слушание сопровождения мелодии, выразительности и ровности звучания;

- слушание мелодии и сопровождения; баланс мелодической линии и аккомпанемента;

- вслушивание в гармоническую структуру произведения;

- слушание всего произведения в целом.

Таким образом, активное слушание является основой вызревания художественного замысла, контролируя и стимулируя его конкретное воплощение.

Хочется завершить словами Н. Метнера: «Быть слушателем! … главное слух, слух и слух!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение вокально-хоровых навыков как способ развития музыкальных способностей юного пианиста

В данной статье предлагается один из способов развития музыкальных данных с применением вокально-хоровых навыков....

«Формирование техники юного пианиста»

План:1. Основная задача педагога-пианиста – развитие техники ученика.2.  Формирование и использование навыков игры на фортепиано. 3. Выработка основных технических умений...

«Психологическая адаптация юного пианиста к публичному выступлению»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «Психологическая адаптация юного пианиста к публичному выступлению». Рекомендуется преподавателям при подготовке учащегося к концертному выступлению....

Техническое развитие юного пианиста в младших классах ДШИ

Введение. О фортепианной технике в широком и узком смысле слова.Принципы работы над развитием техники в младших классах ДШИ. Два направления в развитии мелкой техники.Работа над гаммами, арпеджи...

Методический доклад "Методы воспитания юных пианистов"

Методический доклад "Методы воспитания юных пианистов" будет интересен преподавателям по классу фортепиано детских музыкальных школ, детских школ искусств, а также учителям музыки общеобразовательных ...

Воспитание полифонического мышления юного пианиста.

Данное учебно-методическое пособие является незаменимым помощником при работе с юными пианистами. Предназначена для преподавателей ДМШ и ДШИ....