Специфика малых форм в фортепианной музыке
методическая разработка по музыке (7 класс)

Ортман Ирина Викторовна

Специфика малых форм в фортепианной музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_dlya_ots.ista2_.doc84.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

«Специфика малых форм в фортепианной музыке». 

( методическая разработка ) 

 

Выполнил:  

Ортман Ирина Викторовна, 

Педагог дополнительного образования МБОУ ДО “Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской”   

 

 

 

 

 

 

 

                                           Новокузнецк, 2024г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3

Глава I. Основные этапы процесса чтения с листа………………………………………….4

Глава II.Формирование навыков чтения с листа

1. Овладение ритмическими структурами………………………………..…………..6

2. Усвоение высотной графики…………………………………..……………………8

3. Формирование двигательных умений………………………..…………………….9

4. Усвоение аппликатурных принципов………………..……………………………12

5. Навык ускоренного восприятия нотного текста………………………..…………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...15

Библиографический список…………………………………………………………………....16

ВВЕДЕНИЕ

  «Самое серьёзное и ответственное – начинать учить на фортепиано. Я утверждаю, что для педагога нет более значительного испытания, чем то, которое заключается в первом прикосновении пальцев ребёнка к клавиатуре». [4]

Перед педагогом фортепианного класса стоит широкий спектр задач. Пианизм предъявляет высокие требования в области развития музыкальной и технической памяти, развития внешнего и внутреннего слуха, моторных реакций. И чтобы плодотворно использовать непродолжительное время урока в классе фортепиано, необходимо развивать навык беглого чтения нот.

Чтение с листа самым непосредственным образом влияет на эффективность учебного процесса, так как позволяет усвоить максимум информации в короткие сроки, расширяя музыкальный кругозор, открывая перед учеником большие возможности для ознакомления с музыкальной литературой. Владение этим навыком пробуждает интерес и к домашнему музицированию, закладывая основы будущей самостоятельности.

  Формируя и развивая у начинающего пианиста такой сложный, многоэлементный навык, как игра с листа, учитель соприкасается с целым рядом проблем, затрагивающих область сольфеджио и теории музыки (музыкальной грамоты). Это – развитие слуха и слуховых представлений, воспитание чувства ритма, музыкальной памяти, активного внимания и т.п., ведь именно на уроках фортепиано происходит окончательный синтез всех теоретических и практических знаний, приобретаемых ребёнком.

Некоторые проблемы формирования навыка чтения с листа на уроках фортепиано рассмотрим в настоящей работе.

Глава I. Основные этапы процесса чтения с листа

В отличие от разбора незнакомого музыкального произведения, допускающего медленное проигрывание пьесы, а также остановки для более тщательного изучения текста, чтение с листа предполагает исполнение в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного, даже фрагментарного проигрывания на инструменте, с осмысленной фразировкой и выполнением всех авторских указаний. Таким образом, при  игре с листа все действия, осуществляемые музыкантом, вступают в тесную взаимосвязь, что представляет определённую сложность.

Каков же механизм восприятия и воспроизведения нотного текста при чтении с листа? Его можно попробовать условно разделить на несколько этапов.

Первый включает действия, предваряющие игру с листа. Это: определение характера, темпа, основной ладотональности и размера, а также беглый просмотр текста с целью выявить тип фактурного изложения и ведущий метроритмический рисунок.

«Мысленный просмотр и ознакомление с новым музыкальным материалом освобождая на время читающего от реальных игровых действий, дают ему возможность целиком сконцентрироваться на содержании музыки, её форме и строении, её интонационных, гармонических и ритмических свойствах. Прочитывание нотного текста в уме (или как говорят, «про себя») способствует выработке соответствующих внутренних музыкально-слуховых представлений, которые служат в дальнейшем надёжной опорой при игре. Опытным путём подтверждено, что вслед за предварительным мысленным обзором произведения оно читается за инструментом значительно легче и точнее; заметно уменьшается число ошибок и игровых погрешностей, исполнение делается более свободным, уверенным, художественно убедительным». [7]        

Второй относится уже непосредственно к чтению и связан с работой зрения и слуха:  дешифровка ритмической и звуковысотной графики, осознание структурной логики и тональной  перспективы. Эта работа осложняется тем, что исполнитель одновременно обрабатывает в своём сознании различные фрагменты текста: и тот, который ещё предстоит сыграть, и тот, который исполняется в данный момент.

«Усилия играющего при чтении музыки должны быть направлены в первую очередь на опознание в нотном тексте и последующее воспроизведение более или менее законченных, структурно завершённых музыкальных мыслей. Также как трудно было бы признать удовлетворительным произнесение литературного текста, при котором отдельные буквы на объединялись бы читающим в слова, а слова – в предложения, точно так же не выдерживает критики и чтение музыки, если следующие друг за другом звуки не организованы согласно правилам музыкального «синтаксиса», не выступают в виде определённых смысловых единиц – мотивов, фраз, предложений и так далее». [7]  

Действия на третьем этапе состоят в реализации, «озвучивании» воспринимаемого текста. Это координированная деятельность всего двигательного аппарата, что даёт возможность получить как конечную цель – художественное исполнение.

Таким образом, следует сделать вывод, что музыкант, с достаточной лёгкостью читающий с листа, прежде всего, владеет умением предвосхищать развёртывание музыкального текста, предугадывать в общих чертах основные моменты, в том числе относящиеся к соответствующим игровым движениям.

 

Глава II. Формирование навыков чтения с листа

1. Овладение ритмическими структурами

        

 Первоочередная задача педагога-музыканта – раскрыть  перед учеником элементарные закономерности построения музыкальной речи, научить его простейшему звуковому анализу ещё до знакомства с нотами.

 Существует такое понятие, как «донотный  период» – это слуховой этап в обучении начинающих музыкантов, широко используемый большинством педагогов. В течение двух-трёх месяцев ученик знакомится с инструментом, усваивает первоначальные навыки звукоизвлечения. Одновременно он слушает музыку, подбирает по слуху знакомые песни, транспонирует. И если к этому времени ребёнок приобрёл необходимый запас музыкальных впечатлений, научился различать основные градации темпа,  динамики, регистров,  некоторые жанры, а также выработал эмоциональную реакцию на музыку различного характера, можно совершать плавный переход к усвоению элементов нотной записи.

 В силу своего юного возраста начинающий музыкант не способен охватить множество задач, которые перед ним возникают при чтении и воспроизведении нотного текста. Действительно, запись простейшей мелодии из четырёх тактов содержит в себе как минимум три элемента, которые требуют осознания и выполнения. Это – ритм, звуковысотность и синтаксис музыкальной речи (разделение на мотивы, фразы и т.д.).                 Л.Л. Бочкарёв в своём труде «психология музыкальной деятельности» в главе «Психологические основы музыкального обучения» пишет: «Человек не может воспринимать и одновременно реагировать на множество раздражителей. Эта особенность связана с избирательностью восприятия и характеризует также объём внимания. Так, у дошкольника объём внимания недостаточен для дифференциации даже двух мало отличающихся объектов. Восприятие в этом возрасте отличается синкретичностью – неточностью и неясностью. Объём внимания младшего школьника ограничен двумя-тремя объектами – поэтому на начальных этапах музыкального обучения ребёнку трудно воспринимать и выполнять одновременно все указания педагога.<…> Поле восприятия и объём внимания нужно расширять постепенно». [2]   Поэтому имеет смысл на первых порах частично освободить внимание ученика.                        

Так как вне временнОй организации музыкальной речи нет и музыки как искусства, ритм – её главный, основополагающий компонент. Представляется целесообразным усвоение нотной записи  начинать именно с этого элемента.                                                                                                 Первоначально внимание ученика фиксируется на ритмических структурах песен, которые он слушает и поёт. Для закрепления и развития зрительно-слуховых связей вводятся дополнительные знаки – звуковые символы (ритмослоги) и графические, соответствующие длительностям. Теперь ребёнок выполняет знакомые по донотному периоду ритмические фигуры уже не по слуху, а по ритмической записи, изображённой учителем в тетради.                                                                                                Кроме звуковых и графических символов существует ещё одно мощное средство ритмического воспитания. Речь идёт о различных вспомогательных упражнениях, а именно «игра в дирижёра». Г.Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» пишет: «Я настоятельно рекомендую ученикам при изучении произведения и для овладения важнейшей её стороной, ритмической структурой, то есть организацией временного процесса, поступать совершенно так же, как поступает дирижёр с партитурой: поставить ноты на пюпитр и продирижировать вещь от начала до конца <…>. Этот приём, особенно необходимый для учеников, не обладающих достаточной способностью «организовать время», рационален ещё и потому, что он является прекрасным способом «разделения труда», облегчающим процесс овладения произведением».[6]

Дальнейшее усложнение ритмических остинато, используемых в начальный период обучения, идёт по следующим направлениям: вводятся новые ритмические соотношения. Если в ритмическом отношении самые первые пьесы использовали запас формул, накопленных в «довысотном периоде» - четверти, восьмые и четвертные паузы в различных сочетаниях, то теперь вводятся понятия метра и размера, добавляется половинная нота, а позже усваивается пунктирный ритм в сочетании: четверть с точкой и восьмая.

 Вводятся новые размеры, появляются элементы полифонии (ритмическая фигура расслаивается на две линии и воспроизводится обеими руками поочерёдно или одновременно). Таким образом, начинающий пианист приучается распределять внимание по вертикали, объём его зрительного внимания постепенно увеличивается.

        

2. Усвоение высотной графики

        

Следующий этап – знакомство и изучение звуковысотной шкалы. В этом вопросе важно выйти за рамки абстрактного теоретического знания и раскрыть ребёнку всю прелесть звуковых коммуникаций при помощи активных действий со звуками-нотами – пения, игры на инструменте и записи простейших мелодий. В качестве материала используются не разрозненные элементы, а отношения звуков, объединённые в структуру, имеющую выразительность, осмысленность. По сути своей это должны быть простейшие «музыкальные слова» - элементарные ритмоинтонации из трёх-четырёх звуков, привычные для детского слуха, удобные для интонирования и воспроизведения на инструменте.

В качестве исходной интонации лучше начать с терции – она удобна для восприятия не только слухом, голосом, но и зрением. Один из возможных способов усвоения – использование интонации «зова кукушки». Вначале она поётся, затем подбирается от разных клавиш и записывается в нотной тетради на двух линейках-«ветках». Затем на пятилинейном нотом стане. То есть это изображение становится графическим знаком – символом  данной интонации, который мгновенно вызывает в сознании ученика звуковой образ и соответствующую двигательную реакцию.

Далее происходит расширение первоначальной двузвучной интонации, её обрастание новыми ступенями с освоением новых участков нотного стана (вводим басовый ключ).                                                                          Вводится понятие  «лада». Это необходимо для воспитания у начинающего музыканта гибкого слуха, способного впоследствии, при необходимости, преодолевать ладовые тяготения, переключаясь на нехарактерные, но относящиеся к конкретному произведению. «Вся многовековая музыкальная практика свидетельствует о том, что в основе восприятия мелодии лежит ладовое чувство, проявляющееся в способности различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость, тяготение звуков друг к другу.

Мелодию часто называют душой музыки, ладовое же чувство имеет самое непосредственное отношение к «душе» человека». [2]        

Обращение к ладам народной музыки приводит к ознакомлению юного музыканта со знаками альтерации. Они усваиваются тем легче, чем раньше встречается ученик с чёрными клавишами.

         Синтаксис музыкальной ткани, композиционное строение пьес усложняется по принципу: от точно повторяющихся мотивов и фраз через вариантные повторы с ритмическими или интонационными изменениями.

        

        

3. Формирование двигательных умений

Прежде всего, должна быть сформирована возможно более свободная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на клавиатуре. «Управляемость игры в одинаковой мере состоит и в умении управлять игровым аппаратом, то есть подчинять замыслу автоматизм игровых движений. И в умении вовремя отчётливо представить себе каждую очередную задачу, то есть подчинять воле автоматизм движения игровых образов». [8]  

 Воспитание этого умения целесообразно начинать заблаговременно, ещё до того, как ученик встречается с нотными обозначениями – параллельно с формированием слуховых представлений.

 Конечно, при игре по нотам полное отключение зрительного контроля за действием рук, стопроцентное использование «слепого метода» практически невозможно и вряд ли, в конечном счёте, необходимо. Однако нет сомнения, что умение ориентироваться на клавиатуре без помощи зрения может быть развито до высокой степени.

  В ходе специальных упражнений у ребёнка развивается осязательная ориентировка на клавиатуре. Формирование такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры начинается в процессе исполнения гамм и упражнений. Ребёнок исполняет гамму в одну октаву, не глядя на руки, штрихом non legato. Внимание направлено на звучание и артикуляцию.

   Для начала желательно выбрать гаммы, удобные в аппликатурном отношении и в тоже время содержащие чёрные клавиши. Клавиши эти, благодаря своему расположению (группами по две и три), служат надёжными ориентирами для пальцев, когда они лишаются поддержки зрения. «Заметим в этой связи, что практика работы в классе выявляет важную закономерность: если учащийся возьмёт за правило фиксировать и отмечать для себя в новом нотном материале уже известные ему из прошлого опыта типовые формулы фортепианной фактуры, как-то: гаммы, арпеджио разных видов, тремоло, альбертиевы басы и т.д., это значительно упростит его задачу. Умение распознать в незнакомом знакомое, опереться при случае на стандартную инструментальную фигурацию ведёт к тому, что разгружает внимание играющего (фактор первостепенной важности!); пианист в этом случае читает как бы «сквозь ноты», к тому же легко выходит из аппликатурных затруднений, используя в привычных фактурных ситуациях ранее освоенные, налаженные, прочно автоматизированные последования пальцев». [7]  

Аналогичную роль выполняют всевозможные технические упражнения в одной позиции. Они исполняются от разных клавиш той же аппликатурой, но в различных артикуляционных вариантах.

Ученики с удовольствием включаются в своеобразную игру с клавишами: «попал – не попал» и постепенно перестают бояться высоко поднимать руки над клавиатурой. Внимание их в это время занято тем, чтобы добиться того характера звучания, которого требует артикуляционное задание.

При переходе к игре по нотам ориентировка рук без помощи глаз облегчается тем, что исполняемые по нотам пьесы строго выдержаны в одной позиции. Транспонирование этих пьес помогает планомерно осваивать различные участки клавиатуры в разных комбинациях белых и чёрных клавиш.            

В фактурном отношении начальный материал для чтения должен быть позиционно предельно удобен для детского игрового аппарата. Более целесообразно начинать с небольших мотивов, позволяющих задействовать обе руки. При этом партии их равнозначны по трудности и записаны в разных ключах.

Следующий этап – простейшая гомофония. Сопровождение представлено выдержанным звуком или интервалом. Руки чередуются в исполнении мелодии и сопровождения. Таким образом, ученику прививаются первые навыки слышания гармонической вертикали и простейшей полифонии.

Позже вводится параллельное движение в октаву, противоположное (зеркальное) изложение, и, наконец, пьесы с элементами полифонии в наиболее доступной для маленького музыканта форме народно-песенной подголосочной фактуры. «Чтобы научиться слышать каждый из голосов в их взаимосвязанном движении, полезно применять такие слуховые упражнения: а) нижний голос играет ученик, верхний – напевает педагог; б) верхний голос играет ученик, нижний – напевает педагог; в) оба голоса исполняются учеником в дециму для более ясного слышания каждого из них». [5]

К концу первого года обучения ученик осваивает простейшую полифонию, а также гомофонию с несложным аккордовым сопровождением.

                

4. Усвоение аппликатурных принципов

Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависят от аппликатурной техники, то есть от доведённого до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной ситуации.

Аппликатурно-техническая сторона начального нотного материала также строится по принципу планомерного перехода от простого к сложному.

Первые пьесы должны быть выдержаны в одной позиции с преобладанием плавного движения (терции и секунды). Затем расширение до кварты и квинты с последующим заполнением.

Следующий этап – позиционные сопоставления, которые происходят на границах фраз с сохранением одной позиции внутри построения.

Л.А. Баренбойм в своём труде «Фортепианная педагогика» так говорил о важности этого процесса: «типичная аппликатура основных фортепианных технических форм – гамм, аккордов, арпеджированных последовательностей, двойных нот и аккордов – должна войти в плоть и кровь учащегося, в противном случае наступает полнейшая анархия, случайность в области аппликатуры. Аппликатура основных фортепианных технических форм должна быть усвоена учащимися настолько прочно и глубоко, чтобы встретив в  музыкальном произведении ту или иную техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой, занимали нужную позицию» [1].

Аппликатурные упражнения дают наибольший эффект, если они сочетаются с работой по освоению клавиатуры «слепым методом». «Неотрывность от текста взгляда читающего музыку тесно связана с умением играть не глядя на руки, или, как говорят, «вслепую» – умением, исключительно важным при чтении с листа. Неспособность музыканта на ощупь ориентироваться в клавиатурной «топографии» фортепиано ведёт к тому, что, отыскивая пальцами требуемые комбинации и сочетания звуков, он встаёт перед необходимостью чуть ли не ежесекундно обращать свой взгляд на руки и на клавиши. Отрываясь глазами от нотных строчек, читающий, естественно, легко теряет тот фрагмент текста, который исполняется им в данный момент; теряет, частично или полностью, зрительно-слуховой контроль над музыкальным материалом. Отсюда – задержки, запинки, разного рода игровой «брак». Любые метания глаз при чтении с листа нежелательны, и чем их меньше, тем лучше».  

Аппликатурные  упражнения желательно вводить ещё в период изучения ритмической графики. Их цель – воспитание мгновенной реакции пальцев на краткое мелодическое построение из трёх-пяти звуков в одной позиции.

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды. Здесь важно воспитать навык быстрого зрительного опознания интервала или аккорда по его специфическому рисунку на любом участке нотного стана, включая добавочные линейки и мгновенной реакции пальцев на основе типовых аппликатурных формул: секунда – соседние пальцы, терция – через палец, и т.д. Для наработки этого навыка можно воспользоваться  методом проигрывания множества интервалов вразбивку. Так ученик довольно быстро и легко усваивает закономерности.

5. Навык ускоренного восприятия нотного текста

Немаловажным моментом в  овладении техникой чтения с листа является вопрос ускоренного восприятия нотного текста. Среди упражнений, развивающих этот навык, часто используется так называемое фотографирование. Ученику «предъявляется» на несколько секунд и тут же закрывается листом бумаги определённый отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. И так до конца пьесы. В процессе этого упражнения постепенно увеличиваются скорость восприятия и объём запоминаемых фрагментов.

Развитие этого умения, однако, наталкивается на трудности, связанные со спецификой фортепианного музыкального текста, а именно – многолинейностью,  многослойностью.

Постепенно, в ходе обучения усложняя задачу, ученик с помощью учителя формирует навык ускоренного восприятия текста одновременно целостной партитурой, осмысливая её и по вертикали и по горизонтали. «Схватывая с единого взгляда общую конфигурацию мелодических рисунков, направленность их движения в звуковом пространстве, узнавая в тексте различные аккордовые стереотипы<…>по их характерному внешнему облику, квалифицированный  «чтец» не испытывает необходимости в абсолютной расшифровке каждого звука на нотоносце.<…>В итоге будет получен реальный выигрыш в скорости и, главное, в качестве прочитывания музыки, поскольку отпадает необходимость в трудоёмкой и кропотливой процедуре «опознания» каждой отдельной ноты». [7] Этот навык получил название «обобщённого чтения и предполагает доведённое до автоматизма знание горизонтальных (гаммы, арпеджио, типичные мотивы и т.д.) и вертикальных (интервалы, аккорды с обращениями, привычные гармонические обороты) звуковых комплексов фортепианной музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Навык чтения нот должен быть заложен в структуре обучения пианиста, развитие этого навыка следует сделать неотъемлемой частью учебного процесса.

Итак, чтобы с лёгкостью воспроизводить нотный текст, необходимо прежде всего накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти достаточный запас «типовых оборотов» фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные аккордовые структуры, типичные модуляционные последования, а также навык мгновенно анализировать и синтезировать исполняемый текст, распознавая наряду с типичными элементами новые, характерные для данного сочинения. Важно воспринимать текст комплексно, по более или менее крупным единицам – мотивам, фразам, предложениям и т.п.

Многослойность фортепианной ткани требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали и по вертикали. Необходимо осознать структуру текста, принципы фактурного строения, логику развёртывания ритма и мелодики, характер ладогармонического развития.

Большое значение в процессе игры с листа имеют также уверенная, точная ориентировка рук на клавиатуре без дополнительного контроля зрением и владение аппликатурной техникой.

Новые элементы должны  включаться строго последовательно, постепенно и малыми дозами.

 Эти навыки необходимо формировать на самой ранней стадии обучения пианиста. Способы развития этих навыков, приёмы автоматизации значительной части действий – всё это должно явиться составной частью методики обучения игре с листа.

Библиографический список

1. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Ч.1. М.: Музыка, 1937. С. 95

2. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика-XXI,

    2006. С.100

3. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы  

    обучения пианиста. М.: Классика-XXI, 2005.

4. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Классика-XXI, 2005. С.172

5. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Методическое пособие. М.:

    Кифара, 2002. С. 43

6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд.

    М.: Музыка, 1987. С. 37

7. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.С. 149-

    152

8. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.

    Методическое пособие  М.: Классика-XXI, 2004. С. 175

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Сонатная форма в фортепианном творчестве Й.Гайдна. Соната C-dur Hob/35"

Методическая работа предназначена для преподавателей по классу фортепиано в ДМШ, ДШИ. В работе характеризуется фортепианное творчество Й.Гайдна, его отличительные особенности....

Методическая разработка концерта для родителей "Танец и песня в фортепианной музыке"

Данная работа содержит разработку сценария отчётного концерта для родителей, представленного в форме лекции-беседы на тему использования жанров песни и танца в фортепианной музыке...

Специфика игры в профессиональном фортепианном ансамбле.

Для образовательного процесса жанр фортепианного ансамбля имеет ряд привлекательных качеств, выделяющих его из общего списка специальных дисциплин....

Концерт фортепианного отделения "Вечер фортепианной музыки"

Концерт учащихся фортепианного отделения.Материал может быть полезен преподавателям ДШИ!...

Урок -презентация "Современная фортепианная музыка на примере детских альбомов российского композитора Андрея Классена «Фортепианные пьесы» для фортепиано соло и в 4 руки в 2-х частях и «Музыкальные эскизы» в 2-х альбомах".

Важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки современных композиторов. Наш урок знакомит с биографией и творчеством композитора Андрея Классена. Пьесы из его альбомов проиллюстрировал...