Детский познавательный проект «Музыкальные инструменты» для воспитанников подготовительной группы (6-7 лет)
проект по музыке
Проект предназначен для воспитанников подготовительной группы (6 – 7 лет). Он занимает место в Основной части Образовательной программы ДОУ и является средством реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие детей", раздела "Музыкальное развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muz_ins.doc | 151.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида»
№4 п. Энергетик
Новоорского района Оренбургской области.
Детский познавательный проект
«Музыкальные инструменты»
для воспитанников подготовительной группы (6-7 лет)
Выполнил:
музыкальный руководитель 1 квалификационной категории
Кесслер Марина Викторовна
Аннотация
детского познавательного проекта
«Музыкальные инструменты»
Проект предназначен для воспитанников подготовительной группы (6 – 7 лет). Он занимает место в Основной части Образовательной программы ДОУ и является средством реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие детей", раздела "Музыкальное развитие".
Цель проекта. Развитие индивидуальности и творческих способностей детей через знакомство с музыкальными инструментами. Познакомить детей с огромным миром музыкальных инструментов воспитывать в ребенка слушателя и настоящего ценителя хорошей музыки.
В ходе реализации проекта дети познакомятся с историей музыкальных инструментов , особенностями их изготовления, овладеют приемами игры на простейших музыкальных инструментах.
Участниками проекта являются дети старшей группы, их воспитатели, родители и музыкальный руководитель. Проект долгосрочный и рассчитан на 4 месяца : февраль - март 2024 года. Выполнение этапов проекта должно проводиться исключительно через детские виды деятельности: познавательная, игровая, музыкальная, коммуникативная, речевая, исследовательская, двигательная. Заключительное мероприятие проекта - общая презентация результатов познания детей по теме проекта, праздник "Мир музыкальных инструментов" с участием всех детей, родителей и педагогов.
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий, групповой, комплексный, долгосрочный.
Участники: дети подготовительной группы №7, воспитатели , родители.
Руководитель проекта: музыкальный руководитель Кесслер М.В.
Продукты совместной деятельности:
разработки мероприятий по теме проекта;
альбомы с детскими работами;
выставка детских рисунков;
выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала.
Сроки реализации проекта: февраль – март 2024 года.
Место проекта в Образовательной программе: Основная часть Образовательной программы ДОУ.
Целевые ориентиры развития детей:
- у ребенка развиты интерес и любовь к музыке, есть потребность в музыкальных впечатлениях;
- у ребенка развиты общие музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, ладового слуха, музыкальной памяти);
- у ребенка развиты элементарные навыки и умения во всех доступных детям видах музыкальной деятельности (восприятия музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах);
- у ребенка развиты: творческая активность, способность к творческому самовыражению в различных видах музыкальной деятельности.
Интеграция образовательных областей при реализации проекта : "Познавательное развитие детей", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное", "Физическое развитие"
Детские виды деятельности при реализации проекта: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, художественная, игровая, двигательная, исследовательская, познавательная, творческая.
Используемые педагогические технологии при реализации проекта:
* Информационно-коммуникационные технологии - электронные презентации, видео.
* Проблемное обучение - наличие проблемных ситуаций и вопросов в ходе занятия.
Возникшая проблемная ситуация побуждает детей к мыслительному процессу для поиска решения поставленной задачи.
* Интеграционное обучение - интегрированный подход (образовательных областей и детских видов деятельности) даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка; узнать полную картину изучаемого предмета;
* Здоровьесберегающие технологии - двигательная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, обеспечивающие положительное эмоциональное и душевное равновесие детей.
* Игровые технологии - музыкальные игры, театрализация, дидактические игры, словесные и др.
* Технология исследовательской деятельности - эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
* Личностно-ориентированные технологии - организация воспитательно-образовательного процесса с ориентацией на ребенка со своими индивидуальными и возрастными особенностями; создание психолого-педагогических условий в группе.
Актуальность проекта:
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди.
В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии! Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!
Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.
Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен, важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с вопросами, играми и творческими заданиями.
Педагогическая проблема, решаемая в процессе проекта: В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию. А малыши дошкольного возраста воспринимают музыкальные инструменты как что-то недосягаемое, недоступное и далекое от них. В процессе реализации проекта должно измениться отношение детей к музыкальным инструментам, проявиться интерес, желание узнать историю инструмента и желание самому научиться играть на них.
Цель проекта:
Развитие индивидуальности и творческих способностей детей через знакомство с музыкальными инструментами. Познакомить детей с огромным миром музыкальных инструментов воспитывать в ребенка слушателя и настоящего ценителя хорошей музыки.
Задачи:
1.Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.
2.Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
3.Создать необходимую предметно – развивающую музыкальную среду.
Развитие эмоциональной сферы ребенка.
4. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
6. Развитие познавательных и творческих способностей.
7. Обогащение музыкального словаря.
8. Обучать детей с родителями осваивать различные формы приобретения информации, опыта.
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными музыкальными инструментами.
2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.
3. У детей возникнет стремление играть на музыкальных инструментах.
4. Дети будут свободно ориентироваться в названиях и назначении музыкальных инструментов, поддерживать беседы по теме.
5. Дети с удовольствием поют знакомые песни, танцуют, импровизированно двигаются под музыку, с энтузиазмом участвуют в любом активном музицировании;
6. Дети охотно пользуются детскими музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов; умеют исполнять небольшое музыкальное произведение в детском шумовом оркестре;
7.Дети прислушиваются и проявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям;
8. Дети учатся различать контрастные средства выразительности (высоту звучания, темпоритм, динамику, простейшую музыкальную форму);
9. Дети слушают и узнают небольшие по объёму образные музыкальные произведения при их повторном прослушивании;
Оценка эффективности по итогам работы будет производиться по трем направлениям: дети, педагоги, родители.
Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и на конец работы над проектом «Музыкальные инструменты»
Педагог, наблюдая за детьми в течение длительного времени, отмечает динамику индивидуального развития каждого ребёнка, подбирая музыкальный репертуар в соответствии с возможностями каждого воспитанника.
План реализации проекта
Этапы проекта
1.Организационный
2.Собственно познавательный этап. Основной.
3.Презентация проекта. Подведение итогов. Заключительный.
1 этап – подготовительный (2 недели месяц).
На этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно – информационная компания.
2 этап – основной (3 месяца).
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный (2 недели)
Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
План действий:
- Организационная работа с родителями
- Организационная работа с детьми. Создание развивающей среды по теме проекта.
- Определение плана работы по проекту с детьми и родителями, индивидуальные поручения для родителей.
- Диагностирование представлений детей о музыкальных инструментах на начало проекта.
- Контроль и руководство по выполнению индивидуальных поручений по проекту, подготовка к общей презентации группового проекта.
- Оформление с детьми театрализованного уголка, выставки музыкальных инструментов в группе по результатам проекта.
- Групповая презентация результатов проекта "В мире музыкальных инструментов».
- Диагностирование представлений ребят о музыкальных инструментах на конец проекта.
Оборудование и оснащение педагогического процесса
Фонотека с образцами звучания музыкальных инструментов.
Игровая деятельность: музыкально – дидактические игры.
Наглядные материалы:
1. «Расскажите детям о музыкальных инструментах»
изд-во « Мозаика-Синтез», Москва 2011г.
2. Музыкальные инструмента (раскраска).
спец. выпуск газеты «Талантливый малыш» № 11/2011г.
3. Музыкальные инструменты. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром, изд-во «Мегаполис», 2010г.
4. «Музыкальные инструменты», обучающие карточки. изд-во «Проф. Пресс» 2011г.
5. «Цветочная симфония для металлофона» Порфирьевой Л.Н.
Презентация проекта.
Показ родителям и педагогам музыкального занятия «В мире музыкальных инструментов».
Взаимодействие с семьей
1.Беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».
2.Изготовление книжек – малышек «Мой любимый музыкальный инструмент»
3.Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.
4.Оформление для родителей паспортов музыкальных инструментов.
5.Изготовление музыкальных инструментов своими руками.
Программа проекта:
1. Игры и презентации по теме проекта. ИКТ (слайд-презентации «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт», «Морская прогулка» (три кита), и видеоролики с музыкальными фрагментами)
2. Просмотр наглядностей: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов.
3. Музыкально-дидактические игры, творческие игры:
«Оператор РВС»
«Муз. Инструменты»
«Муз. Кроссворды»
«Мастерская музыкальных инструментов ТРИЗ»
«Фантастическое сложение»
«Префикс»
«Хорошо - плохо» («Черное-белое»).
«Четвертый лишний»
« Из чего сделан инструмент»
4. Целевые прогулки в музыкальную школу п. Энергетик
5. Просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов и музыкантами, играющих на них соло или в оркестре.
6. Оформление альбома «Музыкальные инструменты» (история муз. инструментов, инструменты разных стран и эпох)
7. Организация мини-музея «Музыкальные инструменты»
8. Просмотр слайд - презентаций: «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт»
9. Беседа с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»
10. Детские исследования об истории возникновения музыкальных инструментов
11. Загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты
12. Разгадывание музыкальных кроссвордов и ребусов.
13. Придумывание детьми загадок и стихов про музыкальные инструменты
14. Пополнение музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами
15. Сюжетно-ролевые игры с использованием темы музыкальных инструментов
«Идем на концерт», « Магазин музыкальных инструментов»
16. Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)
17. Слушание аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (высокого качества).
18. Музыкально-дидактические игры:
«Угадай, на чем играю»;
«Оркестр»;
«Гномики и феи»;
«Музыкальный теремок»;
«Подбери инструмент»;
«Музыкальный кубик»;
«Кубик-оркестр»
«Раз, два, три… ко мне беги!"»
19. Разучивание и исполнение детьми пьесок детского оркестра музыкальных инструментов, в том числе с помощью сборника «Цветочная симфония» Порфирьевой Л.Н.
20. Чтение стихов и сказок про музыкальные инструменты («Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»)
21. Беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.
22. Беседа с детьми о профессии музыканта
23. Организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных)
24. Рисование детьми и раскрашивание картинок с детскими музыкальными инструментами.
25. Рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.
26. Концерт с участием оркестра детских музыкальных инструментов.
27. Создание Мини-музея «Музыкальные инструменты»
Диагностика эффективности реализации проекта
Фамилия ребенка_________________________________________________________
Параметры музыкального развития ребенка | На начало проекта | На завершение проекта |
Умение узнавать знакомое музыкальное произведение по фрагменту. Умение высказываться о характере музыкального произведения, смене настроений в частях. | ||
Сосредоточенность внимания. Эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера и инструмента, на котором оно исполняется | ||
Умение петь в удобном диапазоне выразительно с музыкальным сопровождением, вместе с другими детьми - начинать и заканчивать пение, передавая характер песни, темповые и динамические особенности и без музыкального сопровождения | ||
Владение достаточным для своего возраста объемом движений (пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками) . | ||
Умение самостоятельно реагировать на музыкальные фразы и части произведения сменой движений. | ||
Знает названия инструментов, владеет навыками игры на них (деревянные ложки, погремушки, бубен, барабан, металлофон, треугольник, маракас) (выделенное – только для старшего возраста) | ||
Умение играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. | ||
Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии | ||
Танцевально-игровое творчество: умение эмоционально исполнять музыкально-игровые упражнения (кружатся листочки, падают снежинки) и сценки, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.) | ||
Творчество в пении: умение дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос. | ||
Танцевально-игровое творчество: проявляет творческое воображение и фантазию в передаче различных игровых образов при инсценировании песен, хороводов, в театральных постановках и танцах | ||
Творчество в игре на ДМИ: проявляет фантазию в составлении ритмического аккомпанемента | ||
Определение жанра прослушанного произведения (марш, песня, танец) диагностируется по ответу на вопрос педагога: «Что будем делать под эту музыку (марш, песня, танец? Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку или ответить на вопрос. | ||
Творческие музыкальные способности (диагностируются по образности высказываний о характере музыки, по степени выразительности исполнения и оригинальности творческих импровизаций в различных видах деятельности – пении, музыкально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментах) |
Уровневые оценки:
Высокий уровень - творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.
Критический уровень (редко встречаемая оценка) - негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи) .
Общий уровень музыкального развития выводится на основе количества полученных уровневых оценок по итоговым критериям по принципу лидирующего цвета.
Литература:
1.Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы
детском саду» Волгоград,2011г.
2.Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду»
Скрипторий 2010г.
3.Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками» Москва 2009г.
4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.: Образовательная область
"Музыка". Как работать по программе "Детство". 2012г.
5. Сычева М.А. «Первые уроки музыки». Учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ для музыкальных руководителей. Феникс 2009г.
6. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»
Ярославль 2009г.
7.Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва 2001г.
8. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Ульяновск, 1991г.
9. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год
МБДОУ № 1 корпус 2 п. Энергетик, музыкальный руководитель Кесслер М.В. стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в детском саду по ИЗО в средней группе
НОД в детском саду по ИЗО в средней группе...
Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Подготовительная группа, срок обучения - 1 год
Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Подготовительная группа, срок обучения - 1 год...
Детские шумовые музыкальные инструменты своими руками
Консультация для родителей, способствует развитию музыкальности у детей в домашних условиях....
Авторская система работы с Детским оркестром народных инструментов
Методическая разработка посвящена описанию авторской системы работы с Детским оркестром народных инструментов «Млада». В основе системы – поддержание и сохранение традиций русс...
№32.Практическая работа по теме "WORD". Работа с панелью инструментов "Рисование". Для группы ТЭУ-02 за 5.11.20.
Задание: Создайте документ аналогичный образцу....
Консультация для воспитателей «Виртуальный музей» в детском саду как инструмент успешной социализации и развития детей»
laquo;Виртуальный музей» в детском саду как инструмент успешной социализации и развития детей»...
«О работе с детским оркестром народных инструментов в ДШИ»
Основные моменты в работе с детским оркестром народных инструментов....