Авторская система работы с Детским оркестром народных инструментов
методическая разработка

Орлова Ольга Валерьевна

Методическая разработка посвящена описанию авторской системы работы с Детским оркестром народных инструментов «Млада». В основе системы – поддержание и сохранение традиций  русской культуры и русского народного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_orkestrom.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская система работы с Детским оркестром

народных инструментов «Млада»

Орлова О.В.

Иванова Н.Ю.

Статья посвящена описанию авторской системы работы с Детским оркестром народных инструментов «Млада». В основе системы – поддержание и сохранение традиций  русской культуры и русского народного творчества.

Концептуальная идея представленной системы состоит в следующем. Современные дети живут в мире определенной музыкальной культуры, знакомы, преимущественно, с популярной эстрадной музыкой, ТВ-проектами, широко используют IT технологии. В таких условиях они все больше отдаляются от истоков своей родной культуры, ее корней, богатства и духовности, теряя то глубокое, что может обогатить и возвысить их жизнь. Чтобы сохранять богатейший потенциал традиций русской культуры и исполнительства, необходимо адаптировать форму его подачи к мироощущению сегодняшних детей и объективно сложившейся  социокультурной ситуации путем использования актуальных средств коммуникации.

Детский оркестр «Млада», созданный в 2011 году, творческий коллектив юных музыкантов секции народных инструментов Центра.  

Работа в оркестре осуществляется по общеобразовательной программе дополнительного образования «Детский оркестр народных инструментов «Млада»». Содержание программы интегрируется с образовательными программами педагогов других секций: «Обучение игре на домре», «Обучение игре на баяне, аккордеоне», как формирующих базовые умения и навыки детей, которые используются при игре в оркестре.

Программа рассчитана на  5 лет обучения, ориентирована на детей от 8 до 15 лет, играющих на русских народных инструментах. В состав оркестра входят домристы, баянисты, аккордеонисты, могут входить и занимающиеся в других классах, например флейты.  

На первом году обучения ребенок играть еще не умеет, а только учится, посещая занятия индивидуально у педагогов-инструменталистов.  Занятия в оркестре начинаются со второго года. Одновременно дети посещают  занятия по сольфеджио и музыкальной литературе.   Основные формы занятий: в группе, по партиям и индивидуально; сводные оркестровые репетиции.

В реализации  программы применяются не только общеизвестные методы работы с музыкальным коллективом, но и оригинальный, авторский системный подход, а также проверенный на практике авторский  стиль работы с оркестром. В чем его суть?

Прежде всего – это видение возможностей инструментов. В основном, представление о таких инструментах как домра, аккордеон, баян слишком узко. У современных детей эти инструменты ассоциируются с народной музыкой, с народной культурой. Авторы программы при работе с оркестром опровергает эти представления. Возможности народных инструментов неисчерпаемы, что позволяет исполнять музыку любого направления и жанра.

Выработан подход к составу оркестра. К огромному сожалению, в оркестре отсутствует балалаечная группа, но входят флейты, русские народные духовые инструменты, огромный набор шумовых инструментов.

Подход к выбору репертуара. Сегодня в программе оркестра произведения Моцарта, Прокофьева и Штрауса, Андреева и Чайковского, Бибергана, Хромушина, Металлиди, народные песни и попурри на темы песен Великой Отечественной войны. Репертуар строится, исходя из  разнообразия музыкальных стилей, направлений и жанров. Совершенствование исполнительского мастерства ведет к усложнению музыкального материала. Каждое новое произведение -  это ступень для продвижения вперед.

Руководители оркестра (Орлова О.В. и Иванова Н.Ю.) проводят тщательную работу с оригинальными нотными текстами, аудио- и видеозаписями. Все исполняемые оркестром партитуры являются авторскими.

Создание коллектива из детей, занимающихся в секции народных инструментов Центра, одна из основных задач  руководителей оркестра, куда принимаются практически все желающие (отбора нет).  Решение этой задачи связано с определенным методическим обеспечением программы,  подборе репертуара. В результате проводимой работы можно, не имея в составе обучающихся опытных музыкантов, обеспечить наиболее интересное исполнение и слаженное звучание любых произведений.  

Другая авторская идея состоит в следующем.  Некоторые педагоги в своих программах отмечают, что русские народные инструменты  доступны для начального освоения, а обычные люди, не музыканты, считают, что на них легче играть, чем на классических инструментах. Это не так! Играть на русских народных инструментах  также сложно, как и на других.

При работе с оркестром, на взгляд авторов, важным является отказ от общепринятого разделения на партии. Опыт показал, что у детей, исполняющих вторые, третьи партии, формируется заниженная самооценка. Поэтому для участников оркестра «Млада» партии прописываются таким образом, что каждый подросток исполняет в том или ином произведении главную партию. Это ведет к повышению у ребенка собственной значимости, исполнительской дисциплины, воспитанию ответственности.

 В работе с оркестром применяется комплекс организационных и педагогических  методов и приемов, направленных на создание оркестра русских народных инструментов из увлеченных и играющих детей. В чем их суть?

А. Николаев, автор знаменитой школы игры на фортепиано, говорил, что «обучение детей игре на любом инструменте надо начинать на народно-песенном материале». Кто с ним не согласен? Именно этот материал и есть самый доступный.

Но сегодняшняя музыка, которую слушает огромное большинство, это нечто живое, интерактивное: ТВ-проекты типа «Фабрики звезд», MTV, FM-радио. В такой среде  музыкальный материал классических обучающих сборников выглядит как «пыльное хранилище», а пьесы, которые мы предлагаем – музейные экспонаты. Как в такой ситуации способствовать достойному эстетическому воспитанию подрастающего поколения?

Авторы предлагают свой взгляд и подход для решения этой проблемы. Приведем алгоритм (последовательность) организационных и педагогических действий, направленных на решение проблемы.

  • Продумывание кампании для привлечения детей на отделение.
  • Знакомство с музыкальными приоритетами современных детей.
  • Учет возраста обучаемых при поиске и подборе наиболее приемлемых эстетических и исполнительских параметров композиций.
  • Подготовительная работа перед утверждением репертуара – аранжировка, переложение и адаптация музыкальных произведений.
  • Использование современных МИДИ – технологий.

Репертуар  для оркестра. Подбор репертуара для оркестра, состоящего из современных (и таких разных!) детей,  задача достаточно сложная. В начале каждого учебного года уровень мастерства исполнителей в оркестре разный, а партии по сложности -  одинаковые. Поэтому один из педагогов делает переложения и оркестровки,  учитывая возраст и музыкально-технические особенности новых воспитанников. Это, кроме прочего, способствует дальнейшему развитию исполнительства на  народных инструментах, делая звучание более современным и интересным. При оркестровке произведения  не рекомендуется перегружать партитуру деревянными духовыми инструментами, а также баянами и аккордеонами. Основную нагрузку выполняет струнная группа, в частности, домры. Синтезатор, (если он есть), не должен заглушать основной состав.

Сложность партии зависит от года обучения. Если в оркестре есть технически слабо подготовленные дети, то в инструментовке для них пишется облегченная партия и проблема снимается сама собой.

Репетиционная работа оркестра. Она продуктивна лишь тогда, когда все участники выучили свои партии с максимально точным воспроизведением нотного текста, хотя бы в рамках звуковысотной и метроритмической организации.

Основная цель репетиционной работы оркестра – создание художественного образа исполняемого произведения. Немаловажную роль в оркестровом исполнительстве играет размещение участников. При этом основными являются следующие принципы:

а) обеспечение зрительного и слухового контакта между всеми оркестрантами;

б) создание естественного динамического баланса всех инструментов оркестра с учетом их динамических возможностей и восприятия из зала без искусственного усиления.

Как на репетиции, так и на концертах, размещение оркестрантов должно быть одинаковым. Это связано с выработкой привычки слышать с определенного расстояния инструменты и видеть исполнителей оркестра на фиксированном месте. Оркестр рассаживается в два ряда. В первом ряду: домры малые, домры альтовые. Во втором ряду: аккордеон и баян, деревянные духовые, балалайка контрабас. Мы довольно часто отказываемся от клавира, переделывая известный народный репертуар под конкретный инструментальный состав оркестра, учитывая музыкальные предпочтения обучающихся, их музыкальные и технические возможности.

Занятия в оркестре не ограничиваются  учебными часами, они  органично сочетаются с концертными выступлениями в лучших залах Санкт-Петербурга, на конкурсах в различных  городах России и Европы. Концертные выступления дают уникальную возможность детям публично представить результаты своего длительного и напряженного труда, получить дополнительную мотивацию к дальнейшим занятиям, приобрести музыкальные, образовательные, жизненные впечатления.

В концертных программах большое значение имеет последовательность номеров. Один из принципов составления программ  – чередование номеров серьезных с более легкими, развлекательными; номера, имеющие наибольший успех у зрителей, исполняются ближе к концу концерта; в программе необходимы контрасты, разрядки и переключения, например, через жанровое разнообразие произведений. Заранее отрабатываются слаженное начало и завершающие поклоны.  Часть функции дирижера берет на себя первый домрист, он показывает все вступления кивком головы.

Одной из форм активного приобщения детей к игре в оркестре выступает детский музыкальный театр – явление из области искусства, обращенное к эмоционально-образной сфере восприятия. Театральная форма позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целостного комплекса умений, понимания языка искусства и его специфики. Именно поэтому в репертуар оркестра «Млада» входят Сюита для оркестра с чтецом по мотивам мультфильма «Бременские музыканты» Г.Гладкова, музыкальные сказки для оркестра и русских шумовых инструментов «Зимовье зверей» и «Веселые мышата», где юные оркестранты выступают не только в роли инструменталистов, но и в роли театральных актеров, чтецов и певцов.

На базе оркестра «Млада» реализуется длительная досуговая образовательно-воспитательная  программа «Русь праздничная».В основе программы - цикл русских сезонных народных праздников, которые реализуются в виде 5 мероприятий. Это  интерактивные театрализованные действия, с визуализацией, драматизацией и музыкальным сопровождением инструменталистов оркестра «Млада».

Театрализованные действия проходят при активном взаимодействии с залом  -   детьми, родителями, зрителями, составляют часть процесса организации обучения юных игре на народных инструментах; обеспечивают преемственность в поддержании национальных традиций,  сохранении русской музыкальной культуры.

Участвуя в  праздничном действе,  ребенок исподволь осваивает глубинные духовные ценности, созданные народом, к которому он принадлежит, знания, накопленные в традиционной и современной культуре, способы деятельности и взаимоотношений людей друг с другом, с природой, обществом.

Социальная деятельность оркестра - важная составляющая программы. Это обязательный компонент в учебном плане. Оркестр участвует в образовательных и социально-значимых проектах Центра, Василеостровского района и Санкт-Петербурга: дети выступают в Социальных Домах дневного пребывания для пожилых людей Василеостровского района, в Обществе блокадников в Доме милосердия для детей и в ДОУ района и города.

 Коллектив оркестра «Млада» периодически участвует в  творческих встречах с учащимися других детских оркестров (из Санкт-Петербурга, Пскова, В. Новгорода, Кронштадта). Принимает участие в совместных мероприятиях (тематические вечера, концерты), выступлениях  в особняках М.Кшесинской, Н.Румянцева, на музыкальном фестивале «Моцарт Ad Libitum», в Государственной Капелле им. М.Глинки. Оркестр является постоянным участником отчетных концертов музыкально-хорового отделения  Центра в Малом зале Филармонии им. М.И. Глинки.

Несмотря на свой юный возраст, оркестр «Млада»

 лауреат Городского конкурса исполнителей на народных инструментах (г. С-Петербург, 2014 г., 2016 г.),

 лауреат Городского конкурса оркестров народных инструментов «Музыкальный калейдоскоп» (г. С-Петербург, 2015 г., 2016 г.),

 дипломант Международного детско-юношеского фестиваля народных оркестров «Парад оркестров Господин Великий Новгород 2014» (г. В. Новгород, 2014 г.).

После концертов и выступлений  для коллектива оркестра вновь  начинается обычная, ежедневная работа. Чтобы в детях не угас огонь желания заниматься, педагоги постоянно обращают внимание на настрой и настроение детей, на их увлеченность процессом обучения, на межличностные отношения. Это важно, если мы говорим о работе музыкального коллектива.

 Обобщая рассмотренные основы авторской системы работы, необходимо подчеркнуть. Коллективное музицирование способствует невероятному эмоциональному подъему  и сопереживанию. В нашем оркестре созданы условия для поддержки ребенка в  его творческой самореализации. Здесь ребенок приобретает ценностно-смысловые ориентиры: доброту, заботу о товарище, способность к сочувствию и сопереживанию. При игре в оркестре дети осваивают навыки совместной работы, коллективно решают задачи и обсуждают планы, им предлагается свобода выбора того или иного репертуара; комплекс авторских технологий помогает активному творческому включению детей в процесс обучения. Так решается насущная проблема «живого коллективного творчества», общения   педагогов и  детей.

Мы стараемся поддерживать в оркестре атмосферу дружбы  и сплоченности, основу которой составляют совместная увлеченность ребят и педагогов любимым делом, добрые человеческие отношения и взаимовыручка.

Сложившиеся традиции передаются от старших к младшим: совместные празднования дней рождения, родительские собрания, переходящие в чаепития, напоминают истинно домашнюю обстановку, что, способствует глубокой заинтересованности детей в коллективной музыкальной деятельности,  они с удовольствием приходят на занятия  оркестра.    

Закончить статью хочется словами великого русского живописца В.М. Васнецова: «Плох тот народ, кто не ценит, не знает, не любит историю своей Родины».

Мы, педагоги - руководители оркестра народных инструментов,   способствуем тому, чтобы и история, и  культура русского народа передавались из поколения в поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевое и оркестровое музицирование как средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся (на примере деятельности оркестра народных инструментов Хоровой школы мальчиков и юношей г.Конаково)

В этой работе я описываю, каким образом оркестровые и ансамблевые формы работы с детьми помогли сформировать у учащихся навыки активного восприятия музыки, обогатили музыкальный опыт детей и как...

Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"

На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....

Применение методики начального обучения игре в оркестре народных инструментов в системе дополнительного образования.

Коллективное музицирование в кружках хорового пения, вокально-инструментальных ансамблях, оркестрах народных инструментов переоценить невозможно! В них формируются коллективизм, ответственность, товар...

Конспект урока в 4 классе по теме - Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Музыкальные  инструменты России. Оркестр народных инструментов....

Программа по учебному предмету "Коллективное музицирование - оркестр народных инструментов - "Играй, оркестр"

Программа по предмету "Коллективное музицирование - оркестр русских народных инструментов"  написана с использованием в работе компьютерной музыкальной программы Final....

«О работе с детским оркестром народных инструментов в ДШИ»

Основные моменты в работе с детским оркестром народных инструментов....