Конспект урока по музыке в 5 классе "Музыка - главный герой сказки"
методическая разработка по музыке (5 класс)
Методическая разработка урока по музыке в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_-_glavnyy_geroy_skazki.doc | 93.5 КБ |
prezentatsiya_urok_v_5_kl.ppt | 1 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке в 5 классе
на тему «Музыка - главный герой сказки»
Составитель: Лабанова Марина Евгеньевна,
учитель музыки МБО СШ с. Талица им. С.А. Бутова
высшей квалификационной категории
Елец, 2024 год
Цель урока: создать условия для развития образного мышления, творческого восприятия обучающихся, для того, чтобы определить роль музыки в литературе.
Задачи:
- познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Приходи, сказка»;
- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, творческое мышление (воображение, фантазию), а также чувство ритма, слуха;
- развивать музыкально-творческие способности и интерес к исполнительной деятельности.
- формировать умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- воспитывать интерес к процессу творчества;
- воспитывать сплочённость и взаимопонимание посредством коллективно-творческой деятельности, чуткое отношение к миру музыки.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся характеризовать музыкальный образ героев; понимать термин «унисон»; узнавать музыкальные отрывки по жанру и динамике; закрепят знания о роли музыки в литературе; художественно исполнять песни.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска; ударные и шумовые инструменты.
Виды деятельности:
- беседа;
- слушание музыки;
- игровые моменты;
- пение;
- игра на музыкальных инструментах.
Методы обучения:
- обобщение;
- наглядно – слуховой;
- игровой;
- повторения;
- проблемно – поисковый (как основной на уроке).
Ход урока:
- Организационный момент.
Чтение стихотворения под музыку.
Веду я вас в свой мир волшебный и прекрасный,
Где вы услышите сейчас моих мелодий звук прекрасный.
В них радость, счастье, смех,
Звучат они кругом для всех.
Большой мир музыки богат.
В него проникнуть каждый рад.
Ребята, а вы любите петь?
Тогда я вам загадаю загадку, ответ которой имеет непосредственное отношение к нашей встрече.
Она льется в тишине, разливаясь в вышине.
Сон и отдых позабыты.
Что же пишет композитор? (музыка)
Правильно, наш урок связан с музыкой и песней.
А теперь давайте поприветствуем друг друга музыкальной распевкой «Доброе утро, здравствуйте!» (звучит музыка) (1.Заглянуло солнышко…
2. Пусть погода хмурится…)
слайд 1
- Повторение пройденного материала.
Уч.: Ребята, на прошлых уроках мыс вами говорили о вокальной музыке и о том, какое значение имеет в ней литература. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Давайте для начала вспомним вокальные жанры. Назовите мне их. (Ответы уч – ся).
Уч.: Верно. Давайте посмотрим на слайд 2: (песня, романс, частушка, опера).
Итак, эти жанры можно петь. А какие литературные жанры вам знакомы? (Ответы уч – ся).
Уч.: Давайте проверим, слайд 3: (роман, повесть, рассказ, сказка, поэма, стихи, басня).
Уч.: А как вы думаете, ребята, какой из этих литературных жанров есть и в песнях, и в операх, и в романсах, и в частушках? (Ответы уч – ся).
Уч.: Верно!. Это стихи. А почему именно стихи? Что в них особенного? (Ответы уч – ся).
Уч.: Рифма необходима в вокальной музыке, песнях, чтобы легко исполнять и запоминать слова. Так какой же мы можем сделать вывод? Нужна ли литература музыке? (Ответ уч – ся).
Уч.: А вот представьте на минуту, если бы на свете не было музыки, что стало бы с литературой? Сегодня на уроке мы на этот вопрос и постараемся ответить.
- Изучение нового материала.
Уч.: Какие литературные жанры вам ближе и интереснее всего? слайд 3.
Где так много разных персонажей, интересные сюжеты и захватывающие истории и приключения? (Ответ уч – ся)
Уч.: У сказок и мультфильмов много общего. Давайте из любимых мультиков
уберем песни и музыку, и посмотрим, что получится. слайд 4.
ВИДЕО «Песня Разбойников (из м/ф «Бременские музыканты»)-
Уч.( читает стихами): Говорят, мы бяки – буки…
Как выносит нас земля?
Дайте, что ли, карты в руки
Погадать на короля.…
Ой-ля-ля, Ой-ля-ля,
Погадать на короля,
Ой-ля-ля, Ой-ля-ля,
Ех-ха!
слайд 4.
Уч.: Что – то изменилось в вашем восприятии? Смотреть было интереснее с музыкой и словами или нет? Почему? (Ответы уч – ся).
Уч.: А может ли обойтись без музыки сказка? Сейчас мы это проверим. О силе музыки и ее чудесных превращениях рассказывается во многих сказках. И одну из них, сказку «Музыкант – чародей» я вам сейчас расскажу, но с вашей помощью. Давайте создадим сказочный колорит с помощью музыкальных инструментов (ученики получают инструменты: ложки, трещотку, бубен, коробочку, свистульки, дудку, колокольчик).
Уч.: (читает сказку): «Жил- был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет… (ученик играет на дудке ) Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу поют (ученики играют на свистульках), а услышав музыканта притихнут, даже лягушки по болотам не квакают, ручеёк журчит нежнее (ученик играет на колокольчике). Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше - в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает! Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и начал на ней играть (дети изображают игру на скрипке) и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея. Сговорились, заманили в лес (дети изображают игру на скрипке) и натравили 20 голодных волков. Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат (дети изображают волков, играя на ложках, коробочке, бубне). А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. «Эх, погибать так с
музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам (ученики как бы играют на скрипке) Как живая заговорила скрипочка…. (звучит «Ноктюрн» ми-бемоль мажор Ф. Шуберт).
Замерли кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли. Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был Музыкант- чародей.
Уч.: Понравилась вам сказка? Назовите героев сказки? (Ответы уч – ся) А еще? Почему волки отступили от музыканта? Итак, кто же главный герой сказки?
(Ответы уч – ся)
Уч.: Музыка - является главным героем этой сказки.
Уч.: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?
(Ответ уч – ся: « Музыка- главный герой сказки»). слайд 5
Уч.: Давайте название темы запишем в тетради.
Уч.: Музыка – главный герой сказки. Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов - это слова - подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала.
На доске предложения: слайд 6.
1. Музыкант – песня – композитор - музыкальный инструмент = ? (музыка).
Уч.: Что связывает эти слова? Какое слово я загадала?
Ответ уч – ся:(музыка) слайд 7
Уч.: Что связывает эти слова? Какое слово ? слайд 8
2. Стихи – поэт – песня - книга = ? (литература).
Ответ уч – ся:(литература) слайд 9
Уч.: Найдите в этих загадках общее слово. (Ответы уч – ся: песня).
Уч.: Это песня, правильно. А почему это слово встречается и там и там? (Ответы уч – ся: потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы).
Уч.: А сейчас прозвучит песня, а вы скажите, имеет ли она отношение к теме нашего урока?
ВИДЕО – ПЕСНЯ «Приходи, сказка»
Звучит песня «Приходи, сказка» ( Сл. Ю. Кима,муз. В.Дашкевича).
Уч.: Понравилась вам эта песенка? Подходит ли она к теме нашего урока?
Эта песня из кинофильма «Там, на неведомых дорожках» и еще она звучала в телепередаче «В гостях у сказки».
Давайте мы ее все вместе исполним. Но сначала давайте споем распевку.
- Вокально – ритмическая деятельность.
- распевка (пропевание постепенного звукоряда из пяти звуков вверх и по звукам трезвучия вниз).
Но чтобы нам красиво и чисто спеть, давайте вспомним правила охраны голоса:
- Нельзя при пении кричать.
- Петь надо лёгким звуком, без напряжения.
- При пении следует активно брать дыхание и тщательно проговаривать слова.
Исполнение песни «Приходи, сказка» под плюсовку.
Уч.: Поем песню под фонограмму минус.
Уч.: Какой был характер песни? Как мы пели?
(Ответы уч – ся: светло, полетно, ласково, легко, радостно).
Мы с вами пели сейчас в один голос, старались, чтобы наши голоса слились.
Такое пение называется: пение в унисон.
Унисон – это слитное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих по
высоте.
Унисоном является хоровое исполнение одноголосной песни.
Уч.: А хорошо ли вы знаете героев сказок и мультфильмов. Давайте это выясним.
Задание на сообразительность «Угадай героя» слайд 10
V. Рефлексия.
слайд 11
Уч.: О чем мы говорили сегодня на уроке? (Ответы уч – ся).
С какой сказкой познакомились? (Ответы уч – ся).
Кто в нашей сказке был главным героем? Почему? (Ответы уч – ся).
Появилась бы сказка «Музыкант - чародей» если бы не было музыки? Почему? (Ответы уч – ся).
Последний, но самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?(Ответы уч – ся: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи небыли бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!)
Уч.: Итак, можно сделать следующий вывод: (читаем на доске) слайд 12
Вы все сегодня молодцы!
(Звучит музыка)
И в заключение урока, мне очень хочется пожелать, чтобы вы научились жить в мире прекрасного, чтобы слушая музыку, вы испытывали радость и волнение, ведь именно музыка делает вас духовно богаче и современнее…
Ведь «Музыка- это Разум, воплощённый в прекрасных звуках. Она не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее и добрее».
- Итог урока. Оценки.
- Домашнее задание: сочинить сказку о музыке, её силе, музыкантах, инструментах или выполнить рисунок любимого героя сказки.
Уч.: Спасибо вам. Урок окочен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
песня, романс, частушка, опера
роман, повесть, сказка, рассказ, стихи, басня
?
Музыка – главный герой сказки Тема урока:
композитор-рояль-песня-музыкант=?
музыка
стихи-книга-песня-поэт=?
литература
1 2 3 4 5 6 7 8 8 10
ВЫВОД :
ВЫВОД: без музыки многие стихи не стали бы песнями; не появились бы многие музыкальные жанры; не было бы литературных произведений и сказок, где главным героем является музыка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...
Музыка главный герой сказки (урок музыки)
Музыка лекарство для души...
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...
Разработка урока "Музыка- главный герой сказки"
Подробная разработка урока музыки в 5 классе...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Музыка - главный герой сказки
Презентация к уроку в пятом классе "Музыка - главный герой сказки" поможет школьникам дать ответ на один из главных вопросов года: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки&qu...
Конспект урока по музыке «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»
Тема: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»Тип: урок открытия нового знанияЦель: создание условий для воспитания интереса и уважения к своим истокам и к ...