«Работа над формированием технических и исполнительских навыков игры на скрипке на начальном этапе обучения»
план-конспект урока по музыке

«Работа над формированием технических и исполнительских навыков игры на скрипке на начальном этапе обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx25.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное  образовательное учреждение

дополнительного образования

                               «Рыльская ДШИ»

Открытый урок с обучающимся 1 класса Гавриловым Михаилом

на тему:

«Работа над формированием технических и исполнительских навыков игры на скрипке на начальном этапе обучения».

Подготовила: преподаватель

Першина Ольга Владиславовна

г. Рыльск 2024 г.

План        –        конспект        открытого        урока        преподавателя        по        классу скрипки Першиной Ольги Владиславовны с обучающимся 1 класса Гавриловым Михаилом.

Тема урока: «Работа над формированием технических и исполнительских навыков игры на скрипке на начальном этапе обучения».

Цель        урока: формирование технических и  исполнительских        навыков        в        работе  над  звукоизвлечением, распределением смычка, интонацией.

Задачи урока:

  • образовательная - овладение учащимся практическими навыками для эффективного музыкально-слухового и творческого развития начинающего скрипача;
  • развивающая - развитие навыков чистого интонирования и слухового контроля обучающегося.
  • воспитательная - приобщение к музыкальному искусству. формирование творческой музыкальной индивидуальности.

Тип урока: традиционный.

Методы ведения:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические;

  • эмоционально-познавательные

  • мелодические.

Структура урока:

  1. Введение.

  1. Основная часть урока:
  • пение пьес;

  • упражнения;

  • пьесы.

  1. Заключительная часть урока:

  • Домашнее задание;

  • Итог урока, выводы.

Методическое обеспечение(оборудование):скрипка, смычок, фортепиано, канифоль.

Перед педагогами - музыкантами стоит нелёгкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игре на скрипке был интересным и увлекательным, чтобы мотивировать детей к дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание.

Способов и методов работы с маленькими детьми очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможностей ребёнка.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего мира они требуют эмоционального насыщения. Уроки лучше проводить в игровой форме, которые включают в себя многообразие видов деятельности: игры на инструменте, пение, слушание музыки, рисование и т.д. Ребёнок знакомится с миром музыки в доступной для него форме.

Ход урока:

  1. Приступаем к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой. Педагог напоминает, что такое расслабленная и зажатая рука. Для этого используем упражнение«Кулачки»-поднять руки вверх, сжать

крепко кулачки и напрячь полностью руки и плечи, а затем, наклонившись, бросить расслабленные руки и покачать ими из стороны в сторону.

Следующее упражнение – «Часы». При его выполнении обращаем вниманиенасгибаниеиразгибаниеправойруки,особенноэтокасаетсякисти.

Повторяем правильное держание смычка. Вспоминаем упражнение

«Колечко».Левой рукой берем трость смычка в колечко, а правой рукой водим смычок в колечке. Следим за круглыми пальцами, кистью и свободным плечом.

Пропеваем сословами и одновременно прохлопываем ритм песенки

«Андрей–воробей»В.Якубовской. Затем ученик исполняет пьесу смычком. Следим, чтобы локоть правой руки находился на уровне струны Ре. Учитель обращает внимание на ровное ведение смычка, между грифом и подставкой, напоминает, что смычок нужно вести плавно, дослушивать каждый звук, менять смычок легко, без толчков, избегая резких движений. Обращаем внимание на целесообразное распределение смычка.

Левая рука при этом свободно лежит на корпусе скрипки.

Переходим к исполнению пьесы «Четыре струны». Сначала педагог играет пьесу, ученик слушает. Перед исполнением напоминаем о рулевом движении правого локтя .Обращаем внимание на различное положение локтя, легкость движений правой руки. Заранее приближаем смычок к следующей струне. Пьеса исполняется медленно, целым смычком. Педагог во время игры помогает ученику, корректируя движения и контролируя свободу и легкость пальцев на смычке.

Необходимо помнить, что степень нажима смычка на струну во время звукоизвлечения неодинакова. У колодки нажим должен быть несколько меньше в силу большего веса смычка, к концу смычка его естественное давление убывает и тут необходима коррекция. Следует стремиться к тому, чтобы звук был ровным, мягким и певучим.

  1. Далее переходим к игре левой рукой.

Прежде чем приступить с учеником к игре на скрипке, педагог должен выработать у него необходимый минимум в развитии музыкального слуха, который обеспечит более легкое освоение чистой интонации в самом начальном периоде обучения.

Необходимо также установить степень развитости слуха начинающего ученика, и в зависимости от этого решить, какие методические приемы следует использовать в работе.

Нечистое интонирование – один из наиболее распространенных недостатков у обучающихся игре на скрипке. Этот недостаток чаще всего возникает в самом начальном периоде обучения и нередко продолжает сохраняться и в последующие годы. Нет необходимости доказывать, насколько нечистая интонация снижает качество музыкального исполнения, как она тормозит музыкальное и техническое развитие ученика.

Качество интонации у начинающего скрипача находится в большой зависимости от правильности усвоения многих других навыков. Ученик должен уметь мысленно представлять тот звук, который ему надлежит извлечь, должен усвоить постановку левой руки, научиться правильно опускать палец на струну и, наконец, точно ощущать пальцем на грифе место, соответствующее данному звуку. Не менее важным является и навык снятия пальцев со струны. Все эти навыки, как известно, приобретаются постепенно, путём тренировки в определённой последовательности.

Исполнение песенки «Прогоним курицу». Предварительно по просьбе учителя ученик играет звуки Ре–Ми–Фа диез щипком, в спокойном темпе, с предварительным пропеванием требуемого звука. Педагог говорит о важности предслышания. Подобным упражнением воспитывается крайне важная для чистого интонирования связь между мысленно представляемым

звуком и мышечным ощущением пальца на струне. В этом и заключается сущность чистого интонирования.

Далее начинается работа над пьесой: «Прогоним курицу»из сборника В. Якубовской. Педагог вместе с учеником поют со словами, далее учащийся исполняет пьесу щипком. Педагог хвалит ученика за исполнение, при этом обращая внимание на небольшие ритмические неточности. Для их исправления пьеса поется еще раз, затем снова звучит в исполнении ученика. Теперь результат стал лучше. Педагог хвалит ученика за внимательность и точность.

Ученик устал, внимание стало несколько рассеянным. Для снятия скованности и напряжения игрового аппарата педагог предлагает ученику выполнить упражнение «Кулачки».

Приступаем к работе над пьесой «Скок,скок,поскок». Ученик поет пьесу нотами. Затем педагог предлагает ему исполнить мажорный тетрахорд от звука Ре щипком с предварительным пропеванием каждого звука. Напоминаем порядок интонирования: поём звук -ставим палец на струну - играем.

При необходимости коррекции интонации напоминаем, в какую сторону на грифе звуки повышаются и понижаются. Затем снова играем нужный звук с предварительным пропеванием, причём обязательно от предыдущего.

Предлагаем ученику проанализировать мелодию пьесы и выяснить направление мелодии. Ученик отвечает, что мелодия идёт вниз. Педагог хвалит его за внимательность. Перед исполнением напоминаем про необходимость энергичного снятия пальцев при нисходящем движении. Выполняем эти движения- от третьего пальца к первому - несколько раз, обращая внимание на отскок и расслабление снятых пальцев.

После упражнений ученик играет пьесу щипком и успешно справляется с задачей. Теперь педагог предлагает сыграть пьесу смычком.

Сложность задачи сразу возрастает, поскольку ученик только недавно стал осваивать игру двумя руками. Ранее шла работа над пьесами:

«Колыбельная», «Лиса по лесу ходила», «Прогоним курицу», и опыт игры двумя руками у ученика еще небольшой. Пьеса исполняется в спокойном темпе два раза. Учитель помогает ученику: поёт песенку, помогает вести смычок, обеспечивая ровность, мягкость, певучесть звука. В конце хвалит ученика за терпение и старание, говорит слова поддержки и одобрения.

Весь урок проходит в спокойной, дружелюбной обстановке. Педагог благодарит Мишу за продуктивную работу на уроке.

  1. Домашнее задание.

Выполнять все упражнения, которые делали в классе, особенно для освобождения игрового аппарата.

Перед игрой пьесок сначала спеть их со словами, затем сольфеджио и только потом играть на скрипке, обязательно , пропевая про себя мелодию.

При игре смычком следить за ровным ведением смычка, за высотой локтя, внимательно слушать свой звук, стараться играть мягко и певуче.

Итог занятия: педагог хвалит ученика за то, что с поставленными пере ним задачами он успешно справился.

Необходимо        продолжать        работать        над        навыками        качественного звукоизвлечения, слухового контроля, чистого интонирования.

Выводы: обучающийся обладает хорошим слухом, успешно справляется с интонационно чистым исполнением пьес.

Педагогом применяются дозированные задания, как на уроке, так и в домашних        занятиях,        предлагаются        конкретные        посильные        для        ученика

Способы работы, чтобы мотивировать ученика на успешное овладение инструментом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию навыков и умений чтения на начальном этапе обучения иностранному языку

Чтение является одним из эффективных способов формирования интереса к изучению иностранного языка и одним из основных аспектов в изучении иностранного языка и представляет собой одно из важнейших сред...

Статья. Формирование музыкально-художественного мышления у учащихся класса скрипки на начальном этапе обучения.

 Начало систематического обучения музыке в ДШИ является переломным моментом в музыкальном развитии ребенка. Одной из основных задач музыкального образования является воспитание художествен...

Формирование положительной мотивации к изучению второго иностранного языка на начальном этапе обучения: из опыта работы

Из моего выступления на Петербургском международном образовательном форуме (28-30 марта 2018 года)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20916682","attributes":{"alt":"","class":"media-ima...

«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся в классе фортепиано»

Доклад методы развития навыков подбора по слуху в младших классах специального фортепиано на уроках музицирования....

методическая разработка «Комплекс образно - ассоциативных упражнений как средство развития навыков игры на фортепиано на начальном этапе обучения»

Данная методическая разрабротка содержит комплекс образно-ассоциативных упражнений , которые актуальны при начальном этапе обучения детей игре на фортепиано....