«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся в классе фортепиано»
статья

Доклад методы развития навыков подбора по слуху в младших классах специального фортепиано на уроках музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shigalova_podbor_na_sluh.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

города Южно-Сахалинска

Методический доклад

«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся в классе фортепиано»

Подготовила

преподаватель по классу фортепиано

Шигалова Ирина Владимировна

г. Южно-Сахалинск

2020

                                                  Содержание

  1. Вступление.

  1. Основная часть:

- Подбор мелодии;

- Гармонизация мелодии с помощью басов;

- Гармонические обороты.

      3.  Заключение.

   

                                                      Вступление

Понятие подбор по слуху подразумевает умение воспроизвести на инструменте – фортепиано – хорошо знакомую или услышанную и понравившуюся мелодию. Такое умение является исключительно ценным качеством музыканта-профессионала, а также музыканта-любителя, поэтому развитию навыка подбора по слуху в музыкальной школе должно быть уделено достаточно внимания, чтобы за время обучения была сформирована база, необходимая для последующего музицирования, основу которого и составляет подбор по слуху на инструменте.

Причина, по которой современные музыканты не умеют играть по слуху, кроется главным образов в сложившейся системе музыкального образования, которое ориентированно в основном на развитие чисто исполнительских навыков. Музыкальные произведения усваиваются с их готового графического изображения, т.е. с нот, оставляя при этом слух музыканта в пассивном состоянии. Такое обучение особенно опасно при игре на инструменте с фиксированной звуковысотностью, каковым является фортепиано. Непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук развивается слабо, и как итог этого- не только неумение подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, непривязанность музыканта к нотному тексту, боязнь забыть его на сцене, невыразительность игры, отсутствие свободы владения инструментом.

Комплексное разностороннее музыкальное воспитание детей в музыкальной школе, традиционно включающее в себя обучение игре на одном из инструментов, развитие вокально-интонационных и слуховых навыков, освоение музыкальной грамоты и основ элементарной теории музыки, а также изучение музыкальной литературы, очевидно, подразумевает и практическое знакомство с элементами гармонии. Без этого невозможно ни полноценное воспитание внутреннего слуха вообще, ни развитие гармонического слуха и навыка в подборе гармонического сопровождения к мелодии, ни осознанное в музыкально-теоретическом отношении исполнение или изучение музыкальных произведений.

Знакомство учащихся с элементами классической гармонии осуществляется во многом спонтанно, эпизодически, получение необходимых знаний рассредоточено между специальным курсом фортепиано и сольфеджио. Знакомство с аккордикой на уроках сольфеджио начинается лишь в средних классах, таким образом, развитие у учащихся гармонического слуха опаздывает, оказывается наиболее уязвимым местом в их музыкальном воспитании. В результате к концу обучения учащиеся далеко не всегда понимают, какие аккорды они встречают при разучивании музыкальных произведений по специальности. Зачастую набор аккордов, которым владеет ученик, слишком узок и не позволяет ему подобрать аккомпанемент к интересующим его мелодиям.

Материал по подбору гармонического сопровождения может быть использован не только на уроках сольфеджио, но и в классе фортепиано. Тесное взаимодействие педагогов – теоретика и пианиста – на практике приводит к выработке определенной системы в развитии музыкального мышления, гармонического слуха, пианистических и творческих навыков.

                                                     Основная часть

I. Исходя из требований программы ДМШ, в курс обучения юного пианиста входит подбор по слуху.

Начинать нужно с подбора мелодии: внимательно прослушать ее, определить рисунок движения звуков (вниз, вверх, на месте, скачок), а затем найти эту мелодию на клавишах.

Первый этап посвящен подбору одноголосной мелодий, в процессе которого воспитывается умение запоминать несложные мелодические попевки, вслушиваться в мелодию, ощущать ее ритм. Формы подбора могут быть разными и зависят от музыкального слуха ребенка. Однако при любой слуховой восприимчивости, особенно при слабых слуховых данных, нужно систематически заниматься подбором по слуху.

В начале для подбора можно использовать хорошо знакомые ученику мелодии или их отдельные мотивы, желательно (но не обязательно), чтобы он мог их спеть. Возможно также подбирать мелодию с голоса преподавателя или исполнения на инструменте. Можно напевать со словами или на слоги «ля» или «та», напевать отдельные звуки или мелодические обороты песни, напевать с одновременным проигрыванием на инструменте, а также после прослушивания аудио- видеозаписи. Обязательным условием подбора является предварительное запоминание мелодии.

Работа над попевкой начинается с того, что ученик поет ее вместе с педагогом, прохлопывает ритмический рисунок. Затем определяет сколько звуков и как они расположены между собой. После того, как ученик хорошо усвоил мелодию или попевку, он «ищет» звуки мелодии на клавиатуре от того звука, от которого она исполнялась голосом. Рекомендуется начинать такую работу с попевок в узком диапазоне (с секунды) («Дин-Дон», «Дождик»).

При первых попытках подбора педагог поправляет, корректирует процесс вслушивания ученика в вокальное и инструментальное звучание мелодии.

Для детей, неточно воспроизводящих мелодию голосом, одной из форм подбора могут быть слуховые загадки. Педагог проигрывает на инструменте отдельные звуки, взятые из начала или конца песенной фразы. Ученик напевает звук не глядя на клавиши, затем ищет его в ограниченном отрезке клавиатуры. Педагог направляет слуховое восприятие ученика дополнительными замечаниями и приемами (подыгрывает, подпевает, обращает внимание ученика на высотную направленность мелодии и т.д.). Легче отгадываются попевки с постепенным движением мелодии вниз, завершающейся на тонике («Василек», «Наконец настали стужи»).

Слова в первых песенках-попевках должны быть понятны по содержанию и легко запоминаемы.

II. Когда ученик научится достаточно свободно владеть подбором мелодии одной рукой, можно приступить к следующему этапу – гармонизации мелодии.

К этому времени ребенок должен знать, что существует два основных лада – Dur и moll. Тональность – это высота лада. В каждой тональности есть определенное количество знаков. Только в одной мажорной и одной минорной знаки отсутствуют (C-Dur и a-moll). Порядок расположения мажорных тональностей называется квинтовым кругом (диезные вверх по квинтам, а бемольные вниз по квинтам). Гамма – это последовательность звуков по ступеням, всего их семь. Ступени имеют порядковые номера и обозначаются римскими цифрами. Ступень – это звук лада. Он может быть либо твердым, либо мягким, то толкает движение, то останавливает его (устойчивые и неустойчивые звуки). При подборе, обязательно нужно определять, с какой ступени начинается мелодия.

 Показ на примере Русской народной песни «У кота-воркота»

Напевая песенку вслух, определяем направление движения мелодии. Можно воспользоваться графическим изображением, зафиксировать места, где мелодия останавливается на месте (приложение №1).

Подобрав и проиграв мелодию непосредственно на инструменте, определяем устойчивый звук, от него строим трезвучие и определяем тональность.

При подборе гармонического сопровождения к песенке, начинать нужно с простейшей формы – тонической бурдонной квинты. Это непрерывно звучащее созвучие I и V ступеней лада (приложение №2).

Для закрепления знаний подберем бурдонный аккомпанемент к песне, подобранной от «Фа», «Соль», «Ре». При этом помним, что музыка мажорная, и, при подборе от других нот она не должна изменить окраску.

Постепенно гармонизация усложняется. Дети знают, что каждая ступень имеет номер, а вот три из них называются по именам. Вводится понятие тоники, субдоминанты и доминанты (главных ступеней лада – I, IV, V).

Показ на примере Русской народной песни «Как под горкой, под горой»

Учащийся подбирает сопровождение к мелодии в виде басов. Левая рука в пятипальцевой позиции: 1-й палец играет тонику, 4-й – доминанту, 5-й – субдоминанту. Затем можно исполнить песенку с терцовым аккомпанементом от главных ступеней лада. Мелодию и басы необходимо играть в 3-5 тональностях, так как это способствует установлению связи между движением и слухом. (приложение №3)

III. На следующем этапе работы следует поиграть упражнения с использованием гармонических оборотов: T-D-T (автентический) и T-S-T (плагальный). Играем упражнения в разных октавах в виде созвучий: тоника – квинтой I-V; доминанта – секстой VII-V; субдоминанта – секстой I-VI; гармонический оборот T-S-T-D-T в мажоре (приложение №4). Необходимо закрепить навык игры гармонических оборотов в пройденных тональностях, а затем подобрать «Как под горкой» от «ре», «фа», «соль» с использованием созвучий T-D-T-S-T-D-T.

Постепенно ученики начинают выходить за рамки 5-ти пальцевой позиции и осваивают более сложные песенки: «Жили у бабуси», «Маленькой елочке», «Мишка с куклой» и т.д. в сопровождении трезвучий.

Для исполнения более сложного и интересного репертуара, учащимся необходимо освоить фактурное сопровождение. Очень важным условием является наличие системы в расположении музыкального материала. На каждую гармоническую последовательность изучается группа песен со стандартной гармонизацией.

  1. Сначала необходимо научить ученика использовать автентический оборот (Т53 – D6), используя гармоническое соединение аккордов в тесном расположении. Правило гармонического соединения – общий звук (v ступень) остается на месте, остальные звуки идут на секунду вниз.
  2. Плагальный оборот (Т53 – S64) осваиваем по той же схеме: выводим правило – общий звук (I ступень) остается на месте, остальные идут на секунду вверх.
  3. Соединяем плагальный и автентический обороты в полный гармонический оборот T-S-D-T в мажорных тональностях.
  4. Закрепляем полученный навык сначала «столбами», а затем различными фактурными вариантами сопровождения. При соединении аккордов в левой руке большое значение имеет двигательная сторона процесса, поэтому тщательно продумываем аппликатуру. Постоянное внимание к аппликатуре приводит к тому, что интервальная структура аккорда и соединение аккордов запоминается не только головой, слухом, но и пальцами. Это ведет к формированию так называемой «слышащей руки».
  5. В До мажоре подберем детскую песенку «Веселые гуси» (приложение №5). Настроимся трезвучием До мажора, определяем направление мелодии, находим ноту от которой начинается песенка.
  6. Затем следует познакомить учащихся с необходимыми правилами гармонизации: смена аккордов происходит не слишком часто, как правило на сильные доли такта; затакт чаще всего не гармонизуется.
  7. Для закрепления полученных навыков подберем песенку в «Фа», «Соль», «Ре» мажоре с использованием фактурных вариантов сопровождения.
  8. При подборе песенок в минорных тональностях, объясняем ученику, что в миноре доминанта обязательно мажорная с повышенной VII ступенью.
  9. Во многих народных песнях встречается особый вид лада, в которой не одна, а две чередующиеся тоники. Такой лад называется переменный. Чаще всего тониками переменного лада являются тоники мажора и параллельного ему минора – переменно-параллельный лад. (приложение №6) Делим песню «Ходила младешенька» на фразы. Первая фраза звучит в Фа мажоре, вторая в ре миноре.

                                            Заключение

Развитый навык подбора мелодий по слуху необходим профессиональному музыканту любой специальности, но еще более необходим тем учащимся, которые любят музыку, но не ставят своей целью продолжить музыкальное образование. А таких учащихся в любой музыкальной школе большинство. Постоянный анализ произведений изучаемого репертуара, осознание гармонической вертикали способствует лучшему запоминанию текста, помогает при чтении с листа, развивает музыкальные способности:

- мелодический и гармонический слух;

- развивается техника;

- улучшается ориентировка на клавиатуре;

- появляется уверенность в себе;

- удовлетворяется потребность в достижении собственной значимости.

Эта творческая деятельность развивает такие качества как воображение, мышление, активность, самостоятельность. Если дети научились подбирать мелодии и сопровождение к ним по слуху, аккомпанировать себе, то эти умения обязательно будут востребованы дома на семейных праздниках или в школьной самодеятельности. Когда подросток видит, что благодаря своим музыкальным достижениям он может доставить удовольствие родным, друзьям, он становится интереснее в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность.

Итак, занимаясь подбором по слуху, мы выполняем задачу – приблизить обучение игре на фортепиано запросам детей и их родителей, чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни.

                                   Список литературы

  1. Артемьева, О. Кузнецов, В. Дубинина, С. Подбираю на рояле. Практический курс гармонии для младших классов ДМШ и ДШИ учебное пособие. – С.Пб.: Композитор 2009 – 91с.
  2. Калугина, М. Развитие творческих навыков аккомпанемента вып. 1 М.Калугина, П.Халабузарь. – М.: Музыка, 1989.
  3. Сиротина, Т. Подбираем аккомпанемент, вып 1 Т.Сиротина. – М.: Музыка, 2009 – 80с.
  4. Ядова, И. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано I часть И.Ядова. – С.Пб.: Композитор 2005 – 35с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ».

в методической разработке описываются способы раннего выявления музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения и их развитие....

"Роль игровых ситуаций в развитии образно-художественного мышления ученика на начальном этапе обучения".

Презентация открытого урока для преподавателей ДШИ и ДМШ . Специализация - фортепиано....

Открытый урок по индивидуальному сольфеджио "Обучение гармонии на начальном этапе с учащимся 3 класса фортепиано"

На уроке много внимания уделяется функциональной окраске аккордов, подбору аккомпанемента, транспозиции, импровизации...

Открытый урок "Формирование и развитие навыков подбора по слуху учащихся младших классов фортепиано"

Знакомство учащихся с основными функциями лада, различными видами аккомпанемента, подбор песен в трёх тональностях. Содействие интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой...

Методические рекомендации по формированию навыков и умений чтения на начальном этапе обучения иностранному языку

Чтение является одним из эффективных способов формирования интереса к изучению иностранного языка и одним из основных аспектов в изучении иностранного языка и представляет собой одно из важнейших сред...

«Работа над формированием технических и исполнительских навыков игры на скрипке на начальном этапе обучения»

«Работа над формированием технических и исполнительских навыков игры на скрипке на начальном этапе обучения»...