РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕНО – МУЗЫКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ ЧЕРЕЗ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
методическая разработка по музыке
Задачи музыкального воспитания в школе подчинены общей цели всестороннего развития личности ребенка. Одним из средств формирования личности ребёнка, является музыкальное воспитание и первое звено в этой системе занимает - Слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
В.Г.Белинский писал: «влияние музыки на детей благодатно…она наполнит гармонией их юные души». И действительно, с самого раннего детства дети окружены музыкой. Отчасти музыка для них лишь фон. Моя задача, как педагога, научить детей не просто слушать музыку, но и слышать ее.
В наше время, богатое обилием и доступностью новых технологий, не так легко завлечь внимание современного ребенка. И поэтому, на своих занятиях, я стараюсь использовать современные технологии и методы, которые будут детям понятны и интересны. Одним из этих методов я хочу поделиться с вами. Надеюсь данная работа поможет вам в достижении нашей общей цели: развивать наших детей и учить их музыке.
На чем же основана методика?
Возможно, многие из вас уже слышали о технике рисования на воде – Эбру. Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны специальные. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре.
По окончании, рисунок можно перенести на лист бумаги
В итоге, совместив рисование Эбру со слушаньем музыки, мы получаем максимальный результат: ребенок не только слушает музыку, но и параллельно выражает эмоции и чувства. В процессе слушанья и рисования ребенок расслабляется и мозг на уровне подсознания способен выдавать богатство внутреннего мира ребенка. Этот процесс завлекает даже самых неусидчивых деток, что позволяет нам провести плодотворную работу с отстающими детьми.
Синтез рисования Эбру и слушание музыки – это не только увлекательно, интересно и захватывающе, но также позволяет решать главные задачи программы воспитания школьников по разделу «Слушание музыки»:
- знакомить детей с художественными образцами классической музыки;
- развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
- подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности,
Развивает моторику, помогает снять нервное напряжение.и, пожалуй, самое важное, как же проходит само занятие. Немного теории и потом покажу видео как это выглядит на практике.
Слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три вопроса:
- 1) Какие чувства передаёт музыка?
Этот вопрос направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки
(музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая). На этапе после первого прослушивания мы общаемся и разбираем произведение. Педагог должен задавать вопросы и уметь слушать. Разбираем какие цвета красок мы будем использовать.
- 2) О чём рассказывает музыка?
На этом этапе музыка не прекращает звучать, но уже гораздо тише. Мы говорим о том, что музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях. Создается первый слой (фон) с помощью кисти или палочки.
- 3) Как рассказывает музыка?
Дальше приступаем к 3 этапу. Здесь происходит знакомство детей с языком музыки, это мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения. Все эти средства музыкальной выразительности на рисунке проявляются в виде узоров, линий, завитков, волн, мелких точек.И так, слой за слоем, дети создают картину из того, что они слышат, эмоции, чувства, все это выражается в цвете красок и выливается в причудливые картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
слушание музыки. Эбру 1-7 классы | 1.41 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слушание музыки – первое звено в системе музыкального воспитания. В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно…она наполнит гармонией их юные души»
На чем основана данная методика… Рисование на воде «ЭБРУ»
Синтез рисования Эбру и слушания музыки З накомит детей с художественными образцами классической музыки; Р азвивает музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке ; П одводит к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности; Развивает моторику; Помогает снять нервное напряжение.
Материалы для рисования: вода с загустителем; краски; емкость; кисти; гребни, деревянные палочки; б умага; с алфетки.
Примерный репертуар для слушания музыки Детский альбом Чайковского « Детская полька» Глинки отрывки из «Лебединого озера» Чайковского « Сказки о царе Салтане » Римского-Корсакова « Полька» Рахманинова «Море» К. Дебюсси, « Смелый наездник» Шумана марши Шуберта времена года А. Вивальди « Клоуны» Д. Кабалевского « Шарманка» Д. Шостаковича , «Метель » Г. Свиридов «Утро» Э. Григ и др..
Структура занятия 1 ЭТАП – СЛУШАНИЕ 2 ЭТАП – РАССУЖДЕНИЕ 3 ЭТАП - ТВОРЧЕСТВО
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая лекция "Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики"
В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей школьников, дается краткая история понятия "креативность", названы параметры оценки креативности с точки зрения современной ...
Музыкальная викторина по слушанию музыки 2 класс ( I-й год обучения)
Викторина - первый шаг к серьёзным экзаменационным испытаниям, которые рано или поздо встанут реальной задачей перед каждым учеником. Музыкальная викторина формирует выдержку, способность сформулирова...
"Музыкальная грамота и слушание музыки" для эстетического отделения ДМШ с пятилетним сроком обучения
Цели программы: - Освоить круг теоретических понятий - Приобщить детей к шедеврам мировой классики ...
Визуализация музыкальных образов как стимул для развития творческой личности школьников на уроках музыки
«Открыть уста детей» ключом искусства волшебных звуков, ведь в их власти передать многообразие окружающего нас мира во всех его красках, сказал классик педагогической науки В. Чернышов [Вершинин...
«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"
Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету "Основы музыкальной грамоты и слушания музыки"
Данная дополнительная программа предназначена для преподавателей раннего эстетического отделения ДШИ и ДМШ. Срок реализации программы: 1 год, возраст учащхся: 6-7 лет...
Развитие творческого потенциала школьников через участие в культурно-массовых мероприятиях и их проведении.
Статья "Развитие творческого потенциала школьников через участие в культурно-массовых мероприятиях"....