Педагогическая лекция "Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики"
статья по теме
В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей школьников, дается краткая история понятия "креативность", названы параметры оценки креативности с точки зрения современной психологии, а также предлагаются задания, направленные на развитие творческих умений учащихся. Лекция сопровождается мультимедийной презентацией
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей школьников
как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики (слайд)
Педагогическая лекция
Современное общество требует от человека умений быстро ориентироваться в ситуации, часто нестандартной, находить наиболее верные решения, адаптироваться в новых условиях, а для этого мыслительные операции должны быть быстрыми, многовариантными, с видением нескольких аспектов проблемы. Поэтому одной из главных задач школы стала задача развития мышления школьников, их творческих способностей, воспитание творческой (креативной) личности.
Основной чертой творческой деятельности является создание нового, способность выйти за рамки установленных образцов и правил. (слайд) Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто неосознаваемая нами.
Хотите проверить свои творческие способности? (СЛАЙД)
Представьте, что вы – руководитель фирмы «Рибок» (США). Ваша фирма, выпускающая спортивную обувь (кроссовки), построила филиалы в Таиланде и на Тайване. Основное место сбыта продукции – крупные американские и европейские магазины. Но вот проблема: не столь сознательные, как их американские коллеги, рабочие фабрик-филиалов стали расхищать обувь с целью перепродажи. Вы, как руководитель, должны найти выход из положения. Самое плохое решение – репрессивные методы. Какие варианты решения вы могли бы предложить? (пауза)
Думаю, у каждого из вас есть хотя бы один вариант. А знаете, что придумали руководители фирмы? На Тайване производить только правый ботинок, а в Таиланде – левый. А по парам их раскладывают непосредственно на местах продаж в США или в Европе. Этот пример я выбрала неслучайно. Он подтверждает, что жизнь требует творчества.
Замечено, что равнодушные ко всему люди, относящиеся без интереса к своей учебе или работе, ничем не увлеченные, уходящие от решения задач, требующих элементов творчества, чаще болеют, быстрее стареют и уходят из жизни.
Понятие креативности появилось в 50-х годах 20 века. (СЛАЙД) Креативность – это способность генерировать идеи, вырабатывать стратегии и способы решения задач. Одним из наиболее известных исследователей креативности и создателем многих методик, ее диагностики является американский ученый Эллис Пол Торанс. (СЛАЙД) «Креативность, - писал Торанс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
При оценке креативности современные психологи учитывают следующие параметры: (СЛАЙД)
продуктивность мышления – способность генерировать максимально большое число идей. При этом идеи могут выглядеть нереальными («безумные идеи»), но часто служат базовыми для принципиально новых подходов и решений. (СЛАЙД)
гибкость мышления – способность продуцировать разнообразные идеи, легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних задач к другим, часто очень далеким по содержанию.
Попробуйте перечислить все возможные виды использования обычного кирпича. (пауза) Если вы быстро скажете, что можно построить дом, гараж и так далее, то это проявление большой беглости мышления, но низкой гибкости. А вот если вы назовете такие функции кирпича, как придержать дверь, заколотить гвоздь, сделать груз для бумаги и тому подобное, то это как раз и будет проявлением непосредственной гибкости мышления. (СЛАЙД)
оригинальность мышления – возможность предлагать новые, неожиданные, отличающиеся от общепринятых идеи. Особым видом креативности можно считать способность критически и творчески разрабатывать уже существующие идеи. (СЛАЙД)
Перечень креативных качеств можно продолжать: сверхчувствительность к проблемам и способность решать их, легкость ассоциирования, воображение, фантазия, способность к прогнозированию, повышенный интерес к дивергентным задачам.
Традиционно ценность интеллекта в глазах общества намного выше, чем ценность креативности. Плохие отметки воспринимаются как катастрофа, а невыраженность творческого начала – как норма. Зачастую в школе от ученика ждут отнюдь не творческого, оригинального, а лишь «правильного» ответа.
Усвоение школьниками суммы знаний по различным предметам становится явно недостаточным. В средней школе, а тем более в старшем звене, количество заданий, требующих механического запоминания, необходимо свести к минимуму. Задача учителя – стимулировать творческую активность ученика, создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, сочиняют, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения, решают проблемные и творческие задачи, доказывают и опровергают. Все это способствует раскрытию творческого потенциала ученика, развивает креативное мышление.
Иногда можно услышать, что творчеством дети могут заниматься в свободное от уроков время, а на учебных занятиях надо прежде всего «проходить программу». В других случаях говорят: с творчеством учеников в живописи, музыке, литературе всё понятно, но как можно творить в математике или физике, истории, биологии, химии? Практически каждый вопрос базовой учебной программы по любому предмету может быть рассмотрен с позиции детского творчества, организуемого педагогом. (СЛАЙД). Предложите своим ученикам самим сформулировать правило, закон, сочинить сказку по изученной теме, составить задания для проверки знаний по изученной теме, разработать памятки, придумать символ.
Развитию творческих способностей помогают дивергентные задачи – такие, в которых нужно найти не один, а как можно больше разнообразных и оригинальных ответов. Полезно составлять фразы и тексты из заданного набора слов, строить изображения из геометрических фигур, дорисовывать картину по одному росчерку. Интересный вид дивергентных задач – поиск причин событий. Способность решать дивергентные задачи — важнейшее условие успеха в творческой деятельности. Собственно, таковы все важные задачи, решаемые человеком в жизни: какую избрать профессию? Где жить? Как общаться с окружающими? С кем создавать семью? Как отдыхать? При традиционном подходе дивергентные задачи — большая редкость в обучении. Решение дивергентных задач требует поиска разных подходов, недосказанность в условии — мобилизации прошлых знаний, интуиции, озарения (инсайта). (СЛАЙД) «Нельзя птицу научить жить в клетке, нельзя выращивать «творческий мускул», не вылетев на простор заданий открытых, - допускающих разные подходы к решению».
Способность к ассоциированию развивают задания, предлагающие подобрать существительные к прилагательному. Или придумать разноплановые сравнения. Например, подумайте - на что похож дождь? (пауза) – на водопад, на душ, на колыбельную (убаюкивает), на муху (надоедает), на воспоминание (нагоняет грусть), на приговор (отменяет прогулку).
Большие перспективы для творчества открывает нестандартное использование материалов: создавать картины из ткани, мастерить скульптуры из пластиковых бутылок, рисовать крупой.
Любое сочинительство, серьезное или нет, идет на благо. Полезно писать стихи и сказки, шуточные поздравления и письма, играть в буриме.
Развивают и задания с трудными условиями, например, составить рассказ из одних только существительных или из слов, начинающихся на одну букву. (слайд)
Сегодня есть компьютерные программы, позволяющие делать мультфильмы, создавать причудливые коллажи, писать музыку. (слайд)
Как вывести ребенка на творчество? Как научить творчески мыслить? Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности своих учащихся, может составить список технологий, приемов, методов, развивающих креативное мышление.
Творческие способности, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «талант всегда пробьется», «талант не пропьешь». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать.
Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. (СЛАЙД) Точно также и творческий дар: он не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике – или развивается, или угасает. (СЛАЙД)
Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Выживание нации зависит от интеллектуальных, особенно от творческих способностей. И тот, кто будет больше вкладывать в развитие творческих способностей, достигнет наивысшего уровня развития. (слайд)
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех. (СЛАЙД)
Пастернак
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Здоровье учащихся одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования»
Здоровье – понятие комплексное, включающее физическое, психическое и социальное благополучие. Наше здоровье зависит от ряда факторов – наследственности, условий труда и быта, состояния воздуха, воды, ...
Презентация. Тема: Развитие и коррекция речи как одно из приоритетных направлений дошкольного образовательного учреждения.
Развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Каждый ребёнок должен научиться в ...
Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.
Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...
СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвещена организации спортивно-патриотического воспитания студентов в техникуме...
Профессиональное самоопределение школьников как одно из приоритетных направлений в современном образовательном процессе
Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является трудовое обучение и воспитание в педагогическом процессе. Каждый год сотни тысяч юн...
Доклад «Повышение качества образования - приоритетное направление школьной образовательной политики»
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только качеством ЗУН, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрас...
Выступление на педагогическом совете «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образ...