Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»
методическая разработка по музыке по теме
«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»
класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ansamblya_no1.docx | 329.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Разработка открытого урока
«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»
класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)
Преподаватель
по классу скрипки
Татьяна Геннадьевна
Мальцева
КОГАЛЫМ 2009 г
Ф. И. О. - Мальцева Татьяна Геннадьевна
Название предмета - «Коллективное музицирование»
Тема - «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»
класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)
Тип: «Закрепление знаний, навыков и умений»
Цель: «Применение различных форм работы для формирования ансамблевых навыков игры и подготовки к концертному выступлению»
Задачи:
- Обучающие: отработать ансамблевые моменты, используя различные приёмы и методы, укрепить интонационную основу, проконтролировать ритмическую дисциплину, охватить музыкальную форму;
- Развивающие: развить активность слуха, логическое и образное мышление, творческие способности;
- Воспитывающие: воспитание музыкально-эстетические взглядов, концентрации внимания, навыков самоконтроля, ответственности за свою партию, эмоциональной отзывчивости, чувства ответственности перед концертным выступлением.
Средства обучения и оборудование: рояль, скрипки, смычки, канифоль, пульты, партии, дидактический, методический материал, аудио магнитофон, компакт диск.
Форма – группового обучения
Педагогическая технология - активного обучения
Принципы: научность, связь теории с практикой, систематичность и последовательность, доступность, прочность, сознательность активность
Методы: проблемно-поисковый, собственный показ «Делай как я», групповой дискуссии, мозговая атака, закрепление изученного материала, выработка практических умений, демонстрация, объяснение, закрепление и повторение изученного материала, беседа, создание ситуации успеха, эмоционального стимулирования, поощрение и порицание, постановка системы перспективы, развитие познавательного интереса, формирование ответственности и обязательности.
Ход урока
1. Организационный этап
Сегодня на уроке мы покажем процесс работы над тремя призведениями:
- обработка В. Гуревича «Английский народный танец»
- М. Матвеев «Зимушка зима»
- Э. Олеарчик «Краковяк»
2. Этап подготовки
Прежде чем приступить к работе над произведениями разыграемся на упражнениях «Руль», «Пилот», «Динамика»( с усложнением).
Давайте определим задачи:
- плавная смена смычка;
- рулевое движение правой и левой руки;
- аккуратное приземление смычка на струну в любую его часть;
- зрительный контроль за звуковой точкой при постепенном изменении движения;
- распределение веса руки при динамических изменениях.
Каждый должен приложить не минимум, а максимум усилий, тогда будет хороший результат. Почему полезно разыгрываться?
3. Основной этап – закрепления знаний
Прежде чем мы приступим к работе над «Английским народным танцем» повторим материал прошлого урока. Ранее мы беседовали о танцевальных жанрах. Какую роль играет ритм? Определяет движение в танце?
Композиторы часто обращаются к народным танцевальным мелодиям и ритмам, видя в них отражение жизни и характер народа. Какой размер? Ритмический рисунок? На какую долю идёт опора в танце? Какая тональность, сколько частей, какой характер, какие штрихи, если взаимосвязь штриха с характером? Молодцы!
Предлагаю исполнить это произведение. Получилась ли ритмическая точность? Динамика была выражена ярко или чуть чуть? 1 скрипки играют ещё раз, 2 и 3 готовятся. Получилось окончание? Поработаем над последним тактом, лёгкий взлёт смычка с замиранием в воздухе. Уже лучше! Исполним полностью.
Ребята сегодня уже намного лучше ансамблевые навыки: прислушиваетесь друг к другу, стараетесь играть одинаковыми штрихами, делаете вместе динамическое развитие и произведение начинает звучать лучше. Сегодня вы меня порадовали!
Но ещё не хватает сценической свободы, но этот важный навык вырабатывается не на уроке, а целой серии концертных выступлений. Будем ставить такую цель много выступать?
Присаживайтесь, Предлагаю послушать в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра произведение Г. Генделя «Ария». Я вижу вы под впечатлением остались.
Я в этом и не сомневалась. Чтобы ваши ансамблевые навыки развились, раскрылись полностью необходимо постоянно слушать шедевры ансамблевой музыки и анализировать.
Обратите внимание:
- насколько вместе каждое движение, вздох, дыхание;
- динамическое развитие кульминации на максимальном звучании;
- контрастность динамики ярко выражена;
- окончания фраз, разделов.
Наверно захотелось исполнить не хуже ансамбля?
У вас обязательно получится, в конце урока я вам предоставлю такую возможность.
А сейчас двигаемся дальше. Предлагаю 4 классу побыть в качестве слушателей, а мы поработаем над произведениями из музыкальной «копилки».
В. Матвеев «Зимушка» - исполнение. Спасибо. Сегодня лучше некоторые динамические моменты прозвучали молодцы поработали дома. Предлагаю вспомнить некоторые важные детали например:
- Какой жанр?
- Особенность вокального жанра?
- Какая трудность в штрихе деташе?
- Что нужно делать чтобы добиться хорошей смены смычка?
- Каким образом мы решаем проблему точного интонирования?
- Что необходимо сделать чтобы начало звука было очень красивым?
Сейчас сделаем анализ динамической рельефности развития мелодии:
- Первое предложение каким нюансом начинается?
- Второе?
- Третье?
- Где формируется кульминация?
- В вертикальном изложении как построена?
- В кульминационных разделах нужно беречь силы или выкладываться полностью?
- Нужно ли подготавливаться заранее, чтобы фразы с «эффектом» вьюги получились очень выразительными?
Исполним с начала до конца. Спасибо, сейчас прозвучало получше и динамическая рельефность была выражена более осознанно, не хватает ещё единого чувства ансамбля, будем больше заниматься вместе и эта проблема будет решена.
Следующее произведение Э. Олеарчик «Краковяк» - исполнение. Довольно интересное исполнение. Молодцы!
Есть моменты где мы сейчас постараемся улучшится:
- Вспомним особенности танца, где возник, какой характер;
- Размер, особенности ритмического рисунка;
- Какие интонации в мелодии.
Давайте проанализируем что не получилось?
- Чёткое начало первого звука;
- Чистота интонирования, октавы во 2 партии;
- Развитие мелодической линии на крещендо.
Молодцы. Мобилизовали память, были к своему исполнению предельно строги и объективны. В завершении урока предлагаю сконцентрировать все свои умения, навыки необходимые для коллективного музицирования и исполнить все три произведения в форме генеральной репетиции перед концертным выступлением. Евгения Александровна выполнит роль ведущего.
4. Итоговый этап:
- обработка В. Гуревича «Английский народный танец»;
- М. Матвеев «Зимушка зима»;
- Э. Олеарчик «Краковяк».
Ребята спасибо за работу. Ваш труд оценен на оценку отлично и помните что вы все имеете огромный потенциал и способности.
5. Домашнее задание:
Домашнее задание проанализировать своё концертное выступление выявить положительные и отрицательные моменты и следующий урок мы начнём с совместного обсуждения.
Так как наш коллектив концертирующий и чтобы выступления отличались более высоким уровнем я разработала памятку для вас «О поведении исполнителя в день концерта», пользуясь этими рецептами вы будете уверенней и комфортней чувствовать себя во время концертного исполнения.
Наш урок закончен спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки к концертным выступлениям
Приводя доводы выдающихся педагогов- пианистов, автор делает акцент на необходимости концертных выступлений, а также преодолении сценического волнения....
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...
Открытый урок на тему: "Подготовка к концертному выступлению с учащейся 1 класса фортепианного отделения"
Работа над произведением в целом,развитие элементов художественного мастерства в процессе работы над музыкальным произведением, охват целостности формы...
Открытое занятие на тему: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению».
Тема: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению»....
Открытый урок "Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ"
Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых движений....
Конспект открытого занятия «Подготовка к концертному выступлению детского инструментального коллектива. Упражнения по снятию психофизиологической зажатости исполнительского аппарата музыканта»
В рамках занятия представлен комплекс физических (неисполнительских) упражнений для разогрева мышц перед выступлением, снятия волнения....
План-конспект открытого занятия "Развитие технических навыков игры на балалайке"
Развитие технических навыков игры на балалайке...