«Работа над кантиленной пьесой в классе фортепиано на примере произведения Р. Глиэра «Мелодия»
план-конспект урока по музыке

Тема урока:

«Работа над кантиленной пьесой в классе фортепиано на примере произведения Р. Глиэра «Мелодия»

Слайд 2

Цель:

Формирование навыков певучей кантиленной игры.

Задачи:

Обучающие:

- дать представление о музыкально-интонационных особенностях пьес кантиленного характера, расширить музыкально-теоретическое представление обучающихся.

Развивающие задачи:

- развить мелодический слух;

- развить тембро-динамический слух;

- развить  эстетический вкус и эмоциональное восприятие музыки у обучающегося в процессе работы над музыкальным произведением;

 - развить навык координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании.

Воспитательные задачи:

- воспитать любовь к предмету, повысить уровень познавательной мотивации,

- формировать нравственно-эстетическое, эмоциональное отношение к искусству и жизни.

Тип урока - комбинированный

Оборудование:

Фортепиано

Ноты

Компьютер

Экран

Структура урока:

 Организационный этап

- приветствие

-сообщение цели, задач и темы урока.

Основная часть

- вступительное слово преподавателя;

- проверка домашнего задания;

- анализ исполненного произведения;

- работа над звуком, над соотношением мелодии и аккомпанемента, фразировкой, образом, драматургией пьесы.

Заключительный этап

- домашнее задание;

- рефлексия

- подведение итогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kantilena.docx25.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Славгородская детская школа искусств»

План конспект

Открытого урока по учебному предмету «Специальность»

На тему: «Работа над кантиленной пьесой в классе фортепиано на примере произведения Р. Глиэра «Мелодия»

Подготовила преподаватель по классу фортепиано Дамер С.В.

Славгород 2022 г

План – конспект открытого урока

Отделение -         фортепианное

Наименование программы, срок реализации

ДПОП «Фортепиано», 8 лет

Учебный предмет – специальность

Ф.И. учащегося – Умуршадян Степан

Класс 6 –й

Возраст обучающегося  -  13 лет

Дата проведения урока - 30 ноября 2022г.

Преподаватель – Дамер С.В.

Слайд 1

Тема урока:

«Работа над кантиленной пьесой в классе фортепиано на примере произведения Р. Глиэра «Мелодия»

Слайд 2

Цель: 

Формирование навыков певучей кантиленной игры.

Задачи:

Обучающие: 

- дать представление о музыкально-интонационных особенностях пьес кантиленного характера, расширить музыкально-теоретическое представление обучающихся.

Развивающие задачи:

- развить мелодический слух;

- развить тембро-динамический слух;

- развить  эстетический вкус и эмоциональное восприятие музыки у обучающегося в процессе работы над музыкальным произведением;

 - развить навык координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании.

Воспитательные задачи:

- воспитать любовь к предмету, повысить уровень познавательной мотивации,

- формировать нравственно-эстетическое, эмоциональное отношение к искусству и жизни.

Тип урока - комбинированный

Оборудование:

Фортепиано

Ноты

Компьютер

Экран

Структура урока:

 Организационный этап

- приветствие

-сообщение цели, задач и темы урока.

Основная часть

- вступительное слово преподавателя;

- проверка домашнего задания;

- анализ исполненного произведения;

- работа над звуком, над соотношением мелодии и аккомпанемента, фразировкой, образом, драматургией пьесы.

Заключительный этап

- домашнее задание;

- рефлексия

- подведение итогов

Ход урока

Организационный момент:

Приветствие, озвучиваю цель, задачи и тему урока.

Основная часть:

Вступительное слово преподавателя об особенностях работы над кантиленными произведениями

Кантиленные произведения имеют огромное значение  в воспитании музыкальной культуры учащегося. «Работа над звуком есть самая трудная работа. Так как она тесно связана со слуховыми и душевными качествами учащегося. Овладение звуком есть первая и важнейшая задача среди других фортепианных задач, которые должен развивать пианист, ибо звук есть сама материя музыки… В моих занятиях с учениками, скажу без преувеличения. Три четверти работы – это работа над звуком» (Нейгауз).

Мелодия – душа музыки. Главное в кантиленных произведениях – услышать мелодическую линию, фразу, единое дыхание мелодии. В кантилене  большое значение имеет правильное дыхание, объединяющее фразу, организующее движение ученика. Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука или пауз. Оно помогает выразить характер музыки, ее живое начало.

Здесь первостепенное значение имеет развитие внутреннего слуха ученика.

Не механическое воспроизведение мелодии на клавиатуре, которое так часто приходится слышать в исполнении наших учеников, а пение на инструменте. На каждом этапе развития ученика, независимо от того, что он играет – «Французскую песенку» Чайковского или Ноктюрн Шопена – ученик должен петь мелодию, а следовательно, слышать ее внутренним слухом. С этого необходимо начинать работу над любым произведением. Если ученик не может спеть мелодию голосом, значит он ее не слышит и исполнение его будет механическим. Слух ребенка развивается, и этим следует заниматься на всем протяжении его обучения. Умение слышать – основа пианистического мастерства.

Работа над звуком непосредственно связана с ощущением гибкой мелодической линии, фразировкой, что требует от исполнителя пластичности руки, чуткости прикосновения пальцев. В интонационной структуре мелодии очень важно понимание ее динамической устремленности к определенному звуку.

Исполнение мелодии в произведениях различного стиля требует разных приемов звукоизвлечения. Характер звучания мелодии, тембр звука зависит не только от искусства фразировки, пластики руки. Здесь важно звучание сопровождения, соотношение мелодии и аккомпанемента, глубина баса, педализация.

В искусстве педализации заложены неисчерпаемые красочные возможности фортепиано. Очень большое  значение для певучести фортепианного звука, имеет правая педаль. Фортепианный звук довольно быстро угасает. Если мы, после того как звук выплыл, нажмем правую педаль, то мы вдохнем новую жизнь в этот звук. Получив поддержку звук станет ярче, живее. В этом одно из назначений запаздывающей педали.

И так, в работе над кантиленными произведениями необходимо сочетание работы над мелодией (фразировка, звукоизвлечение, тембр звука – в зависимости от характера мелодии), аккомпанементом (звучание баса, фон, поддерживающий мелодию) и педалью.

Работа над кантиленой в отличии от других видов технической работы – не эффективна при дремлющем музыкальном чувстве.

Эмоциональное отношение к исполняемому, слух все должно быть мобилизовано, обострено.

Также велика роль педагога.

 Опытные и талантливые педагоги умеют найти для данного ученика именно то музыкальное произведение, которое может развить и продвинуть ученика, и в этом кроется одна из самых важных причин педагогического успеха. Именно таким требованиям отвечает фортепианная музыка Глиэра. Обладая яркой выразительностью, эмоциональностью, пьесы Глиэра доступны для исполнения детьми, еще не достигшими профессионального мастерства. Более того они содержат большой потенциал для развития фортепианного мастерства юного музыканта.

Сегодня мы рассмотрим работу над кантиленным произведением на примере пьесы Р. Глиэра «Мелодия», а помогать мне будет учащийся 6 класса Умуршадян Степан.

Прежде чем приступить к работе над произведением хочется познакомиться с биографией композитора.

Информационное сообщение готовил ученик.

Слайд 3

Сообщение о Р. Глиэре

Рейнгольд Глиэр родился в Киеве в 1875г.в семье мастера по производству медных духовых инструментов.

Слайд 4

Первоначальное музыкальное образование он получил в домашних условиях (уроки скрипки), затем закончил Московскую консерваторию по классу скрипки.

В 1900-1913 годах преподавал теоретические дисциплины в музыкальном училище имени Гнесиных. Как композитор, Глиэр сформировался во многом благодаря общению с Глазуновым, Рахманиновым, Римским-Корсаковым.

Слайд 5

Р. Глиэром написано много произведений: это оперы, балеты, симфонические произведения, концерты для арфы с оркестром, для виолончели, для валторны, для скрипки, камерно-инструментальные произведения, около 150 фортепианных пьес, романсов, это и музыка к спектаклям драматического театра.

Я знаю пьесы Глиэра, такие как

- В полях

- Эскиз

- Листок из альбома

- Мелодия.

Слайд 6

 - Р.М. Глиэр – выдающийся советский композитор, дирижер, педагог, продолжатель русских классических традиций. В области детской фортепианной музыки Глиэр не был ни художником – новатором, ищущим новых форм, ни реформатором жанра. Но к истолкованию и использованию традиционных форм и жанров он подходил творчески активно, придавая им новый ракурс. Именно поэтому так широко популярны в педагогической практике фортепианные пьесы Глиэра, они актуальны и по сей день.

Слайд 7 

Музыка Р. Глиэра привлекает прежде всего непосредственностью лирического высказывания, напевным выразительным мелизмом, тонким гармоническим чутьем.

Получив эмоциональный импульс, учащемуся предлагается исполнить произведение.

- исполнение пьесы учеником.

- учащемуся предлагается оценить свое выступление;

- преподаватель отметила успехи и недостатки в исполнении.

Обратимся к форме произведения

- трехчастная, тональность си бемоль мажор.

 - Что ты представляешь, играя эту пьесу, какой характер

 - широкая, распевная, задушевная мелодия.

 - 1 часть – спокойное море, лодка, легкое покачивание;

- 2 часть – налетел ветерок, появились волны;

- 3 часть – ветер стих, волн нет, легкая рябь, но неожиданно налетела большая волна, которая также неожиданно исчезает.

- Сегодня на уроке мы говорим о кантилене.

 - Что же это за понятие кантилена?

 - кантилена происходит от итальянского слова канта -  пение.

Работая над кантиленой, прежде всего, сводим свою работу к мелодии, звуку. Очень важно услышать интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер.

- Исполни одну мелодию, которая звучит в верхнем голосе.

- Главная задача – качество звука.

Для того, чтобы добиться глубокого, нежного, теплого звучания необходимы:

- полнейшая гибкость пианистического аппарата;

- свободный вес, т.е рука свободна от плеча до кончиков пальцев, нужно ощущать дно клавиатуры, слиться с ней, примкнуть к ней, связать без толчка один звук с другим.

- самое важное слуховой контроль.

- Ты обратил внимание, что мелодия, проходя в правой руке окружена подголосками?

- Сейчас исполни партию правой руки двумя руками, с целью расслоить фактуру для ясного проведения мелодии, услышать ее чисто одноголосно. Понять, как звучит подголосок из шестнадцатых, найти звуковой баланс.

При этом следует добиваться разного звучания и ощущения в пальцах, исполняющих мелодию и подголоски.

Достигается это плотным погружением веса всей руки на пальцы, которые ведут мелодию, а подголоски исполняются  путем легкого прикосновения.

- Анализируем, все ли получилось.

- А теперь исполни партию правой руки с найденным звуковым соотношением. Выполни те задачи, которые мы ставили перед собой, внимательно слушай себя.

- исполняет.

-  Где еще тема проходит?

- в левой руке.

Такой же прием исполнения для партии левой руки, когда мелодия проводится в левой руке. Мелодия звучит глубоко, насыщенно. (виолончель).

- Обрати внимание на аккомпанемент, что происходит в левой руке

- широкие интервальные ходы.

- Их нужно поиграть в быстром темпе, чтобы довести знание партии до автоматизма.

- исполняет

Затем исполняем полностью 1 часть и анализируем.

 - Что происходит во второй части?

– Она построена на новом материале, меняется фактура, непрерывное движение шестнадцатых, смена тональности, большое количество хроматизмов, двойных нот. Все это создает тревожность, волнение.

- Что интересного в плане динамики ты заметил?

 - динамическая сторона развита очень активно с P до F

- При исполнении шестнадцатых нужно добиться ровности, отчетливости звука.

Отрабатываем отдельные фрагменты. Потом исполняем полностью и анализируем.

3 часть

 - Чем она отличается от первой части?

 - мелодия идет на октаву выше, в конце яркая кульминация;

- Возвращение к мелодии первой части звучит как успокоение.

Хочется дольше слышать, пропеть и полюбоваться каждым изгибом этой изумительной мелодической линией.

Задачи остаются такие же, как и в первой части.

 Степан, исполни еще раз эту пьесу, постарайся учесть все, о чем мы сегодня говорили, и донести до слушателей замысел композитора.

Слайд 8 - 13

Слайд 14

 Даю оценку общего впечатления от игры ученика (отмечаю успехи в сравнение с первым исполнением) по основным критериям:

        - эмоциональность, артистичность исполнения;

        - проникновение в образно-эмоциональный строй произведения;

        - охват формы произведения;

        - владение артикуляцией.

Слайд 15

Домашнее задание:

- Продолжить работу над целостным охватом музыки, соотношением мелодии и аккомпанемента, звуком, музыкальным образом.

- Прослушать исполнение пьесы другими учащимися.

Слайд 16

Рефлексия:

- Что нового и интересного ты узнал сегодня на уроке, чему научился?

Оценивание

В заключении хочется поблагодарить Степана за работу, внимание и отзывчивость. Ты порадовал нас своим образным мышлением. В дальнейшем такая работа пригодится нам в работе над другими произведениями.

Слайд 17

Список использованной литературы:

А.Д. Алексеев «Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища».

Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»

Л.А. Москаленко «Методика изучения фортепианной кантилены»

Е.М. Тимакин  «Воспитание пианиста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"

Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....

Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"

Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....

Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы в классе фортепиано

Методическая разработка раскрывает основные принципы и приемы работы над пьесами кантиленного характера в классе фортепиано...

Методическая разработка «Формы и методы работы над развитием личности в классе фортепиано»

Музыкальное обучение обусловлено потребностями общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется усилению не только воспитывающего, но и разв...

Методические рекомендации "Работа над джазовыми пьесами в классе фортепиано"

Целью методического сообщения является приобщение учащихся к джазовому направлению, что в целом дает возможность расширить репертуарные границы учебных планов....