НОД «Детям о П.И. Чайковском и его творчестве»
план-конспект

Лариса Павловна Чикурова

Цель:

Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.

Задачи:

-дать детям представление о П. И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу, русского человека.

-вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года», побуждать детей к активному восприятию музыки;

-познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него;

-научить определять характер и настроение прослушанной музыки;

-научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.

Ход занятия.

Муз. рук:

Добрый день, ребята!

Мы сердечно рады видеть сегодня в нашей музыкальной гостиной!

Сегодня наш рассказ будет посвящён творчеству известного русского

композитора Петра Ильича Чайковского, музыку которого знают во всём мире, а его произведения исполняют лучшие музыканты планеты.

175  лет  тому назад в г. Воткинске родился мальчик и назвали его Петей.

В семье было много детей. Петя был младшим.

Все его любили, с ним всегда было радостно и интересно.

Он был неистощим на выдумки, на забавные истории, веселые игры.

Но была у него одна странность, которая всех удивляла.

Иногда он вдруг задумывался, бросал игру и

уходил куда-нибудь в дом или сад. Оставаясь один,

он сосредоточенно к чему-то прислушивался.

А прислушивался он, к звукам, раздававшимся, внутри него.

Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия.

Мелодии звучали громко, порой часто ему мешали.

Однажды произошёл такой случай. В доме были гости.

Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали.

Петя был оживлён и весел. Но к концу вечера так утомился,

что ушел к себе в спальню раньше всех.

Когда в комнату вошла мама, он не спал, а плакал.

Мама спросила, что с ним, он отвечал, указывая на голову:

«Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле, в комнате

Никакой музыки не было. Но Петя настаивал:

«Избавьте меня от неё. Она не даёт мне покоя».

Все чаще и больше звуки мелодий захватывали мальчика.

Он садился за рояль, пробовал сыграть звучащие в нём мелодии

и даже сочинить свои.

Как то раз мама уехала в Петербург, он уселся за рояль,

Напевал и подбирая на клавишах сочинил песенку,

Которую так и назвал: «Наша мама у ехала в Петербург».

Песенка вышла немного грустная, но ведь это и правда грустно,

когда мама уезжает.

Мальчик долго не знал, что будет музыкантом, но уже тогда

Почувствовал, что через музыку можно передать свои самые

Разные чувства любовь к людям, природе. в музыке можно передать

и весёлое и грустное, смешное и очень серьёзное.

Когда Петру Ильичу исполнилось 10 лет, их семья переезжает

в г. Санкт-Петербург. Здесь будущий композитор поступает в

училище правоведения, семья хочет, чтобы он стал юристом.

В это же время, он начинает серьёзно заниматься музыкой,

часто посещает оперный театр, где на него оказывает сильнейшее

впечатление музыка и постановки опер М. Глинки, В. Моцарта и др.

В1861г. П. И. Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию.

По окончании Петербургской консерватории с золотой медалью.

Чайковский переезжает в Москву, преподавать в Московской консерватории.

И, с этого времени он целиком посвящает себя музыке.

Пётр Ильич Чайковский – композитор, творчество которого,

проявилось во всех музыкальных жанрах, от маленьких детских пьес

до самых сложных, таких, как опера, балет, концерты для фортепиано с оркестром, симфония.

Музыкальный руководитель:

СИМФОНИЯ – сочинение для оркестра, состоит

из нескольких частей, разных по характеру, может выразить

не только разные чувства и настроения, но и великие события,

как например, звучащая сейчас симфония № 6 «Патетическая»

Слушание фрагмента.

Музыкальный руководитель:

П. И. Чайковский подлинно русский композитор, его по праву

Считают создателем русской классической симфонии.

А почему? Сейчас вы, послушав только один маленький отрывок,

Из «4-ой симфонии», где композитор использует очень известную

русскую народную песню, а какую, вы сейчас догадаетесь,

всё поймёте и обязательно ответите на этот,

казалось бы, очень сложный вопрос.

Слушание фрагмента

Музыкальный руководитель:

Ребята, кто мне скажет, какую песню использовал П. И Чайковский?

Ответы детей.

Вы правы, народную песню «Во поле берёза стояла»

Берёт в основу, как главную тему, композитор и развивает

Во всём блеске и многообразии звучания симфонического

Оркестра. А теперь послушаем ещё один музыкальный фрагмент.

Слушание музыкального фрагмента в исполнении

Большого симфонического оркестра

(«1 –ый концерт для ф-но с оркестром»)

Музыкальный руководитель:

Ребята, это балет. А балет- это музыкальный спектакль, где содержание музыки раскрывается в движении, пластике, в позах .

П. И. Чайковским написано три балета. Кто знает, как они называются?

Дети:

«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Соведущий:

Правильно, молодцы. Давайте сейчас послушаем фрагмент одного из этих знаменитых произведений.

Звучит «Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

Музыкальный руководитель:

 

Ребята, узнали?

Ответы детей:

 

Муз.рук:

Конечно, это произведение известно на весь мир.

Большое место в творчестве Чайковского занимает музыка для детей

Этот цикл фортепианных пьес называется «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» .

П. И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.

Как-то Чайковский приехал погостить на Украину, в семью своей сестры В свободное время композитор любил возиться со своими маленькими племянниками. У сестры Чайковского было семеро детей, и Пётр Ильич без устали придумывал для них праздники с разными развлечениями и танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник пытался научиться играть на фортепиано, и это у него не очень хорошо получалось. Петру Ильичу стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, запоминающихся, с интересными названиями.

Мы с вами знакомы с этим альбомом. В нём встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

Сейчас мы послушаем фрагмент одного знакомого вам произведения и поговорим о том, какие детские впечатления и настроение передаёт нам П. И. Чайковский в этой пьесе языком Музыки.

Мы с вами знакомы с этим альбомом. Сейчас мы послушаем фрагмент одного знакомого вам произведения и узнаем, о каком событии, о каких детских впечатлениях, о каком настроении говорит с нами П. И. Чайковский в этой пьесе языком Музыки.

Звучит «Болезнь куклы».

Муз. рук:

Ребята, сейчас музыка нам рассказала целую историю.

У девочки заболела кукла.

Она горюет над её кроваткой. Слёзы капают, а кукла тяжело, тяжело вздыхает.

Музыка – напевна, красива. Слушая её очень легко представить: и зимний лес, одетый белым снегом, и весеннее пробуждение природы, и хмурую осень. Ребята, давайте с вами поиграем. Будет звучать музыка, а вы должны отгадать, о каком времени года нам рассказывает это произведение.

Игра «Угадайка»

1. Звучит фрагмент «Осенняя песня».

Муз. рук:

Ну что, ребята, кто сможет нам рассказать, о каком времени года

идёт речь, в этой муз. картинке?

Ответы детей.

2. Звучит фрагмент «Подснежник» .

Муз. рук:

А теперь, где мы побывали?

Ответы детей.

Молодцы! Очень хорошо слушаете и представляете! Браво!

Творчество П. И. Чайковского еще при жизни композитора

Получило широкое признание. В наше время его музыка известна во всём мире, его произведения исполняются лучшими музыкантами.

Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской Консерваториям, многим театрам оперы и балета, Концертному залу в Москве.

Во многих городах установлены памятники П. И. Чайковскому, проходят музыкальные конкурсы им. Чайковского.

Дом, в котором композитор провёл последние годы жизни

И создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-Музей

П. И. Чайковского. Уже больше ста лет прошло с тех пор, как нет Чайковского,

Но два раза в год в день его рождения и в День памяти композитора,

Выдающиеся пианисты исполняют его великие сочинения на рояле, на котором играл композитор.

Ребята! Сегодня мы с вами коснулись только малой частицы

Творческого наследия великого русского композитора.

В заключение этой встречи с Музыкой Петра Ильича Чайковского,

наши девочки исполнят нам прекрасный танец-

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Муз. рук. :

Ребята, сегодня мы слушали прекрасную музыку, она вызывала у нас разные чувства и мы о них говорили. Музыку можно не только слушать. Под музыку можно мечтать, грустить или радоваться, петь, танцевать. Музыку можно даже нарисовать. Я предлагаю вам, ребята, выполнить дома несложное задание- попробовать нарисовать музыку, которая особенно понравилась и запомнилась вам сегодня или то, что вы чувствовали, когда слушали произведения П. И. Чайковского. Ведь наверняка вы представляли себе какие-то образы или картины природы. Дома нарисуете, а на следующем занятии мы с вами сделаем выставку ваших работ и поговорим о них.

Литература:

1. Энциклопедия «Балет». М., Издательство «Советская энциклопедия», 1981.

2. Дет. Энциклопедия «Культура», авт. сост. Н. В. Чудакова, ООО «Издательство»АСТ-ЛТД, 1997.

3. В. П. Россихина «Беседы о классической музыке», М. «Просвещение», 1980.

4.«Слово о музыке»: Рус. композиторы Х1Х в. Хрестоматия, М. «Просвещение», 1990.

5. П. И. Чайковский. «Детский альбом» 24 пьесы для фортепиано.

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих  способностей  в музыкальной деятельности дошкольника.

Музыка издавна считается важным средством формирования личности.

Творчество это деятельность, порождающая  нечто новое, ценное, не только для данного человека,  но и для других.   Развитие  творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать через активность ребенка, которая проявляется в различных видах деятельности.

Способности- это свойства души человека,  совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Творческие способности, это неразрывная связь с творческой деятельностью.  Необходимым условием детского творчества  является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальный слух, чувство ритма. Дети приобретают необходимые навыки, умения, знания для того, что бы выразить свои  собственные музыкальные впечатления.

К видам музыкальной деятельности относятся: слушание, пение, музыкально – ритмические  движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Что же нужно сделать, чтобы успешно развивать музыкальные творческие  способности детей?

1Научить ребенка воспринимать музыку, эмоционально реагировать и откликаться на нее. Уметь дать первичные навыки анализа.

2Дать необходимые знания , умения и навыки. Некоторые из них осваиваются с легкостью, некоторые с трудом.  Для того, чтобы музыкальное творчество развивалось успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления через восприятие музыки. Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, значит,  они уже могут  использовать  опыт восприятия музыки   и в творческих импровизациях.

3Подтолкнуть ребенка к творческому переосмыслению знакомого материала. Ребенок имеет маленький музыкальный опыт наша задача состоит в том, чтобы помочь  увеличить этот опыт. Научить передавать вокальные,  танцевальные и исполнительские образы, развивать воображение детей, давать слушать и исполнять детские песни, смотреть мультфильмы, сказки.

Например: если детям младшей группы можем предложить поплясать как зайцы. медведи или птички, то для ребят постарше задание усложняется: передать в танце настроение музыки /радость, печаль, восторг/. Или например простое движение хлопки. Прохлопываем  определенный ритм. Дети повторяют. Затем выбранный ребенок  придумывает свой ритм, а дети стараются повторить.

Для развития музыкального творчества необходимо создавать комфортные условия на занятиях. Материал должен быть интересен и доступен. Необходимо обращать внимание на малейшее проявление творчества. Детское исполнительство  требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений, развития звуковысотного слуха.

Дети любят петь, в процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально- слуховых представлений. Для детей младшего возраста можно предлагать задания на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек  транспорта, птиц в различном ритме и темпе. Ребенок дошкольник познавая язык музыкальной речи,  начинает им осознано пользоваться в  своей исполнительской  деятельности.

Полноценное исполнение танца возможно, если ребенок воспринимает и понимает характер музыки, что возможно только при наличии исполнительских навыков. Например хоровод для средней группы «Едем на тележке», где дети показывают и как поют птички, и как журчит ручеек, как скрипит та же тележка.

Танцы делятся на две группы:  зафиксированные и свободные. К свободным танцам  относятся пляски, хороводы и хороводные игры,  которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танца. Вначале педагог помогает выбирать танцевальные движения под музыку, затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки  уже сами создают свою пляску.

Играя и танцуя,   дети испытывают радость. Для развития музыкального  танцевального творчества  необходимо использовать разнообразные  пластические этюды, например: « Тучи и облака», «Цветок». И другие. Этюды развивают технику выразительности движений /плавные руки/,  обучают навыкам расслабления, вызывают и воспитывают эмоции. Все это потом мы видим в красивых исполнениях танцев, где движения детей действительно красивы.

 Обучение игре на детских музыкальных инструментах дает ощущение радости и успеха. Оно включает в себя три музыкальные способности: 1 ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки,2-чувство ритма, восприятие и воспроизведение музыки и 3-музыкальный слух. Способность воспроизводить мелодию по слуху. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию слуха, усидчивости, вниманию и развивает моторику рук. Главный инструмент ребенка - он сам. Он с малолетства свободно пробует топать, хлопать, щелкать, шлепать и так далее.

Для озвучивания  с помощью музыкальных инструментов  могут применяться стихотворения, сказки, рассказы по картинам.

Например:  стихотворение «Апрель» Маршак.

Апрель, апрель- звенит треугольник

На дворе  звенит капель—глиссандо металлофон

На дорогах лужи—муз молоточки,

Скоро выйдут муравьи  после зимней стужи - шуршание бумагой.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.— трещотки или веточки.

Стали птицы песни петь— свистулька.

И расцвел подснежник—колокольчик.

Такой способ знакомства с   литературой  будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию произведения.

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений

Например, контраст, в пределах одного жанра, это сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей /боевого и шутливого/.

Таким образом,  дети могут,  опираясь на  приобретенный музыкальный опыт, по своему выразить  музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Необходимо отметить роль воспитателя в развитии личности ребенка, ведь он находится постоянно рядом. Дети вместе с воспитателем слушают фрагменты классической музыки. Самостоятельно, или под руководством музыкального руководителя проводят музыкальные досуги, разучивают песни, занимаются творческими играми и театральной деятельностью, повторяют фрагменты утренников. Воспитатель закрепляет и обогащает впечатления детей, работает над выразительностью и дикцией.

В семье родители должны поддерживать интерес ребенка к музыке, используя технические средства: радио, телевидение, караоке и др. Водить детей на детские концерты в музыкальную школу, посещать театры и музыкальные зрелища. Родителям необходимо помнить, что где старшие любят музыку, поют, или играют на музыкальных инструментах, создается благоприятная среда для развития музыкальных творческих способностей.

Развитие творческих музыкальных  способностей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка тесно связано  с искусством, в частности с музыкой. По -этому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

 Следовательно, роль педагога, заключается в том, чтобы сохранить, развить самобытность и индивидуальность музыкальных творческих способностей детей, а так же научить их исполнительству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданскому и патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями средствами художественного творчества«Югры цветная карусель»

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную ж...

I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)

I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)...

Презентация «Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и педагогов «Центра детского творчества»».

Система работы с родителями в дополнительном образовании на примере МКУДО "Центр детского творчества"...

Создание условий для выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей в МОУ ДО «Дом детского творчества» г. Каргополя.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с уче...

"Приобщение детей первого года обучения к народному творчеству через проведение народных праздников"

Данная статья посвящена теме приобщения детей 1-го года обучения (т.е. дети, которые первый год занимаются в моём ансамбле «Народная песня») к народному творчеству через проведение народны...

Социализация личности детей «группы риска» средствами декоративно-прикладного творчества (на примере реализации программы «Народная кукла»)

Подростковый возраст – это период, когда через разного рода конфликты подросток обретает чувство личности и стремится к самостоятельности. В этот момент важно, чтобы старшие признавали чувство в...