Рабочая программа курс "Музыка" (5-7 классы) основного общего образования
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс)
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-7_klassy_muzyka_rabochaya_programma_po_fgos_3_pokolenie.docx | 132.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1002»
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО №______ от ______2023 г. Председатель МО ________/(_____________) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________/(А.В. Булеева) _____/__________/2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ Школа № 1002 _______/(Е.Г. Солодуха) ____/__________/2023 г. |
Рабочая программа
курса
«МУЗЫКА»
(полное название курса)
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (5 – 7 КЛАССЫ)
(ступень, классы)
Составлена в соотвествии с примерной программой «Музыка» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень), авторской программы «Музыка»для обучающихся 5 – 7 классов под редакцией Г.П.Сергеевой,Е.Д.Критской, Издательство «Просвещение» 2023г
Срок действия программы 3 года
Количество часов в год
5 класс – 34 часа
6 класс – 34 часа
7 класс – 34 часа
Составитель программы: Маркелова Светлана Ивановна, учитель музыки ШО № 3 ГБОУ Школа № 1002 |
Москва
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная запиcка, аннотация 3
Общая характеристика учебного предмета «Музыка» 5
Цель изучения учебного предмета «Музыка» 5
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане 7
Содержание учебного предмета «Музыка» 7
Модуль № 1 «Музыка моего края» 8
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» 9
Модуль № 3 «Музыка народов мира» 10
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» 11
Модуль № 5 «Русская классическая музыка» 13
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки» 15
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» 17
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» 18
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления» 19
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
на уровне основного общего образования 21
Личностные результаты 21
Метапредметные результаты 23
Предметные результаты 26
Модуль № 1 «Музыка моего края» 26
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» 26
Модуль № 3 «Музыка народов мира» 26
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» 27
Модуль № 5 «Русская классическая музыка» 27
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки» 27
Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления» 27
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» 27
Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства» 27
Тематическое планирование 28
Учебно-методическое обеспечения образовательного процесса 29
Аннотация к рабочей программе
основного общего образования
«Музыка»
(5-7 классы)
Место в учебном плане/ недельная нагрузка | основной уровень образования, учебный план 5-7 класс, 1 ч./нед.; |
Базовый/ профильный/ углубленный курс | Базовый курс |
Документы в основе составления рабочей программы | 1.ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Федеральный государственный образовательный стандарт. 3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 4.Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (послед. ред. от 11.12.2020 № 712); 6.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.06.2001 № 22-06- 770 «О соблюдении Законодательства Российской Федерации при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях»; 7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 8.Учебный план ГБОУ Школа № 1002 9.Примерная рабочая программа основного общего образования «Музыка», одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол 3/21 от 27.09.2021) |
Учебники (желательно со ссылкой на ресурс) | Музыка, учебники/ Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской- Просвещение 2023 5-7 классы |
Другие пособия (если используются) | Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской- М.: Просвещение, 2023г.; |
Электронные ресурсы (если используются) | 1.http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра. 2. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы. 3. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы. 4. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей». 5.Библиотека МЭШ |
Структура дисциплины (порядок изучения основных тем) | Программа предмета «Музыка», сгруппирована по учебным модулям. Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, с указанием примерного количества учебного. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: Модуль № 1 «Музыка моего края»; Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; Модуль № 3 «Музыка народов мира»; Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; Модуль № 5 «Русская классическая музыка»; Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и на- правления»; Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства». |
Форма контроля | Наблюдение, творческая работа, устный опрос, тестирование. |
Основные требования к результатам освоения дисциплины. | Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готов- ность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: -Овладение универсальными познавательными действиями. -Овладение универсальными коммуникативными действиями. -Овладение универсальными регулятивными действиямию ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. |
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по предмету «Музыка»; Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя
интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой —глубокая степень психологической вовлечённости личности.
Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная реф-
лексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и пере-
дачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает
музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временнoе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство
времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и на-
выки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом, музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад
в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала.
Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения
и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между
людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в
человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей.
Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого,осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным
музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный под- ход к очерёдности изучения модулей, принципам компонов-
ки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и
образовательной области «Искусство» на протяжении всего
курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искус-
ство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательного учреждения. При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равно-
мерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю.
Общее количество —не менее 136 часов (по 34 часа в год).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основан-
ных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,«Литература», «География», «История», «Обществознание»,«Иностранный язык» и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени.
Модульный принцип допускает перестановку блоков перераспределение ко-
личества учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены отдельные тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен в начальной
школе.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений теа-
тров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п. 25.3 ФГОС ООО).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Количество часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Деятельность с учетом рабочей программы воспитания |
3—4 учебных часа | Фольклор -народное творчество | Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фолькло- ра (игры, пляски, хороводы и др.) | Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух: — принадлежности к народной или композиторской музыке; — исполнительского состава (вокального, инструмен- тального, смешанного); — жанра, основного настроения, характера музыки. | Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр на классных часах. |
3—4 учебных часа | Календарный фольклор | Календарные обря- ды, традиционные для данной местно- сти (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя) | Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклор- ных традициях. Разучивание и исполнение народных песен, танцев. | Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента. Участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, посёлка |
3—4 учебных часа | Семейный фольклор | Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания | Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла. Изучение особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов. Разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя). | Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента. Исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора» |
3—4 учебных часа | Наш край сегодня | Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при нали- чии). Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория | Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных композиторов. Знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства. | Посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов; написание отзыва с анализом спекта- кля, концерта, экскурсии. Исследовательские проекты, посвящённые деяте- лям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллек- тивам). Творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съёмка, монтаж и озвучивание любительского фильма и т. д.), на- правленные на сохранение и продолжение музы- кальных традиций своего края |
Модуль №2 «Народное музыкальное творчество России».
Количество часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Деятельность с учетом рабочей программы воспитания |
3—4 учебных часа | Россия — наш общий дом | Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов | Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух: — принадлежности к народной или композиторской музыке; — исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); — жанра, характера музыки. | Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России на школьных мероприятиях. |
3—4 учебных часа | Фольклорные жанры | Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. | Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи. Аутентичная манера исполнения. Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов. Выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний. Двигательная, ритмическая, ин- тонационная импровизация. | Исследовательские проекты, посвящённые музыке разных народов России. Музыкальный фестиваль «Наро- ды России». |
3—4 учебных часа | Фольклор в творчестве профессио- нальных композиторов | Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне. | Сравнение аутентичного звучания фольклора и фоль- клорных мелодий в композиторской обработке. Раз- учивание, исполнение народной песни в композиторской обработке. Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т. п.), в которых использованы подлинные народные ме- лодии. Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического ма- териала. | Исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профес- сиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции). Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвящённого данной теме. Обсуждение в классе и/или письменная рецензия по результатам просмотра. |
3—4 учебных часа | На рубежах культур | Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фе- стивали. Современная жизнь фольклора. | Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях.. Выявление причинноследственных связей такого смешения. Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора. | Участие в этнографической экспедиции, посещение/ участие в фестивале традиционной культуры. |
Модуль № 3 «Музыка народов мира».
Количество часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Деятельность с учетом рабочей программы воспитания |
3—4 учебных часа | Музыка — древнейший язык человечества | Археологические находки, легенды и сказания о му- зыке древних. Древняя Греция —колыбель европейской культуры (те- атр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.) | Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации. Импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному и т. п.). Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке. | Квесты, викторины, интеллектуальные игры. Исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков». |
3—4 учебных часа | Музыкальный фольклор народов Европы | Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение евро- пейского фолькло-ра в творчестве профессиональных композиторов | Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы. Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России. | Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо) на занятиях ОДО. |
3—4 учебных часа | Музыкальный фольклор народов Азии и Африки. | Африканская му- зыка — стихия ритма. Интонационно-ла- довая основа му- зыки стран Азии, уникальные тради- ции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей. | Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии. Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России. Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах. | Творческие проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки» в рамках внеурочной деятельности. |
3—4 учебных часа | Народная музыка Американского Континента. | Стили и жанры американской музыки(кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения. | Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латино-американского фольклора, прослеживание их национальных истоков. Разучивание и исполнение народных песен, танцев. | Индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой Традиции на школьных мероприятиях. |
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка».
Количество часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Деятельность с учетом рабочей программы воспитания |
2—3 учебных часа | Национальные истоки классической музыки. | Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. | Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов. Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наибо- лее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений. | |
2—3 учебных часа | Музыкант и публика. | Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, ис- полнителя. При знание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. | Знакомство с образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами биографий великих музыкантов — как любимцев публики, так и непoнятых современниками. Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмо-интонации. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. Знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета. | Работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения). Посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе. Создание тематической подборки музыкальных произ- Ведений на занятии внеурочной деятельности для домашнего прослушивания в рамках. |
4—6 учебных часа | Музыка — зеркало эпохи. | Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и класси- цизм (круг основ- ных образов, ха- рактерных инто- наций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармо- нический склад на примере творчества И. С. Баха и Л. ван Бетховена. | Знакомство с образцами полифонической и гомофонно- гармонической музыки. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе). Исполнение вокальных, ритмических, речевых кано- нов. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. | Составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры). Просмотр художественных фильмов и телепередач, по- свящённых стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов на занятии внеурочной деятельности. |
4—6 учебных часа | Музыкальный Образ. | Героические об- разы в музыке. Лирический ге- рой музыкального произведения. Судьба человека — судьба человечества (на примере творче- ства Л. ван Бет- ховена, Ф. Шу- берта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жан- ров) | Знакомство с произведениями композиторов — вен- ских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкально- му образу, идентификация с лирическим героем про- изведения. Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, эле- ментов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального об- раза. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. | Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора. Составление сравнительной та- блицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музы- ке и литературе и т. д.) на занятии объединения дополнительного образования. |
3—4 учебных часа | Музыкальная Драматургия. | Развитие музы- кальных образов. Музыкальная те- ма. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма — строение музыкального произведения. | Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития. Умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии. Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития. Составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. | Посещение концерта классической музыки, в програм- ме которого присутствуют крупные симфонические произведения. Создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма и др.), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков на занятии объединения дополнительного образования. |
4—6 учебных часа | Музыкальный стиль | Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкаль- ного языка. (На примере творче- ства В. А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.) | Обобщение и систематизация знаний о различных про- явлениях музыкального стиля (стиль композитора, на- циональный стиль, стиль эпохи и т. д.). Исполнение 2—3 вокальных произведений — образцов барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных). Определение на слух в звучании незнакомого произве- дения: — принадлежности к одному из изученных стилей; — исполнительского состава (количество и состав ис- полнителей, музыкальных инструментов); — жанра, круга образов; — способа музыкального изложения и развития в про- стых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении и др.). Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. | Исследовательские проекты, посвящённые эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX века на занятии внеурочной деятельности. |
Модуль №5 «Русская классическая музыка».
Количество часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Деятельность с учетом рабочей программы воспитания |
3—4 учебных часа | Образы родной земли. | Вокальная музы- ка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые кар- тинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.) | Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного в начальных классах. Выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого русским композитором- классиком. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. | Рисование по мотивам прослушанных музыкальных Произведений на занятии внеурочной деятельности. Посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов. |
4—6 учебных часа | Золотой век русской культуры | Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез запад- но-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.) | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого русским композитором-классиком. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. | Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых русской культуре XIX века. Создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века. Реконструкция костюмированного бала, музыкального Салона на занятии объединения дополнительного образования. |
4—6 учебных часа | История страны и народа в музыке русских композиторов. | Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.) | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса. Разучивание, исполнение не менее одного вокального Произведения патриотического содержания, сочинённого русским композитором-классиком. Исполнение Гимна Российской Федерации. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. | Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых творчеству композиторов — членов кружка «Могучая кучка». Просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, осно- ванного на музыкальных сочинениях русских композиторов. |
3—4 учебных часа | Русский балет. | Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. | Знакомство с шедеврами русской балетной музыки. Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом. Посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи). Характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом. | Исследовательские проекты, посвящённые истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров. Съёмки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации и т. п.) на музыку какого-либо балета (фрагменты) на занятии объединения дополнительного образования. |
3—4 учебных часа | Русская исполнительская школа. | Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт- Петербурге,родном городе. Конкурс имени П. И. Чай-ковского | Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации. Создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений. Дискуссия на тему «Исполнитель — соавтор композитора». | Исследовательские проекты, посвящённые биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки на занятии внеурочной деятельности. |
3—4 учебных часа | Русская музыка — взгляд в будущее. | Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, син- Тезатор Е. Мурзи- на, электронная музыка (на примере творчества А. Г. Шнитке, Э. Н. Артемьева и др.) | Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства. Слушание образцов электронной музыки. Дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки. | Исследовательские проекты, посвящённые развитию музыкальной электроники в России. Импровизация, сочинение музыки с помощью цифро- вых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов на занятии объединения дополнительного образования. |
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки».
Количество часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Деятельность с учетом рабочей программы воспитания |
3—4 учебных часа | Храмовый синтез искусств. | Музыка право- славного и католического богослужения (коло-кола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. | Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства. Определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся: — к русской православной традиции; — западноевропейской христианской традиции; — другим конфессиям (по выбору учителя). Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике. | Посещение концерта духовной музыки. |
4—6 учебных часа | Развитие церковной музыки. | Европейская музыка религиозной Традиции (григорианский хорал,изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись,партесное пение). Полифония в за- падной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. | Знакомство с историей возникновения нотной записи. Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты). Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие). Слушание духовной музыки. Определение на слух: — состава исполнителей; — типа фактуры (хоральный склад, полифония); — принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции. | Работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки. Исследовательские и творческие проекты, посвящённые отдельным произведениям духовной музыки. |
3—4 учебных часа | Музыкальные жанры богослуже- ния. | Эстетическое со- держание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая мес- са, православная литургия, всенощ- ное бдение. | Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном. Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений. Определение на слух изученных произведений и их авторов. Иметь представление об особенностях их построения и образов. | Устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соот- ветствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции на занятии внеурочной деятельности. |
3—4 учебных часа | Религиозные темы и образы в современной музыке. | Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве ком- позиторов XX— XXI веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры. | Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX—XXI веков. Исполнение музыки духовного содержания, сочинённой современными композиторами. | Исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время». Посещение концерта духовной музыки. |
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства».
Количество часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Деятельность с учетом рабочей программы воспитания |
3—4 учебных часа | Камерная музыка. | Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма. | Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа. Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы. Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров. | Импровизация, сочинение кратких фрагментов с со- блюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.). Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме. Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд на занятии объединения дополнительного образования. |
4—6 учебных часа | Циклические формы и жанры. | Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контра- ста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, раз- работочный прин- цип развития. | Знакомство с циклом миниатюр. Определение принципа, основного художественного замысла цикла. Разучивание и исполнение небольшого вокального цикла. Знакомство со строением сонатной формы. Определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат. | Посещение концерта (в том числе виртуального). Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт на занятии внеурочной деятельности. |
4—6 учебных часа | Симфоническая музыка. | Одночастные сим- фонические жанры (увертюра, картина). Симфония. | Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии. Освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развёртывания музыкального повествования. Образно-тематический конспект. Исполнение (вокализация, пластическое интонирова- ние, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки. Слушание целиком не менее одного симфонического произведения. | Посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки. Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт на занятии внеурочной деятельности. |
4—6 учебных часа | Театральные жанры. | Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле. | Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов. Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы. Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи. Сравнение собственного и профессионального исполнений. Различение, определение на слух: — тембров голосов оперных певцов; — оркестровых групп, тембров инструментов; — типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.). Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей. | Посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального). Предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера). Последующее составление рецензии на спектакль на занятии внеурочной деятельности. |
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства».
Количество часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Деятельность с учетом рабочей программы воспитания |
3—4 учебных часа | Музыка и литература. | Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в Инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музы- Ка. | Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки. Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодия- ми, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение сочинённого»). Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального про- изведения. | Рисование образов программной музыки. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений на занятии внеурочной деятельности. |
3—4 учебных часа | Музыка и живопись. | Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — ди- намика и т. д. Программная музы- ка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.). | Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобрази- тельного характера. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта. | Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера. Сочинение музыки, импровизация, озвучивание кар- тин художников на занятии объединения дополнительного образования. |
3—4 учебных часа | Музыка и театр. | Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Гри- га, Л. ван Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии. | Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра. Разучивание, исполнение песни из театральной постановки. Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня. Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей. | Постановка музыкального спектакля на занятии объединения дополнительного образования. Посещение театра с последующим обсуждением (уст- но или письменно) роли музыки в данном спектакле. Исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра. |
3—4 учебных часа | Музыка кино и телевидения. | Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма- оперы, фильма-ба- лета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке). | Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов. Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой. Разучивание, исполнение песни из фильма. | Создание любительского музыкального фильма. Переозвучка фрагмента мультфильма. Просмотр фильма-оперы или фильма-балета на занятии внеурочной деятельности. Аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чём отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?» |
Модуль №9 «Современная музыка: основные жанры и направления».
Количество часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Деятельность с учетом рабочей программы воспитания |
3—4 учебных часа | Джаз. | Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). | Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз). Определение на слух: — принадлежности к джазовой или классической музыке; — исполнительского состава (манера пения, состав инструментов). Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных» джазовых тем. Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе. | Сочинение блюза на занятии объединения дополнительного образования. Посещение концерта джазовой музыки |
3—4 учебных часа | Мюзикл. | Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. | Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль). Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ. Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки. | Разучивание и исполнение отдельных номеров из мю- зиклов на школьных мероприятиях. |
3—4 учебных часа | Молодёжная музыкальная культура. | Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX— XXI веков (рок-н- ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры. | Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодёжной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и др.). Разучивание и исполнение песни, относящейся к од- ному из молодёжных музыкальных течений. Дискуссия на тему «Современная музыка». | Презентация альбома своей любимой группы На занятии внеурочной деятельности. |
3—4 учебных часа | Музыка цифрового мира. | Музыка повсюду (радио, телевиде- ние, Интернет, на- ушники). Музыка на любой вкус (безграничный вы- бор, персональные плей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды | Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас. Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя. Анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств. Разучивание и исполнение популярной современной песни. | Проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека. Создание собственного музыкального клипа на занятии объединения дополнительного образования. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной
и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
-осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знаниеГимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; -проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народовРоссии;
-знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;
-интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
-готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,отражёнными в них;
- активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качествеволонтёра в дни праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
-готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;
- придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотруд-
ничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
-восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;
- осознание ценности творчества, таланта;
- осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и са-
мовыражения;
-понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
-ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;
-овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;
-овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале
самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здо-
ровья и эмоционального благополучия:
-осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;
-соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;
-сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания:
-установка на посильное активное участие в практической деятельности;
- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
-интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
-уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
-повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
-стремление перенимать опыт, учиться у других людей —как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
-смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, об-
ращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
-способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и
навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
- Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
-устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий
и ритмов, других элементов музыкального языка;
-сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
-обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
-выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
-выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
-самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
-следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
-формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
-составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
-проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
-использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
-выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
-использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
-оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
-различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
- Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Невербальная коммуникация:
-воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведе-
ния;
-передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
-осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общенииэффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
-распознавать невербальные средства общения (интонация,мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий
уровень общения.
Вербальное общение:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
-выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
-вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
-публично представлять результаты учебной и творческой
деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
-развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения ивосприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
-понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению ( распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлятьготовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
-сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность кпредставлению отчёта перед группой.
- Овладение универсальными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
-ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво про-
двигаться к поставленной цели;
-планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
-самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
-выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, ар-
гументировать предлагаемые варианты решений;
-делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
-предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;
-понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
-использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости),отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
-чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
-развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
-выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
-уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
-признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
-принимать себя и других, не осуждая;
-проявлять открытость;
-осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизнен-
ных навыков личности (управления собой, самодисциплины,устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную про-
грамму по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на
эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление;
- знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и отражают сформированность умений.
Модуль № 1 «Музыка моего края»:
-знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
-исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:
-определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее
трёх региональных фольклорных традиций на выбор учите-
ля);
-различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
-определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов;
-объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
-определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к
отдельным самобытным культурно-национальным традициям;
-различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
-определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов;
-различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:
-различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
-определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
-исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
-характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
-характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:
-различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
-характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; -исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
-характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:
-различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
-исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
-приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:
-определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
-различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;
-исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:
-определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
-импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального
произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
-высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:
-различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры;
-рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
Распределение тематических модулей по учебным четвертям.
1-я четверть (8 часов) | 2-я четверть (7 часов) | 3-я четверть (10 часов) | 4-я четверть (9 часов) |
5 класс
Музыка моего края | Русская классическая музыка | Европейская классическая музыка | Связь музыки с другими видами искусства |
6 класс
Народное музыкальное творчество России | Русская классическая музыка | Европейская классическая музыка | Жанры музыкального искусства |
7 класс
Музыка народов мира | Истоки и образы русской и европейской духовной музыки | Европейская классическая музыка | Жанры музыкального искусства | Связь музыки с другими видами искусства |
Распределение тематических модулей по месяцам.
Сентябрь (4 часа) | Октябрь (4 часа) | Ноябрь (3 часа) | Декабрь (4 часа) | Январь (3 часа) | Февраль (4 часа) | Март (3 часа) | Апрель (5 часов) | Май (4 часа) |
5 класс
Музыка моего края | Народное музыкальное творчество России | Жанры музы- кального иску-сства | Русская Класс-ческая музыка | Музыка народов мира | Европей- ская класси- ческая музыка | Истоки и образы русской и европей- ской ду- ховной музыки | Связь музыки с другими видами искусства | Современная музыка: основные жанры и направ- ления |
6 класс
Музыка моего края | Народное музыкальное творчество России | Музыка народов мира | Европей- ская класси- ческая музыка | Истоки и образы русской и европей- ской духовной музыки | Русская класс-ческая музыка | Связь музыки с другими видами искусства | Жанры му- зыкального искусства | Современная музыка: основные жанры и направ- ления |
7 класс
Музыка моего края | Народное музыкальное творчество России | Русская класс-ческая музыка | Истоки и образы русской и европей- ской духовной музыки | Европей- ская класси- ческая музыка | Жанры му- зыкального искусства | Связь музыки с другими видами искусства | Современная музыка: основные жанры и направ- ления | Музыка народов мира |
При разработке рабочей программы в тематическом планировании были учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, яв-
ляющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Учебно-методическое обеспечение.
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных организаций.
В комплекты входят следующие издания авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской:
1.Учебники:
-«Музыка. 5 класс»
-«Музыка. 6 класс»
-«Музыка. 7 класс»
2.Пособия для учащихся:
-«Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс»
-«Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»
-«Музыка. Творческая тетрадь. 7 класс»
3.Пособия для учителей:
-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 5 класс» (МРЗ)
-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 6 класс» (МРЗ)
-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 7 класс» (МРЗ)
-«Уроки музыки. 5-6 классы»
-«Уроки музыки. 7 класс»
Список литературы:
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. http://mon.gov.ru/press/news/8286.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2021.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» – М., 2011.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2020.
6. Примерные программы по учебным предметам. Искусство. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
8. Рабочие программы по предмету «Музыка» для 5 – 7 (8) классов образовательных учреждений разных авторов – издательства «Вентана Граф», «Дрофа», «Просвещение», 2012.
9. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие. – М.: Педагогическая академия, 2010.
Дополнительная литература:
1.Асафьев Б.В. «О симфонической и камерной музыке» М. 2019;
2.Иванченко Г.В. «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы».М.:2021;
3.Медведева Е.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М.:2021;
4.Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» - М., 2005;
5.Медущевский В.В. «Интонационная форма музыки: исследование. – М.,2020
6.Назайкинский Е.В. «Стиль и жанр в музыке» - М., 2018;
7.Рапацкая Л.А. «Русская музыка в школе» - М.,2017;
8.Селевко Г.К. «Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация» - М.. 2019;
9.Стулова Г.П. «Акустико – физиологические основы вокальной работы с детским хором. – М., 2021;
10.Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе»: учебное пособие для студентов – М..2019.
Интернет-ресурсы:
1. Cайт Министерства образования и науки РФ.
2. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
3. http://www.informika. ru – сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
4. http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
5. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
7. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
8. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».
9. Библиотека МЭШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 5 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
Составлена для общеобразовательных учреждений по учебнику И.И.Зубаревой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 7 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
Программа составлена для ОУ по учебнику А.Г.Мордковича...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 · Программа разработана на основе Федерального компонента госуд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного ст...
Рабочая программа по истории 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год
Рабочая программапо истории8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класса основного общего образования
Настоящая рабочая программа по математике для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:- Федеральный Закон «Об образовании в Рос...
Методическая разработка. Примерная рабочая программа для 7-8 классов основного общего образования. предмет ТЕХНОЛОГИЯ Модуль «Основы чертежной графики» -7 класс Модуль «Черчение» - 8 класс
Программа ТЕХНОЛОГИЯ для 7-8 классов составлена из 2 модулейВ рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных ...