Методический доклад
методическая разработка по музыке
Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_i._dorofeeva.docx | 41.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования города Нягани
«Детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
Методы освоения этнокультурных особенностей народов России
Подготовила:
Дорофеева Ирина Александровна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Нягань, 2023 г.
Введение
Культура — это огромное целостное явление,
которое делает людей, населяющих определенное пространство,
из просто населения — народом, нацией.
В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».
Д. С. Лихачев
В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин РФ, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности. Конституция РФ гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан не имеются ясно выраженной системы ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию, так как пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
В соответствии с нормативными документами (Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ») разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая широко реализуется в сфере образования.
Согласно данному документу духовно-нравственное воспитание должно обеспечивать:
в сфере личностного развития:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
в сфере общественных отношений
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа РФ, поддержание межэтнического мира и согласия;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В Детской школе искусств претворить основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России возможно посредством реализации учебного предмета «Народное музыкальное творчество», который является одним из основных предметов Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Музыкальный фольклор». Предмет «Народное музыкальное творчество» включен в предметную область «Теория и история музыки».
Направленность предметной дисциплины созвучна с ориентирами Концепции. Например, программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество» направлена на:
− воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;
− воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;
− овладение детьми духовными и культурными ценностями народов РФ:
- освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений о народных традициях.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Народное музыкальное творчество» ориентирована на:
− воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
− формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
− формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
− воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
− выработку у учащихся личностных качеств, способствующих восприятию учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности.
Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе искусств, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Исходя их основных задач программы, образовательный процесс направлен не только на передачу обучающимся теоретических сведений по учебному предмету, но и на выработку у них практических умений, направленных на возможность изучать народное творчество, осваивать многообразные особенности, формы, жанры народного устного и музыкального творчества. В связи с чем, при реализации учебной программы особый интерес вызвали не только методы обучения, который применяет преподаватель на уроке, но и методы получения обучающимися новых знаний и сведений.
В общем виде методы обучения представлены 4 группами:
— словесные методы обучения (объяснение, беседа, рассказ);
— наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
— практические методы обучения;
— эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Однако данные методы обучения, во-первых, не являются исчерпывающимися и могут дополняться другими методами, например, общедидактическими, во-вторых, программа рабочего предмета не позволяет описать общенаучные, частнонаучные и специальные методы получения теоретических знаний, применяемые в процессе реализации учебного предмета «Народное музыкальное творчество».
В данной работе будут рассмотрены методы обучения, применяемые преподавателем при прохождении модуля программы «Этнокультурные особенности народов России», а также общенаучные и частнонаучные методы получения обучающимися теоретических знаний по предмету.
Специфические особенности фольклорного искусства
Методы обучения по предмету «Народное музыкальное творчество» непосредственно исходят от специфических особенностей фольклорного искусства, поэтому встает необходимость более детального рассмотрения данного вопроса.
Фольклор в переводе с английского языка (англ. folklore) означает - народное знание, народная мудрость, народная поэзия, народное поэтическое творчество. Фольклор - это неотъемлемая часть традиции культуры этноса, его постоянное возобновляемое и пополняемое духовное наследие, закрепленное и передаваемое исключительно в устной форме. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Фольклор – это искусство народа, а не отдельной личности, этнического коллектива, проживающего на определенной территории.
Музыкальный фольклор (вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа) – неотъемлемая часть народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной, бесписьменной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями.
К основным признакам фольклора относят: синкретизм, вариативность, изустность передачи, импровизационность, коллективность творческого процесса, анонимность, традиционность (является традицией какого-либо народа), полиэлементность, инклюзивность( включенность). Отличительной особенностью музыкального фольклора является музыкальное интонирование.
Охарактеризуем основные признаки фольклора.
Понятие «синкретизм» происходит от греческого слова, обозначающего соединение, объединение, представляет собой первоначальную слитность элементов целого, Так, синкретизм представляет собой взаимосвязь, целостность внутренних компонентов и свойств фольклора. Применительно к фольклору синкретизм становится родовым свойством, пронизывающим все структурные компоненты фольклорной системы и все особенности бытования фольклора. Среди возможных проявлений синкретизма можно выделить взаимосвязь жанров фольклора, единство утилитарного, магического и эстетического начал в произведении народного искусства. Слово, интонация, форма, архитектоника, цвет, орнаментика обладают особым семиотическим контекстом, адресованным сакральным силам. То, что в традиционном понимании принято считать фольклорным (словесным) текстом, с точки зрения этнолингвистики является одним из языков, слов, кодов единого культурного текста, состоящего из трех компонентов: обрядового (акционального), предметного (реального) и словесного (вербального). Таким «текстом» предстанет, например, русский рождественский обряд, в котором ритуальные действия (гадания), используемые при этом предметы (чаша, платок, девичьи украшения) сопровождаются исполнением собственно фольклорных произведений (подблюдных песен):
Вариативность можно рассматривать как изменяемость художественных произведений, их неповторяемость при исполнении или иной форме воспроизведения. Каждый автор или исполнитель дополнял традиционные образы или произведения собственным прочтением или видением. Подлинный народный художник никогда не повторяется, не создает двух абсолютно одинаковых произведений.
Изустность передачи фольклорного материала проявляется в бесписьменности форм передачи фольклорной информации. Художественные образы и навыки передаются от исполнителя, художника к слушателю и зрителю, от мастера к ученику. В музыкальном творчестве очень характерны передача и заимствование художественного материала по слуху, "с рук", без использования письменных руководств, пособий и т.п.
Импровизационность является особенностью фольклорного творчества. Каждое новое исполнение произведения обогащается новыми элементами (текстовыми, мелодическими, ритмическими, динамическими, гармоническими и т.д.), которые привносит исполнитель. Причем эти изменения носят спонтанный, ситуативный характер. Любой исполнитель постоянно вносит в известное произведение свой собственный материал, что способствует постоянному развитию, изменению произведения, в ходе которого выкристаллизовывается эталонный художественный образ. Тем самым фольклорное произведение становится результатом многолетнего коллективного творчества.
Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. Академик Д.С. Лихачев, отмечал, что автора в фольклорном произведении нет, не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры. Более того, для фольклора характерно понятие – утрата имени автора письменного текста, если этот текст входит в народный обиход. Если стихотворение какого-либо поэта обретает мелодию и переходит в народный репертуар, оно начинает жить по фольклорным законам: переделывается, изменяется, отличается от первоисточника, «теряет» автора.
Традиционность фольклора выражается в том, что издавна привычные, исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, идеи, художественные средства и способы изображения мира. Традиционность выражается в относительной устойчивости словесного текста, напева, манеры исполнения. В фольклоре в течение веков сохраняются одни и те же сюжеты, образы, художественные приемы. Даже современный фольклор создается на основе традиции. Традиционность фольклорного текста позволила ему сохраниться и дойти до современности, передаваясь из уст в уста. Традиционность также рассматривается как традиция какого-либо народа, этноса. Фольклор каждого народа неповторим.
В фольклорном искусстве ярко проявляется взаимосвязь художественного, культурно-исторического и социально-культурного характера, что свидетельствует о его полиэлементности.
Методологические аспекты музыкального образования
Внимание к методологическому аспекту определен тем, что посредством него происходит выбор методов и средств, необходимых для реализации образовательного процесса и положительного усвоения обучающимися теоретических сведений по учебному предмету «Народное музыкальное творчество».
Рассмотрим положительно зарекомендовавшие себя методы обучения. Помимо широкораспространных методов обучения, таких как, словесный и наглядный, практический, эмоциальный, в образовательном процессе активно применяются общедидактические методы обучения, которые рассматриваются как совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, метод обучения, упорядоченное организованное взаимодействие учителя и учащихся, ведущее к достижению целей учебно-воспитательного процесса. Общедидактических методов обучения пять:
- объяснительно-иллюстративный,
- инструктивно-репродуктивный,
- исследовательский,
- частично-поисковый или эвристический,
- проблемное изложение.
В названии этих методов достаточно точно обозначены их главные признаки: цели усвоения определенного содержания, способ усвоения этого содержания и вид деятельности учителя и ученика.
В процессе объяснительно-иллюстративного метода обучения учитель предлагает ученику некий учебный материал в словесной или наглядной форме (лекция, демонстрация презентации, показ видео фильма и т.д.).
Например, на первом уроке по предмету «Народное музыкальное творчество» был рассмотрен вопрос об образовании русского этноса, в связи с чем был продемонстрирован видеоролик «Как и когда появились русские. История русского народа».
Инструктивно-репродуктивный метод обучения – это способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий. Данный метод предусматривает применение знаний по образцу или в слегка измененной ситуации. Репродуктивный метод обучения предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. Применительно к предмету «Народное музыкальное творчество» репродуктивный метод при изучении темы «Этнокультурные особенности народов России» широко применяется, например, при выявлении региональных традиций певческих стилей.
Так, учащиеся должны знать, что в русском песенном фольклоре имеется 7 основных стилевых географических зон:
- северорусская (Новгородская, Архангельская, Санкт-Петербургская и Вологодская обл., Коми, Карелии, Кольского п-ова), в которой преобладают песенные эпические жанры в сольной сказительной форме – былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Эпическое начало проявляется во многих жанрах северного фольклора: хороводах, северных плачей. Песни сопровождали гусли и пастушеские трубы, гармоники (тальянки, трехрядки). Музыкальная стилистика связана с закономерностями эпической напевности.
- южнорусская (Белгородская, Курская, Воронежская, Липецкая обл. Орловской, Калужской, Тульской Рязанской), в которой преобладают песни с движением, приуроченные к различным периодам и датам крестьянского календаря. Плясовые «карагоды» и «танки»., имеют характерный припев со словами «лели», «лели». Ритмика песен чрезвычайно импульсивна (широкое использование дробных рисунков и синкоп). Местные лирические песни чаще излагаются от лица мужчин или передают переживания мужчин. Типично развитое многоголосие. Из инструментов распространены кугиклы, двойная жалейка, дудки.
- среднерусская (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Ярославль, Тверь), в которой преобладает жанр лирической (протяжной) песни. Среди хороводных – преобладают плавные, неторопливые. Даже кадрильные песни и частушки звучат спокойно, лирично. Вокальная манера приближается к академической, сохраняя некоторые характерные народные черты (особый способ произнесения слова – близко к разговорному). Песни звучат в среднем и высоком регистрах.
- западнорусская (Брянская, Смоленская области и районы Орловской, Калужской, Псковской), в которой песни связаны с календарными обрядами (семик, Иванов день, Рождество, Масленица, Егорьевские песни, прополочные). Песни данного региона сопровождаются игрой на скрипке, сдвоенной дудке, флейте Пана, колесной лире. Музыкально-стилевой строй: строго цензурированный стих; гетерофония в многоголосии; система ограниченных по диапазону звукорядов, связанных с простейшими ладовыми формами; равномерный музыкально-слоговый ритм с минимальными распевами слогов; четко расчлененные простые структуры; попевочные мелодические образования.
- средневолжская (Ульяновская, Самарская, Саратовская, Пензенская) –большую роль в местном фольклоре играют меденные хороводы («круги»), они приурочены к определенным датам крестьянского календаря. Местные величавые песни с развитой многоголосной фактурой с преобладанием гармонических средств, широкое расположение голосов, пение тонкими голосами, достижение прозрачности, воздушности хоровой звучности. Высокий верхний подголосок чаще дублируеся в октаву один из нижних голосов, временами приобретая относительную самостоятельность. Ведущие жанры – мужские песни вольницы и воинская лирика. Типичный инструмент – саратовская гармоника (со скрипкой, балалайкой, тростниковыми дудками).
- Уральская (Пермь, Екатеринбург, Челябинск), в которой песенные особенности проявляются в характерном произнесении слов в процессе пения (со смягчением шипящих согласных). Сложность и прихотливость метрических свадебных песен – причудливое чередование 2-дольных, 3-дольных 5-дольных фигур;
- сибирская, в которой песенный фольклор представлен в самобытных традициях старожилов, староверов. Характерные особенности фольклора – большая собранность, строгость, даже суровость. Важная роль занимают протяжные «проголосные» песни, которые звучат в предельно низком регистре, выдерживаются в медленном или достаточно умеренном темпе. Преобладающий параллелизм терций при ведущей роли нижнего голоса; широкое использование миксолодийских, дорийских ладовых красок, а также опора на обиходный звукоряд. Песенные строфы отделены одна от другой. Внутри строф типичны цезуры-паузы, членящие музыкальную мысль. На свадьбе – строгие, степеннее песни лирического или эпическогосодержания.
Большая часть времени учебных занятий при изучении темы «Этнокультурные особенности народов России» отводилась непосредственному накоплению обучающимися теоретических сведений о музыкальном фольклоре этносов, проживающих на территории России, посредством просмотров записей песенных и танцевальных номеров. В процессе урока преподавателем задавались вопросы, стимулирующие познавательную активность детей.
В процессе применения инструктивно-репродуктивного метода обучения для активизации полученных обучающимися знаний применяются не только словесные методы, такие как, опрос, рассказ, сообщение и пр., но и практические методы: творческие задания, викторины, тесты, кроссворды и пр.
Исследовательский метод обучения представляет собой определенную организация обучения, при котором обучающиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Основой любого исследования являются наблюдение, гипотеза, эксперимент. Исследовательский метод помогает сформировать познавательный интерес, положительную мотивацию к процессу обучения, облегчает процесс запоминания информации. Дети знакомятся с научным способом изучения музыкального фольклорного искусства, а также анализируют его актуальное состояние. Примерными темами практических исследований могут быть:
«Символизм песенного фольклора»;
«Стилевые особенности песенных жанров северных славян»;
«Взаимосвязь песни и танца в русском фольклоре».
Широкое применение в образовательном процессе получил частично-поисковый, эвристический метод обучения, в процессе которого преподаватель организует активный поиск решения познавательных задач. Формы и методы эвристического обучения – это эвристические уроки, проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.
Основной посыл метода – постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, при этом подключать ребенка к поиску можно на различных этапах занятия в зависимости от использованных приемов. Пути реализации этого метода:
— эвристическая беседа, т.е. вопросно-ответная форма взаимодействия преподавателя с обучающимися;
— интерактивные обучающие задания;
— мозговой штурм;
— нахождение своего ответа при решении учебной задачи;
— изображение нот, символов, знаков;
— нахождение определения изучаемому понятию;
— эвристическая олимпиада;
— деловая игра;
— сочинение (стихи и сказки задачи, очерки);
— составление словарика, игры, кроссворда для других учеников и мн. др;
— зрелищное мероприятие (выступление, сценка и пр);
— техническая конструкция.
Рассмотрим особенности проведения эвристической беседы. Эвристическая беседа – это система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов обучающихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для детей проблемы или ее части. Специфические особенности:
— целевая направленность беседы на решение какой-либо новой для обучающихся проблемы;
— логическая взаимосвязанность вопросов учителя, предоставляющих шаги решения проблемы, в зависимости от ответов обучающихся вопросы могут меняться и корректироваться;
— проблемный характер большей части вопросов, включаемых в беседу;
— самостоятельность обучающихся в поиске ответов на поставленные вопросы, основанная на имеющемся багаже знаний, но приводящая к новым знаниям и новым способам деятельности.
Эвристическая беседа стимулирует у обучающихся активный интерес к изучаемому материалу; стремление принять участие в поиске, предложенном учителем; является средством вовлечения ребят в самостоятельный поиск новых знаний и способов познавательной деятельности; обучает последовательности шагов поиска решения, облегчает усвоение отдельных операций творческой деятельности.
В рамках доклада по теме «Методы освоения этнокультурных особенностей народов России» обзорно рассмотрена информация об особенностях проведения эвристической беседы как одного из способа реализации в образовательном процессе эвристического обучения. Информация о других способах эвристического обучения заслуживает отдельного исследования, так как в рамках работы должны быть раскрыты :
— цели метода,
— особенности процесса организации работы,
— правила диагностики полученных результатов,
— особенности подведения итогов.
Более детально также рассмотрим последний общедидактический метод -проблемное изложение в рамках реализации учебной темы «Этнокультурные особенности народов России».
Суть проблемного изложения в том, что преподаватель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения проблемы в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Назначение этого метода в том, преподаватель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, эмбриологию знания, а обучающиеся контролируют убедительность этого движения, мысленно следят за его логикой, усваивая решение целостных проблем. Правомерность этого метода связано с тем, что истинность знаний, как и эффективность способа деятельности, предписываемых обучающимся, надо в определенной части не только утверждать, иллюстрировать, но и доказывать с целью приобщения детей к способам поиска знаний, формирование убежденности в истинности сообщаемых знаний.
Проблемное изложение, с одной стороны, может предшествовать исследовательскому и частично-поисковому методам, а с другой стороны – применяться параллельно им, в зависимости от учебного материала и конкретных целей обучения. Положительным моментом проблемного обучения является:
— формирование у учеников необходимого объема ЗУН;
— развитие творческого мышления;
— развитие способности к самообучению;
— формирование исследовательской активности.
Хочется отметить, что предметная дисциплина «Народное музыкальное творчество» содержит много примеров учебной информации, которую можно излагать, применяя метод проблемного изложения. Например, рассказ о зарождении и строении музыкальных инструментов различных этносов, проживающих на территории России, о развитии взглядов различных этносов на значение музыкальных инструментов в жизни общины, народа и мн.др.
При изучении темы «Этнокультурные особенности народов Севера» преподаватель использовал метод проблемного изложения при описании процесса зарождения национальных инструментов народов Севера (ханты, манси и др.): варгана, кантеле, нерыпь, нарс-юх, вывко, оревун, конковур и др.
Так как предметная дисциплина «Народное музыкальное творчество» во многом опирается на исторический материал, то помимо вышеописанных методов познания на уроке широко используются методы исторического исследования, такие как: диахронный, историко-системный, ретроспективный, типологический, хронологический.
Диахронный метод - данный метод исторического исследования использует чёткую периодизацию, изучая различные изменения и явления в отдельно взятом регионе.
Историко-системный метод - все исторические события рассматриваются как единое целое со своей иерархией. В основе метода лежит понятие изоморфизма.
Историко-сравнительный метод содержит принцип аналогии, который помогает находить различия или сходства у определённых объектов, даже если очевидных фактов на первый взгляд и нет.
Ретроспективный метод - знание об эпохе воссоздают по отдельным деталям и более поздним источникам, которые можно найти. Например, исторические документы, свидетельствовавшие о запрете некоторых музыкальных инструментов на Руси.
Типологический подход в истории — это метод, при котором информационные материалы или исторические явления, имеющие одинаковые характеристики, разбиваются на классы или типы.
Хронологический метод позволяет рассматривать явления и события сквозь призму временных изменений, поэтапно.
Выводы
Найти удачный метод обучения в каждом конкретном случае означает найти удачную комбинацию различных приемов и средств, позволяющих достичь поставленной заранее цели (или целей) наиболее оптимальным в данных условиях путем. Чтобы успешно применять в процессе обучения тот или иной метод, преподавателю необходимо в совершенстве овладеть этим методом. Это означает:
— понимать сущность этого метода и уметь применять его в различных конкретных ситуациях обучения;
— знать наиболее часто встречающиеся формы проявления того или иного метода в процессе обучения (явные или скрытые);
— знать положительные стороны применения метода, проявляющиеся в процессе обучения; уметь оценивать его эффективность;
— знать, какие темы, материал учебного предмета целесообразно изучать именно этим методом;
— уметь научить учащихся работать с применением различных методов в процессе изучения ими учебного материала.
Список литературы
1. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование.- М., 1986.
2. Асафьев Б.В. О народной музыке // Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении / Б.В. Асафьев.- Л., 1987.
3. Виноградов Г.С. Народная педагогика.- В кн.: Сибирская живая старина, Иркутск, 1926, Вып. 2.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары, 1974.
5. Гусев В. Е. Эстетика фольклора.- Л., 1967.
6. Земцовский И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии // Актуальные проблемы современной фольклористики.- Л., 1980.
7. Музыкальный энциклопедический словарь. / Гл. ред. Г.В. Келдыш.- М.: Советская энциклопедия, 1990.
8. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие с грифом МОиН / З.М. Явгильдина.- Казань: КГПИ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание искусством (методический доклад)
Влияние музыкального искусства на воспитание полноценной, всесторонне развитой личности....
Методический доклад на тему Актуальность современных программ по "Слушанию музыки" в ДМШ иДШИ
аналитическа работа 1.Слушание музыки-вид музыкальной деятельности.2.Сущность и особенности авторских программ по предмету "Слушание музыки".3.Эффективность творческих приемов,используемых в ли...
Методический доклад
Методический доклад Основн...
Методический доклад
Современная история гитары и музыкальные стили...
Методический доклад
Принципы надежности игры на баяне...
Методический доклад - презентация по теме: "Развитие фортепианной школы в России"
Текст презентацииПрезентация...
Методический доклад "Артпедагогические приемы и техники в индивидуальной вокальной работе".
Артпедагогические приёмы и техники, используемые на уроках вокала, очень разнообразны: вокальные, артикуляционные и дыхательные тренинги, музыкальные сказки, «рисование» голосом («звукопись») и...