Традиции русского чаепития. "Праздник чая"
план-конспект по музыке
Фрагмент праздничного сценария к кразвлечению в детском саду в старшей группе. Описние характерных моментов проведения праздника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_chaya.docx | 21.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Глашенька. Один из самых старинных обычаев
в России – чаепитие. Приглашаю вас отведать
сладкого чая! (Дети садятся за стол и знакомятся
с традициями чаепития.)
Чай – это полезный напиток, который утоляет
жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, подни-
мает настроение. Чай бывает чёрный, зелёный, крас-
ный, фруктовый, травяной (краткий рассказ о чае).
Основным атрибутом чаепития в старину был
самовар. За столом гости вели душевные разго-
воры, пели песни и частушки и распивали аро-
матный чай.
Машенька. Ребята, а какие пословицы о чае и
чаепитии вы знаете?
Пословицы о чае
Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.
Мы за чаем не скучаем.
Пей чай – удовольствие получай.
Самовар кипит – уходить не велит.
Чай пить – не дрова рубить.
Выпей чайку – забудешь тоску.
Глашенька. Что-то мы с вами засиделись. Да-
вайте возьмём музыкальные инструменты и споём
частушки.
Частушки
Чайник булькает, кипит,
Чашки наполняются.
Чаепитие у нас
Скоро начинается.
Мы друзей всех позовём,
Чай с баранками попьём.
Вкусный, сладкий аромат
Зазывает всех ребят.
Всех за стол мы пригласим
И вареньем угостим.
Чай, полезен в зимний день,
Приходите к нам скорей!
(И. Полуэктова)
Глашенька. Какие задорные и весёлые ча-
стушки! А сейчас я снова приглашаю вас за стол.
Будем пить чай из самовара. Сядем кружком да
поговорим ладком.
Машенька. Обычно чай заваривал глава семьи,
а разливала хозяйка. К чаю подавали мелко коло-
тый сахар, бублики, сушки, мёд, варенье. Некото-
рые наливали чай в блюдце, держали его под до-
нышко на вытянутых пальцах и дули на него,
чтобы остудить. Особенно долго пили чай в вос-
кресенье, в праздничные дни. Сахар обычно не
клали в чай, а пили вприкуску: сначала откусы-
вали кусочек сахара, а потом запивали чаем.
Глашенька. Ребята, у кого-то из вас есть дома са-
мовар? Вы пользуетесь им при чаепитии? Кто
умеет наливать чай из самовара? Вы часто пьёте
дома чай? С чем вы пьёте чай? (Дети отвечают.)
Хозяюшки разливают детям чай и предлагают
попить чай из блюдца.
Машенька. Теперь я предлагаю вам спеть
песню о чае.
Дети исполняют песню «Русский чай», муз. и сл.
А. Фроловой//Музыкальный руководитель. – 2011.
– № 6. – С. 12.
Глашенька.
Кто не хочет заскучать –
Все бегите к нам играть!
Эй, ребята, веселей!
Выходи играть в «Плетень»!
Русская народная игра «Плетень». Дети бе-
рутся за руки и становятся в две шеренги (одна на-
против другой). Под русскую народную мелодию каж-
дая из шеренг по очереди идёт навстречу
противоположной шеренге и кланяется. После по-
клона дети возвращаются на прежнее место. С на-
чалом весёлой плясовой дети выходят из своих ше-
ренг, расходятся по всему залу, танцуют, используя
знакомые плясовые движения. Как только музыка за-
кончится, каждая шеренга должна занять своё пер-
воначальное место, а дети быстро и правильно «за-
плести плетень» (взяться за руки крест-накрест).
Машенька. Дети, понравились вам наши поси-
делки с чаепитием?
Вы отлично пели и играли, узнали много но-
вого, а теперь посидимГлашенька. Один из самых старинных обычаев
в России – чаепитие. Приглашаю вас отведать
сладкого чая! (Дети садятся за стол и знакомятся
с традициями чаепития.)
Чай – это полезный напиток, который утоляет
жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, подни-
мает настроение. Чай бывает чёрный, зелёный, крас-
ный, фруктовый, травяной (краткий рассказ о чае).
Основным атрибутом чаепития в старину был
самовар. За столом гости вели душевные разго-
воры, пели песни и частушки и распивали аро-
матный чай.
Машенька. Ребята, а какие пословицы о чае и
чаепитии вы знаете?
Пословицы о чае
Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.
Мы за чаем не скучаем.
Пей чай – удовольствие получай.
Самовар кипит – уходить не велит.
Чай пить – не дрова рубить.
Выпей чайку – забудешь тоску.
Глашенька. Что-то мы с вами засиделись. Да-
вайте возьмём музыкальные инструменты и споём
частушки.
Частушки
Чайник булькает, кипит,
Чашки наполняются.
Чаепитие у нас
Скоро начинается.
Мы друзей всех позовём,
Чай с баранками попьём.
Вкусный, сладкий аромат
Зазывает всех ребят.
Всех за стол мы пригласим
И вареньем угостим.
Чай, полезен в зимний день,
Приходите к нам скорей!
(И. Полуэктова)
Глашенька. Какие задорные и весёлые ча-
стушки! А сейчас я снова приглашаю вас за стол.
Будем пить чай из самовара. Сядем кружком да
поговорим ладком.
Машенька. Обычно чай заваривал глава семьи,
а разливала хозяйка. К чаю подавали мелко коло-
тый сахар, бублики, сушки, мёд, варенье. Некото-
рые наливали чай в блюдце, держали его под до-
нышко на вытянутых пальцах и дули на него,
чтобы остудить. Особенно долго пили чай в вос-
кресенье, в праздничные дни. Сахар обычно не
клали в чай, а пили вприкуску: сначала откусы-
вали кусочек сахара, а потом запивали чаем.
Глашенька. Ребята, у кого-то из вас есть дома са-
мовар? Вы пользуетесь им при чаепитии? Кто
умеет наливать чай из самовара? Вы часто пьёте
дома чай? С чем вы пьёте чай? (Дети отвечают.)
Хозяюшки разливают детям чай и предлагают
попить чай из блюдца.
Машенька. Теперь я предлагаю вам спеть
песню о чае.
Дети исполняют песню «Русский чай», муз. и сл.
А. Фроловой//Музыкальный руководитель. – 2011.
– № 6. – С. 12.
Глашенька.
Кто не хочет заскучать –
Все бегите к нам играть!
Эй, ребята, веселей!
Выходи играть в «Плетень»!
Русская народная игра «Плетень». Дети бе-
рутся за руки и становятся в две шеренги (одна на-
против другой). Под русскую народную мелодию каж-
дая из шеренг по очереди идёт навстречу
противоположной шеренге и кланяется. После по-
клона дети возвращаются на прежнее место. С на-
чалом весёлой плясовой дети выходят из своих ше-
ренг, расходятся по всему залу, танцуют, используя
знакомые плясовые движения. Как только музыка за-
кончится, каждая шеренга должна занять своё пер-
воначальное место, а дети быстро и правильно «за-
плести плетень» (взяться за руки крест-накрест).
Машенька. Дети, понравились вам наши поси-
делки с чаепитием?
Вы отлично пели и играли, узнали много но-
вого, а теперь посидимГлашенька. Один из самых старинных обычаев
в России – чаепитие. Приглашаю вас отведать
сладкого чая! (Дети садятся за стол и знакомятся
с традициями чаепития.)
Чай – это полезный напиток, который утоляет
жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, подни-
мает настроение. Чай бывает чёрный, зелёный, крас-
ный, фруктовый, травяной (краткий рассказ о чае).
Основным атрибутом чаепития в старину был
самовар. За столом гости вели душевные разго-
воры, пели песни и частушки и распивали аро-
матный чай.
Машенька. Ребята, а какие пословицы о чае и
чаепитии вы знаете?
Пословицы о чае
Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.
Мы за чаем не скучаем.
Пей чай – удовольствие получай.
Самовар кипит – уходить не велит.
Чай пить – не дрова рубить.
Выпей чайку – забудешь тоску.
Глашенька. Что-то мы с вами засиделись. Да-
вайте возьмём музыкальные инструменты и споём
частушки.
Частушки
Чайник булькает, кипит,
Чашки наполняются.
Чаепитие у нас
Скоро начинается.
Мы друзей всех позовём,
Чай с баранками попьём.
Вкусный, сладкий аромат
Зазывает всех ребят.
Всех за стол мы пригласим
И вареньем угостим.
Чай, полезен в зимний день,
Приходите к нам скорей!
(И. Полуэктова)
Глашенька. Какие задорные и весёлые ча-
стушки! А сейчас я снова приглашаю вас за стол.
Будем пить чай из самовара. Сядем кружком да
поговорим ладком.
Машенька. Обычно чай заваривал глава семьи,
а разливала хозяйка. К чаю подавали мелко коло-
тый сахар, бублики, сушки, мёд, варенье. Некото-
рые наливали чай в блюдце, держали его под до-
нышко на вытянутых пальцах и дули на него,
чтобы остудить. Особенно долго пили чай в вос-
кресенье, в праздничные дни. Сахар обычно не
клали в чай, а пили вприкуску: сначала откусы-
вали кусочек сахара, а потом запивали чаем.
Глашенька. Ребята, у кого-то из вас есть дома са-
мовар? Вы пользуетесь им при чаепитии? Кто
умеет наливать чай из самовара? Вы часто пьёте
дома чай? С чем вы пьёте чай? (Дети отвечают.)
Хозяюшки разливают детям чай и предлагают
попить чай из блюдца.
Машенька. Теперь я предлагаю вам спеть
песню о чае.
Дети исполняют песню «Русский чай», муз. и сл.
А. Фроловой//Музыкальный руководитель. – 2011.
– № 6. – С. 12.
Глашенька.
Кто не хочет заскучать –
Все бегите к нам играть!
Эй, ребята, веселей!
Выходи играть в «Плетень»!
Русская народная игра «Плетень». Дети бе-
рутся за руки и становятся в две шеренги (одна на-
против другой). Под русскую народную мелодию каж-
дая из шеренг по очереди идёт навстречу
противоположной шеренге и кланяется. После по-
клона дети возвращаются на прежнее место. С на-
чалом весёлой плясовой дети выходят из своих ше-
ренг, расходятся по всему залу, танцуют, используя
знакомые плясовые движения. Как только музыка за-
кончится, каждая шеренга должна занять своё пер-
воначальное место, а дети быстро и правильно «за-
плести плетень» (взяться за руки крест-накрест).
Машенька. Дети, понравились вам наши поси-
делки с чаепитием?
Вы отлично пели и играли, узнали много но-
вого, а теперь посидимВ нашем учреждении реализуется про-
ект «От поколения к поколению»
(приобщение детей дошкольного
возраста к истокам русской культуры),
подразумевающий знакомство детей с
русскими народными календарно-обря-
довыми праздниками и событиями: Осе-
нины, Рождество, Крещение, Масленица,
Сороки, Пасха, Иван Купала и др. Проект
ориентирован на развитие у дошкольни-
ков национального самосознания, пат-
риотизма, а также передачу культурных
традиций страны подрастающему поко-
лению посредством вовлечения в разно-
образные виды деятельности.
Подготовка к русскому народному
празднику и участие в нём позволяют
формировать у детей основы русской
народной культуры, опыт этического
поведения, умение поступать в соответ-
ствии с нравственными нормами.
Праздничное настроение начинается
с костюмов и оформления зала, что поз-
воляет детям проникнуться тематикой
мероприятия, поэтому мы используем
костюмы и оформление в русских на-
родных традициях. Подготовку к празд-
нику осуществляем на занятиях, через
знакомство с художественной литерату-
рой, в процессе всех видов продуктив-
ной деятельности. Разучиваем народные
песни, частушки, включаем в программу
праздника подвижные игры, хороводы,
танцы, выступления взрослых в качестве
героев представления.
Цель. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры.
Задачи. Формировать чувства любви и
добра, воспитывать патриотизм.
Расширять общий кругозор. Развивать
познавательный интерес. Знакомить с
историей появления самовара и тради-
цией чаепития.
Ход праздника
Дети заходят в зал. Их встречают
две хозяюшки – Машенька и Глашенька.
Машенька. Здравствуйте, ребята! Мы
рады приветствовать вас у себя в гостях.
Сегодня, 15 декабря – Международный
день чая. У нас в детском саду праздник,
который так и называется – праздник чая!
(Задаёт детям вопросы, связанные с
чаем, чаепитием.)
Приглашаем вас в музей чая! Сейчас
мы с вами рассмотрим, какой бывает
чай, в каких баночках и пачках он попа-
дает в магазин, а потом и к нам на чай-
ную церемонию.
Дети рассматривают представлен-
ные разновидности чая, рассказывают,
какой чай они заваривают дома, ню-
хают разные сорта чая.
Музыкальный руководитель № 10/2023 Сценарии праздников и развлечений12
День чая
Праздник для детей старшего дошкольного возрасВ нашем учреждении реализуется про-
ект «От поколения к поколению»
(приобщение детей дошкольного
возраста к истокам русской культуры),
подразумевающий знакомство детей с
русскими народными календарно-обря-
довыми праздниками и событиями: Осе-
нины, Рождество, Крещение, Масленица,
Сороки, Пасха, Иван Купала и др. Проект
ориентирован на развитие у дошкольни-
ков национального самосознания, пат-
риотизма, а также передачу культурных
традиций страны подрастающему поко-
лению посредством вовлечения в разно-
образные виды деятельности.
Подготовка к русскому народному
празднику и участие в нём позволяют
формировать у детей основы русской
народной культуры, опыт этического
поведения, умение поступать в соответ-
ствии с нравственными нормами.
Праздничное настроение начинается
с костюмов и оформления зала, что поз-
воляет детям проникнуться тематикой
мероприятия, поэтому мы используем
костюмы и оформление в русских на-
родных традициях. Подготовку к празд-
нику осуществляем на занятиях, через
знакомство с художественной литерату-
рой, в процессе всех видов продуктив-
ной деятельности. Разучиваем народные
песни, частушки, включаем в программу
праздника подвижные игры, хороводы,
танцы, выступления взрослых в качестве
героев представления.
Цель. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры.
Задачи. Формировать чувства любви и
добра, воспитывать патриотизм.
Расширять общий кругозор. Развивать
познавательный интерес. Знакомить с
историей появления самовара и тради-
цией чаепития.
Ход праздника
Дети заходят в зал. Их встречают
две хозяюшки – Машенька и Глашенька.
Машенька. Здравствуйте, ребята! Мы
рады приветствовать вас у себя в гостях.
Сегодня, 15 декабря – Международный
день чая. У нас в детском саду праздник,
который так и называется – праздник чая!
(Задаёт детям вопросы, связанные с
чаем, чаепитием.)
Приглашаем вас в музей чая! Сейчас
мы с вами рассмотрим, какой бывает
чай, в каких баночках и пачках он попа-
дает в магазин, а потом и к нам на чай-
ную церемонию.
Дети рассматривают представлен-
ные разновидности чая, рассказывают,
какой чай они заваривают дома, ню-
хают разные сорта чая.
Музыкальный руководитель № 10/2023 Сценарии праздников и развлечений12
День чая
Праздник для детей старшего дошкольного возрас
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции русской реалистической школы
Художники-передвижники....
"Обрядовый фольклор. Традиции русской свадьбы"
Данный материал представляет собой конспект урока-театрализации по литературе в 6 классе. Конспект был создан в рамках проектной работе по теме "Обрядовый фольклор"....
"Обычаи и традиции русского народа. Русская осень"
В материале представлены приметы осенних дней и месяцев, традиционные праздники осени, пожелания для Осени и друзей. ...
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Фабрика Деда Мороза» Обзор русского народного календаря. Новый год. Обряды, традиции русского и других народов.
Познакомить обучающихся с русским народным календарем, с празднованием Нового года на Руси и в других странах. Изготовление подарков на рождество....
Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья
Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение. Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...
Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»
Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...