"Обрядовый фольклор. Традиции русской свадьбы"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Данный материал представляет собой конспект урока-театрализации по литературе в 6 классе. Конспект был создан в рамках проектной работе по теме "Обрядовый фольклор".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_folkloru.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обрядовый фольклор
Урок-театрализация (6 класс)
Традиции русской свадьбы
Ведущий 1: Здравствуйте, люди добрые! Красны девицы и добры молодцы!
Ведущий 2: Рады видеть Вас, гости дорогие!
В1: Сегодня мы с вами совершим путешествие во времена далекие, во времена Руси-матушки!
В2: Всякий человек должен знать историю земли своей, обычаи и традиции народа своего.
В1: Сегодня мы с Вами побываем на русской свадьбе, познакомимся со свадебным обрядом. С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились ко дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
В2: Свадьба – это древний обряд на Руси, который проходил в три этапа:
- сватовство
- сговор, рукобитие
- сама свадьба
В2: Свадебный обряд один из самых сложных. Он мог растянуться на несколько недель и даже месяцев.
В1: Ребята, а вы знаете, с чего он начинался? (выслушиваются варианты ответов).
В2: Первый этап свадьбы - сватанье, сватовство. А кто знает, что это такое? (выслушиваются варианты ответов).
В1: Сватовство – когда родители, родственники или друзья жениха (сваты) приходили в дом девушки и просили руки ее у родителей.
В2: Сватали обычно вечером, пробирались к дому невесты задворками, не разговаривали, боялись неудачи.
В1: Сваты наряжались в праздничную одежду. Сваха покрывалась большой шалью, независимо от времени года одевала валенки, шубу, подпоясывалась кушаком. Непременной принадлежностью свахи была палка, кочерга, т.е. пришла с целью “выгрести” девку.
В2: Сваха брала с собой кусок рыболовной сетки – “Чтоб невеста была поймана как рыбка” (сваху наряжают перед ребятами).
В1: Войдя в дом сваха ударяла пятою в порог, чтобы невеста “не попятилась”.
Сваха: Колотим о порог, чтобы нам не говорили поперёк!
Нога моя стой твёрдо и крепко,
И слово моё твёрдо и метко,
Что задумано, то исполнится!
В2: Помолясь Богу и поздоровавшись с хозяевами, сваты приступали к переговорам. Вели переговоры стоя, чтобы невеста не засиделась в девках.
Отец невесты: Поставь-ка, хозяйка, самовар! А вы, гости, проходите.
Сваха: Не сидеть мы приехали, а за добрым делом, за сватовством. Мы слышали, у вас есть товар, а у нас покупатель-купец на тот товар. Будем роднёй!
Отец: Бог вас спасёт, что и нас из людей не выкинули.
Сваха:
У нас парень хороший и дом у него добротный.
Ворота стекольчатые, вереи точёные,
Столбы позолоченные, подворотья серебряные, мосты калиновые.
В хлеву скотина, есть корова, есть кони, хозяйство всё: и кадушки с маслом и холсты.
Отец: Не один день дочь растили, чтобы враз отдать.
Сваха:
На нашем-то Петре голубой кафтан,
Голубой кафтан, шляпа чёрная,
С алыми лентами, с позументами.
У Петра-то кудри завиты!
Отец: Дочку замуж выдать – не пирог испечь!
Сваха:
Нам нужен человек, а не платье.
Было бы тело, а платье сам делай!
Отец:
Она у нас славутная – и красавица, и умна, и с житием хорошим.
Червона наша кралечка, налитое сладко яблочко,
Подходка-то павлиная, ещё и речь лебединая.
Приказом отвечаю!
Вот вам залог – шёлковый платок.
В1: Получив согласие родителей (приказ отца) и самой невесты (шёлковый платок жениху), сваты собирались на условку или сговорку. С неё начиналась подготовка к свадьбе.
В2: В назначенный день в дом невесты отправлялись жених, его родители, крёстные и кто-то из близкой родни, сваха.. Договаривались о дне рукобития и обсуждали все опросы, связанные со свадьбой.
Сваха: На какой день с попом договариваться будем?
Отец: На субботу или в воскресенье.
Сваха: Гостей наших будет 15 человек.
Отец: Нашей родни будет 10 человек.
Сваха: Готовы ли дары у невесты?
Отец: для свекрови – 9 станушек, для крёстной – 1 станушка, свёкру – вышитый закраек для постели, тётушкам и дядюшкам – полотенце и поясу. Готов ли ларец у жениха?
Сваха: И штиблеты, и чулки, и румяны с пудрой и зеркальцем. Каково же приданое за невестой?
Мать: Дочку в колыбельку, приданое в коробейку. И перины, и подушки, и тёплое одеяло, наделок (тёлка и телёнок), коса, серп, грабли, прялка,…
В1: На условке решали, на сколько столов проводить свадьбу – на 1 или на 2?
В2: Невесте было необходимо успеть подготовить с помощью подруг и сестёр подарки для будущих родственников, сшить рубаху и порты в подарок жениху.
В1: Кроме того, она должна посетить своих родственников, чтобы пригласить их на свадьбу и получить подарки к предстоящему торжеству.
Подружки:
- Как нашей Евдокиюшке
Много даров надобно,
- Ей дарить, всё дарить,
Свёкра со свекровью,
- Деревьев дарить,
Да всё с золовками,
- И молодца само
Со всем поездом,
- Со всем поездом
Шёлковым поясом.
В2: Рукобитие назначали через 2-3 дня после сватовства. Жених с родней приезжал в дом невесты.
В1: В избе были накрыты столы с угощеньем, в горнице все готово для богомолья.. Приехавших сначала провожали в горницу, где молча молились и крестились. Один из родственников жениха или невесты звонил в колокольчик. Родители ударяли по рукам. Все садились за стол и угощались.
В2: После сговора и рукобития девушку называли сговоренкой, она ходила в темном платке, на улице почти не показывалась.
Невеста:
Мою волю поневолили
И не в колокол ударили,
Меня, девушку, просватали.
(Всхлипывает)
У родимого батюшки,
У него сердце каменно.
Он сходил к дубову столу,
Он выпил зелено вино,
Он пропил меня, молоду,
На чужу дальнюю сторону.
В1: В центре свадебного обряда – невеста. Теперь она стала сговоренкой. Из дома почти не выходит.
В2: Брак воспринимался как переход невесты из одной семьи в другую, к новым «отцу и матери». Вот почему говорят «вышла замуж» - ушла за мужем, в его семью.
В1: Не всегда девушка по своей воле выходила замуж, чаще решение принимали родители. Часто бывало, что она и жениха-то не знала, лишь в день свадьбы только его и повстречает.
В2: Оттого и страшно было девушке из дома отчего уходить к чужим людям. И тогда невеста начинала причитать, т.е. плакать и жаловаться на свою судьбу. В своих причетах невеста обращалась к силам природы, чтобы она препятствовала приезду жениха на свадьбу…
Невеста
Ветры буйные, разбушуйтеся
Заметите путь-дороженьку:
Не пройти бы, не проехати
Что за мной, младой, чужим людям!
Затворитеся воротечка,
Вы широки, крепко-накрепко;
Ты закройся, красно солнышко,
Разбушуйся, туча грозная,
Туча грозная да громовитая,
Напустися ночью темною,
Рассыпайся, крупный дождичек,
Разведи ты путь-дороженьку;
Не пройти бы, не проехати
Ко мне злым чужим людям!
Ты послушай, сокол милый брат,
Я об чем тебя просить буду-
Ты сходи-ко, сокол милый брат,
Во поля, в луга во чистые,
Во леса-то во дремучие,
Во дубравушки зеленые,
Где сырой бор с ветром спорится,
Там все звери люты водятся,
Ты поймай-ка зверя лютого,
Зверя лютого, едучего,
Изо рта его — огонь пламенем,
Из ушей его дым столбом валит,
Иэ очей его искры сыплются.
Привези ты мне зверя лютого,
Привяжи его к двору батюшки;
Как подъедут-то злы чужи люди
К широку двору ко красному —
Они зверя-то испугаются,
От меня, младой, прочь отступятся»
Я еще бы покрасовалася
У кормилица моего батюшки,
У родимыя у матушки,
У соколиков-братцев милыих,
У голубушек-невестушек.
В1: Устраивался девичник, на котором невеста прощалась со своими подружками, которые не оставляли ее одну целую неделю до свадьбы. Ходили в баню, пели песни, заплетали последнюю девичью косу.
Подруга:
Ты послушай-ка, невольна красна девица,
Как плела я тебе мелку косыньку.
Волос к волосу у девушки не гладится,
На головушке цветок не собирается.
Твоя головушка в путь-дорогу собирается.
За эти города да незнакомые,
Да за это за прозваньице тяжелое.
В2: Расплетали косу только накануне венчания, выплетали из нее ленту (девичью красу). Невеста отдавала ее своей младшей сестре или лучшей подруге.
В1: Следующий этап – сама свадьба. Большая роль отводилась на свадьбе дружке, человеку хорошо знающему все обычаи, умеющему хорошо да ладно говорить. Он вел свадьбу.
В2: Когда приезжали за невестой, то происходил выкуп или разыгрывалось похищение. Создавалось впечатление, будто невесту не хотят отдавать.
Отец:
А как вы сюда приехали?
У нас были поставлены горы высокие,
Леса дремучие, озёра глубокие,
А там, где можно было пролезть,
У нас были поставлены сторожа.
Как вы сюда приехали?
Дружка:
Мы горы высокие порохом рвали,
Леса дремучие топорами вырубали,
Озёра глубокие на кораблях переплывали,
А там, где можно было пролезть, -
У вас были поставлены сторожа бедные,
Позарились на денежку медную,
Мы их подкупили и к вам прикатили –
И нечего говорить, а надо свадьбу городить.
Отец: У вашего-то князя и дома-то нет, и жить негде.
Дружка:
Как у нашего князя молодого дом трёхэтажный,
Внизу – мыши, сами – повыше, наверху – голуби.
Отец: Ну, тогда проходите, угоститесь.
В1: Подружки невесты готовили испытания для дружки и жениха. После их преодоления руки молодых обвязывались лентой, их благословляли перед иконами. Приданное отправляли в дом жениха.
В2: Все, кто должны были ехать в церковь, одевались. Жениху повязывали небольшой белый платок на шею. Невесте голову покрывали белым платком.
В1: Венчание – религиозный ритуал. После молодые уже становились мужем и женой. Все отправлялись в дом мужа, где и игралась свадьба.
В2: Свадьбу играли 2-3 дня. Угощения было много, песни пели разные – хвалебные и корительные (молодым и их родителям). Играли в игры, поздравляли молодых, дарили подарки в дом.
В1: Ребята, а давайте и мы с вами сыграем в одну из тех игр.
«Баяри, а мы к вам пришли»
В2: Ну что ж, гости дорогие, вот и побывали мы с вами на русской свадьбе.
В1: Надеемся, что Вам понравилось наше путешествие. Вы познакомились с обрядовым фольклором, обычаями и традициями своих предков.
В2: Теперь вы знаете некоторые свадебные обряды и традиция, не забывайте их. Ведь истинно любящим свою Родину является тот, кто в сердце хранит верность традициям своего народа и передает их следующему поколению.
Вместе: Спасибо! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский обрядовый фольклор
Презентация к уроку литературы в 6 классе...
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....
Обрядовый фольклор.Календарно-обрядовые песни
Данная презентация поможет учителю сделать урок интересным, наглядным, познакомит школьников с текстами календарно-обрядовых песен, а также с яркими образцами русской живописи,темой которых стали связ...
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни...
Технологиоческая карта по литературе. Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.
Устное народное творчество - это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая культура постепенно уходит из нашей жизни: уже нигде не увид...
Конспект урока по литературе в 6 классе "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни"
Урок по лтературе в 6 классе о значении обрядового фольклора в жизни человека. Учащиеся знакомятся с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов....
"Обрядовый фольклор. Свадьба на Руси"
Мероприятие посвящено экскурсу в историю русских традиций, посвященных свадьбе....