Методическая разработка Значение русской народной музыки в репертуаре младшего хора
методическая разработка по музыке
Цель данной методической разработки проанализировать значение и роль русской народной музыки в музыкально-эстетическом воспитании детей и обосновать целесообразность изучения русских народных песен на занятиях хорового класса в ДШИ, ДМШ, ДХШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_znachenie_russkoy_nar.muzyki_v_repertuare_detskogo_hora.docx | 33.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Коммунаровская детская школа искусств»
Методическая разработка.
«Значение русской народной музыки в репертуаре младшего хора».
Старший преподаватель хорового отделения
высшей квалификационной категории
Уваренкова Н.В.
г. Коммунар
Цель данной методической разработки: проанализировать значение и роль русской народной музыки в музыкально- эстетическом воспитании детей и обосновать целесообразность изучения русских народных песен на занятиях хорового класса в ДМШ и ДШИ.
Гипотеза: если на занятиях хорового класса использовать русские народные песни в качестве упражнений для распевания, с целью формирования вокально-хоровых навыков, а также в качестве основного музыкального материала, то деятельность учащихся на уроке может стать более результативной, радостной и желанной, освоение необходимых навыков будет идти заметно быстрее, при этом может улучшиться психологическое состояние и здоровье учащихся.
Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь в хоре? Для меня цель состоит не только в том, чтобы дать ребёнку знания, привить необходимые навыки. Главная цель - развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. На мой взгляд, певческая деятельность - наиболее доступный способ достижения этих целей. Для того чтобы дети хотели петь, учителю, необходимо сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Исходя из этого, в свои уроки с младшим хором я всё чаще стала включать Русские народные песни.
Значение русской народной музыки в работе с младшим хором.
В настоящее время очевидны существенные изменения в эстетических пристрастиях детей и их слухового багажа не в лучшую сторону. Дети, особенно городские, народной музыки почти не знают, с трудом вспоминают пословицы, поговорки, считалки.
В этой ситуации обращение к фольклору вполне оправданно, это естественное стремление добраться до своих корней. Корней наших, общих, историческими путями преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. Это желание дать возможность детям прикоснуться к источнику народной мудрости.
Само слово «фольклор» переводится со староанглийского языка как «народная мудрость», «народное творчество».
Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Русский фольклор - душа русского искусства, русской музыки. В Русских народных песнях отражена сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.
Органичной, естественной и необходимой должна стать народная музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми.
Наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, привить необходимые умения и навыки, научить работать в коллективе, развить в детях такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство. Русская народная песня - незаменимый музыкальный материал в работе с детьми младшего школьного возраста.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей начиная уже с 3-4 лет.
Важно отметить, что целый пласт русских народных песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»).
Русские народные песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полу-скандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Значение фольклора в хоровой работе с детьми переоценить трудно.
Особое многообразие музыкального языка народных песен, напевов, даёт нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала не только в учебном процессе, но и в процессе эстетического воспитания детей.
Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.
Ценность фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения.
Фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов, играет огромную роль в развитии духовности детей. Это то, неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, помогает стать творческой личностью.
Обращение к музыкальному фольклору, к русской народной песне открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Виды детского музыкального фольклора.
«Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].
I. Календарный фольклор.
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или, произведения имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, Егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.
Этот раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь, порой до высот истинной поэзии.
Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности. У детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряженья на масленицу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий. В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.
К наиболее распространенным и жанрам детского календарного фольклора относятся заклички, обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.
Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно петь или интонировать говорком.
II. Потешный фольклор
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности.
Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.
Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом).
III. Игровой фольклор.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. «Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения».
Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.
Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.
Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.
Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями.
Русская народная песня.
Песенное богатство народа – это его духовное богатство
«Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания, писал известный русский педагог С.Миропольский. -При этом народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться…Народной песни нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца…Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчётливо не воспользоваться им на пользу школы…»
Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит ребят в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования.
Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад? Это можно сделать посредством русской народной музыки: песен, попевок, потешек, прибауток. Русские народные песни открывают детям народные традиции, помогают познать песенную культуру своего народа.
Детские народные песни.
Песни детства представляют собой сложный комплекс. Условно их можно разделить на три группы:
1) песни, сочиненные специально для детей колыбельные, потешки и пестушки, сказки;
2) песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни);
3) песенки, сочинявшиеся самими детьми. прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки.
В младенчестве матери и бабушки убаюкивали детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками.
Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр. Дети участвовали и во взрослых праздниках: колядовали, встречали и провожали Масленицу, закликали весну.
Сегодня знакомство ребёнка с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего школьного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Этот возраст – наиболее благоприятен по способности ребенка быстро и активно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Наряду с игровыми песнями, созданными специально для маленьких детей, существует много лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен Это тот золотой фонд, который любовно был сохранён предшествующими поколениями.
Русские народные песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающей «личико», до весны — «весны красной, весны ясной» или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размеров (от четких, точных рифм — «Наша Маша...», «Ладушки...», «Огуречик...» — до белого стиха — «Солнышко катилось ко западу...», «Ты трава ли моя, травушка...»); интонацией (от ласковой лирической — «Потя-гунушки, потягунушки...» — до юмористической — «Ты умница, разумница...»).
Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние — пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Развитие вокально-хоровых навыков в процессе работы над русскими народными песнями.
Народная песня – это прекрасный вокально-хоровой материал для развития ещё очень неокрепших детских голосов. Учащиеся, изучая и исполняя эти песни, чувствуют себя наиболее свободно и раскрепощено, свободно двигаются, передавая образ, заложенный в песенках - попевках. Народные песни содержат в себе определённое развитие действия. Каждый куплет-это отдельная сценка, которую можно сыграть.
В репертуаре детского хора, русские народные песни должны занимать особое место. Русские народные песни учат основам вокально-хоровой профессиональной школы пения, для которой характерна широта дыхания, вокально-интонационная устойчивость, ритмическое многообразие, яркая и выразительная подача слова, задушевность, радость, печаль, переданная через богатство нюансов вокальной речи.
Народные песни складывались голосом, без музыкальных инструментов, поэтому, многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются даже самыми неопытными начинающими певцами хора.
Объём звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Ритм народных мелодий прост для восприятия и повторения: чаще всего это четверти и восьмые. Размер обычно – двух или - трёхдольный. Музыкальные фразы, как правило, несложные и заканчиваются четвертями, что весьма удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и приепев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не всё время, а с отдыхом: запев поют одни дети, а припев – другие. Таким образом, голосовые связки детей отдыхают, что предотвращает их утомление.
Включение в репертуар народных песен способствует развитию фонематического слуха, формирует правильное звукопроизношение – дикцию, артикуляцию. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: «Уж и где же это видано, уж и где же это слышано?»,« Через мышкин, мышкин дом...»; «Кружком, бочком повернись!»; «Барашеньки- крутороженьки»».
Следует отметить, что при всей своей лаконичности, язык народных песен очень образен и богат звуковыми сопоставлениями («Коту-воркоту..», «Весна-красна,.» и т. д.) и, поэтому, легко усваивается даже самыми маленькими детьми.
Особенно много радости доставляют детям исполнение игровых песенок. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Исполнение игровых песен способствует развитию чувства ритма, внимания, памяти, координации, быстроте реакции.
Народные песни с распевом – замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатываются все лучшие качества голоса – тембр, ровность, сила, точность интонации.
Воспитание навыков многоголосного пения - одна из сложных задач в младшем хоре, которую можно решать, используя русские народные песни с постепенным нарастанием трудности музыкального материала.
Русские народные песни прекрасно звучат без сопровождении - a capella. Использование их в этом качестве создаёт объективные условия для активного формирования ладового чувства (хорошо развитого ощущения функций отдельных ступеней лада, их ладового тяготения) и навыков художественного - (выразительного) интонирования. При этом следует учитывать, что на начальном этапе обучения следует брать народные песни со значительной опорой на устойчивые ступени лада. Полезны песни с мелодическим рисунком, основанном на поступенном, движении, терцовом, а также, с интервалами кварты и квинты, образованными из устойчивых ступеней.
Этим требованиям отвечают такие русские народные песни, как «У меня ль во садочке», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», «Там за речкой, там за перевалом», «Сею-вею снежок», «Журавель» и многие другие.
Хорошо освоенное полноценное выразительное вокальное звучание и устойчивая интонация при пении без сопровождения на не сложном мелодическом, но требующем достаточного владения голосом материале (по тесситуре, движению мелодии динамике звука, смысловым и художественно-музыкальным задачам), дают возможность обучающемуся в дальнейшем без особого труда справиться с усложнением интонации.
Разучивая забавные, весёлые народные песни, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность, овладевая сложными звукосочетаниями, дети подготавливаются к исполнению более сложных музыкальных произведений.
Навыки, формирующиеся во время разучивания несложных русских народных песен, становятся рефлекторными. По сути, в одной песне можно выявить целый комплекс задач для выработки вокально-хоровых навыков. Музыкальный материал быть подобран и выстроен в определённой последовательности, на уроках использоваться дозировано.
Исполняя русские народные песни, дети становятся более общительными, эмоциональными, у них появляется интерес к пению и вообще к творчеству. Но самое главное, что кропотливая и сложная работа по развитию вокально-певческих навыков в младшем школьном возрасте, заменяется игровыми, яркими, интересными моментами. Национальная языковая среда оказывает большое влияние на формирование патриотических качеств личности.
Список литературы.
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. Детство-Пресс, 2006.
2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб. Детство-Пресс, 2008.
3.Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М., Советский композитор, 1988
4.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
5.Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 1969.
6.Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
7.Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репертуар младшего хора и ансамбля - средство воспитания музыкального вкуса учащихся вокально-хорового отделения ДШИ
В разработке описан практический опыт автора в подборе целесообразного педагогического репертуара для хора и ансамбля младших учащихся ДШИ....
Методическая разработка урока «Русская народная музыка»
Методическая разработка урокапо предметной области «Искусство (Музыка, ИЗО)»для 3-го класса средней общеобразовательной школы«Русская народная музыка»Тип урока: урок-этюд.Цель: Развитие инте...
Духовная музыка в репертуаре детского хора
Русская духовная музыка- один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
В.В.Андреев - создатель первого оркестра русских народных инструментов.Оркестры русских народных инструментов: им. В.В.Андреева, им. Н.П. Осипова, им. М.Е.Пятницкого, оркестр Всесоюзного радио и...
Методическая разработка занятия "Русская народная потешка Сорока"
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рож...
Методическая разработка «Калейдоскоп русских народных сказок».
Методическая разработка группе продленного дня для 1 класса.«Калейдоскоп русских народных сказок»....
Методическая разработка занятия "Русские народные игрушки"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....