"Формирование креативного мышления через использование фольклора в преподавании музыки"
статья по музыке

Доклад содержит материал об использовании фольклора на уроках музыки,для развития креативного мышления, из опыта работы учителя.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Формирование креативного мышления через использование фольклора в преподавании музыки"

Фольклор всегда был действенным средством воспитания национального самосознания и патриотизма. Он даёт возможность обучающимся раскрыть свой творческий потенциал и реализовать свои творческие способности, соприкасаясь с народной культурой и историей. Актуальность данной темы заключается в том, что музыкальный фольклор осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Развитие музыкальных творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта, расширение кругозора, наполнение новым содержанием своих познаний в области народной музыкальной культуры. 

Неотъемлемая часть человеческой духовности и условие творческого саморазвития личности-креативность.

Креативность – это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления.

Креативное мышление – это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. На уроках музыки и на занятиях внеурочной деятельности я большое внимание уделяю творческому развитию обучающихся в различных видах музыкальной деятельности: пробуждая постоянную потребность в общении с музыкой, их творческую активность при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Импровизационная основа народного творчества даёт исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии, способностей детей.

На уроках музыки мы исполняем народные песни и это уже творчество, дети с интересом сочиняют музыку к  закличкам, потешкам, придумывают частушки, допевают незаконченную музыкальную фразу, любят исполнять колыбельные , которые пели в их семье, с удовольствием прослушивают аудио и видео кассеты с детскими сочинениями и импровизациями(лучшие можно разучить),подбирают стихи к музыке, рисуют музыку, сочиняют музыку к картине, придумывают движения под музыку, составляют хороводы, выбирают инструменты для исполнения народной музыки, придумывают ритмический рисунок для своего инструмента в оркестре, ипровизируют играя на инструментах, придумывают новые народные инструменты и названия к ним, изготавливают свои шумовые инструменты  для народного оркестра из различного подручного материала, рисуют героев музыкальных произведений, делают декорации к фольклорным праздникам и инсценировкам народных сказок, маски, придумывают эскизы костюмов, изготавливают открытки, афиши, рисуют стенгазеты, придумывают названия к музыкальным сочинениям, сопоставляют музыку с картиной, выбирают созвучную, или наоборот сочиняют музыку к картине, участвуют в постановке народных сказок, разыгрывают роли персонажей народных игр, исполняют и обыгрывают игровые народные песни, сочиняют частушки, участвуют в музыкальных викторинах, составляют кроссворды, ребусы, сранивают музыкальных персонажей с их воплощением в литературных произведениях, сочиняют музыку к сказаниям, рисуют персонажей, вместе с учителем составляют сценарии фольклорного праздника, программу концерта, или творческого вечера, делают презентации к музыке, об исполнителях народной музыки, проекты, сиквейны, пишут сочинения о музыке, совершают виртуальные экскурсии, подбирают слова для красивого и точного описания характера музыки, сопоставляют музыку и стихи, проявляют фантазию в исполнении песни в разных жанрах русского детского фольклора.

 В 7 классе на внеурочных занятиях «Музыкальная культура Брянщины» мы знакомимся с истоками народной музыки Брянского края, жанрами песен, знакомимся с исполнителями как народной музыки так и композиторской, народными костюмами разных районов, сравниваем их народные песни, обряды, праздники, знакомимся с инструментами разных районов нашей области их историй. Вот здесь мы составляем карты «Музыкальная  фольклория»,можно изготавливать рукописные книжки по мотивам фольклора, дети делают фольклорные альбомы и газеты, можно сделать выставку фольклорных поделок, проектов,  рисунков эскизов костюмов ,декораций к праздникам. Ребята участвуют в создании рисунка хороводов, подбирают танцевальные движения к народным песням и народные музыкальные инструменты .

   Занятия фольклором способствуют общему творческому развитию личности, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Познавательно-поисковая практика детского творчества ценно тем, что позволяет открывать что-то новое, неизвестное в мире музыки. Освоенный детьми фольклорный материал служит замечательной основой для внеклассной работы: занятий

специализированных кружков и студий, проведения школьных

праздников, участия в концертах, фестивалях, конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование креативного мышления на уроках географии.

Статья посвящена формированию креативного мышления на уроках географии....

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

" Формирование познавательных УУД через использование элементов технологии критического мышления " Шуманина О.И. МОКУ СОШ с. Адышево

Универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, познавательные, обще учебные, логические, действия постановки и решения проблем....

Развитие креативного мышления через проектную деятельность

Развитие креативного мышления через проектную деятельность...

Видеоролик Чан О.Л., Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка".

Видеоролик Чан О.Л., Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка"....