История развития русской народной песни
учебно-методический материал по музыке
История развития русской народной песни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_razvitiya_russkoy_narodnoy_pesni.doc | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Чуканова З.Г.
История развития русской народной песни.
Первоосновой всей музыкальной культуры является устное народное песенное творчество. Древние народные песни и припевки возникли еще в доклассовом обществе (трудовые припевки, возгласы, заклички стихийных сил природы). Позднее песенное творчество расцвело богатством жанрового разнообразия: появились трудовые земледельческие песни, игровые обрядовые, хороводные, эпические, лирические и другие песни.
Народное музыкальное творчество подкупает своей простотой и мудростью. Ведь оно изменяется, народ постоянно совершенствует песни, шлифует их, отсюда их большая художественная ценность.
Одним из характерных признаков народного творчества является его устная природа. С древнейших времен, когда не было письменности и до наших дней песни передавались из уст в уста в процессе живого исполнения от одного музыканта - певца к другому.
С этим связаны и другие специфические особенности народного творчества: коллективность творческого процесса и многовариантность народных песенных текстов и напевов. Передаваясь из уст в уста, песня приобретала новые варианты напевов и текстов, что меняло ее первоначальный облик и делало ее актуальной. Причем, музыкальный язык более консервативен по сравнению со словесным текстом. Это подтверждается большим количеством вариантов текстов на один напев (например, частушки). Первоначально, созданные отдельными творцами, песни, передаваясь изустно, шлифуются, достигая совершенства.
Народная песня, как явление социальное всегда складывалась в определенных условиях, выполняя определенную функцию. Например, песня земледельца помогала ему в труде. Связь с жизнью проявляется и в исторических песнях, повествующих о происходящих событиях, и в лирических песнях, рассказывающих о тяжелой женской доле.
Таким образом, в народе не существовали песни без связи с его конкретными запросами. Функция песни определяла характер самого напева, поэтому по напеву без текста мы можем определить жанровую принадлежность песни. Связь напева с функцией песни проявляется по-разному. Наиболее прочна она в обрядовых, колыбельных, причитаниях. Менее прочна - в лирических, лирико-эпических песнях.
Справедливо указывал М.Горький, что «русская песня – русская история».
Отметим важнейшие этапы развития русской народной песни, которые совпадают с основными периодами истории.
1 этап. Сложился в древнеславянском мире в период, непосредственно предшествующий созданию Киевского государства. Это песни календарного земледельческого круга, некоторые семейно – бытовые песни: плачи, причитания.
2 этап. В 10-11 веках во время создания Киевского государства появляется новый пласт – героический эпос, былины.
3 этап. 14-15 века - образование своеобразного мелодического и многоголосного стиля. Появление исторических, протяжных лирических, скорых песен (хороводных, плясовых, шуточных), свадебных, величальных песен.
4 этап. 18-19 века. Качественно новый этап. Появление городской песни, новой по идейному содержанию, художественным образам, стилистическим особенностям. Характерная черта городской песни – аккордово-гармонический склад.
В 19 веке появляются песни рабочего класса, революционные песни.
5 этап. После 1917 года - социальное по форме и многонациональное по содержанию народное творчество.
Фольклор - это мудрость народа, выраженная в обобщенной форме поэтической сказки, поговорки. Музыкальный фольклор – песни, напевы, инструментальная музыка. Фольклористика – наука о том, как собирать, записывать песни и само изучение этих песен. В фольклоре народ создает свой портрет, свое миропонимание. Если хотите узнать народ, узнайте народный фольклор.
Особыми видами музыкального творчества являются разнохарактерные наигрыши, исполняемые на народных инструментах: духовых, струнных, ударных.
Понимать ценность фольклора люди научились давно. Но значение его поняли лишь в последние века. Долгое время к нему относились, как к грубому народному творчеству.
Наиболее полноценная запись народных песен стала возможна в конце 19 века с изобретением фонографа - звукозаписывающего устройства, позднее – магнитофона. В числе первых изданий русских народных песен, появившихся в последней четверти 18 века: «Собрание русских простых песен с нотами» Трутовского (части 1-4, 1776-1795гг.), «Собрание народных русских песен с их голосами» Львова и Прача (1790г.).
В 30-х годах 19 века выходят 2 сборника Рупина и Кашина.
Собранием и обработкой народных песен занимались и русские композиторы: Балакирев «40 русских народных песен», Римский – Корсаков «100 русских народных песен», Лядов, Мусоргский, Чайковский и другие.
Большую ценность составляют сборники многоголосных русских народных песен Мельгунова, Пальчикова, Лопатина, Листопадова, Пятницкого. Изучение и собирание русских народных песен продолжается и в наши дни. Работа фольклориста сложна. Еще Барток нарисовал образцового собирателя: «он должен быть отличным музыкантом, лингвистом, хореографом (записывать движения), этнографом (быт), социологом (раскрыть связь с жизнью), историком (знать историю расселения)». Одному человеку все это знать почти невозможно, поэтому сейчас действуют комплексные экспедиции.
Для старинной крестьянской песенной традиции характерны песни в натуральном мажоре и миноре, ладах народной музыки, с ладовой переменностью: параллельно-переменный, одноименно-переменный лад.
Одноголосные песни, развиваясь, сменялись 2-х, 3-хголосными, многоголосными с характерной для русского народного песенного творчества подголосочной полифонией, отличающейся непостоянством количества голосов: унисонное пение расслаивается на 2, 3 голоса, в кадансах же голоса снова сливаются в унисон или октаву.
Большое влияние русские народные песни оказывали на творчество русских композиторов - классиков. Глинка говорил: «Создаем не мы, создает народ. Мы только записываем и аранжируем». В народной песне отражается душа народа, поэтому она так любима во все времена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная песня как средство развития музыкального слуха у учащихся 1 класса на уроках сольфеджио
В статье рассматриваются вопросы развития музыкального слуха, чувства метро-ритма, чистоты интонирования и музыкальной памятиу учащихся 1-х классов на основе русского народного музыкально-песенн...
Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»
На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...
«Развитие русской народной песни»
Тема занятия: Исполнительское развитие русской народной песни «Во поле берёза стояла».Цель занятия: Исследование музыкального произведения, как общественного явления во всей полноте его историче...
урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков
урок музыки в 4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...
Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)
Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать творчество родного края....
Исследовательская работа "Русская народная песня и её развитие в репертуаре фольклорного ансамбля «Прялица» с.Ногуши"
В наши дни, когда утрачиваются многие моральные ценности и падает уровень духовности, необходимо изучение и сохранение культурного наследия, традиций и обрядов родного края....
Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...