Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития
материал по психологии
Направления коррекционной работы педагога - психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_yagodnyy.docx | 26.5 КБ |
prezentatsiya_dlya_vystupleniya.ppt | 412 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление коррекционной работы педагога – психолога.
Начать свое выступление я хочу со схемы преемственности в работе диагностико – консультативного и коррекционно развивающего направлений. Как вы видите вся работа начинается с первичного обследования в ПМПК далее ребенок поступает в С(к)ОШ где проводиться более углубленная диагностика всеми специалистами, далее проводиться школьный консилиум где разрабатываются рекомендации по дальнейшей индивидуальной коррекционной работе с данным учеником. Непосредственно коррекционная работа, и повторное обследование в динамике. Снова собирается школьный консилиум, выявляются проблемы либо их отсутствие и, исходя из этого, вырабатываются рекомендации и определяется дальнейший образовательный маршрут. А теперь более подробно о работе школьной психологической службы.
В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения психологи сопровождают процесс адаптации вновь прибывших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.
Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов. В диагностической работе мы используем комплекс методик под редакцией Л. М. Шипициной «Психологическая диагностика отклонений развития детей», интеллектуальный тест Равенна, диагностический комплект Семаго, отслеживаем психо – эмоциональное состояние учащихся (Люшер) и мотивацию. Диагностика развития психических процессов проводиться в первом классе при поступлении и в четвертом классе на выпуске детей из начальной школы. Диагностика мотивации и психо – эмоционального состояния проводиться два раза в год. Далее на каждого ребенка составляется представление педагога – психолога для школьного консилиума. Вычленяется группа риска, с которой в дальнейшем проводиться коррекционно – развивающая работа.
Основные этапы психологического сопровождения:
1. Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
2. Консультативная работа с педагогами и родителями.
3. Составление и корректировка индивидуальных программ, коррекционно-развивающих программ по предметам с целью определения: зон актуального и ближайшего развития, направления коррекционно-развивающей работы.
4. Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации.
5. Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
На слайде вы можете увидеть МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Выделенные в процессе диагностики особенности развития психических процессов у обучающихся с задержкой психического развития являются основой реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и одновременно выступают в качестве «мишеней» психокоррекционной работы.
Цель коррекционной работы: оптимизация интеллектуальной деятельности обучающихся за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Какие же основные направления коррекционной работы можно вычленить это:
- Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- Формирование пространственных представлений
- Развитие основных мыслительных операций
- Развитие различных видов мышления
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
А сейчас я более подробно остановлюсь на каждом из направлений коррекционной работы.
Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития, что же туда входит это:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
- развитие артикуляционной моторики
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв
- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ
Под коррекцией отдельных сторон психической деятельности подразумевается:
- развитие зрительного восприятия и узнавания
- развитие зрительной и слуховой памяти и внимания
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
- развитие пространственных представлений и ориентации
- развитие представлений о времени
Какие же коррекционные приемы можно использовать:
- узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов
- парные изображения (найди отличия)
- незаконченные изображения (дорисуй)
- фигурно-фоновое различие предметов, букв
- анализ сложного образца
- нахождения сходства и различия двух изображений
- установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»)
- вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации
- нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом
- нахождение заданного элемента в ряду букв
- перерисовывание фигур по точкам
Развитие навыков программирования и контроля собственной деятельности. Это направление наиболее западает у детей с ЗПР в него включены:
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля, каждого этапа выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;
В коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы можно использовать:
- Релаксационные упражнения, в том числе и для мимики лица;
- Арт - терапия;
- Сказкотерапия
- Песочная терапия
- Создание ситуации успеха;
Коррекционные приемы по развитию пространственно-временной ориентировки:
- Определи руку по схеме способом наложения;
- Определи ногу по отпечатку следов на песке;
- Работа с числовыми рядами;
- Графические диктанты;
- Ориентировка в схеме собственного тела;
- Ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;
- Определение пространственного расположения элементов букв;
- Применение карточек-опор с названием дней недели, месяцев, времен года и др.
Коррекционные приемы по развитию памяти:
- Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- Найди предмет среди других;
- Использование опорных схем;
- Конструирование с закрытыми глазами;
- Угадай фигуру (на ощупь с закрытыми глазами);
- Подбери третье слово (яйцо-курица (цыпленок);
Коррекционные приемы по развитию мыслительных операций:
- Назови одним словом;
- Исключи лишнее;
- Обобщи по видовому понятию;
- Раскрой объем видового понятия;
- Установи временные и причинно-следственные зависимости (продолжи предложение: Мама выключила свет, потому что …);
- Составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинам;
- Составление плана текста, экскурсии, похода;
- Описание предмета по картинному плану;
При составлении комплексного коррекционного занятия не зависимо индивидуальное оно или групповое мы ставим перед собой несколько задач, тем самым охватывая 2-3 направления коррекционной работы.
Но данными приемами может и должен пользоваться не только педагог – психолог, но и учитель. А более подробно об этом расскажет Гузель Фаатовна.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАЗВИТИЕ Х >
Основные этапы психологического сопровождения Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. 2. Консультативная работа с педагогами и родителями. 3. Составление и корректировка индивидуальных программ, коррекционно-развивающих программ по предметам с целью определения: зон актуального и ближайшего развития, направления коррекционно-развивающей работы. 4. Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. 5. Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНОК С ЗПР Диагностика (психолого-медико-педагогическое развитие) Составление и корректировка индивидуальных программ (определение зоны актуального и ближайшего развития, адаптивного потенциала, направления коррекционно-развивающей работы) Реализация программ и их оценка Психокоррекция Специальная коррекция Педагогическая коррекция
Особенности развития психических процессов у обучающихся с задержкой психического развития являются основой реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и одновременно выступают в качестве «мишеней» психокоррекционной работы
Цель коррекционной работы оптимизация интеллектуальной деятельности обучающихся за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность
Основные направления коррекционной работы Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития Коррекция отдельных сторон психической деятельности Формирование пространственных представлений Развитие основных мыслительных операций Развитие различных видов мышления Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук развитие навыков каллиграфии развитие артикуляционной моторики развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ
Коррекция отдельных сторон психической деятельности развитие зрительного восприятия и узнавания развитие зрительной памяти и внимания формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) развитие пространственных представлений и ориентации развитие представлений о времени развитие слухового внимания и памяти развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
Коррекционные приемы узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов парные изображения (найди отличия) незаконченные изображения (дорисуй) фигурно-фоновое различие предметов, букв анализ сложного образца нахождения сходства и различия двух изображений установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор») вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом нахождение заданного элемента в ряду букв перерисовывание фигур по точкам
Развитие навыков программирования и контроля собственной деятельности регуляция простейших двигательных актов; формирование умения ориентировки в задании; формирование умения планирования этапов выполнения задания; формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы Релаксационные упражнения в том числе и для мимики лица; Арт - терапия; Сказкотерапия Песочная терапия Создание ситуации успеха;
Коррекционные приемы по развитию пространственно-временной ориентировки Определи руку по схеме способом наложения; Определи ногу по отпечатку следов на песке; Работа с числовыми рядами; Графические диктанты; Ориентировка в схеме собственного тела; Ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; Определение пространственного расположения элементов букв; Применение карточек-опор с названием дней недели, месяцев, времен года и др.
Коррекционные приемы по развитию памяти Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; Найди предмет среди других; Использование опорных схем; Конструирование с закрытыми глазами; Угадай фигуру (на ощупь с закрытыми глазами); Подбери третье слово (яйцо-курица (цыпленок);
Коррекционные приемы по развитию мыслительных операций Назови одним словом; Исключи лишнее; Обобщи по видовому понятию; Раскрой объем видового понятия; Установи временные и причинно-следственные зависимости (продолжи предложение: Мама выключила свет, потому что …); Составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинам; Составление плана текста, экскурсии, похода; Описание предмета по картинному плану;
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы
Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программ...
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
В статье" Психолого-педагическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития с гиперактивностью "освещены вопросы, касающиеся обучающихся с синдром дефицита внимания и гиперактивности ...
Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)
Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...
Презентация "Особенности педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на уроках технологии в рамках ФГОС".
Презентация была представлена в городских педагогических чтениях «Профессиональное мастерство - на современный уровень», в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для проведения лю...
Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития
В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на пути их профессионального самоопределения
Профориентация играет важную роль в жизни каждого человека, помогая определить свои интересы, способности и цели, а также выбрать подходящую профессию. Однако для обучающихся с задержкой психического ...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...