Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития
материал по психологии

Инякина Наталия Владимировна

Направления коррекционной работы педагога - психолога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_yagodnyy.docx26.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_dlya_vystupleniya.ppt412 КБ

Предварительный просмотр:

Направление коррекционной работы педагога – психолога.

Начать свое выступление я хочу со схемы преемственности в работе диагностико – консультативного и коррекционно развивающего  направлений. Как вы видите вся работа начинается с первичного обследования в ПМПК далее ребенок поступает в С(к)ОШ где проводиться более углубленная диагностика всеми специалистами, далее проводиться школьный консилиум где разрабатываются рекомендации по дальнейшей индивидуальной коррекционной работе с данным учеником. Непосредственно коррекционная работа, и повторное обследование в динамике. Снова собирается школьный консилиум, выявляются проблемы либо их отсутствие и, исходя из этого, вырабатываются рекомендации и определяется дальнейший образовательный маршрут. А теперь более подробно о работе школьной психологической службы.  

В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения психологи сопровождают процесс адаптации вновь прибывших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую  не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать).  У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

 Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.  В диагностической работе мы используем комплекс методик под редакцией Л. М. Шипициной «Психологическая диагностика отклонений развития детей», интеллектуальный тест Равенна, диагностический комплект Семаго, отслеживаем психо – эмоциональное состояние учащихся (Люшер) и мотивацию. Диагностика развития психических процессов проводиться в первом классе при поступлении и в четвертом классе  на выпуске детей из начальной школы. Диагностика мотивации и психо – эмоционального состояния проводиться два раза в год. Далее на каждого ребенка составляется представление педагога – психолога для школьного консилиума. Вычленяется группа риска, с которой в дальнейшем проводиться коррекционно – развивающая работа.

Основные этапы  психологического сопровождения:

1. Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.

2. Консультативная работа с педагогами и родителями.

3. Составление и корректировка индивидуальных программ, коррекционно-развивающих программ по предметам с целью определения: зон актуального и ближайшего развития, направления коррекционно-развивающей работы.

4. Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации.

5. Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.

На слайде вы можете увидеть МОДЕЛЬ  ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Выделенные в процессе диагностики особенности развития психических процессов у обучающихся с задержкой психического развития являются основой реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и одновременно выступают в качестве «мишеней» психокоррекционной работы.

Цель коррекционной работы: оптимизация интеллектуальной деятельности обучающихся за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Какие же основные направления коррекционной работы можно вычленить это:

  • Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности
  • Формирование пространственных представлений
  • Развитие основных мыслительных операций
  • Развитие различных видов мышления
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

А сейчас я более подробно остановлюсь на каждом из направлений коррекционной работы.

Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития, что же туда входит это:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв
  •  развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ

Под коррекцией отдельных сторон психической деятельности подразумевается:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания
  • развитие зрительной и слуховой памяти и внимания
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
  • развитие пространственных представлений и ориентации
  • развитие представлений о времени

Какие же коррекционные приемы можно использовать:

  • узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов
  • парные изображения (найди отличия)
  • незаконченные изображения (дорисуй)
  • фигурно-фоновое различие предметов, букв
  • анализ сложного образца
  • нахождения сходства и различия двух изображений
  • установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»)
  • вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации
  • нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом
  • нахождение заданного элемента в ряду букв
  • перерисовывание фигур по точкам

Развитие навыков программирования и контроля собственной деятельности.  Это направление наиболее западает у детей с ЗПР в него включены:

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  •  формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  •  формирование основных способов самоконтроля, каждого этапа выполнения задания;
  •  формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

В коррекции нарушений  эмоционально-личностной сферы можно использовать:

  • Релаксационные упражнения, в том числе и для мимики лица;
  • Арт - терапия;
  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия
  • Создание ситуации успеха;

Коррекционные приемы по развитию пространственно-временной ориентировки:

  • Определи руку по схеме способом наложения;
  • Определи ногу по отпечатку следов на песке;
  • Работа с числовыми рядами;
  • Графические диктанты;
  • Ориентировка в схеме собственного тела;
  • Ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;
  • Определение пространственного расположения элементов букв;
  • Применение карточек-опор с названием дней недели, месяцев, времен года и др.

Коррекционные приемы по развитию памяти:

  • Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  •  Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • Найди предмет среди других;
  • Использование опорных схем;
  • Конструирование с закрытыми глазами;
  • Угадай фигуру (на ощупь с закрытыми глазами);
  • Подбери третье слово (яйцо-курица (цыпленок);

Коррекционные приемы по развитию мыслительных операций:

  • Назови одним словом;
  • Исключи лишнее;
  • Обобщи  по видовому понятию;
  • Раскрой объем видового понятия;
  • Установи временные и причинно-следственные зависимости (продолжи предложение: Мама выключила свет, потому что …);
  • Составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинам;
  • Составление плана текста, экскурсии, похода;
  • Описание предмета по картинному плану;

При составлении комплексного коррекционного занятия не зависимо индивидуальное оно или групповое мы ставим перед собой несколько задач, тем самым охватывая 2-3 направления коррекционной работы.

Но данными приемами может и должен пользоваться не только педагог – психолог, но и учитель. А более подробно об этом расскажет Гузель Фаатовна.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития Урай 2012г.

Слайд 2

РАЗВИТИЕ Х >

Слайд 3

Основные этапы психологического сопровождения Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. 2. Консультативная работа с педагогами и родителями. 3. Составление и корректировка индивидуальных программ, коррекционно-развивающих программ по предметам с целью определения: зон актуального и ближайшего развития, направления коррекционно-развивающей работы. 4. Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. 5. Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.

Слайд 4

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНОК С ЗПР Диагностика (психолого-медико-педагогическое развитие) Составление и корректировка индивидуальных программ (определение зоны актуального и ближайшего развития, адаптивного потенциала, направления коррекционно-развивающей работы) Реализация программ и их оценка Психокоррекция Специальная коррекция Педагогическая коррекция

Слайд 5

Особенности развития психических процессов у обучающихся с задержкой психического развития являются основой реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и одновременно выступают в качестве «мишеней» психокоррекционной работы

Слайд 6

Цель коррекционной работы оптимизация интеллектуальной деятельности обучающихся за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность

Слайд 7

Основные направления коррекционной работы Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития Коррекция отдельных сторон психической деятельности Формирование пространственных представлений Развитие основных мыслительных операций Развитие различных видов мышления Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Слайд 8

Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук развитие навыков каллиграфии развитие артикуляционной моторики развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ

Слайд 9

Коррекция отдельных сторон психической деятельности развитие зрительного восприятия и узнавания развитие зрительной памяти и внимания формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) развитие пространственных представлений и ориентации развитие представлений о времени развитие слухового внимания и памяти развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

Слайд 10

Коррекционные приемы узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов парные изображения (найди отличия) незаконченные изображения (дорисуй) фигурно-фоновое различие предметов, букв анализ сложного образца нахождения сходства и различия двух изображений установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор») вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом нахождение заданного элемента в ряду букв перерисовывание фигур по точкам

Слайд 11

Развитие навыков программирования и контроля собственной деятельности регуляция простейших двигательных актов; формирование умения ориентировки в задании; формирование умения планирования этапов выполнения задания; формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

Слайд 12

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы Релаксационные упражнения в том числе и для мимики лица; Арт - терапия; Сказкотерапия Песочная терапия Создание ситуации успеха;

Слайд 13

Коррекционные приемы по развитию пространственно-временной ориентировки Определи руку по схеме способом наложения; Определи ногу по отпечатку следов на песке; Работа с числовыми рядами; Графические диктанты; Ориентировка в схеме собственного тела; Ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; Определение пространственного расположения элементов букв; Применение карточек-опор с названием дней недели, месяцев, времен года и др.

Слайд 14

Коррекционные приемы по развитию памяти Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; Найди предмет среди других; Использование опорных схем; Конструирование с закрытыми глазами; Угадай фигуру (на ощупь с закрытыми глазами); Подбери третье слово (яйцо-курица (цыпленок);

Слайд 15

Коррекционные приемы по развитию мыслительных операций Назови одним словом; Исключи лишнее; Обобщи по видовому понятию; Раскрой объем видового понятия; Установи временные и причинно-следственные зависимости (продолжи предложение: Мама выключила свет, потому что …); Составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинам; Составление плана текста, экскурсии, похода; Описание предмета по картинному плану;

Слайд 16

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы

Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программ...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

В статье" Психолого-педагическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития с гиперактивностью "освещены вопросы, касающиеся обучающихся с синдром дефицита внимания и гиперактивности ...

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)

Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...

Презентация "Особенности педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на уроках технологии в рамках ФГОС".

Презентация была представлена в  городских педагогических чтениях «Профессиональное мастерство - на современный уровень», в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для проведения лю...

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития

В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на пути их профессионального самоопределения

Профориентация играет важную роль в жизни каждого человека, помогая определить свои интересы, способности и цели, а также выбрать подходящую профессию. Однако для обучающихся с задержкой психического ...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...