Мультимедийные пособия, тесты
презентация урока для интерактивной доски по музыке (5, 6, 7 класс)

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Средства, формы и особенности оценивания достижений учащихся на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Слайд 1

 

Если мы будем учить сегодня так, как мы

учили вчера, мы украдем у наших детей завтра…

Джон Дъю (американский психолог, педагог)

 

Меняется общество, меняются и цели образования, изменился стиль преподавания, появляются новые педагогические технологии. Реализация стандартов второго поколения в начальной и основной школе выдвигает вопрос о формах и методах оценивания достижений учащихся на уроках музыки.

 

Слайд 2

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.

Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.

Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.

Слайд 3

Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.

 

Слайд 4

Что же такое оценка?

«Оценка» в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное, количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.

«Оценка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятор его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося».

ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования.

В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система

оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.

 

Слайд 5

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»

Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень.

Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

 

Слайд 6

Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.

 

Слайд 7

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

 

Слайд 8

Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

 

Суть контроля по предмету – диагностика успешности музыкального развития школьников. Контроль по музыке должен опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся, особенностей социокультурного окружения ребенка.

Поэтому существуют специальные методики, которые, дополняя друг друга, в совокупности дают объективную характеристику музыкальной культуры школьников. Такие методики дают возможность судить как о возрастных изменениях, так и об изменениях, связанных с обучением.

Учить думать, размышлять - одна из важнейших задач школьного образования. Как же, какими баллами оценивать мысли учащихся, их мнения, достигнутый ими уровень восприятия музыки, степень обладания музыкальной грамотностью, основами музыкальной культуры? Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке, к жизни.

 

Слайд 9

 

На первый план выступают современные формы оценивания достижений учащихся, к ним относятся:

1. Накопительная система оценки достижений учащихся (викторины, проверочные работы, тесты, анализы классической музыки, исполнение песен наизусть, активное участие в работе малых групп, афиши изученных песен).

2. Приемы самооценки и взаимооценки в образовательном процессе (самоанализ с оценкой).

3. Защита учебных проектов как форма оценки достижений учащихся (рефераты, сообщения, доклады, исследовательские работы, оформленные письменно).

4. Творческие произведения (стихотворения, рисунки, эссе, музыковедческие анализы, музыкальные аранжировки, компьютерные презентации, иллюстрации к музыкальным произведениям).

5. Портфолио учебных достижений.

Новые технологии и формы оценивания направлены на развитие активной личности учащегося, способного осознанно сделать выбор в видах деятельности, оценить результаты собственного творческого роста, определить трудности в освоении темы и пути их преодоления.

 

Слайд 10

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:

  1. Слушание музыки (прием анализа музыкального произведения)
  2. Освоение и систематизация знаний (музыкальная терминология)
  3. Вокально-хоровая работа.
  4. Творческая деятельность.

 

 

 

Слайд 11

Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

Слайд 12

Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

Слайд 13

Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

Слайд 14

Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.

Слайд 15

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований)

  1. Слушание музыки

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес

Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя

 

 

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выполненых самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

 

Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения

80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра

100-90% правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра

 

Слайд 16

Освоение и систематизация знаний о музыке

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Знание музыкальной литературы

Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество

Слайд 17

Выполнение домашнего задания

Критерии

«3»

«4»

«5»

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе

 

Слайд 18

Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии певческого развития

«3»

«4»

«5»

Исполнение вокального номера

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах

 

 

художественное исполнение вокального номера на концерте

 

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

На уроках я использую разные формы контроля:

наблюдение (развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), слушание музыки, исполнение музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.

 

Слайд 19

 

МАСТЕР-КЛАСС

Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю вам окунутся в один из этапов урока слушание музыки, в котором учащиеся проявляют свои творческие способности, способность анализировать , сравнивать и т.д.

Обязательные условия:

Перед вами лежит лист бумаги и карандаши. Поверните пожалуйста лист горизонтально и возьмите ручку (обязательно синию или черную) для того , чтобы четче были видны очертания фрактала (рисунка).

По моей команде (звучанию музыки) вы не отрывая руки от листа , рисуете от начала до конца, пока я не скажу стоп т.е. отрывать руку не положено!

Самое главное не давайте себе команды ( что я рисую). Позвольте своей руке насладиться красотой музыки, потанцевать, порисовать, а вы, в это время, впустите музыку в себя и растворитесь в музыке, позвольте себе насладиться ей. Думайте о чем угодно, какие мысли вам навивает эта музыка, и отдохните. НАЧАЛИ!

щелчок (звучит музыка)

СТОП

Прекрасно! Запечатлите эту улыбку у себя на лице. Сколько бы дети не рисовали у них всегда на лице улыбка от своей работы. Это опять таки еще один плюс нашей работы. Я желаю вам, чтобы улыбка не сходила с вашего лица, ведь это улучшает наше настроение.

Вы увидели паутинки, которые нарисовали, ребята ее называют коляки-маляки. А теперь внимательно посмотрите на нее, какая она у Вас бесподобная, что в нутрии нее вы можете найти, увидеть, для того чтобы ваш образ получился более отчетливо, вы можете закончить начатые фракталы определенным образом.

Теперь каждый фрактал закрасьте своим цветом (по выбору). Карандаш выбираем с закрытыми глазами и только выбрав карандаш решайте сами какой фрактал им закрасить. Если вдруг карандаш к вам приходит несколько раз, найдите для него фрактал, если вдруг вам попался карандаш какой вы бы не хотели использовать, примените его хотя бы чуть –чуть, ведь его выбрала ваша рука, она вам подсказывает образ.

Что такое фрактал-это маленькая завершенная фигура.

Звучит музыка (работа самостоятельно)

Слайд 20

А теперь вы можете всмотреться и увидеть образ, который Вас посетил при прослушивании музыкального произведения. Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов. И я прошу Вас, дать оценку нашей с вами работе. (смайлики)

 

Слайд 21 (физминутка) МП3

Слайд 22

Современный учитель должен обеспечить единство в управлении процессов усвоения УУД и контроля качества усвоения.

 

Большое значение на уроке приобретает увлеченность ребят, их интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, работа воображения, которые важны на всех этапах деятельности учащихся и свидетельствующих о влиянии музыки на внутренний мир ребенка.

 

При таком понимании учета хорошо видна его не только обучающая, но и воспитывающая функция.

 

Таким образом, система оценивания деятельности обучающихся на уроке музыки работает на внутреннюю мотивацию ученика, использует достоверные, справедливые и ясные методы оценки, эта система оценивания личностно - ориентирована, повышает самооценку, развивает способность к саморефлексии.

 

Слайд 23 Спасибо за внимание! Мне было приятно с вами работать!


Приложения:

  1. file0.doc.. 591,0 КБ
  2. file1.rar.. 6,3 МБ


Предварительный просмотр:

Тест

Вопрос №1

Станковая живопись – это:

А) Большие картины, украшающие строение изнутри и снаружи на стенах, потолках;

Б) Картины, создаваемые на мольберте;

В) Маленькие картины, которые украшают рукописные книги, медальоны, часы, вазы.

Вопрос №2

Градостроительство – это:

А) Планировка скверов, бульваров, парков, беседок, мостов, фонтанов;

Б) Художественное средство информации, агитации (надписи, призывы, плакаты, рекламы);

В) Создание новых городов и посёлков, а также реконструкция постаревших населённых пунктов.

Вопрос №3

Художник, изображающий преимущественно лица людей:

А) Пейзажист;

Б) Маринист;

В) Портретист;

Г) Анималист.

Вопрос №4

Что такое «портрет»?

Вопрос №5

Перечислите виды портретов (минимум 3).

Вопрос №6

Каковы особенности римского портрета?

Вопрос №7

Напишите полное Ф.И.О. человека, который изображен на картинах.

Вопрос №8

Чем является символ в искусстве?

А) Внешним признаком;

Б) Знаком;

В) Художественным образом.

Вопрос №9

Проведите аналогию символов в средневековом христианском искусстве:

1) чаша, виноград, хлеб    –  А) символы Богоматери

2) цветы лилии, ириса      –  Б) символы Причащения

Вопрос №10

 Каким будет соответствие выбора колорита и цвета:

1) красно-коричневый    -   А) символ пролитой жертвенной крови

2) красный                       -   Б) символ надежды, жизни, возрождения

3) голубой, синий           -   В) символ всего земного (глина, земля)

4) зеленый                       -   Г) символ небесного, святого

Вопрос №11
Чем отличается знак от символа? Назовите примеры.

Вопрос №12

Кому принадлежат следующие картины:

1) «Скрипка»                        -        А) Винсент Ван Гог

2) «Подсолнухи»                -        Б) Юриан ван Стрек

3) «Натюрморт

     с устрицами»                -        В) Питер Клас

4) «Суета сует»                -        Г) Пабло Пикассо

Вопрос №13

Как называл А.С.Пушкин переводчиков прозы и поэзии?

А) «Первые ласточки искусства»;

Б) «Почтовые лошади просвещения»;

В) «Добрые вестники литературы».

Вопрос №14

Проведите соответствие:

1) Миф – это…                      А) действие жреца,

                                                служителя церкви

2) Обряд – это…                   Б) символическое

                                                действие

3) Ритуал – это…                 В) устные предания

Вопрос №15

Какие музеи ты знаешь и где они находятся? (минимум 3)

Вопрос №16

Назови известные тебе международные конкурсы.

Вопрос №17

Перечисли детские и взрослые телевизионные конкурсы.

Задание №18

Небольшое размышление на тему «Значимость искусства в жизни человека».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест 1. Годы жизни Дж. Гершвина: 1901-1956 1898-1937 1870-1920

Слайд 2

2. Благодаря Дж. Гершвину появилось на свет новое музыкальное направление: Латиноамериканская музыка Симфоджаз Электронная музыка

Слайд 3

3. Благодаря каким сочинениям Гершвин получил мировую известность? «Рапсодия в стиле блюз», «Американец в Париже» «Порги и Бесс » «Колыбельная Клары»

Слайд 4

4. Регтайм – это: Народная песня афроамериканцев с грустным печальным оттенком. Песня северо-американских негров религиозного содержания. Танцевальная музыка особого склада, популярная в Америке как раз перед появлением джаза.

Слайд 5

5. Спиричуэлс – это: Танцевальная музыка особого склада, популярная в Америке как раз перед появлением джаза. Народная песня американских афроамериканцев с грустным печальным оттенком. Песня северо-американских негров религиозного содержания.

Слайд 6

6. Блюз – это: Танцевальная музыка особого склада, популярная в Америке как раз перед появлением джаза. Народная песня афроамериканцев с грустным печальным оттенком. Песня северо-американских негров религиозного содержания.

Слайд 7

7. Импровизация – это: Сочинение без записи нот. Вокальное сочинение. Мгновенное сочинение, по вдохновению.

Слайд 8

8. Какие инструменты ввел Гершвин в состав симфонического оркестра? лютня, орган Банджо, саксофон Гитара, флейта

Слайд 9

9. Что такое увертюра ? П роизведение, в котором действующие лица поют Краткая проза Симфоническое вступление

Слайд 10

10. Какую страну представлять Жорж Бизе: 1) Италия 2) Франция 3) Португалия

Слайд 11

Правильные ответы: 1.2 2.2 3.1 4.3 5.3 6.2 7.3 8.2 9.3 10.2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательский проект на тему «Музыка и поколение» Подготовила: Рамазанова Самира Ученица 6Б класса Руководитель: Медведева О.И. Учитель музыки

Слайд 2

Цель исследования: Выявить музыкальные интересы среди учащихся класса, родителей и учителей

Слайд 3

Задачи исследования: Изучить литературу, статьи о классической музыке и современных исполнителях. Провести анонимное анкетирование, с помощью которого



Предварительный просмотр:

Сценарий патриотического концерта, посвященного Дню победы

«Победная Весна»

К: Добрый вечер, дорогие гости: родители, друзья, учителя.

Д: В этот замечательный день мы рады приветствовать вас на нашем военно-патриотическом концерте «Победная Весна», посвященному Дню Победы.

К: 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах.

Д: Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

К:  Для нас Великая Отечественная война – уже история. Но история, которую нельзя забывать. Ведь неоспоримо мудрое изречение: «У народа, забывшего прошлого, нет будущего».

Д: И сегодня мы приглашаем вас не просто вспомнить историю. Мы приглашаем вас перенестись в те далёкие времена. А помогут нам в этом песни военных лет и песни, написанные о Великой Отечественной войне.

Юлия Ходжаева "Кукушка"

К: Вспомним безмятежный детский сон, счастливый

Первый солнца луч – неторопливый

Запах яблок, зреющих в саду

Вспомним самый страшный день в году

Д: Вспомним город заревой дотла сожженный

В поле урожай, огнем спаленный

Взрывы, смерть, глаза, наполненные болью

Рубежи родины, залитые кровью.

Ю: Вспомним, чтоб бойцов восславить

Чтобы людям всей земли отправить

Заклинание, звучащее светло:

             КДЮ:Быть войны на свете не должно!

К: Неумолимо летящее время все дальше и дальше отделяет нас от тех страшных лет.

Ю: Но это история, и давайте сегодня вспомним, как это было...

Инсценировка военно-патриотической песни "О той весне"

К: Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

Д: Кто сказал, что сердце губит

Свой огонь в бою?

Воин всех сильнее любит

Милую свою.

Ю: Кто придумал, что грубеют

На войне сердца?

Только здесь хранить умеют

Дружбу до конца.

            К: Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

(Хор 6Б класса с песней "Идёт солдат по городу")

Д: В рядах тех, кто приближал Победу, были наши ровесники. Они были сынами полков, партизанами, подпольщиками.

К: Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова за мужество и бесстрашие были удостоены звания Героя Советского Союза. 20 тысяч школьников получили медаль «За оборону Москвы». 15 249 юным ленинградцам вручена медаль» За оборону Ленинграда».

(Хор 5в класса с песней "Птицы белые")

(Звучит мелодия песни “Священная война”)

Ю: 1418 дней и ночей длилась война.И с первых часов, с первых минут вражеского нашествия, весь советский народ по зову Матери – Родины встал на смертный бой!

Д: Солдат на передовой и подросток на заводе, партизан в тылу врага и колхозница в далеком от фронта селе – каждый как мог, а чаще сверх всяких сил, приближал нашу Победу, упорно идя через всенародную беду к тому светлому, выстраданному дню. 

К: В жестокой схватке с фашизмом Советские люди проявили беззаветную любовь к Родине, беспримерную стойкость и массовый героизм.

(Ансамбль девочек "Мир без войны")

Ю: Где-то около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невеселая песня
Военных времен.

Шла она по проходу
И тиха, и грустна.
Сколько было народу -
Всех смутила она.

К: Песня вновь воскрешала
То, что было давно,
Что ни старым, ни малым
Позабыть не дано.

И прощалась поклоном,
Затихала вдали...
А сердца по вагонам
Всё за песнею шли.

 (Афанасьев Матвей «Рисуют мальчики войну»)

К: Ну что ж, что гремят бесконечные залпы,

Взлетает гармошка, сверкая резьбою.

И, слушая песню, никто не сказал бы,

Что час лишь, как парни вернулись из боя.

Дуэт Балдин Даниил и Терёшкина Полина "Катюша"

Д: Слава героям! Слава! В праздник Победы мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага: терпение, мужество, величайшая стойкость, любовь к Отечеству!

Ю: День 9 Мая стал для нас не только всенародным праздником, но и Днем Памяти, Днем печали обо всех тех, кому не суждено было вернуться. 

Песня "Служить России"

К: И на этой прекрасной ноте наш концерт подходит к концу. Надеемся, что вам понравилось ,и мы смогли перенести вас в те далекие фронтовые времена.

Ю: В те времена, когда люди не щадили своих жизней ради нашей великой и могучей страны, ради нашей с вами родины.

Д: С наступающим праздником! С Днём великой Победы!

КДЮ: До новых встреч!



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                   

Программа коррекционной работы

ПО ПРЕДМЕТУ «Музыка»

Пояснительная записка

Цель: индивидуальная работа по формированию  творческого подхода к учебной деятельности и успешного освоения  образовательной программы по предмету «Музыка».

Программа коррекционной работы  по музыке направлена на реализацию следующих задач:

1.Диагностика трудностей обучения;

2.Оказание помощи учащимся в освоении учебной   программы по предмету, преодоление трудностей в учебной деятельности и устранение пробелов

3.Создание ситуаций успеха в учении, развитие творческого потенциала учащихся

Причины коррекционной работы:

В учебном процессе  применены классно-урочная форма, типология уроков по дидактической цели: сообщение и усвоение новых знаний, расширение и углубление знаний; комбинированный урок; урок повторения, обобщения и систематизация знаний и умений в последовательности их усложнения, что позволяет спланировать по искусству  различные виды  учебной деятельности, на основе которого происходит   тесная   межпредметная  связь. Отсутствие библиотечных и личных  учебников учащихся     пропуски уроков затрудняют усвоение учебного материала по предметам. 1- 5 классы пользуются учебниками только на уроках, что  не дает возможность  прочитать и  повторять дома темы, которые были пройдены на уроках.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ  и оценка учебных, учебно-творческих работ, устный и письменный опрос:

-   Разные формы  тестовых заданий:

1. Тестовые задания с выбором  ответа

2. Тестовые задания на установление  соответствия

3. Тестовые задания  на установление правильной последовательности

Классификация ошибок при самообследовании

по предметам  «Музыка»  в 2 –ом.,  4-ом ., 5а ,  6а , 6б, 7а, 7б классах

Класс

Дидактическая единица

Количество ошибок

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

13

Музыкальн. инструменты

13

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

13

Приведи в соответствие (соедини стрелками)

13

2

В мире музыкальных инструментов

17

В музыкальном театре

11

В музыкальном театре

15

День полных событий

11

3

Музыка и литература

9

Музыка и литература

11

Музыкальные инструменты

8

В музыкальном театре

9

В музыкальном театре

12

Музыка и ты

8

В музыкальном театре

12

Мир композитора

10

Найди соответствие.   Соедини стрелочкой

9

4

Музыка и ты

7

Мир композитора

11

Образцы зарубежной музыки

8

Духовная музыка

8

Прошлое и настоящее

8

Прошлое и настоящее

7

Прошлое и настоящее

10

Соотнеси в соответствие. Соедини стрелочкой

7

Соедини стрелочкой

8

5

Мир композитора

4

Полифония

4

Духовная музыка

4

6

Музыкальные интервалы и ансамбли

9

Героическая тема

8

В музыкальном театре

8

Сонатная форма

8

7

Формы построения музыки

8

Героическая тема

9

Бурятская музыка

8

Музыкальная драматургия

9

Сонатная форма

9

Соедини стрелочкой

8

3. План работы по ликвидации пробелов

класс

Дидактическая единица

Коррекционная работа.

Вид деятельности

Сроки

Факт

результ

«Чтоб музыкантом быть…»

Повторение

13.05

13.05

Музыкальные  инструменты

Повторение.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Повторение.

 (соедини стрелками)

Повторение.

В мире музыкальных инструментов

Повторение.

13.05

13.05

В музыкальном театре

Повторение.

В музыкальном театре

Повторение.

День полных событий

Повторение.

Музыка и литература

Повторение.

11.05

11.05

Музыка и литература

Повторение.

Музыкальные инструменты

Повторение

В музыкальном театре

Повторение

В музыкальном театре

Повторение

Музыка и ты

Повторение.

В музыкальном театре

Повторение.

Мир композитора

Повторение.

 Соедини стрелочкой

Повторение.

Музыка и ты

Повторение.

11.05

11.05

Мир композитора

Повторение.

Образцы зарубежной музыки

Повторение.

Духовная музыка

Повторение.

Прошлое и настоящее

Повторение.

Прошлое и настоящее

Повторение.

Прошлое и настоящее

Повторение.

Соедини стрелочкой

Повторение.

Соедини стрелочкой

Повторение.

Мир композитора

Повторение

10.05

10.05

Полифония

Повторение

Духовная музыка

Повторение

Музыкальные интервалы и ансамбли

Повторение.

10.05

10.05

Героическая тема

Повторение.

В музыкальном театре

Повторение.

Сонатная форма

Повторение.

Формы построения музыки

Повторение.

10.05

10.05

Героическая тема

Повторение.

Бурятская музыка

Повторение

Музыкальная драматургия

Повторение

Сонатная форма

Повторение

Соедини стрелочкой

Повторение.

Результаты:  По дидактическим  единицам, где были допущены ошибки, проведена работа по ликвидации пробелов  (повторение пройденных тем,  устный и письменный опрос),  в 5а., 6а., 7а.,  7б  классах  проведено  повторное тестирование с учащимися, получившими  «2».



Предварительный просмотр:

Тесты по музыке

5 класс

1. Композитор, сочинивший сюиту «Картинки с выставки» под впечатлением от посмертной выставки работ своего друга — художника и архитектора В. А. Гартмана:

а) А. П. Бородин;

б) М. П. Мусоргский;

 в) П. И. Чайковский.

2. Динамика в музыке – это:

а) скорость исполнения,

б) окраска звука,

в) сила звучания.

3. В какой песне можно узнать про глагол и про тире?

________________________________________(«Чему учат в школе»)

 4. Впишите цифру.

Квартет состоит из __ музыкантов. (4)

5. Какой инструмент в этой группе лишний?

а) флейта

б) фагот

в) скрипка

г) труба

6. В каком музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание: от сказки до трагедии, от романтической поэмы до комедии

а) опера

 б) мюзикл

 в) балет

 г) драма

7. Как называется часть песни, которая повторяется?
а) запев
б) припев
в) куплет

8. Как называется цикл Модеста Мусоргского, в который входит пьеса «Богатырские ворота»?

а) «Картинки с выставки

б) «Выставка в картинках»

в) «Сказка»

9. Отгадайте загадку про музыкальный инструмент.

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? ...

(Рояль.)

10. П. И. Чайковский сочинил замечательный цикл «Времена года» в котором 12 пьес. Послушайте внимательно одну из пьес и определите: какой месяц в ней показан? Запишите художественное название этого месяца.

(ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ)

Месяц___________ Название____________________ («У камелька»)

а) Апрель

б) Январь

в) Июль

6 класс

1. Для этого инструмента И.С. Бах написал большинство своих произведений:

а) скрипка

б) орган

в) клавесин

г) арфа.

2. Какой музыкальный термин в переводе означает «круг»?
а) прелюдия
б) рондо
в) соната

3. П. Чайковского считают новатором в области балетной музыки
Сколько балетов создал П.И. Чайковский? Назовите их?
а) 1
б) 3
в) 8

_________________________________________________________________

4. Последнее произведение В. А. Моцарта (он не успел его дописать), доработанное его учеником Ф. К. Зюсмайером:

а) «Маленькая ночная серенада»

б) «Дон Жуан»

в) «Реквием» 

5.  Б. Полевой написал замечательную «Повесть о настоящем человеке», а С. Прокофьев позже написал оперу «Повесть о настоящем человеке». А кто главный герой этого произведения?

а) Капитан дальнего плаванья Алексей Маресьев

б) Лётчик Алексей Маресьев

в) Русский разведчик Алексей Маресьев

6. Произведение какого композитора звучало во время открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи (2014 г.)

а) П. И. Чайковский

б) М. И. Глинка

в) Г. Свиридов

7. Музыка, как искусство несёт в себе:

    а)         механическую память

    б)        душу времени

    в)        сожаление об ушедших временах

8. Отгадайте загадку про музыкальный инструмент.

Рояль с баяном подружились

И навсегда объединились.

А ты названье угадаешь

Содружества мехов и клавиш?

(Аккордеон.)

9. Кому из композиторов принадлежит эта музыка? (ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ)

а) П. И. Чайковский

б) А. Н. Скрябин

в) И. С. Бах

10. Фонограмма к какой песни сейчас прозвучит? Эту песню вы пели в 5 классе. Запишите её название. (ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ)

_______________________________________________________________

 (Ответ: «Песня о маленьком трубаче»)

7 класс

1. Что такое увертюра?

а) финал оперы, балета, мюзикла,

б) эпизод оперы, балета, мюзикла,

в) начало, открытие оперы, балета, мюзикла.

2. Что такое либретто?

а) краткий пересказ содержания

б) музыкальное сопровождение

в) название оперы

3. Кого называют бардами?

а) автор балета
       
б) автор и исполнитель собственных песен
       в) автор стихотворных композиций

 

4. М. И. Глинка написал всего 2 оперы: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Кто автор произведения, положенного в основу оперы «Руслан и Людмила»

а) Н. Кукольник

б) А. С. Пушкин

в) С. Есенин

5. Найди и запиши инструменты симфонического оркестра.
а)
туба
б) балалайка
в
) арфа
г) домра
д) виолончель

__________________________________________________________________

6. Сопоставь названия средств музыкальной выразительности с его определением

1) скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени
2) временная организация музыки, упорядоченное чередование звуков различной длительности.
3) сила звука, степень громкости обозначается определенными знаками: р, f и т.п.
4) окраска звука, голоса или инструмента.

а) ритм
б) темп
в) динамика
г) тембр

1 –
2 –

3 –

4 –  

7. Эти музыканты были обязательными участниками календарных праздников на Руси, свадеб, ярмарок, коронаций. Они умели сочинять песни, сценки, играли на всевозможных инструментах. Как их называли на Руси?
____________________________________

Ответ: скоморохи

8. Отгадайте загадку про музыкальный инструмент.

А это что за чудеса?

В лесу мы слышим голоса,

Ребята у костра сидят,

Поют и на нее глядят.

Чтобы она вдруг зазвучала,

Щипни струну ты для начала.

А струн бывает семь иль шесть,

Ее достоинств нам не счесть.

Всем под нее легко поется,

Скажите как она зовется?.. (гитара)

9. У С. С. Прокофьева есть замечательный балет «Золушка». Послушайте музыкальный фрагмент из балета и определите, музыкальный потрет каких героев представлен в помощью этой музыки? (ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ)

_________________________________________________________________

(Ответ: Мачеха и 2 её дочери)

10. Фонограмма к какой песни сейчас прозвучит? Эту песню вы пели в 6 классе. Запишите её название. (ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ)

_______________________________________________________________

  (Ответ: «Здравствуй дедушка Мороз»)

8 класс

1. Существует много стилей в музыки, особенностью одного из стилей является – импровизация на музыкальных инструментах (сочинение музыки во время выступления). Что это за стиль?

а) импрессионизм

б) классика

в) джаз

2. Музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты, балета и эстрадной музыки.
а) сюита
б) рок - опера
в) мюзикл

3. Как называют музыкальное сопровождение сольной партии голоса?
а) ансамбль
б) капелла
в) аккомпанемент

4. Кто из композиторов в годы Великой отечественной войны написал знаменитую симфонию №7, под названием «Ленинградская»?

а) С. Свиридов
б) С. Прокофьев
в) Д. Шостакович

5. Отгадайте загадку.

Шаляпин всем на зависть пел,

Талант огромный он имел,

Всё потому, что изучал

Искусство, что зовут...

(Вокал.)

6. Отгадайте название музыкального инструмента:

На первом звучит музыка и танцуют дамы и кавалеры
Второе — разделительный союз в русском языке
Третье — порода собак
_______________________________________________________________

Ответ: балалайка

7. С 2000 г. Телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс. Кто является участником этого конкурса

а) Юные балерины

б) Юные певцы 

в) Юные музыканты

8. Какими качествами должен обладать человек, чтобы понять произведение искусства:

а) уметь играть на музыкальных инструментах

б) чуткость и внимание

в) знать биографии композиторов

г) знать нотную грамоту

д) воображение и наблюдательность

е) уметь хорошо рисовать

9. С. Я. Маршак сделал перевод Сонета №90 У. Шекспира. А затем три композитора написали музыку к этому переводу. Послушайте одно из музыкальных сочинений и определите, кто из музыкантов написал музыку к данному переводу? (ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ)

а) Б. Горбонос

б) С. Никитин

в) Д. Кабалевский

10. Фонограмма к какой песни сейчас прозвучит? Эту песню вы пели в 7 классе. Запишите её название. (ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ)

_______________________________________________________________

(Ответ: «Мы маленькие дети»)



Предварительный просмотр:

         Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Автор методики — Элис Пол Торренс, известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся. В полной мере осознавая всю сложность оценки креативного потенциала, который не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта), Торренс тем не менее стремился создать надёжную методику для его изучения. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых. Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей:

1.«Нарисуй картинку».

Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.

C:\Users\Елена\Desktop\картина1.jpg

Первый субтест предполагает работу испытуемого с простым овалом

2. «Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат.

 Второй субтест — набор фигур, которые дети должны завершить, превратив каждую в рисунок.

3.«Повторяющиеся линии». Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых. На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы.

C:\Users\Елена\Desktop\карт3.jpg

На основе каждой пары линий тестируемый должен придумать рисунок в рамках третьего субтеста .

      Процедура проведения диагностики творческого мышления.

 Рекомендуется проводить тест в небольших группах — от 5 до 10 человек.(можно индивидуально).

   Причём чем младше участники, тем меньше их должно быть в объединении. Испытуемому полагается сидеть за столом одному или с помощником экспериментатора, который пояснит задание или подпишет рисунок в том случае, если ребёнок недостаточно хорошо и быстро это делает сам. Для детей дошкольного возраста тест лучше организовывать в индивидуальном порядке.

   Для получения объективных результатов тестирование не должно включать в себя элемент соревнования или подразумевать наличие «правильных» ответов. Напротив — исследованию полагается проходить в расслабленной и спокойной обстановке, в которой дети смогут раскрыть свой потенциал без страха получить плохую оценку. Лучше всего, если экспериментатор преподнесёт задания в игровой форме. Сделать это будет не так сложно, поскольку тесты изначально предназначались для детей старшего дошкольного и школьного возраста, поэтому автор старался сделать их небанальными, чтобы заинтересовать тестируемых. Рекомендации к подготовке детей к предстоящей работе включают в себя фразы вроде: «Ребята! Я уверен(а), что вам понравится предстоящая игра. Это поможет и нам понять, как вы умеете придумывать новое и решать разные вопросы. Вам потребуется подключить всю вашу фантазию и умение думать».

 Оптимальное количество испытуемых — не более 5–10 человек

 Для выполнения заданий участникам тестирования нужна бумага, карандаши и ручки. Лучше убрать со стола все лишние предметы, которые могут отвлекать детей. Испытуемым также предоставляются листы со стимульным материалом. Во избежание путаницы следует обратить внимание детей на то, что бланки необходимо подписать. Рекомендуется предварять выполнение теста примерно таким вступлением: «Перед вами незаконченные фигуры. Если дорисовать к ним что-то, у вас получатся интересные картинки и истории. Это вам нужно сделать за 10 минут. Постарайтесь выдумать такой предмет или сюжет, который больше никто не нарисует. Придумайте ещё и необычное название для каждого изображения».

 В отдельных источниках говорится, что не следует ограничивать детей по времени, так как это может помешать гармоничному протеканию творческого процесса. В оригинальном же описании теста указывается, что на выполнение каждого субтеста отводится 10 минут, поэтому экспериментатору понадобится секундомер. Если участники обеспокоены по этому поводу, то следует предупредить их, чтобы не волновались и работали в своём ритме: «Вы работаете с разной скоростью. Кто-то успевает сделать всё очень быстро, а затем возвращается к заданиям и доделывает. Другие рисуют понемногу, но из каждой картинки делают сложные и интересные истории. Поступайте, как вам удобнее».

     Экспериментатору следует обязательно поинтересоваться, не возникло ли вопросов. В случае замешательства понадобится повторить инструкцию простым и доступным языком с учётом возраста испытуемых. Но ни в коем случае нельзя предоставлять примеры выполнения теста, поскольку это может привести к снижению оригинальности работ.

    По окончании тестирования организатору нужно проследить, чтобы к каждому рисунку был дан соответствующий комментарий. Если ребёнок забыл подписать какое-либо изображение, экспериментатору или его помощникам стоит сразу же выяснить ответы и подписать стимулы самостоятельно. В противном случае могут возникнуть сложности с интерпретацией результатов. Именно поэтому ассистентов должно быть достаточно, чтобы охватить всю группу испытуемых.

   Тест креативности Торренса можно проводить повторно для оценки развития творческих способностей. Рекомендуется использовать при этом следующие пояснения: «Мы хотим понять, как изменились ваши умения придумывать новое и решать проблемы. Люди измеряют рост и вес регулярно, чтобы узнать, насколько выросли и поправились. Мы делаем почти то же самое, но только с целью исследования ваших способностей. Постарайтесь проявить себя как можно лучше». Сравнивая результаты тестов, можно отследить динамику развития креативности ребёнка на протяжении всего периода обучения в школе.(объединении).

C:\Users\Елена\Desktop\карт4.jpg

 Результат ребёнка обязательно должен включать не только дополненные фигуры, но и описания к ним.

                    Обработка и интерпретация результатов 

  Приступая к интерпретации, следует прежде всего оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если:

  • не был использован предложенный элемент;
  • рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию;
  • название картинки бессмысленное, не связанное с изображением;
  • та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов.

 Беглость 

Беглость(продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров.

 

Оригинальность

 Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками.

  Этот показатель является наиболее значимым. Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных. 

Рассматриваемый показатель можно анализировать в соотношении с беглостью: для этого полученные за оригинальность баллы следует разделить на количество завершённых заданий и умножить на 100%.

 Ответы тестируемого сверяются со списками, чтобы понять, какие оригинальные, а какие — не очень.

 Примерные ответы с низкой оригинальностью:

 Овал: 0 баллов: рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Стимул №1:

 0 баллов: абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица (летящая), чайка.

 1 балл: брови, глаза человека, волна, море, животное (морда), кот, кошка, облачко, туча, сверхъестественные существа, сердце («любовь»), собака, сова, цветок, человек, мужчина, яблоко.

Стимул №2: 

0 баллов: абстрактный узор, дерево и его детали, рогатка, цветок.

 1 балл: буква (Ж, У и другие), дом, строение, знак, символ, указатель, птица, следы, ноги, цифра, человек.

Стимул №3:

0 баллов: абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человек, парусный корабль, лодка, фрукты, ягоды.

1 балл: ветер, облака, дождь, воздушные шарики, дерево и его детали, дорога, мост, животное или его морда, карусели, качели, колёса, лук и стрелы, луна, рыба, санки, цветы.

 Стимул №4:

 0 баллов: абстрактный узор, волна, море, вопросительный знак, змея, лицо человека, хвост животного, хобот слона.

1 балл: кот, кошка, кресло, стул, ложка, половник, мышь, насекомое, гусеница, червяк, очки, птица (гусь, лебедь), ракушка, сверхъестественные существа, трубка для курения, цветок. 

Стимул №5:

 0 баллов: абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, корабль, лодка, лицо человека, зонт.

 1 балл: водоём, озеро, гриб, губы, подбородок, корзина, таз, лимон, яблоко, лук (и стрелы), овраг, яма, рыба, яйцо.

 Стимул №6:

0 баллов: абстрактный узор, лестница, ступен, лицо человека.

 1 балл: гора, скала, ваза, дерево (ель), кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек (мужчина, женщина), цветок.

 Стимул №7:

 0 баллов: абстрактный узор, автомобиль, ключ, серп.

1 балл: гриб, ковш, черпак, линза, лупа, лицо человека, ложка, половник, молоток, очки, самокат, символ (серп и молот), теннисная ракетка.

Стимул №8:

0 баллов: абстрактный узор, девочка (женщина), человек — голова или тело.

1 балл: буква: У и другие, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, сверхъестественные существа, цветок, щит.

Стимул №9:

 0 баллов: абстрактный узор, горы, холмы , животное и его уши, буква М;

1 балл: верблюд, волк, кот, лиса, лицо человека и фигура, собака.

Стимул №10:

 0 баллов: абстрактный узор, гусь, утка, дерево (ель), сучья, лицо человека, лиса.

1 балл: Буратино, девочка, птица, сверхъестественные существа, цифры, человек (фигура).

Параллельные линии:

0 баллов: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

 Гибкость

 Этот показатель позволяет оценить способность ребёнка переходить от одной стратегии к другой, уровень информированности и мотивации. Разнообразие идей и подходов у испытуемого выявляется количеством категорий, к которым могут быть отнесены его ответы (как рисунки, так и подписи к ним). Разделив это значение на показатель беглости и умножив его на 100%, можно получить индекс гибкости. Низкие результаты говорят о негибкости мышления либо о недостаточном интересе к выполнению теста.

Возможные категории :

  • Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.
  • Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья.
  • Аксессуары: браслет, корона, кошелёк, монокль, ожерелье, очки, шляпа.
  • Бельевая верёвка, шнур.
  • Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.
  • Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.
  • Воздушный змей.
  • Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утёс.
  • Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.
  • Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.
  • Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма.
  • Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекрёсток, эстакада.
  • Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.
  • Животное: следы.
  • Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприёмник, рация, камертон, телевизор.
  • Зонтик.
  • Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.
  • Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор.
  • Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.
  • Книга: одна или стопка, газета, журнал.
  • Колёса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.
  • Комната или части комнаты: пол, стена, угол.
  • Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик.
  • Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник. Коробка: коробок, пакет, подарок, свёрток.
  • Космос: космонавт. Костёр, огонь.
  • Крест: Красный крест, христианский крест, могила.
  • Лестница: приставная, стремянка, трап. Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолёт, спутник.
  • Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.
  • Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтёрский молот.
  • Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы.
  • Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки.
  • Наземный транспорт — см. «Автомобиль», не вводить новую категорию.
  • Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк.
  • Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение луны, звезда, луна, метеорит, комета, солнце.
  • Облако, туча: разные виды и формы.
  • Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли.
  • Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка.
  • Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемёт, пушка, рогатка, щит. Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис.
  • Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепёшка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.
  • Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган.
  • Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щётка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щётка.
  • Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыплёнок.
  • Развлечения: певец, танцор, циркач.
  • Растения: заросли, кустарник, трава.
  • Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог.
  • Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт.
  • Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.
  • Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема.
  • Снеговик. Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.
  • Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскрёб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.
  • Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба.
  • Тростник и изделия из него. Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш.
  • Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.
  • Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. Цифры. одна или в блоке, математические знаки.
  • Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер.
  • Девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определённая личность, старик.
  • Части тела человека: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.
  • Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

Разработанность

   Разработанность подразумевает степень детализации рисунка — наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов. Дополнительный балл начисляется за:

  • каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается (например, при густой листве засчитывается 1 балл за весь элемент, несмотря на количество прорисованных листиков).
  • цвет, если его использование дополняет основной сюжет изображения.
  • особую штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) — тени, объём, оттенки.
  • каждую идею оформления (кроме чисто количественных повторений) рисунка, значимую с точки зрения сюжета. Например, одинаковые предметы иногда изображаются для создания ощущения пространства.
  • поворот рисунка на 90 градусов и более, оригинальность ракурса (вид снизу или изнутри, например), выход изображения за рамки стимула.
  • подробный заголовок.

   Высокие показатели разработанности говорят об изобретательности и способности к конструктивной деятельности. Низкие характерны для детей со слабой мотивацией и успеваемостью.

 Абстрактность названия

    В тесте оцениваются не только рисунки участников, но и названия-пояснения, которые они им дают. Баллы за заголовки начисляются по следующей шкале:

0: очевидные названия, простые, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект, состоящие из одного слова («Сад», «Горы», «Булочка» и так далее);

1: простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на изображении, или из каковых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект («Мурка», «Летящая чайка», «Новогодняя ёлка», «Саяны», «Мальчик болеет» и прочие);

 2: образные названия («Загадочная русалка», «SOS»), описывающие чувства, мысли («Давай поиграем», например);

3: абстрактные и философские заголовки, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл («Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернёшься вечером» и подобные).

    Пример расшифровки Представленный на картинке пример демонстрирует, как начисляются баллы в соответствии со шкалами. Первая цифра (слева направо) относится к номеру категории, вторая обозначает баллы, полученные за оригинальность, третья — очки за разработанность.

C:\Users\Елена\Desktop\карт 6.jpg

Каждый рисунок оценивается по трём параметрам: номер категории ответа, оригинальность и разработанность.

                            Подсчёт баллов и их анализ.

 Все выставленные баллы суммируются и делятся на количество категорий, по которым оценивалась работа ребёнка (беглость, оригинальность и так далее). Результаты сверяются со следующей шкалой:

  • 30 — плохо;
  • 0—34 — меньше нормы;
  • 35—39 — немного ниже нормы;
  • 40—60 — норма;
  • 61—65 — несколько лучше нормы;
  • 66—70 — выше нормы; >70 — отлично.

 Таблица: Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов.

Классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1 — 2

9,0

 7,5

10,3

 22,4

  3 — 4

8,9

7,6

9,7

31,7

5 — 6

9,0

6,8

9,2

30,4

7 — 8

9,1

7,4

9,6

11,8

9

9,7

8,1

10,7

40,4

1 — 9

9,2

7,6

 10,0

31,3

           Сам Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на большие творческие достижения в дальнейшей жизни. Иными словами: мало иметь способности к креативности, их нужно развивать и стремиться применять смолоду. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных пособий на уроках истории

В современной школе учитель не может обойтись без знания новых технологий, применяемых в процессе обучения. Основой современной системы обучения, как и прежде, является урок и это необходим...

Мультимедийное пособие по геометрии

Линейная перспектива в геометрии и изобразителнос искусстве...

Применени мультимедийных пособий при изучении биологии

Данная работа содержит рекомендации по применению мультимедийных пособий ра уроках биологии...

Методическое мультимедийное пособие для учителей начальных классов с использованием мнемотехнологии

Методическое мультимедийное пособие для учителей начальных классов с использованием мнемотехнологии...

НАГЛЯДНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ для проведения урока физики

Даны ссылки на материалы по физике из "Единой коллекции ЦОР"(файлы в формате swf, можно открыть программой Adobe Flash Player )...

Мультимедийное пособие к уроку "Финикия".Часть1.

Презентация к уроку в 5 классе  "Финикия". Содержит необходимую информацию и иллюстрации по теме. Состоит из 3 частей....

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Тема пособия: «Музыкальные загадки»

Описание работы с алгоритмом использованияэлектронного интерактивного дидактического мультимедийного пособияв образовательном процессеТема пособия: «Музыкальные загадки»Возраст целевой гру...