Внеклассное мероприятие
классный час по музыке (7 класс)

Косолапова Алла Владимировна

 воспитание интереса и уважения к народным традициям, истокам русской культуры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 3

«Мероприятие с участием родителей»

Выполнила:

Косолапова Алла Владимировна,

                                        учитель музыки

МАОУ г.Нягани «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко

Пояснительная записка

В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству как основе духовно-нравственного образования и воспитания становится не только значимым, но и, безусловно, актуальным. Ценность каждой культуры заключается в сохранении народом своего исторического наследия, в сохранении корней и истоков своего существования. Цикл внеклассных занятий также полезен и родителям для этнокультурного образования и воспитания их детей. Главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия в воспитании общей культуры обучающихся, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Я хорошо представляю себе роль семьи в формировании ценностных ориентаций у детей. Владение такой информацией позволяет мне предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Опыт показывает, что всестороннее развитие школьников зависит от способности педагога организовать ситуации, в которых школьники сотрудничают с учителем, друг с другом, с родителями. Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. 

        Основная часть

Сценарий реконструкции праздника «Широкая Масленица!»

Жанр мероприятия- праздник

 -         Подготовительная работа реконструкции праздника «Масленица» заключалась в следующем:

1 этап. Знакомство с народными праздниками. Изучение фольклора (песен, частушек, игр, закличек). Знакомство с национальными блюдами, которые готовят в семье.

2 этап. Механизмы включения родителей в мероприятие: обсуждение идеи праздника на заседании Совета класса, на заседании родительского комитета, на классном часе с участием родителей; поисковая деятельность по подбору материала; изучение особенностей празднования «Масленицы».

3 этап.  Деление на творческие группы. Распределение ролей и обязанностей.

4 этап. Рефлексия, как обратная связь (диагностика удовлетворенности родителей) – «открытый микрофон», «цветопись».

5 этап. Инструмент самодиагностики педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках конкретного мероприятия – самоанализ проведения мероприятия (Приложение)

Сотрудничество с родителями прослеживается на всех этапах работы над реконструкцией праздника.

ЦЕЛЬ: изучить народные обряды и обычаи празднования каждого дня масленичной недели.

Задачи:

  1. Выяснить, о  каких народных традициях празднования Масленицы знают обучающиеся и их родители;
  2. Изучить фольклор (песни, частушки, игры, заклички);
  3. Изучить литературу о национальных блюдах, которые готовят в семье в дни праздников;
  4. Смоделировать конкретные ситуации, связанные с празднованием Масленицы.

Планируемый результат:

  1. Повышение уровня знаний о русских традициях;
  2. Активное участие учащихся и родителей в проведении праздника;
  3. Повышение уровня внимания родителей к обучению и воспитанию детей;
  4. Развитие потребности семьив активном участии в общественной жизни ребенка;
  5. Повышение значения семейных ценностей;
  6. Диссеминация опыта реконструкции народного праздника (проведение праздника в социально-реабилитационном центре «Родник» для ветеранов ВОВ и труда).

Занятия будут способствовать формированию следующих УУД:

личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитие стремления к получению высокой оценки;
регулятивных: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, корректировать самооценку, адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;

коммуникативных:деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;

познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждения.

Виды заданий на празднике: диалог, игры, песни, загадки, викторины, хороводы.

Оборудование: мультимедийное

Реквизит: чучело Масленицы, столик, скатерть, самовар, связка сушек, блины, бумажные «блины» с надписями, салфетки, 2 берёзовых веника.

Время проведения: внеурочное.

Продолжительность проведения:90 минут.

В реконструкции праздника участвуют все дети 4В класса (22 ученика) МАОУ  г.Нягани «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко, 17 родителей;

ведущие-скоморохи – 5 учеников 7Б класса, ученики и учителя из других школ города, Администрация и учителя МАОУ г.Нягани «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко.

        (На сцене, ближе к кулисе, стоит столик с самоваром, блинами, сушками. Посередине сцены, но так, чтобы не загораживать экран, стоит чучело Масленицы. За столиком располагается Ведущая. На сцене 2 группы ребят, которые начинают вступительную часть к празднику. Перед началом действа звучат народные мелодии. Скоморохи появляются под фоновую музыку, которая для них всегда постоянна. Частушки исполняются под живой аккомпанемент. Песни и игры сопровождаются музыкальными нарезками).

        

1 ученик:

То не лес, не трава расстилается,

Под ногами лежат расстояница,        

Неоглядны российские стороны,

Ой, и буйны русские головы.

2ученик:

А земля-то духом объятая,

А Россия — людьми-то богатая!

То не лес, не трава расстилается,

Вместе: Праздник масленицы начинается!

3ученик:

От души вас поздравляем

И сердечно приглашаем:

Все заботы бросьте,

Приходите в гости

4ученик:

Прямо к нашему крыльцу,

К нам на Масленицу.

Убедитесь сами:

Угостим блинами,

5 ученик:

На сметане пышками,

Пирогами пышными,

Февралю – помашем,

Вместе: Марту – "здравствуй" скажем.

(Под музыку выбегают скоморохи с разных сторон)

1-й скоморох: Здравствуйте, гости! Милости просим!    

2-й скоморох: Мы - скоморохи удалые!Эх, ребята молодые...

3-й скоморох: Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

1-й скоморох: День первый – понедельник!

2-й скоморох: Масленице навстречу готовь пшеничку да гречу!

3-й скоморох: ВСТРЕЧА!

Ведущий: Понедельник назвали Встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни.

Песня «Эх, масленица»

1-й скоморох: А вот для вас и загадка масленичная:

Горячий, а не солнце.

Не пирог, а есть можно.

Круглый, а не колесо.

Ведущий: Правильно, блин.  И с понедельника начинали печь блины – символ праздника и солнца.Кто из вас ингредиенты блинов знает, быстро нам их называет…

2-й скоморох: Парное молоко – (все « Да») Куриное яйцо –  (да!)                            

Капуста кочанная –  (нет!) Солёный огурец – (нет!) Мясной холодец – (нет!) Сахар да соль – (да!)Белая фасоль – (нет!)     Масло топлёное – (да!)       Рыба солёная – (нет!)

Лавровый лист –  (нет!) Клубничное варенье –  (да!) Овсяное печенье –  (нет!)

1-й скоморох: День второй – вторник!

А на второй день все, кому не лень,

Готовь качели да салазки да строй всем глазки!

3-й скоморох: ЗАИГРЫШИ!

Ведущий: Второй день Масленицы, вторник, называется Заигрышем. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости, и девичья потеха - качели, и скоморошьи частушки...

3-й скоморох:

Ой ты, Масленица жданная,

Гостьюшка наша желанная, 

Встречаем тебя блинами, ватрушками,                

Вместе: А также веселыми частушками! (Дети запевают частушки)

1.

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя,

Будьте счастливы, как мы!

2.

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,  

Похудеть попробую.

3.

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,        

Чтобы есть блины опять.

4.

Напеки, кума, блинов,  

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя,

Можно съесть и лишнего.

5.

Улыбается народ,

Дружно водит хоровод.        

То ведь Масленица,  

Добра Масленица!  

6.

Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони.

Ведущий: Её так в народе любили, что ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница». О чём идёт речь? (О Масленице)

Игра «Масленица»

Ход игры: Играющие встают в круг по парам (как в «Третий лишний»).Считалкой выбирается водящий.Игроки, стоящие во внутреннем круге, подходят к водящему и под музыку повторяют за ним танцевальные движения. Как только музыка прервалась, игроки должны встать за игроками внешнего круга. Кому не досталось пары становится водящим. Игра продолжается. Водящий выходит в круг под слова «Раз, два, три! Масленица – ты!

1-й скоморох: День третий – среда!

2-й скоморох: А на лакомку-среду зазывай гостей к обеду!

3-й скоморох: ЛАКОМКА

Ведущий: В этот день зятья к тещам приходят на блины. Тещины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой.Между прочим, если знать, что человек предпочитает в еде, можно сказать, какой у него характер. Кто нашёл блины с икрой? Очень хорошо, знайте:

Блины с икрой предпочитают настоящие личности, люди, которые всегда и всего добиваются.

Блины с красной рыбой предпочитают люди, витающие в облаках и любящие помечтать.

Блины с творогом любят люди добрые, отзывчивые, готовые в любую минуту прийти на помощь.

Блины со сметаной любят люди мягкие по характеру, они всегда идут на уступки своему партнёру и не любят ссор.

Блины со сливочным маслом предпочитают люди нежные, ласковые и очень чувственные.

Блины с варёным яйцом любят люди дотошные, они всегда ищут, а главное -  находят истину.

Блины с вареньем предпочитают преданные, верные люди, на них всегда можно положиться.

(Разместить на спинках стульев заранее бумажные « блины»  с надписями)

Песня «Эх, блины, блины!»

(Кричалка: Зал делится на две части. Одна, по сигналу правой руки ведущего, кричит: «Блины!»; другая, по сигналу левой руки ведущего, кричит: «С припёком!». После этих слов выполняются движения, которые оговариваются в считалке).

Ведущий:

1.

Как на масляну неделю

Каждый день с утра мы ели…Что? – Блины! С припёком!  

Вокруг себя с подскоком!                      

2.

В обед чай пивали,

Горстями в рот кидали… Что? – Блины! С припёком!  

Встаньте к сцене правым боком

3.

Ну, а в ужин, как всегда,

Лучшая для нас еда… Что? – Блины! С припёком!

Поклон для Зимы!

4.

У тёщи бывали                                                  

И целый день жевали …Что?  – Блины! С припёком!

Поклон для Весны!                                              

1-й скоморох: День четвёртый – четверг!

2-й скоморох: А на широкий четверок гуляй весь денек!

3-й скоморох:РАЗГУЛЯЙ

Ведущий: Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день - широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.

"Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!"

(слова колядки на экране. Дети говорят вместе, ведущая со скоморохами угощает всех блинами)

Конкурс «Русская баня»

На сцену приглашаются два человека. Им дают в руки по банному венику.

1-й скоморох: Ну-ка, покажите свою силу! Кто быстрее веник друг об друга обобьет, тот и получит звание «Банного мастера».

2-й скоморох: Только условие одно: «парить» соперника можно только по спине. Побеждает тот, от чьего веника останутся одни ветки.

Конкурс «Сушки»

3-й скоморох: Эй, народ! Не робей! Подходи ко мне скорей! Угощу вас не блинами, даже и не пирогами! Не простыми плюшками! А сушками-толстушками! Кто угадает, сколько сушек на веревке, тот всю вязанку получит!

1-й скоморох: День пятый – пятница!

2-й скоморох: А на пятницу тещу корми блинами нетощими!

3-й скоморох:ТЕЩИНЫ ВЕЧОРКИ!

Ведущий: Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечорки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.

1-й скоморох: Расскажем мы вам, гости дорогие, новости разные. 

Как услышите весть хорошую, хлопайте дружно в ладоши.

2-й скоморох:А если не очень хорошую – топайте ногами, кто как может.

3-й скоморох:У Масленицы сегодня день рождения!......хлопки

1-й скоморох:Угощаемся блинами и печеньем! ……..хлопки

2-й скоморох:Зиму просим поскорее уходить! …..хлопки

3-й скоморох:Посильнее нас похолодить!..... топот

1-й скоморох:Мамы, бабушки - все тесто завели! ….хлопки

2-й скоморох:Нам блиночков очень вкусных напекли!...хлопки

3-й скоморох:Блины с медом да с вареньем! ….хлопки

1-й скоморох:Не блины, а объеденье! ….хлопки

2-й скоморох:Блины с пуховою перинкою! ….топот

3-й скоморох:Блины со сладкою начинкою! ….хлопки

1-й скоморох:А ещё блины с подушками! ….топот

2-й скоморох:Да пироги с ватрушками! ... хлопки

3-й скоморох:Друзей водой холодной поливают! ….топот

1-й скоморох:Из самовара чай всем наливают и блинами угощают! ….хлопки

Блинная викторина

1.Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины?

а) Из пшеничной;  б) Из ржаной;  в) Из гречишной; г) Из рисовой.

(Она придавала им большую рыхлость и пышность, да ещё слегка кисловатый привкус)

2.Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты?

а) Блины с приплодом;   б) Блины с припёком;   в) Блины с подоплёкой;  г) Блины с присказкой.

(Начинку выкладывали на середину сковороды и заливали блинным тестом. В качестве припека, использовались готовые измельченные продукты: слой жареного лука или моркови, вареные яйца, грибы, рыбный или мясной фарш, творог и т.д.)

3.Какой праздник на Руси назывался праздником блиноеда?

а) Пасха;   б) Масленица;  в) Рождество;   г) Новый год.

(Другие её названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха.)

4.Как называются уменьшенные блины?

а) Пончики;   б) Оладьи;    в) Галушки;    г) Клёцки.

5.Какие блинчики пекут умелые хозяйки?

а) Ажурные; б) Стёганые;    в) Вышитые;   г) Безразмерные.

(Чтобы испечь такие блинчики, нужно перелить  тесто в небольшую пластиковую бутылочку, в крышке которой есть дырочка. Нажимая на бутылку, можно рисовать на горячей сковороде. Сначала рисуется контур блина, который затем быстро заполняется рисунком)

6.С чем чаще всего едят блины в Канаде?

а) Со сгущёнкой;   б) С кленовым сиропом;   в) С мёдом;    г) С беконом.

7.Выберите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин ...»:

а) колом;   б) комом;    в) маслом не испортишь;   г) отдай врагу.

8.Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, ... не расколет».

а) Полено;   б) Стекло;  в) Брюхо;   г) Голова.

(Блин не клин, брюха не расколет)

9.Какое слово пропущено в пословице: «Блинцы, блинчики, блины, как ... у Весны»

а) Лужи;   б) Колёса;   в) Глаза;  г) Лицо.

10.Как говорят о неумелом, не приспособленном к работе человеке?

а) Блин горелый; б) Блин дырявый;    в) Блин холодный;   г) Блин пустой.

11.У кого, если верить детской дразнилке, на носу находится горячий блин?

а) У плаксы-ваксы;   б) У ябеды-корябеды;     в) У жадины-говядины;   г) У Маши-растеряши.

(Плакса-вакса, гуталин, на носу горячий блин.)

12.Как называется спортивный снаряд с блинами?

а) Копьё;      б) Шест;     в) Штанга;      г) Молот.

(Это металлические диски.)

13.Какая разгадка у загадки: «С виду клин, развернешь — блин»?

а) Гриб;   б) Зонт;в) Парашют;   г) Фонтан.

14.Как ещё можно «печь блинчики»?

а) Камушками по воде;б) Вилами по воде;в) Камушками по песку;г) Снежками по воздуху.

(Бросать плоский камешек, чтобы тот прыгал по воде. Чем больше прыжков, тем больше блинчиков испеклось)

1-й скоморох: День шестой – суббота!

2-й скоморох: А в субботу – безделки

3-й скоморох:ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Ведущий: В этот день сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

1-й скоморох:

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

2-й скоморох:

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.                              

3-й скоморох:

Растопи холодный лед,

Пусть весна скорей придет!

Игра «Ворота»

1 ученик: Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!

2 ученик: Первый Март пришел, всех детей провел.

3 ученик: А за ним — и Апрель отворил окно и дверь.

4 ученик: А уж как пришел Май, сколько хочешь гуляй!

Ход игры. Все участники стоят по кругу, в центре — 4 девушки, взявшись за руки и подняв их вверх. Это «ворота»,через которые проходят все участники за ведущим. Если девушки поднимают руки, «ворота» открыты; если опускают вниз — закрыты. Все участники игры идут по кругу, при этом произносят нараспев такие слова:

Идет Матушка-весна

По полям-лесам одна.

Первый раз прощается,    

Второй раз запрещается.

А на третий раз - не пропустим вас!    

На последних словах девушки закрывают «ворота». Игроки, которые оказались внутри «ворот», встают вместе с  девушками. Таким образом, «ворота» становятся шире. Игра продолжается дальше до тех пор, пока в центре не будет больше участников, чем во внешнем кругу.

1-й скоморох: День седьмой – воскресенье!

2-й скоморох: А в воскресенье догуляй и Масленицу провожай.

3-й скоморох:ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Ведущий: И вот завершающий день - прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.Это день очищения.

1 ученик:

Простите меня, простите!

Прошу своих друзей-

Обиды не таите,

Простите поскорей!

2 ученик:

Обида сердце гложет,

Болезни тоже с ней.  

Нам ссориться негоже,    

Простите поскорей!

3 ученик:

Я тоже всех прощаю –

Любовь сильнее зла.                                    

Я вам, друзья, желаю

И счастья, и тепла.

Хороводы

«Завиваем капусту» и «Змейка»

Классный руководитель:

Делу – время, а потехе –час!                      

Будьте к друг другу добры и участны,

Еще раз с праздником вас!          

Тогда никогда не покинет вас счастье!

Музыкальный руководитель(я):

Дорогие гости! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем! Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам.

Короткометражный видеоролик фрагментов праздника прилагается.

Список источников

  1. В.Н.Банников. Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в школе:Учебно-методическое пособие.- Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2014. –172 с.
  2. «Я познаю мир». Детская энциклопедия: Праздники народов мира. Авторы-составители: И.Полянская, Н.Ионина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», - 199. – 512 с.
  3. Газета для классных руководителей «Досуг в школе» Гл.редактор: Т.В.Буракова. - № 1, 2012 г
  4. Развивающий журнал для детей «Умняша». Издатель ООО «Росчерк». № 4 (134), 2012 г

http://forums.vkmonline.com/forumdisplay.php?f=465


F:\1  Аттестация 2023\1.Аттестация 2023 готовая\1.Новый готовый Ат-23\АЗ последний лист с подписью.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...