Внеклассное мероприятие
классный час по музыке (7 класс)
воспитание интереса и уважения к народным традициям, истокам русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий внеклассного мероприятия | 885.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 3
«Мероприятие с участием родителей»
Выполнила:
Косолапова Алла Владимировна,
учитель музыки
МАОУ г.Нягани «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко
Пояснительная записка
В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству как основе духовно-нравственного образования и воспитания становится не только значимым, но и, безусловно, актуальным. Ценность каждой культуры заключается в сохранении народом своего исторического наследия, в сохранении корней и истоков своего существования. Цикл внеклассных занятий также полезен и родителям для этнокультурного образования и воспитания их детей. Главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия в воспитании общей культуры обучающихся, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Я хорошо представляю себе роль семьи в формировании ценностных ориентаций у детей. Владение такой информацией позволяет мне предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Опыт показывает, что всестороннее развитие школьников зависит от способности педагога организовать ситуации, в которых школьники сотрудничают с учителем, друг с другом, с родителями. Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников.
Основная часть
Сценарий реконструкции праздника «Широкая Масленица!»
Жанр мероприятия- праздник
- Подготовительная работа реконструкции праздника «Масленица» заключалась в следующем:
1 этап. Знакомство с народными праздниками. Изучение фольклора (песен, частушек, игр, закличек). Знакомство с национальными блюдами, которые готовят в семье.
2 этап. Механизмы включения родителей в мероприятие: обсуждение идеи праздника на заседании Совета класса, на заседании родительского комитета, на классном часе с участием родителей; поисковая деятельность по подбору материала; изучение особенностей празднования «Масленицы».
3 этап. Деление на творческие группы. Распределение ролей и обязанностей.
4 этап. Рефлексия, как обратная связь (диагностика удовлетворенности родителей) – «открытый микрофон», «цветопись».
5 этап. Инструмент самодиагностики педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках конкретного мероприятия – самоанализ проведения мероприятия (Приложение)
Сотрудничество с родителями прослеживается на всех этапах работы над реконструкцией праздника.
ЦЕЛЬ: изучить народные обряды и обычаи празднования каждого дня масленичной недели.
Задачи:
- Выяснить, о каких народных традициях празднования Масленицы знают обучающиеся и их родители;
- Изучить фольклор (песни, частушки, игры, заклички);
- Изучить литературу о национальных блюдах, которые готовят в семье в дни праздников;
- Смоделировать конкретные ситуации, связанные с празднованием Масленицы.
Планируемый результат:
- Повышение уровня знаний о русских традициях;
- Активное участие учащихся и родителей в проведении праздника;
- Повышение уровня внимания родителей к обучению и воспитанию детей;
- Развитие потребности семьив активном участии в общественной жизни ребенка;
- Повышение значения семейных ценностей;
- Диссеминация опыта реконструкции народного праздника (проведение праздника в социально-реабилитационном центре «Родник» для ветеранов ВОВ и труда).
Занятия будут способствовать формированию следующих УУД:
личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитие стремления к получению высокой оценки;
регулятивных: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, корректировать самооценку, адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;
коммуникативных:деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;
познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждения.
Виды заданий на празднике: диалог, игры, песни, загадки, викторины, хороводы.
Оборудование: мультимедийное
Реквизит: чучело Масленицы, столик, скатерть, самовар, связка сушек, блины, бумажные «блины» с надписями, салфетки, 2 берёзовых веника.
Время проведения: внеурочное.
Продолжительность проведения:90 минут.
В реконструкции праздника участвуют все дети 4В класса (22 ученика) МАОУ г.Нягани «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко, 17 родителей;
ведущие-скоморохи – 5 учеников 7Б класса, ученики и учителя из других школ города, Администрация и учителя МАОУ г.Нягани «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко.
(На сцене, ближе к кулисе, стоит столик с самоваром, блинами, сушками. Посередине сцены, но так, чтобы не загораживать экран, стоит чучело Масленицы. За столиком располагается Ведущая. На сцене 2 группы ребят, которые начинают вступительную часть к празднику. Перед началом действа звучат народные мелодии. Скоморохи появляются под фоновую музыку, которая для них всегда постоянна. Частушки исполняются под живой аккомпанемент. Песни и игры сопровождаются музыкальными нарезками).
1 ученик:
То не лес, не трава расстилается,
Под ногами лежат расстояница,
Неоглядны российские стороны,
Ой, и буйны русские головы.
2ученик:
А земля-то духом объятая,
А Россия — людьми-то богатая!
То не лес, не трава расстилается,
Вместе: Праздник масленицы начинается!
3ученик:
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости
4ученик:
Прямо к нашему крыльцу,
К нам на Масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,
5 ученик:
На сметане пышками,
Пирогами пышными,
Февралю – помашем,
Вместе: Марту – "здравствуй" скажем.
(Под музыку выбегают скоморохи с разных сторон)
1-й скоморох: Здравствуйте, гости! Милости просим!
2-й скоморох: Мы - скоморохи удалые!Эх, ребята молодые...
3-й скоморох: Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
1-й скоморох: День первый – понедельник!
2-й скоморох: Масленице навстречу готовь пшеничку да гречу!
3-й скоморох: ВСТРЕЧА!
Ведущий: Понедельник назвали Встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни.
Песня «Эх, масленица»
1-й скоморох: А вот для вас и загадка масленичная:
Горячий, а не солнце.
Не пирог, а есть можно.
Круглый, а не колесо.
Ведущий: Правильно, блин. И с понедельника начинали печь блины – символ праздника и солнца.Кто из вас ингредиенты блинов знает, быстро нам их называет…
2-й скоморох: Парное молоко – (все « Да») Куриное яйцо – (да!)
Капуста кочанная – (нет!) Солёный огурец – (нет!) Мясной холодец – (нет!) Сахар да соль – (да!)Белая фасоль – (нет!) Масло топлёное – (да!) Рыба солёная – (нет!)
Лавровый лист – (нет!) Клубничное варенье – (да!) Овсяное печенье – (нет!)
1-й скоморох: День второй – вторник!
А на второй день все, кому не лень,
Готовь качели да салазки да строй всем глазки!
3-й скоморох: ЗАИГРЫШИ!
Ведущий: Второй день Масленицы, вторник, называется Заигрышем. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости, и девичья потеха - качели, и скоморошьи частушки...
3-й скоморох:
Ой ты, Масленица жданная,
Гостьюшка наша желанная,
Встречаем тебя блинами, ватрушками,
Вместе: А также веселыми частушками! (Дети запевают частушки)
1.
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя,
Будьте счастливы, как мы!
2.
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
3.
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
4.
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя,
Можно съесть и лишнего.
5.
Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!
6.
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони.
Ведущий: Её так в народе любили, что ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница». О чём идёт речь? (О Масленице)
Игра «Масленица»
Ход игры: Играющие встают в круг по парам (как в «Третий лишний»).Считалкой выбирается водящий.Игроки, стоящие во внутреннем круге, подходят к водящему и под музыку повторяют за ним танцевальные движения. Как только музыка прервалась, игроки должны встать за игроками внешнего круга. Кому не досталось пары становится водящим. Игра продолжается. Водящий выходит в круг под слова «Раз, два, три! Масленица – ты!
1-й скоморох: День третий – среда!
2-й скоморох: А на лакомку-среду зазывай гостей к обеду!
3-й скоморох: ЛАКОМКА
Ведущий: В этот день зятья к тещам приходят на блины. Тещины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой.Между прочим, если знать, что человек предпочитает в еде, можно сказать, какой у него характер. Кто нашёл блины с икрой? Очень хорошо, знайте:
• Блины с икрой предпочитают настоящие личности, люди, которые всегда и всего добиваются.
• Блины с красной рыбой предпочитают люди, витающие в облаках и любящие помечтать.
• Блины с творогом любят люди добрые, отзывчивые, готовые в любую минуту прийти на помощь.
• Блины со сметаной любят люди мягкие по характеру, они всегда идут на уступки своему партнёру и не любят ссор.
• Блины со сливочным маслом предпочитают люди нежные, ласковые и очень чувственные.
• Блины с варёным яйцом любят люди дотошные, они всегда ищут, а главное - находят истину.
• Блины с вареньем предпочитают преданные, верные люди, на них всегда можно положиться.
(Разместить на спинках стульев заранее бумажные « блины» с надписями)
Песня «Эх, блины, блины!»
(Кричалка: Зал делится на две части. Одна, по сигналу правой руки ведущего, кричит: «Блины!»; другая, по сигналу левой руки ведущего, кричит: «С припёком!». После этих слов выполняются движения, которые оговариваются в считалке).
Ведущий:
1.
Как на масляну неделю
Каждый день с утра мы ели…Что? – Блины! С припёком!
Вокруг себя с подскоком!
2.
В обед чай пивали,
Горстями в рот кидали… Что? – Блины! С припёком!
Встаньте к сцене правым боком
3.
Ну, а в ужин, как всегда,
Лучшая для нас еда… Что? – Блины! С припёком!
Поклон для Зимы!
4.
У тёщи бывали
И целый день жевали …Что? – Блины! С припёком!
Поклон для Весны!
1-й скоморох: День четвёртый – четверг!
2-й скоморох: А на широкий четверок гуляй весь денек!
3-й скоморох:РАЗГУЛЯЙ
Ведущий: Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день - широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.
"Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!"
(слова колядки на экране. Дети говорят вместе, ведущая со скоморохами угощает всех блинами)
Конкурс «Русская баня»
На сцену приглашаются два человека. Им дают в руки по банному венику.
1-й скоморох: Ну-ка, покажите свою силу! Кто быстрее веник друг об друга обобьет, тот и получит звание «Банного мастера».
2-й скоморох: Только условие одно: «парить» соперника можно только по спине. Побеждает тот, от чьего веника останутся одни ветки.
Конкурс «Сушки»
3-й скоморох: Эй, народ! Не робей! Подходи ко мне скорей! Угощу вас не блинами, даже и не пирогами! Не простыми плюшками! А сушками-толстушками! Кто угадает, сколько сушек на веревке, тот всю вязанку получит!
1-й скоморох: День пятый – пятница!
2-й скоморох: А на пятницу тещу корми блинами нетощими!
3-й скоморох:ТЕЩИНЫ ВЕЧОРКИ!
Ведущий: Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечорки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.
1-й скоморох: Расскажем мы вам, гости дорогие, новости разные.
Как услышите весть хорошую, хлопайте дружно в ладоши.
2-й скоморох:А если не очень хорошую – топайте ногами, кто как может.
3-й скоморох:У Масленицы сегодня день рождения!......хлопки
1-й скоморох:Угощаемся блинами и печеньем! ……..хлопки
2-й скоморох:Зиму просим поскорее уходить! …..хлопки
3-й скоморох:Посильнее нас похолодить!..... топот
1-й скоморох:Мамы, бабушки - все тесто завели! ….хлопки
2-й скоморох:Нам блиночков очень вкусных напекли!...хлопки
3-й скоморох:Блины с медом да с вареньем! ….хлопки
1-й скоморох:Не блины, а объеденье! ….хлопки
2-й скоморох:Блины с пуховою перинкою! ….топот
3-й скоморох:Блины со сладкою начинкою! ….хлопки
1-й скоморох:А ещё блины с подушками! ….топот
2-й скоморох:Да пироги с ватрушками! ... хлопки
3-й скоморох:Друзей водой холодной поливают! ….топот
1-й скоморох:Из самовара чай всем наливают и блинами угощают! ….хлопки
Блинная викторина
1.Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины?
а) Из пшеничной; б) Из ржаной; в) Из гречишной; г) Из рисовой.
(Она придавала им большую рыхлость и пышность, да ещё слегка кисловатый привкус)
2.Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты?
а) Блины с приплодом; б) Блины с припёком; в) Блины с подоплёкой; г) Блины с присказкой.
(Начинку выкладывали на середину сковороды и заливали блинным тестом. В качестве припека, использовались готовые измельченные продукты: слой жареного лука или моркови, вареные яйца, грибы, рыбный или мясной фарш, творог и т.д.)
3.Какой праздник на Руси назывался праздником блиноеда?
а) Пасха; б) Масленица; в) Рождество; г) Новый год.
(Другие её названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха.)
4.Как называются уменьшенные блины?
а) Пончики; б) Оладьи; в) Галушки; г) Клёцки.
5.Какие блинчики пекут умелые хозяйки?
а) Ажурные; б) Стёганые; в) Вышитые; г) Безразмерные.
(Чтобы испечь такие блинчики, нужно перелить тесто в небольшую пластиковую бутылочку, в крышке которой есть дырочка. Нажимая на бутылку, можно рисовать на горячей сковороде. Сначала рисуется контур блина, который затем быстро заполняется рисунком)
6.С чем чаще всего едят блины в Канаде?
а) Со сгущёнкой; б) С кленовым сиропом; в) С мёдом; г) С беконом.
7.Выберите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин ...»:
а) колом; б) комом; в) маслом не испортишь; г) отдай врагу.
8.Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, ... не расколет».
а) Полено; б) Стекло; в) Брюхо; г) Голова.
(Блин не клин, брюха не расколет)
9.Какое слово пропущено в пословице: «Блинцы, блинчики, блины, как ... у Весны»
а) Лужи; б) Колёса; в) Глаза; г) Лицо.
10.Как говорят о неумелом, не приспособленном к работе человеке?
а) Блин горелый; б) Блин дырявый; в) Блин холодный; г) Блин пустой.
11.У кого, если верить детской дразнилке, на носу находится горячий блин?
а) У плаксы-ваксы; б) У ябеды-корябеды; в) У жадины-говядины; г) У Маши-растеряши.
(Плакса-вакса, гуталин, на носу горячий блин.)
12.Как называется спортивный снаряд с блинами?
а) Копьё; б) Шест; в) Штанга; г) Молот.
(Это металлические диски.)
13.Какая разгадка у загадки: «С виду клин, развернешь — блин»?
а) Гриб; б) Зонт;в) Парашют; г) Фонтан.
14.Как ещё можно «печь блинчики»?
а) Камушками по воде;б) Вилами по воде;в) Камушками по песку;г) Снежками по воздуху.
(Бросать плоский камешек, чтобы тот прыгал по воде. Чем больше прыжков, тем больше блинчиков испеклось)
1-й скоморох: День шестой – суббота!
2-й скоморох: А в субботу – безделки
3-й скоморох:ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ
Ведущий: В этот день сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
1-й скоморох:
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
2-й скоморох:
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
3-й скоморох:
Растопи холодный лед,
Пусть весна скорей придет!
Игра «Ворота»
1 ученик: Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!
2 ученик: Первый Март пришел, всех детей провел.
3 ученик: А за ним — и Апрель отворил окно и дверь.
4 ученик: А уж как пришел Май, сколько хочешь гуляй!
Ход игры. Все участники стоят по кругу, в центре — 4 девушки, взявшись за руки и подняв их вверх. Это «ворота»,через которые проходят все участники за ведущим. Если девушки поднимают руки, «ворота» открыты; если опускают вниз — закрыты. Все участники игры идут по кругу, при этом произносят нараспев такие слова:
Идет Матушка-весна
По полям-лесам одна.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
А на третий раз - не пропустим вас!
На последних словах девушки закрывают «ворота». Игроки, которые оказались внутри «ворот», встают вместе с девушками. Таким образом, «ворота» становятся шире. Игра продолжается дальше до тех пор, пока в центре не будет больше участников, чем во внешнем кругу.
1-й скоморох: День седьмой – воскресенье!
2-й скоморох: А в воскресенье догуляй и Масленицу провожай.
3-й скоморох:ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Ведущий: И вот завершающий день - прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.Это день очищения.
1 ученик:
Простите меня, простите!
Прошу своих друзей-
Обиды не таите,
Простите поскорей!
2 ученик:
Обида сердце гложет,
Болезни тоже с ней.
Нам ссориться негоже,
Простите поскорей!
3 ученик:
Я тоже всех прощаю –
Любовь сильнее зла.
Я вам, друзья, желаю
И счастья, и тепла.
Хороводы
«Завиваем капусту» и «Змейка»
Классный руководитель:
Делу – время, а потехе –час!
Будьте к друг другу добры и участны,
Еще раз с праздником вас!
Тогда никогда не покинет вас счастье!
Музыкальный руководитель(я):
Дорогие гости! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем! Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам.
Короткометражный видеоролик фрагментов праздника прилагается.
Список источников
- В.Н.Банников. Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в школе:Учебно-методическое пособие.- Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2014. –172 с.
- «Я познаю мир». Детская энциклопедия: Праздники народов мира. Авторы-составители: И.Полянская, Н.Ионина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», - 199. – 512 с.
- Газета для классных руководителей «Досуг в школе» Гл.редактор: Т.В.Буракова. - № 1, 2012 г
- Развивающий журнал для детей «Умняша». Издатель ООО «Росчерк». № 4 (134), 2012 г
http://forums.vkmonline.com/forumdisplay.php?f=465
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...