«Импрессионизм в музыке и живописи»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Оксана Владимировна Ломинская

Урок музыки для обучающихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx310.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок № 7 Дата___________________5-В класс

Учитель: Ломинская О. В.

             

Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Цель: раскрыть сущность импрессионизма как художественного стиля, особенности взаимодействия импрессионизма в музыке, живописи и поэзии.

Планируемые результаты:

Предметные: раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

Метапредметные: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод; развивать способность к интерпретации; формирование представление о рисунке и схеме; развитие воображения, художественной интуиции.

Личностные: выражать свое эмоциональное отношение к музыкальному и изобразительному, поэтическому искусству в процессе исполнения и восприятия произведения

Формируемые УУД:

Коммуникативные: участие в коллективном озвучивании картины через декламацию, игру на музыкальных инструментах и имитацию звуков природы.

Регулятивные: устанавливать связь музыки с поэзией и изобразительным искусством через картины и поэтические произведения; выстраивать работу в команде по решению поставленных задач; соотносить громкость звучания музыкальных инструментов и имитационных шумов при озвучивании картины.

Познавательные: проявлять интерес к музыке, анализировать музыкальные образы, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека.

Оборудование: учебник по музыке 5 класс, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

  1. Актуализация опорных знаний.

А теперь, чтобы окончательно проснуться и настроиться на работу предлагаю вашему вниманию ребус

Конечно же это слово ВПЕЧАТЛЕНИЕ

А вы можете вспомнить самое яркое впечатление от какого-либо события за время весенних каникул?

Как вы считаете, а могут ли впечатления передаваться в музыке и изобразительном искусстве? А вот каким образом это происходит....будем разбираться сегодня на уроке.

  1. Мотивационно-целевой этап

Существует удивительное направление в искусстве, которое называется –импрессионизм – от французского – импресион – впечатление.

В связи с этим, кто может обозначить тему нашего сегодняшнего урока?

Согласна - "Импрессионизм а музыке и живописи"

Какова же цель нашего урока?

- Познакомиться с направлением импрессионизма в искусстве.

- Что для этого мы будем делать, какие решать задачи?

Познакомимся с творчеством композиторов импрессионистов, проанализируем особенности импрессионизма в музыке;

Познакомимся с картинами выдающихся художников-импрессионистов, раскроем отличительные черты художественного направления;

Используем полученные знания в практической творческой деятельности.

IV.        Работа по теме:

Чарующий рассвет, неясные тона...

Вот облака раскрасило огнём!

И, робкая, как птица, тишина

Вдруг упорхнула...Где ей место днём?

Струится кверху золото огня,

Прорвался луч! И, между туч, в оконце,

Торжественно открыв начало дня,

Из океана величаво всходит солнце!

Какие виды искусства помогли мне сегодня воссоздать прекрасную картину утра?

Музыка, литература, живопись

Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века.

Представляете? Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё видение искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира.

Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие достопримечательности Парижа вы знаете?

Гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох, но я обращаю ваше внимание на две экспозиции. Взгляните на эти картины и подумайте

-Какая картина проработана более детально?

- На какой из них изображена импрессия, впечатление?

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Обрати внимание на то, от какого слова произошло название направления импрессионизм?

Играет музыка - на слайдах картины Франции

Говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты- красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание  в музыке уделяется динамическим оттенкам. Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Дебюсси, так же как и художники- импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира.

Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

Сейчас мы послушаем прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет»

По окончании слушания ответим  на вопросы:

Какое настроение  создает эта музыка? (ответы учащихся)

Изменяется ли оно в произведении? (ответы учащихся)

Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж. (ответы учащихся)

Морис Равель – импрессионист, у нас есть удивительная возможность послушать как звучит одно из своих произведений.

Сейчас мы прослушаем произведение, и постараемся описать то впечатление, которое произвела на нас музыка.

Звучит "Игра воды" (название не произносится)

Обрати внимание особенность импрессионизма в музыке– пейзажность – музыка рисует картины природы, передает впечатление композитора от увиденного. Здесь нет определенной мелодии, постоянного ритма, зато ярко представлено богатство тембров, динамических оттенков. Именно поэтому, композиторов импрессионистов называют художниками, которые рисуют звуками!

Сейчас, предлагаю еще раз послушать пьесу Клода Дебюсси и придумать свое название для каждой группы

Варианты детские : "Лесной ручеек", Утренняя роса", и пр.

V Вокально – хоровая работа.

VI Рефлексия и подведение итогов урока.

А теперь, давайте схематично представим всё то, что сегодня вы узнали на уроке.

С каким направлением в искусстве вы сегодня познакомились? (импрессионизм).

В какой стране зародился импрессионизм? (во Франции).

Когда это произошло? (в конце 19 века).

В каком виде искусства импрессионизм нашёл своё отражение? (в живописи).

В каком виде искусства импрессионизм проявил себя так же ярко? (в музыке).

Кто стал композитором – импрессионистом? (К.Дебюсси).

Эта схема поможет вам, ребята, лучше запомнить то, о чём мы сегодня с вами вели разговор.

Домашнее задание: Ребята, на уроке вы услышали лишь одно имя художника  – импрессиониста Клод Моне. Надеюсь, что дома вы постараетесь найти информацию о художниках – импрессионистах и подробнее познакомитесь с их творчеством


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект  урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"

презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"...

Урок музыки в 5 классе (по программе урок № 31) Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи по учебнику Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой

Предмет: МузыкаТема: Импрессионизм в музыке и живописи Класс: 5Форма проведения: учебное занятие....

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе   по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессио...

"Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России"

Презентация к уроку "Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России" 7 класс...