Урок музыки в 5 классе (по программе урок № 31) Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи по учебнику Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Предмет: Музыка
Тема: Импрессионизм в музыке и живописи
Класс: 5
Форма проведения: учебное занятие.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФГКОУ «ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Урок музыки в 5 классе
(по программе урок № 31)
Тема урока:
Импрессионизм в музыке и живописи
по учебнику Г.П.Сергеевой,
Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой
Екатеринбург, 2013
Предмет: Музыка
Тема: Импрессионизм в музыке и живописи
Класс: 5
Форма проведения: учебное занятие.
Цель урока: раскрыть понятие и особенности импрессионизма как художественного стиля и рассмотреть особенности проявления импрессионизма в живописи и музыке.
Задачи:
Предметные:
- изучить одно из направлений в изобразительном искусстве и музыке – импрессионизм
- познакомиться с творчеством основоположника импрессионизма в музыке – Клодом Дебюсси
- усвоить понятия: импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита
- познакомиться с творчеством художников-импрессионистов
- научиться понимать связь между музыкой и изобразительным искусством
Метапредметные:
Регулятивные: совершенствование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
Коммуникативные: умение выражать свое мнение, обосновывать свою точку зрения, умение сделать выбор
Познавательные: извлечение необходимой информации из просмотренного материала, услышанных музыкальных фрагментов
Личностные: научиться проявлять эмоциональную отзывчивость, свое отношение к восприятию живописи и музыки
Дидактический материал к уроку: карточки по числу учеников для определения направлений живописи с цифрами №1 , № 2, № 3;
Три листа ватмана формата А3, пастельные мелки – 3 комплекта.
Ход урока:
- Организационный момент
Приветствие.
- Проверка домашнего задания
Звучит отрывок симфонической поэмы «Море» Чюрлёниса
- Ребята, какое музыкальное произведение мы с вами сейчас прослушали?
(симфоническая поэма «Море» Микалоюс Константинас Чюрлёниса) - С какими странами связано имя Чюрлёниса? (Литва)
- Изучение нового материала
Тема урока сегодня - Импрессионизм в музыке и живописи.
Все художники до XIX века и первой половины XIX века, несмотря на принадлежность к различным школам, имели одну общую черту: они создавали свои картины в стенах мастерской, предпочитая нейтральное освещение и широко используя асфальтово-коричневый цвет. (Идет показ картин классического направления живописи на слайдах).
В 60-е годы, благодаря научным открытиям, таким, как изобретение фотографии, теории «цветового круга» (трех базовых цветов), а также изобретение тюбиков для красок, был дан определенный толчок к возникновению нового направления в живописи.
В Париже появляется группа молодых художников (Клод Моне, Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо, Эдуард Мане и другие), которые предпочитают работать не в стенах мастерской, а на пленэре (на открытом воздухе). Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. (Идет показ картин художников-импрессионистов на слайдах).
В 1874 году, собранные вместе на первой групповой выставке, эти произведения вызвали настоящий шок. Клод Моне показал среди других полотен картину «Впечатление. Восход Солнца». Впечатление по-французски impression: отсюда и пошло название импрессионисты. Это слово пустил в оборот Луи Леруа, в шутку, но сами художники его приняли, так как оно действительно выражало суть их подхода к натуре.
- Чем отличается техника письма художников-импрессионистов от техники письма классиков? (техника письма художников-импрессионистов – беглые пятна, мазки).
- Как художники изображают людей, предметы? (расплывчато, без четких контуров)
Задание:
Ребята, у каждого из вас на парте есть карточка с цифрами №1, № 2, № 3 – это номера картин, которые будут показаны на экране. Напротив каждого номера вам нужно будет написать букву «К» или «И», в зависимости от направления в живописи. «К» – классическое направление. «И» – импрессионизм.
Карточки собираются преподавателем, после показа слайдов.
Новое направление, так ярко проявившее себя в живописи, оказало влияние и на другие виды искусств: поэзию и музыку. Музыкальный импрессионизм наиболее полное воплощение получил в творчестве композиторов: Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Ритмическая импровизация.
Сейчас мы разделим класс на 3 группы по рядам.
(Выполняется с использованием таблицы ритма на экране поочередно каждой группой, после – одновременно под руководством преподавателя)
- пошли на прогулку по парку (1 ряд выполняет шаги четвертными длительностями);
- начался мелкий дождь (2 ряд – шаги восьмыми длительностями);
- побежали, чтоб укрыться от дождя (3 ряд – шаги шестнадцатыми длительностями).
- один из обучающихся исполняет ритмическую импровизацию на треугольнике.
- Какое у вас впечатление от такой прогулки?
- А какое настроение?
- Вы обратили внимание, что эти шаги звучали как музыка?
- Как бы вы её назвали?
Главное в музыкальном импрессионизме — передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности. Ему свойственны также рафинированная фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой и гармонической красочности. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни.
Основоположником импрессионизма в музыке называют выдающегося французского композитора – Клода Дебюсси. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К.Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова.
Сейчас мы с вами прослушаем два фрагмента музыки: первый – «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси и второй – фрагмент оперы «Садко» - Вступление. Океан-Море синее. Н. Римского-Корсакова (Звучит музыка).
Одновременно на экране идет показ слайдов с изображением моря.
Вопросы после первого фрагмента:
- Какими средствами композитор передает свое впечатление от картины моря?
- Каково ваше впечатление от этой музыки?
- «… разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» — так писал о Клоде Дебюсси в начале XX века его младший современник, выдающийся русский композитор Н.Я. Мясковский. Как вы понимаете данное высказывание?
Вопросы после второго фрагмента:
- Сравните музыку из первого фрагмента «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси и музыку фрагмента оперы «Садко» - Вступление. Океан-Море синее. Н. Римского-Корсакова.
В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой передается впечатление от неё?
«Послеполуденный отдых фавна» — первое симфоническое сочинение Дебюсси, в котором в совершенстве выражен его индивидуальный импрессионистский стиль.
Кто такой фавн? Это лесное божество. Художник Л.Бакст изобразил его в одноименной декорации. (Показ слайда с картиной). Козлоногий фавн прячется в пещере от зноя и играет на свирели мелодию для своей возлюбленной. Его музыка обрывиста. Она - то утихает, то усиливается. Звуки арфы передают звучание ручья, шелест листвы, порывы ветра. Потому она так разнообразна. Флейты, гобои, арфы воссоздают почти осязаемую картину послеполуденного зноя. Это произведение Дебюсси вызвало много откликов, в которых подчеркивалась связь музыки с живописными произведениями художников – импрессионистов.
На экране идет показ фрагмента одноименного одноактного балета.
Творчество К.Дебюсси интересно и тем, что он первым из европейских композиторов XX века включил новые джазовые ритмы в классическую фортепианную музыку. В финале сюиты «Детский уголок» звучит «Кукольный кейк-уок» - модный в начале века танец американских негров. Слово кейк-уок в переводе с английского cake-walk означает шествие с пирогом (награда лучшему танцовщику).
Звучит «Кукольный кейк-уок» из сюиты «Детский уголок» (на фортепьяно).
Вокальная импровизация.
А сейчас мы с вами исполним вокальную импровизацию на фрагмент из данного произведения.
Класс делится на три группы по рядам.
1 ряд – исполняет аккомпанемент
2 ряд – поет мелодию
3 ряд – интермедию
Перед исполнением звучит фрагмент «Кукольный кейк-уок» из сюиты «Детский уголок» (с голосом)
Репетиция проводится по отдельности с каждым рядом, затем – все вместе, со звуковым фрагментом.
- Итог урока
Ребята, сегодня мы знакомились с импрессионизмом.
- Скажите, можно ли провести аналогию между музыкой и живописью?
- Что объединяет музыку с живописными произведениями художников – импрессионистов? Поясните свой выбор.
Импровизация на тему
А сейчас нам понадобится ваша импрессия от урока и от услышанной музыки. У меня в руках 3 листа бумаги и три набора пастельных мелков для рисования. Сейчас мы с вами ещё раз включим музыку, пустим по рядам листы бумаги с мелками, а вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вами, именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение, и закрасите выбранным цветом небольшой участок бумаги.
Звучит музыка: К. Дебюсси Бергамасская сюита. Лунный свет.
Далее идет просмотр рисунков, их сравнение и анализ.
Домашнее задание
Подготовить сообщения о композиторе-импрессионисте М.Равеле.
Выставление оценок.
Технические средства обучения:
персональный компьютер,
мультимедийный проектор,
музыкальный центр,
интерактивная доска,
фортепиано,
треугольник,
флеш-накопитель,
презентация к уроку.
Методическая литература:
- Жан-Поль Креспель. Повседневная жизнь импрессионистов 1863—1883, Москва «Молодая гвардия», 1999
- Морис Серюлль и Арлетт Серюлль. Энциклопедия импрессионизма, Москва «Республика», 2005
- “Импрессионизм“. Н.В.Бродская, СПб, Аврора, 2002 (254 стр, 269 ил.,7 авт. листов текста)
- Альшванг А. Клод Дебюсси, М., 1935;
- Альшванг А. Произведения Клода Дебюсси и М. Равеля, М., 1963
- Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963
- Мартынов И. Клод Дебюсси, М., 1964
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Музыка. Учебник. 5 класс, М., 2005
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%E1%FE%F1%F1%E8,_%CA%EB%EE%E4
http://classic-online.ru/ru/production/1063
http://www.belcanto.ru/sm_debussy_faune.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EC%EF%F0%E5%F1%F1%E8%EE%ED%E8%E7%EC
Самоанализ:
Схема анализа урока
(по Т. И. Шамовой и Ю. И. Конаржевскому)
№ | Характеристика урока | Баллы |
1 | Обозначена цель урока | 2 |
2 | Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности | 2 |
3 | Соответствие содержания учебного материала ТДЦ | 2 |
4 | МО обеспечили: мотивацию деятельности | 2 |
5 | Сотрудничество учащихся и учителя | 2 |
6 | Контроль и самоконтроль | 2 |
7 | Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ | 2 |
8 | ФОПД обеспечили: сотрудничество между обучающимися | 2 |
9 | Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ | 2 |
10 | ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ | 2 |
11 | Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект | 2 |
12 | Воспитательный аспект | 2 |
13 | Развивающий аспект | 2 |
Условные обозначения:
Триединая дидактическая цель | ТДЦ |
Методы обучения | МО |
Содержание учебного материала | СУМ |
Формы организации познавательной деятельности | ФОПД |
Балльные оценки:
2 – реализовано полностью;
1 – реализовано частично;
0 – не реализовано.
Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на 100.
85% – отлично, 84–65% – хорошо, 64–45% – удовлетворительно.
Эффективность урока – отлично.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".
Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД.Тип урока: У...
Урок музыки в 3 классе "Славны были наши деды!" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е. Д. Критской.
Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е.Д. Критской. Тема урока «Славны были наши деды!»...
урок музыки в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи"
Открытый урок по музыке в 7 классе, ярко раскрывающий межпредметные связи. На уроке отчётливо продемонстрирована героическая тема через музыку, литературу, живопись....
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...