Приобщение дошкольников к культурным ценностям народов России через фольклор.
консультация по музыке

Ольга Павловна Тишунина

    Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к культурным ценностям народов России через фольклор.

Выступление на педагогическом совете.  

Музыкальный руководитель Тишунина О. П.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».

К. Д. Ушинский

Именно поэтому проблема приобщения детей к истокам русской народной культуры была и будет важна всегда.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Первоочередная задача педагогов- формирование у детей положительного отношения к русской народной культуре- осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Ведь приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в детском саду и поддерживается родителями дома.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.

 Приобщение дошкольников к народным традициям осуществляется по  следующим подходам:

• включение детей в разные виды деятельности (беседы, познавательная, изобразительная, музыкальная с игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

• связь различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

• использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основ становления личности

• осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Работая над этой проблемой определяет цель:

 Формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

Побуждать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, осознания себя частью великого русского народа;

Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;

Развивать интерес к исконно русским традициям, промыслам;

Знакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.

Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами искусства;

Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность;

Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы;

Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук;

Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу;

Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной, домашней обстановки с предметно-развивающей средой.

Формы работы с детьми.

НОД:

по ознакомлению с основами русской народной культуры и быта

(знакомить детей с предметами быта, русской одеждой, убранством русской избы);

по ознакомлению с окружающим миром

(знакомить детей с народными предметами, с семьей, детским садом, с русскими народными праздниками на Руси, с русскими обычаями и традициями);

по ознакомлению с произведениями художественной литературы

(учить пословицы, поговорки, потешки, читать и рассказывать сказки, обыгрывать их в театрализованной деятельности)

музыкальные (знакомить с русскими народными инструментами, петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев);

по изобразительной деятельности (декоративное рисование, лепка)

(учить расписывать сарафан «дымковской барышни», использовать элементы дымковской росписи; прямые и пересекающие линии, точки, мазки, учить лепить дымковские игрушки и расписывать их, использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек; кольца, дуги, точки, мазки, полоски, круги)

Культурно-досуговая деятельность:

праздники, развлечения, тематические вечера, досуги.

Игровая деятельность:

театрализация.

сюжетно-ролевые игры.

подвижные, народные игры.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Словесные:

чтение художественной литературы;

заучивание стихов, песенок, потешек, закличек, пословиц и поговорок, загадывание и отгадывание загадок;

праздники, развлечения;

беседы;

консультации.

Наглядные:

организация фотовыставок;

информационные стенды;

театрализованная деятельность;

рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий;

личный пример взрослого.

Практические:

создание развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ;

создание условий для познавательного развития и познавательной деятельности ребенка;

организация продуктивной деятельности.

Игровые:

дидактические, настольно-печатные игры;

сюжетно-ролевые игры;

подвижные игры;

игры-драматизации, игры-инсценировки;

Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:

Создание атмосферы национального быта.

Традиционные и обрядовые праздники.

Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т. п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сохранение духовного и культурного единства народов России, продвижение чтения среди школьников как современные способы развития школьников – важные задачи деятельности педагогических работников в Год литературы»

С докладом «Сохранение духовного и культурного единства народов России, продвижение чтения среди школьников как современные способы развития школьников – важные задачи деятельности педагогических рабо...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РАЗНЫХ НАРОДОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ФОЛЬКЛОРА

Проект направлен на формирование толерантности и уважения к многонациональной культуре нашей страны посредством фольклора. Составляющее проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей...

2022 год - Год культурного наследия народов России

2022 год - Год культурного наследия народов России...

Внеклассное мероприятие, повященное Году культурного наследия народов России " Бурятия- родина моя!"

Внеклассное мероприятие, повященное Году культурного наследия народов России " Бурятия- родина моя!"...

Викторина "Культурное наследие народов России"

Данная викторина  позволит расширить знания детей о традициях, обычаях, народных промыслах народов нашей многонациональной страны....

учитель года -2022. Эссе "Год культурного наследия народов России"

Год культурного наследия народов России. Культура объединяет все стороны...