Применение технологии критического мышления на уроках музыки.
учебно-методический материал по музыке
Техники и приемы технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_muzyki.docx | 41.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование технологии критического мышления на уроках музыки.
Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день большое значение в формировании личности учащихся, обеспечивает успешность его деятельности в будущем. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание. Критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и анализировать собственную деятельность.
Критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость творческого продукта.
Технология имеет три стадии:
1.Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
2.Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним..
3.Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
В своей работе на уроках музыки я применяю следующие техники и приемы технологии критического мышления: "кластер", "синквейн", "ключевые термины", "образные эстафеты", "логические цепочки", " музыкальный диктант", " верные - неверные утверждения", "дискуссии", "мозговая атака". Хочу поделиться своим опытом включения этих техник на уроках музыки в 1-8 классах.
«Синквейн».
Происходит от французского « cing» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1строка – тема, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, но может быть применен, на любом этапе урока.
С большим интересом и желанием мои ученики составляют синквейны. У меня собралась большая коллекция работ на разные темы. Приведу лишь несколько примеров. Очень приятно, что нет ни одного одинакового синквейна. Каждый ребенок в меру своих способностей составляет свой синквейн. В классе царит творческая атмосфера, каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, не копируя мнение учителя или одноклассников.
Чайковский П.И. Лирик Талантливый, гениальный Любит, творит, мечтает Музыка это его жизнь Классик Оркестр. Оркестр. Симфонический, духовой. Играет, звучит, настраивается В нем разные музыканты Коллектив!
Дирижер. Талантливый, музыкальный. Руководит, управляет, организует. В его руках палочка. Мастер!
| Моцарт Вольфганг Амадей. Гений! Светлый, солнечный. Радуется, страдает, творит. Это музыкальное чудо! О, Моцарт! Моцарт! Солнечный, праздничный. Сочиняет, творит, вдохновляет. Мы любим его творчество! Классик!
|
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему.
1. Посередине чистого листа ученики пишут ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг записывают слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. В своей работе применяю кластер как проверочную работу или закрепление материала.
В 5 классе дети составляли кластер по теме "Опера", записав знакомые им жанры (песня, ария, речитатив, дуэт, квартет, хор), далее назвали имена героев, исполнявших эти жанры. Затем появилось предложение указать тех, благодаря кому рождается опера (композиторов, авторов, исполнителей), а затем вспомнить и записать их фамилии.
В 7 классе на уроке по теме "Музыкальная драматургия " ученики составляют кластер "Моцарт". Были найдены очень интересные слова, понятия, описывающие личность гениального композитора, названы произведения разнообразных жанров.
На уроке по теме "Музыкальная драматургия произведений Э.Грига" в 7 классе я решила в начале урока дать кластер о жизни и творчестве Грига без ключевого слова, чтобы дети узнали имя композитора, которому будет посвящен урок по названию его произведений, географическим особенностям его родной Норвегии и т.д.
«Ключевые термины»
Учитель выбирает 3-4–5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску.
Вариант 1. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов.
Вариант 2. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
Мои шестиклассники из предложенных слов " сюита, Бах, танец" придумали несколько вариантов предложений. Например: И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев.
Пятиклассники, получив ключевые слова "опера, певцы, оркестр, композитор, оперный театр, сцена, декорации" придумывали рассказ из нескольких предложений.
Ученики могут предложить свой вариант из трех слов по изученной теме. Этот метод применяется индивидуально и в паре, когда нужно оценить своего одноклассника, т.е. осуществить взаимоконтроль и взаимооценивание.
«Логические цепочки».
Ученики совершают логический переход от одного понятия к другому в 3-4 слова.
Тема" Что значит современность в музыке". Нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка»-
( современность — жизнь; жизнь — красота; красота — музыка.)
В 5 классе задание перейти от слова "Композитор" к слову "Пушкин". (Композитор- музыка, музыка-опера, опера-сказка, сказка-Пушкин).
Задание можно выполнять устно или письменно.
"Образные эстафеты".
Для обогащения словарного запаса и развития воображения предлагаю классу поочередно ( как будто передавая эстафетную палочку следующему ) подбирать синонимы для раскрытия звучащего образа.
Веселая - радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скачущая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая.
Грустная - печальная, невеселая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая, обиженная, просящая.
Нежная - ласковая, плавная, осторожная, задушевная, мечтательная, светлая, прозрачная, спокойная, добрая, приветливая, неторопливая, мягкая, плавная, напевная, протяжная.
Сильная - четкая, решительная, торжественная, праздничная, бодрая, важная, гордая, победная, мужественная, бесстрашная, отважная, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, смелая.
Страшная - злая, грубая, настороженная, опасливая, пугливая, сердитая, недовольная, темная.
Взволнованная - тревожная, беспокойная, таинственная, сказочная, торопливая, стремительная, волшебная.
Отрывистая - легкая, острая, шутливая, колючая.
Ассоциативный ряд.
Ученики друг за другом называют ассоциативные слова, относящиеся к произведению.
На уроке по теме "Музыкальный образ в Грустном вальсе Я. Сибелиуса" к слову "Вальс" были подобраны следующие слова-ассоциации: нежность, бал, танцующая пара, танец, любовь, Шопен, выпускной, волшебство и.т.д.
Если все слова записать в тетрадь, то дома можно написать из них мини-сочинение, раскрывающее музыкальный образ произведения.
«Мозговая атака»
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме.
2 этап. Обмен информацией.
Рекомендации:
– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
– оперативная запись высказанных предположений.
Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.
"Мозговой штурм".
Этот метод развивает умение мыслить, находить нестандартные решения учебных и творческих задач. В 6 классе по теме "Мир музыкальных образов " демонстрирую названия всех частей сюиты "Зимний костер", и предлагаю выбрать название прозвучавшей части сюиты, аргументировать свой ответ.
«Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Использование дискуссии на уроках заключает в себе следующие приемы: предъявление учащимся проблемной ситуации;
постановка проблемных вопросов к данной ситуации;
проигрывание проблемной ситуации;
анализ противоречивых высказываний к обсуждаемой проблеме;
выбор точек зрения или способов решения проблемы, подведение итогов,
рефлексия.
Обязательным условием при проведении дискуссии является:
– уважение к различным точкам зрения ее участников;
– совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится. В ходе дискуссии дети приходят к точной формулировке темы урока.
"Верные и неверные утверждения".
Ответы на вопросы учителя учащиеся записывают в тетрадях.
При изучении темы " Как музыка в опере помогает почувствовать характер литературных героев?" в 5 классе задаю ученикам вопросы:
-Ария - музыкальное произведение для хора.
-Ансамбли-дуэт, трио, квартет.
- В квартете обычно принимают участие два солиста.
- Речитатив - вокальная речь.
- Вся вокальная музыка в опере написана в стихотворной форме.
- Ария может быть в опере музыкальной характеристикой героя.
Еще один вариант, для начальной школы.
"Верно-неверно" (для начальных классов)
Учитель: прозвучала музыка. Ребята, внимательно слушайте слова, которые я вам буду называть. Если слово подходит к образу этой музыки, то громко повторите его. А если слово неверное, то молчите. Итак, я считаю, что эта музыка нежная.
Ученики (повторяют). Нежная.
Учитель. Я думаю, что эта музыка грозная.
Ученики должны промолчать, заметив ошибку, а затем возразить: "нет". Если ошибку не заметили, то следует обсудить это. Допустимо назвать детям 10 эпитетов, из которых несколько будут неверных.
«Цифровой диктант». Этот метод позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания. Формулирую задание и предлагает выбрать один из ответов (да или нет). Каждый ответ имеет определенную цифру: Да – 1, Нет – 0. Учащиеся в своей тетради должны записать только цифру выбранного ими ответа. Данный метод позволяет учащимся наглядно оценить уровень своих достижений, быстро проверить результаты. Средством являются формы тестовых заданий с двумя и более ответами. Возможно использование компьютерного варианта представления заданий.
В 7 классе после изучении темы "Сонатная форма" предлагаю ученикам утверждения, на которые надо ответить "Да", или «Нет»:
1. Увертюра - это самостоятельное произведение для оркестра или вступление к опере, балету.
2. Увертюру к опере "Руслан и Людмила" сочинил Л. Бетховен.
3. Реприза - это первоначальный показ главной и побочной тем.
4. Разработка - это развитие, видоизменение, взаимодействие, дробление тем.
5. Увертюра к опере "Руслан и Людмила" построена на контрастном сопоставлении тем, которые не противоречат друг другу и не вступают в конфликт.
6. Сонатная форма состоит из экспозиции, разработки и коды.
7. Увертюру "Эгмонт" написал М. И. Глинка.
8.Кода - это завершающий раздел сонатной формы.
9. В увертюре "Эгмонт" неконфликтное развитие тем.
10. Увертюры пишут в форме сонатного allegro.
Цифровой диктант выглядит как цепочка цифр 1001100101.
Учащиеся могут проверить себя сами, либо осуществить взаимоконтроль в парах.
Перевод баллов в оценку осуществляется по следующей схеме: за каждый правильный ответ-2 балла.
«3» - 8-12б. ,"4"-12-16б., "5"-17и более баллов.
"Терминологический диктант".
Учитель зачитывает, что обозначают слова-термины, а учащиеся записывают сами эти термины. Такой способ можно применять в 6-7 классах, а в классах начальной школы я использую упрощенный вариант: термины, которые будут в диктанте, записываю на доске в произвольном порядке. Учащиеся должны их записать на своих листочках в нужном порядке.
Количество терминов для диктанта от 5 до 10.
"Найди пару"
Задание для 5 класса на знание средств музыкальной выразительности (соединить стрелками музыкальный термин и его определение):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Заколдованное слово".
Учитель дает описание музыкального слова, говоря о нем замысловато, причудливо. иносказательно. Задание для учащихся: "расколдовать" слово, определить, о каком понятии идет речь и дать научное определение(из музыкального словаря).
Например, как подвести учащихся к слову "Гармония"? Учитель: "Это слово появилось в Древней Греции. Оно женского рода. Я мечтаю, чтобы она была в природе, в человеке, в искусстве. Противоположное понятие хаос, беспорядок, несогласие".
Учащиеся сами "заколдовывают" слова и играют в парах, группах.
Загадывание музыкальных терминов через игру «Да/Нет».
Учитель загадывает какой-то музыкальный термин, а ученики пытаются разгадать его, задавая учителю вопросы. Учитель отвечает на них только словами «да и нет». Естественно, учитель должен как-то сузить круг поиска, т.е. назвать хотя бы область применения загаданного им термина (например, не вся музыка, а только вокальная; не все жанры, а только камерные).
Игра учит правильно формулировать вопросы, вырабатывать стратегию поиска (вместо переборов возможных вариантов ответов). Учитель обязательно дает оценку всем заданным вопросам (сильные вопросы ведут к разгадке, слабые вопросы ничем не помогают в поиске слова). Когда этот прием хорошо отработан с детьми, можно их самих просить назвать, чьи вопросы им помогли подойти к правильному ответу.
(Игровой педагогический прием «Игра «Да/ Нет» описан в книге-пособии А. Гина «Приемы педагогической техники». Москва, изд. «Вита-Пресс», 2005).
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… | «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта? |
"ПОПС"
Учителю нужно знать, насколько качественно усвоен новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты не всегда позволяют оценить, насколько осознанно материал усвоен. В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – …поэтому…
Данная формула развивает у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения.
"Шапка вопросов»
Вариант 1.
Углубление знаний учащихся о каком-либо произведении искусства, художественном стиле и т.д. После знакомства с произведением дети должны написать записку с тремя вопросами (их суть лучше написать на доске или плакате-памятке):
1. Вопрос «на знание текста», свидетельствующий о том, что я знаю эту музыку, литературное произведение и.т.д. - ситуация знающего и проверяющего других ученика.
2.Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать - ситуация незнающего, но желающего узнать ученика.
3.Вопрос - просьба дать совет (на выяснение другого мнения о произведении по сравнению со своим) -ситуация сомневающегося, советующегося ученика.
Все записки складываются в шапку, перемешиваются и вытаскиваются по одной каждым учеником, который отвечает. Возможен обмен записками.
Записки могут быть без подписи или, наоборот, в виде заранее подготовленных визиток, или особой бумаги (в случае, если «шапка вопросов» становится регулярной). Оценивается «интересный» вопрос и «интересный» ответ в баллах.
Вариант 2. Устный вариант.
В шапке визитки или записки с фамилиями и именами учеников.
Чью записку или визитку вытащат, тот задает вопрос. Затем вытаскивается визитка ученика, который должен на вопрос ответить.
Или вытаскивается визитка ученика, на чей устный вопрос надо ответить.
Подобная работа в ряде случаев может заменить анализ, разбор, произведения после его восприятия. Ведь для того, чтобы сформулировать вопросы, ученику нужно спроектировать в уме возможные ответы и представить себе содержание тех областей, где эти ответы могут быть найдены другими.
Задавать вопросы - это такое же ценное умение, как и давать ответы.
«Шапка вопросов», объявленная перед слушанием, просмотром или чтением, является эффективным способом организации процесса восприятия искусства.
"Корзина"
При объяснении нового материала использование готовых карточек -терминов, которые ребята находят в общей стопке и выбирают те, которые характерны для темы урока.
Очень близки и почти неразрывны в моей практике методы "Творческая мастерская композитора", "Метод погружения" и «Метод моделирования художественно-творческого процесса».
Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека. Средством реализации данного метода являются различные жизненные ситуации, содержание которых было связано с тем или иным произведением. Эти ситуации конструируются на основе реальных событий, взятых из литературных источников или специально придуманных.
Метод моделирования художественно-творческого процесса.
Метод моделирования требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретацией. Каждый ребенок может стать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается композитор-творец: о чем и как я хочу сказать своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других? Метод моделирования художественно-творческого процесса направляет мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения самого творения.
"Сегодня мы с вами в творческой мастерской композитора Свиридова (Сибелиуса, Бетховена, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева...). Учеников следует погрузить в атмосферу, предшествующую созданию произведения, обратив внимание на исторический, культурологический, личностный аспекты жизни композитора. Далее, учащиеся находят нужные интонации, речевые (можно инсценировать диалог) и музыкальные, вызванные конкретной ситуацией, в которой находится композитор. Далее в работе могут помочь методы "Сочинение сочиненного", "Содержательного анализа художественного произведения".
Проблемный метод подчеркивает важность самостоятельного принятия детьми решений: «Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие по ходу урока вопросы, а не довольствовались получением от учителя готовых ответов истин, которые им остается лишь запомнить». Надо сделать все возможное, чтобы до правильных ответов учащиеся додумывались сами… Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должно наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента:
Первый – четко сформулированная учителем задача;
Второй – постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи;
Третий – окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся”.
Эвристическая беседа. ("Эврика!" "Нашел!"). Этот метод побуждает учеников к самостоятельной деятельности. Вопрос может быть поставлен как проблемный в начале урока. Проблема может быть сформулирована перед слушанием и интерпретацией музыкального произведения, перед ознакомлением с новой песней. А также учащимся можно предложить сделать вывод в конце урока. В любом случае ученик должен сделать шаг в своем развитии.
Поисковая деятельность. Например, поиск нужной информации в учебниках или дополнительных источниках или самостоятельное составление вопросов по предложенному материалу. Это может быть работа индивидуальная, в парах или в малых группах. Это вызывает интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Работа в группах. Эта технология помогает наладить коммуникацию среди учащихся и приводит к единому мнению. Здесь часто использую прием: «Кто дружнее - тот быстрее!».
Работа в парах. Одним из способов вовлечения каждого ученика в работу является организация вопросов друг другу. Это активизирует интерес, вызывает дух соревнования, усиливает мотивацию к обучению. Другой вид работы в парах - обсуждение проблемной темы развивает навыки успешного общения между сверстниками, с другой стороны, развивает умение отстаивать свое мнение. Например, урок в 8 классе по теме «Наши великие современники». Название темы является основной проблемой урока. Ключевые слова для обсуждения в парах: 1. «Наши» (Что значит слово «наши»?); 2. «Великие» (Почему «великие»?); 3. «Современники» (Кого можно считать «современниками»?).
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться.
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана.
Используемая литература: |
1.Авдулова Т.П. «Психология игры: современный подход» - М.: Издательский центр «Академия», 2009 Авдюкова, А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Е. Авдюкова. – Екатеринбург, 2006. – 32
2.Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» - М., Владос, 2002. 4.Аржаникова Л.Г. «Профессия - учитель музыки» - М., Просвещение, 1985.
5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
6. Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» - М., Аст, 2002
7. Букатова, В.М.Ершовой А. П. «Я иду на урок». Хрестоматии игровых приемов обучения.
8. Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 4 апреля.
9. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии: - 1966.
10. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой». М., «Просвещение».
11. Гавронская, Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.
12. Гаджиева, П. Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / П. Д. Гаджиева. –Махачкала, 2005. – 25 с.
13. Галкина В.Л. Творческая лаборатория учителя музыки: Учебно-методическое пособие.- Чебоксары, 2003. – 122с.
14. Гейхман, JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. К. Гейхман. –Екатеринбург, 2003. – 34 с.
15.Гин А. «Приемы педагогической техники»(Москва, изд. «Вита-Пресс», 2005
16. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010. -288 с.
17. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
18. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
19. Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, 1997 г
20.Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992
21.. Затямина Т.А. Современный урок музыки: учебно-методическое пособие. - М.: Глобус, 2007 г. – 170 с.
22.. Иванова Е.О., И.М. Осмоловская «Теория обучения в информационном обществе». М., «Просвещение».
23. Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.-118 с.
24. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007
26. Казаренков В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Учебное пособие.- М., 2002.
28. Копылова А.В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики/ А.В.Копылова. - М.:Тач Маркетинг, 2004. - 279 с: ил.
29. Критская Е.Д., Школяр Л.В. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» - М., 1999.
30. Курышева, И. В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И. В. Курышева. – Пенза, 2009. – 31с.
31. Лакоценина Т. П. «Современный урок» Часть 5. Инновационные уроки. «Учитель», 2007.
32. Латышина Д.И. «История педагогики» - Гардарики, 2005.
33. Ляудис В.Я. «Инновационное обучение и наука» - М., 1992.
34. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.
35. Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения. Учебное пособие под редакцией А.Ф. Аменда, В.В. Латюшина. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство.
36. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Петричук И.И. Еще раз об игре.// Педагогика, № 7.2007
38. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2011.- 192 с. 640 с.- М : Педагогическое общество России, 1998. - 39 Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого.
40. Ромазан О.А. «Уроки музыки в общеобразовательной школе» - Симферополь: «Атиква», 2011.
41. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…Психолог. практикум. г. Дубна, «Феникс», 2002
42.Селевко Г.К. «Информационно-коммуникационные технологии: цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, развивающие компьютерные игры, офисные программы». ("Народное образование", М. 1998)
43.Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2010. – 87
44. Смолина Е.А. «Современный урок музыки» - Ярославль, Академия развития, 2006.
45. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
46. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
47.Эльконин Д.Б. Психология игры. 1998.
Интернет – ресурсы:
- http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka...
- http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg
- http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L
- http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg
- http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_...
- http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg
9.. http://5fan.info/polotrujgotrbewpol.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"
Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...
Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"
Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА.
Мой опыт работы. Тема:Развитие художественно-образного мышления на уроках музыки как основа формирования духовного мира ребенка....
Использование технологии критического мышления на уроках музыки в школе.
Статья с презентацией.Методика...
Активизация и развитие творческого мышления на уроках музыки
Важность активизации творческого потенциала и развития творческого мышления для подрастающего поколения в условиях буроного развития общества. Как это можно сделать на уроках музыки с помо...
Использование технологии критического мышления на уроках музыки.
Презентация предназначена учителям музыки и рассказывает о технологии критического мышления, как средстве активизации познавательного интереса на уроках искусства. В презентации представлены раз...
Технологии развития критического мышления на уроках музыки.
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам....