«Воспитание музыкальной культуры детей младшего школьного возраста в хоровом коллективе»
методическая разработка по музыке

Уваренкова Наталия Викторовна

Важнейшей задачей руководителя хорового коллектива,  хормейстера является приобщение детей к хоровой исполнительской культуре и формирование подлинной любви к музыке и хоровому искусству.

 Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь в хоре? Для меня главная цель - развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, содействовать развитию духовности и формированию хорошего музыкально-эстетического вкуса. Цели, которые поистине можно назвать педагогическими «сверхзадачами» - это стремление максимально развить творческий потенциал детей, создать условия для самовыражения каждого ребенка. Только через эмоциональный отклик в ребёнке можно раскрыть и развить настоящие человеческие  качества. А коллективное творчество, пение в хоре несёт эмоциональное воздействие как на исполнителей, так и на слушателей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Коммунаровская детская школа искусств»

Методическая разработка

 «Воспитание музыкальной культуры детей младшего школьного возраста в хоровом коллективе»

Хоровое отделение

Старший преподаватель

высшей квалификационной категории

Уваренкова Н.В.

г. Коммунар2021 год

Воспитание музыкальной культуры детей младшего школьного возраста в хоровом коллективе.

ВВЕДЕНИЕ

Хоровое пение — искусство уникальное. Это  - один из видов коллективной исполнительской деятельности,  которое способствует развитию певческой культуры, общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению  мировоззрения, формированию  личности.

Хоровое пение – искусство коллективное. А это значит, что чувство, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Большая сила воздействия хоровой музыки на широкий круг слушателей определила её значительную роль в жизни общества.

Воспитательные и организационные возможности  хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы. Несмотря на все сложности нынешнего времени, хоровое искусство остаётся жизнеспособным.

В процессе обучения детей пению с развитием музыкальных способностей, певческого голоса осуществляется  эстетическое воспитание. Ведь уже само соприкосновение с художественными образцами музыкального искусства несёт в себе нравственный, эстетический заряд, является великой школой духовного опыта, культуры и патриотизма.

Все известные музыкально-педагогические системы мира рассматривают хоровое пение как ведущий компонент музыкального воспитания. Проблематика работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований, осуществленных известными деятелями музыкального искусства: В. Г. Соколовым, В. И. Сафоновым, B. C. Поповым,  Г. А. Струве, Г. П. Стуловой, К. Б. Птицей и др. В современном мире влияние хорового пения как воспитывающего фактора на характер мировоззрения подрастающего поколения остается достаточно значимым. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно–исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач. Какая же огромная ответственность ложится на педагога–музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение детей, а, следовательно, и воспитание маленького человека — будущего полноправного гражданина своей страны.

Детский хоровой коллектив должен представлять собой   единый организм со своим внутренним миром, целями и задачами образовательного, развивающего характера и высоконравственным отношением к себе и окружающему миру.

Особенности методики воспитания детского

 хорового коллектива

Задачи руководителя хорового коллектива.

Важнейшей задачей руководителя хорового коллектива,  хормейстера является приобщение детей к хоровой исполнительской культуре и формирование подлинной любви к музыке и хоровому искусству.

 Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь в хоре? Для меня главная цель - развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, содействовать развитию духовности и формированию хорошего музыкально-эстетического вкуса. Цели, которые поистине можно назвать педагогическими «сверхзадачами» - это стремление максимально развить творческий потенциал детей, создать условия для самовыражения каждого ребенка. Только через эмоциональный отклик в ребёнке можно раскрыть и развить настоящие человеческие  качества. А коллективное творчество, пение в хоре несёт эмоциональное воздействие как на исполнителей, так и на слушателей.

Прямая обязанность руководителя детского хора так усовершенствовать методы работы с хоровым  коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в широком смысле слова. Для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них.

Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для самовыражения каждого ребенка, содействовать развитию его духовности и формированию хорошего музыкально-эстетического вкуса;
  2. Расширить музыкальный кругозор учащихся, благодаря формированию хорового репертуара из лучших образцов мирового наследия и современности;

3.  Воспитать любовь к музыке и хоровому искусству, приобщение к культуре хорового исполнительства;

4. Воспитать патриотические чувства и пробудить интерес к национальной музыкально-хоровой культуре через хоровое исполнительство;

5.Создать вокально-хоровую базу в детском хоре, используя современные новейшие инновационные технологии в развитии голоса;

6.Выявить систему методических приемов для развития способностей  учащихся  и эмоционального микроклимата в коллективе;

7.Создать высокопрофессиональный детский хоровой коллектив, где совместное творчество является одним из лучших средств достижения высокой цели и прогнозируемого результата;

 8.Создать условия для гармонизации отношений педагогов, учащихся и их родителей;

Особенности психолого-педагогической работы в детском хоровом коллективе таковы, что в условиях учебного процесса должна быть создана благоприятная психологическая атмосфера, при которой пение в хоровом коллективе положительно влияет на развитие учащихся.

Общность целей и задач совместной деятельности является важнейшей предпосылкой, обеспечивающей сплочение коллектива на всех уровнях. Оно начинается с того, что учащиеся соотносят свои личные интересы и потребности с целями и задачами коллектива, которые решаются в процессе работы.

Главная ценность коллектива: «Сеять добро, нести прекрасное слушателю…»

Если есть малейший шанс на успех, то есть и сознание радости от работы, радость творчества, радость бытия. Когда торжествует дух, работа превращается в служение искусству.

Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Все знания и умения учителя могут передаваться только через систему живого и непосредственного общения с детьми.

Смысл общения в деятельности коллектива и заключается именно в том, чтобы дети стали соучастниками, а не просто присутствующими, ибо только тогда возможна реализация творческих задач.

Чтобы педагогу добиться реализации этих задач, в коллективе необходимо эмоциональное благополучие и здоровый психологический климат, который является результатом взаимных влияний детей друг на друга.

Общность целей и задач совместной деятельности является важнейшей предпосылкой, обеспечивающей сплочение хорового коллектива на всех уровнях. Оно начинается с того, что учащиеся соотносят свои личные интересы и потребности с целями и задачами коллектива, которые решаются в процессе работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что становление детского коллектива как социально-психологической общности считается завершенным только в том случае, если в нем создана психологическая атмосфера, при которой коллектив положительно влечет на развитие учащихся. Каждый учащийся в свою очередь оказывает влияние на коллектив в целом.

Самочувствие учащегося в учебном заведении определяется, прежде всего, взаимоотношениями в коллективе. Поэтому уделяется большое внимание роли руководителя, его возможностям в регуляции отношений в коллективе.

Психологический климат в коллективе.

Современный подход к управлению детским творческим коллективом состоит в том, что кроме введения прогрессивных методов в учебный процесс, необходима работа исследовательского характера для умелого создания психологического климата в коллективе.

Внутреннее самочувствие каждого, внешний вид членов коллектива является немаловажным признаком общей атмосферы.

В качестве основных и необходимых признаков психологического климата можно назвать следующие:

  1. проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию, наличие чувств собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;
  2. единство коллектива, дружеское единение его членов. Во внутренних отношениях можно рекомендовать отдельным воспитанникам пути самосовершенствования, но одновременно, защищая их перед посторонними, не причиняя им никаких огорчений;
  3. защищенность всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы он не был мал, не должен чувствовать свою обособленность или беззащитность;
  4. разумная и полезная активность всех членов коллектива;
  5. умение быть сдержанным в движениях, словах.

Уважительное отношение каждого и во всем определяет эмоциональный настрой, который непосредственно влияет на профессиональное мастерство детского хорового коллектива.

Из доминирующих убеждений у детей складывается особое отношение к таким ценностям как:

  • Вера в значимость человека и личности;
  • Вера в нужном достижении цели;
  • Вера в любовь администрации и педагогического коллектива;
  • Вера в престиж учебного заведения;
  • Вера в профессионализм руководителей;
  • Вера в признание и важности их труда;
  • Вера в то, что каждый из них со временем может стать солистом.

Развитие вокально-хоровых навыков в  детском хоровом коллективе. Методы и приемы работы.

Голос человека – один из сложнейших музыкальных инструментов. Он связан не только с работой определенных мышц, но и со всем психофизическим аппаратом человека. Многими подмечено влияние настроения на звучание голоса. В медицине известны случаи, когда голос пропадает в результате нервного потрясения при абсолютно здоровом голосовом аппарате. Любое волнение может сказываться на качестве голосообразования.

Голос каждого человека индивидуален – нет абсолютно одинаковых голосов, могут быть лишь похожие, несмотря на сходство в анатомическом строении и физиологии фонации. Это означает, что возможны общие полезные для всех виды тренировочных упражнений, которые улучшают тембр голоса, расширяют диапазон, развивают выносливость.

Методы и приемы работы с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей и физиологические особенности детского организма, а так же возрастные особенности восприятия, темпов продвижения в обучении и т. д.

Одна из основных задач деятельности хормейстера – поиск такой формы работы с детьми, которая обеспечивала бы высокую результативность репетиционного процесса и позволяла сохранять устойчивое внимание и интерес детей к пению.

При пении учащихся необходимо добиваться раскрепощенности аппарата при осознанном формировании навыков управления мышцами, участвующими в голосообразовании.

При работе над   характером и содержанием произведения через  эмоционально-образные характеристики вырабатывать слуховые представления о высотной организации звуков и интонировании интервалов.

Работая над интонацией, добиваться решения таких профессионально-технических задач, как  подготовка объема гласного до фонации и сохранения его в момент прекращения звука. Кроме того, при пении научить слышать независимость силы тона от его высоты и продолжительности, не меняя при этом форму и объем гласного перед произнесением согласного и после произнесения.

Для  воспитания гибкости ритма и агогических отклонений, естественнее использовать разно-жанровый репертуар.

Учитывая постепенность работы над дыханием, воспитывать у учащихся навыки различных принципов певческого дыхания и в итоге вырабатывать сохранение неподвижной грудной клетки (поднятой и расширенной) при подвижной стенке живота.

Обращая внимание детей на эстетику исполнения, формировать у них навыки различных способов звуковедения  и звукоизвлечения, выравнивания гласных, умение формировать ротоглоточную полость на нейтральном гласном, вырабатывать полетность звука, добиваться прекращения фонации вдохом, при переходных процессах сохранять стационарность голосового аппарата.

Методика проведения занятий по воспитанию и развитию голоса строится на основе:

  1. соблюдения норм гигиены;
  2. сознательного выполнения тренировочных упражнений;
  3. постепенности и последовательности, т. е. на последовательном включении в работу определенных групп мышц, участвующих в голосообразовании.

Основа принципа – это систематический переход от простого к сложному, от легкого к трудному. Систематическое выполнение тренировочных дыхательных и резонаторно-артикуляционных упражнений способствует быстрейшему их усвоению и закреплению.

Известно, что если в работе по воспитанию голоса произошел перерыв, приобретенные качества звучания быстро исчезают, уменьшается выносливость голоса и появляются предпосылки для профессиональных заболеваний голосового аппарата. Если занимающийся не тренирует свой голосовой аппарат, выработанные условные рефлексы  постепенно угасают;

  1. повторности – голосовое упражнение, выполненное один раз, не вызывает каких-либо устойчивых и существенных изменений. При постоянной тренировке развивается автоматизм. Поэтому при многократном повторении тренировочных упражнений происходит повышение работоспособности как организма в целом, так и отдельных его частей.

Формирование вокально-хоровых навыков в детском хоре зависит, прежде всего, от организации учебного процесса, контингента учащихся и уровня преподавания.

Хормейстер, поставленный в конкретные условия и зависимый от сложного контингента, всегда ищет пути его развития.

В работе с хором решаются четыре группы задач, причем комплексно:

координационные.

мышечно-тренировочные.

эстетические.

музыкально-исполнительские.

Независимо от  того, в рамках каких жанров протекает деятельность поющего человека, ему необходим выносливый, высоко управляемый голосовой аппарат.

От природы талантливых детей единицы, но желающих петь очень много. И в данной ситуации есть возможность этим детям помочь.

И так, факторы, предшествующие работе:

  •  В хоре поют дети с разными музыкальными и вокальными способностями. Есть дети талантливые, есть дети со средними способностями – их большинство,  есть дети, поющие партию только с поддержкой. Однако есть ребята, у которых отсутствует координация музыкального слуха с голосом (так называемые, «гудошники»);
  • Большое значение имеет трудолюбие, оно в значительной степени  компенсирует недостаток способностей.

Существует приемы, благодаря которым  уравновешиваются партии  в хоре:  

  • При формировании средних партий отдается предпочтение детям с более развитым гармоническим слухом.
  • При формировании крайних голосов, учитываются диапазонные и регистровые возможности учащихся.

После распределения детей по партиям, нельзя отрицать, что дети, находясь в разных вокальных условиях и выполняющих конкретную функцию, имеют одинаковый  уровень мелодического и гармонического развития:

  • У детей с высокими голосами в партии S1 наблюдается высокая степень износа голосов и хуже, чем в других партиях развит гармонический слух, потому что нет гармонической нагрузки.
  • Партия S2 – идеальная партия для развития. Здесь есть и фальцетная нагрузка и гармоническая. Кроме этого, дети немного используют грудной регистр.
  • В партии A   не развит фальцетный регистр, особенно, у A2,  отсюда отсутствует подвижность, виртуозность.
  • В партии А1 больше развивается гармонический слух, чем в партии  А2,их партия выполняет функцию фундамента. 

В связи со сложившимся опытом, существуют приемы, способствующие равномерному развитию детей:

  1. Если в хоре много «гудошников», как можно дольше используются в работе произведения на унисон.
  2. Если «гудошников» мало, они переводятся в партию S1.
  3. В хоре  используется вокальная тренировка на развитие гармонического слуха у детей. Она заключается том, что дети  во время разучивания произведения,  вместе исполняют каждую партию хоровой партитуры.
  4. Для развития гармонического мышления, во время разучивания произведения, партии переставляются, то есть

S1  поют  партию S,

S2 поют партию S1,

A1 поют партию A2,

A2  поют партию A1 и т.д.

Для того чтобы создать хороший детский хоровой коллектив, для этого к нему надо предъявлять и современные требования.

Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:

  1. У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.
  2. Некрасивый тембр
  3. Пропуск согласных в конце и их искажение
  4. Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху
  5. Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение.
  6. Невосприимчивость к музыке.

Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков хорового пения (организация времени).

В процессе развития хоровых навыков у младших школьников следует закреплять совершенствовать и закреплять полученные умения, а не останавливаться на достигнутом:

  1. Необходимо обращаться к логике детей, для получения некоторых выводов и обобщений.
  2. Расширять эмоциональный опыт детей через общение с отличным исполнением: преподаватель, магнитофонные записи, пластинки.
  3. Использовать в репертуаре разных по настроению произведений.
  4. Повышать требования к исполнению

Подбор репертуара

Рост хорового коллектива во многом зависит от подбора репертуара, его ценности, внимания разнообразия произведений по тематике, стилям, жанрам. Необходимо больше уделять внимание пению без  сопровождения, как основному методу работы над строем. Исполнение  народной музыки должно одновременно нести и воспитывающий характер.

Подбирая репертуар, хормейстер наряду с образовательными и развивающими задачами важнейшую роль отводит воспитательным задачам. С 1 года обучения через все 8 лет  формируются такие чувства, как любовь к Родине, семье, природе;  душевная чуткость, умение сопереживать. Ведь слово, тем более обрамлённое в музыкальную форму многократно усиливает эмоциональное воздействие, является мощным воспитательным фактором. И конечно только через эмоциональный отклик в ребёнке можно раскрыть и развить настоящие человеческие  качества. А коллективное творчество, пение в хоре несёт эмоциональное воздействие как на исполнителей, так и на слушателей.

Через освоение репертуара происходит освоение вокально-хоровых знаний, развитие мышления, общечеловеческой культуры. Грамотно подобранный репертуар обогащает, как самих исполнителей, так и осуществляет просветительскую направленность через воплощение художественного образа, идейного замысла произведения.

         Задача руководителя хора - донести содержание  музыкального материала учащимся, и осуществить его исполнение используя разнообразные методы и  средства: беседа об образе, видео материал, личный показ, слушание образцов высокохудожественного исполнения хоровой музыки в записи. При этом усвоение исполнительских навыков должно подчиняться художественным задачам, направленным на воплощение музыкального образа произведения. Овладение  исполнительскими навыками является средством для достижения цели - художественное исполнение музыкальных произведений.

Подбору хорового репертуара предъявляются следующие требования:

- носить воспитательный характер,

- быть высокохудожественным,

 -доступным, соответствовать возрасту и пониманию детей, возможностям данного исполнительского коллектива,

 - быть разнообразным по характеру и содержанию,

  - способствовать формированию и развитию профессиональных  знаний, умений,  навыков, необходимых для художественного исполнения музыки.  

Репертуар хорового коллектива должен включать в себя сочинения различных эпох и композиторских школ, разнообразие в стилистической и жанровой направленности, с постепенным усложнением, осуществлять приобретение и закрепление необходимых вокально-хоровых навыков; идейно- эстетическое, нравственное воспитание учащихся:

  • Хоры старинных мастеров( добаховский период)
  • Хоры композиторов - полифонистов
  • Венских классиков
  •  Композиторов – романтиков
  • Представителей современных зарубежных композиторских школ
  • Произведения русских композиторов – классиков
  • Произведения современного периода
  • Обработки народных песен разных стран.

В процессе освоения репертуара, приобретения необходимых вокально-хоровых умений и навыков, приобретения исполнительского опыта, возрастными особенностями учащихся репертуар усложняется.  

 Начиная с 1 года обучения на народном материале – потешках, считалках, скороговорках, песнях-играх, осваивая певческие основы, учащиеся одновременно усваивают  главные нравственные ценности: любовь и уважение к Родине, Отечеству, семье; бережному отношению к природе, земле - матушке как к истоку, чистому роднику, богатству нашей жизни, традициям культуры . Тот музыкально- певческий материал 1 года обучения на народных  потешках,  попевках усложняясь и расширяясь в последующих классах  является важным учебным, формирующим и развивающим музыкальные способности и воспитательным пособием для учащихся. Особенно хорошо в этом помогут песни  с ярким драматургическим содержанием или играми, сопровождаемыми простейшими мелодиями речитативного характера.

Во всех песнях-играх коллективное творчество создаёт совместные эмоциональные переживания. А значит, вместе с обучающей направленностью несут  и воспитывающий характер – отношению к народному искусству, как к неисчерпаемому чистому роднику, источнику мудрости. Многие из песен, потешек знакомы детям с раннего дошкольного возраста и потому с интересом воспринимаются учащимися на этапе обучения, с новыми приёмами.

Итак, репертуар должен отвечать следующим требованиям:

1) носить воспитательный характер;

2)быть высокохудожественным;

3)отвечать возрастным интересам и особенностям детского восприятия;

4) соответствовать исполнительским возможностям данного коллектива;

5)быть разнообразным по характеру художественного образа и содержанию литературного текста;

6)выстраиваться по принципу постепенного возрастания вокально-технических трудностей, решение которых должно продвинуть хор вперед к вершинам исполнительского мастерства.

Список использованной литературы:

1.Г.П.Стулова  «методика работы с детским хором». Изд. «Планета музыки», 2014

2.В.А.Багадуров «Воспитание и охрана детского голоса».М.1952

3.Т.Н.Овчинникова «репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитания. Работа с детским хором. М. 1981.

4.М.С.Осеннева, В.А.Самарин «Хоровой класс в практической работе с хором». М.,2003

5.В.Г.Соколов работа с хором М.!983.

6.В.Н.Тевлина Вокально-хоровая работа. Муз воспитание в школе, вып.15.М. 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки»

Трудности, связанные с адаптациейк новым условиям,  к  незнакомому для школьников окружению.  Недостаточный опыт общения со сверстниками.Многие ребята робкие, поэтому им трудно нал...

Методическая разработка. « Партерная растяжка для детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе».

Данная работа содержит методические рекомендации по партерной растяжке для детей младшего школьного возраста в самодеятельном хореографическом коллективе.Методы развития выворотности и силы ног, гибко...

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Возрастные особенности музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно – образное отражение действительности. Развитие восприятия му...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.

Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...