Конспект урока в 5 классе «Импрессионизм в музыке и живописи»
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе.
Тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Цели: познакомить с понятием «импрессионизм» и особенностями данного стиля; анализировать средства музыкальной выразительности; работа над песней.
Планируемые результаты: школьники научатся сравнивать музыку по сходству и контрасту, описывать художественные образы, в том числе в виде рисунка; узнают о связях музыки и живописи.
Музыкальные произведения: песни «Лесной олень» - муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина; «Последний бой» - муз. и сл. М.Ножкина; распевание «До, ре, ми»; К.Дебюсси «Лунный свет».
Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
- Музыкальная разминка.
Разучивание распевки «До, ре, ми»
До – воробушка гнездо,
Ре – деревья во дворе,
Ми – котенка покорми,
Фа – в лесу кричит сова,
Соль – играет детвора,
Ля – запела вся земля,
Си – поем мы для того, чтобы вновь вернуться в До.
- Актуализация знаний.
- Какие новые музыкальные термины вы записали в прошлый раз?
- Прочитайте, что они означают.
- Какое полифоническое произведение вы слушали на прошлом уроке?
- Как переводится слово «фуга»?
- Что вы знаете о жизни и творчестве композитора И.С.Баха?
- Почему его музыка, созданная для исполнения в церквях, звучит сегодня в концертных залах?
- Работа над песней.
- Какую песню вы начали разучивать на прошлом уроке?
- Кто авторы, о чем в ней говорится?
- Кто напомнит слова первого куплета?
- Повторите слова первого куплета все вместе. Вспомните мелодию запева. (Педагог исполняет мелодию, класс ее напевает.)
- Исполните все вместе весь куплет, не забывайте протяжно петь последние звуки в каждой строчке. (Школьники исполняют куплет)
- Расскажите, как строится мелодия запева: в каком регистре она начинается? (в нижнем)
- Как потом изменяется мелодия: с каждой строчкой фразы становится все выше или ниже? (выше)
- Встречаются ли в строчках повторяющиеся звуки? (да)
- Меняется ли потом динамика? (да, усиливается)
- В каком регистре заканчивается припев? (в высоком) (Педагог просит спеть первый куплет и припев, используя глубокое дыхание.)
- Послушайте слова второго куплета.
Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи-облака,
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым.
(Школьники повторяют слова хором, затем исполняют второй куплет и соединяют с припевом. В конце пропевают всю песню, три куплета, три припева.)
- Разучивание новой песни.
Близится великий праздник - День Победы в Великой Отечественной войне. Вы уже знаете: наша страна совершила подвиг беспримерного мужества. Она победила фашизм, который хотел стереть с лица земли нашу Родину. Наши люди, как один, поднялись на великий бой, продолжавшийся 4 года. Но, как сказано в одних стихах, «о походах наших, о боях с врагами долго будут люди песни распевать». Действительно, события Великой Отечественной войны отражены в книгах, фильмах, песнях, запечатлены на картинах. Сегодня вы начнете разучивать одну такую песню. Она звучит в киноэпопее «Освобождение», где рассказывается о главных сражениях Великой Отечественной войны – Курской битве, форсировании Днепра, освобождение стран Европы, взятие Берлина. В последней серии этого фильма, которая называется «Последний штурм», есть эпизод, когда наши солдаты, уставшие после боя, расположились на отдых. Но солдаты – это в большинстве своем совсем молодые люди, парни по 18-20 лет, которые в своей жизни почти ничего не успели увидеть, кроме войны. И вот они на привале вспоминают свой родной дом, своих близких. И поют об этом песню, которая называется «Последний бой». Ее сочинил актер Михаил Ножкин, который играет солдата в этом фильме и сам поет под гитару.
- Запишите в тетради М. Ножкин «Последний бой».
- Послушайте слова первого куплета.
Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.
(Повторение слов хором.)
- А что означают слова «пол-Европы по-пластунски пропахали»? (Наши солдаты освободили много стран Европы – Польшу, Чехословакию, Болгарию. И конечно, этот путь они прошли с боями, а во время сражений солдату часто нельзя вставать во весь рост, приходилось бегать согнувшись, и ползать по-пластунски.)
- Послушайте мелодию куплета песни. (Педагог показывает мелодию)
- Какой характер музыки в запеве? (Негромкий, задумчивый, усталый)
- Он напоминает письмо солдата своим близким. В запеве песни, как вам это уже встречалось раньше, во всех строчках одинаковый ритмический рисунок, а мелодия в каждой строчке своя. Спойте негромко запев песни.
- Обратите внимание: несмотря на задушевность в мелодии присутствует много скачков. Их надо исполнять вдумчиво, четко. Попробуйте начать куплет тихо, а потом с каждой строчкой усиливать звук.
- Послушайте слова припева.
Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой - он трудный самый.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму.
(Повторение слов. Педагог показывает мелодии припева и просит исполнить его сначала громче запева, а окончание, где солдат вспоминает родной дом, тише душевнее. Школьники выполняют задания учителя и соединяют запев и припев.)
- Знакомство с новым материалом. (Слайд №1)
В 20 веке появилось много новых художественный течений и в живописи, и в литературе, и в театре, и в музыке. Одним из самых ярких был импрессионизм. Запишите его определение в тетради: «Импрессионизм – художественное направление начала 20 века, от французского слова «импрессион», что означает впечатление». (Школьники делают записи)
В начале 20 века в Париже состоялась выставка, удивившая публика. Авторы представленных на ней картин стремились передать какие-то короткие мгновения жизни, свои впечатления от мира. Одна картина называлась «Впечатление. Восход солнца». Как на французском языке звучит слово «впечатление»? Правильно, «импрессион», вот поэтому художников стали называть импрессионистами. В это же время импрессионизм возник и в музыке. Самым известным композитором, который сочинил музыку в этом стиле был Клод Дебюсси. (Слайд №2)
- Запишите в тетради: французский композитор-импрессионист Клод Дебюсси (1862 – 1918) (Школьники делают записи)
Его музыка – это отражение жизненных впечатлений: красок, цветов, даже запахов. Одна его пьеса так и называется – «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе». Послушайте, какие еще необычные названия Дебюсси давал своим пьесам: «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор», «Шаги на снегу».
- Запишите название пьесы, которая сейчас прозвучит «Лунный свет». Обратите внимание на непривычную гармонию, будто композитор действительно рисует картину волшебной ночи и лучи лунного света, которые струятся в окно. (Школьники делают записи и слушают пьесу)
- Какие картины нарисовало ваше воображение под звуки пьесы «Лунный свет»?
- Каким был характер музыки?
- Какие краски вы бы выбрали, чтобы нарисовать картину к этой музыке: масляные или акварельные? (Акварельные – прозрачные, водянистые, нежные.)
- Я вам сейчас предлагаю нарисовать пейзаж или отдельные детали к данной пьесе. (Дети берут листы альбома и рисуют, слушая повторно пьесу.)
- Рефлексия.
- Кто авторы песни «Лесной олень»?
- Кто автор песни «Последний бой»?
- Каким был характер песни «Последний бой»?
- Где звучит эта песня?
- Что вы знаете о художественном стиле импрессионизм?
- Какой французский композитор сочинил музыку в этом стиле?
- Как называется пьеса, написанная в стиле импрессионизма?
- Какой характер пьесы «Лунный свет»?
(Выставка рисунков сделанных на уроке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...
Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов
Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...
Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса....
Конспект урока 6 класс Волшебная сила музыки
Волшебная сила музыки...
Урок музыки в 5 классе Импрессионизм в музыке и живописи
Урок музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой на тему: "Импрессионизм в музыке и живописи"...
Конспект урока 1 класс. Проблема рождения музыки. Программа 21 век.
Конспект урока. 1 класс. Проблема рождения музыки. Образ музыки....