Конспект урока в 5 классе «Импрессионизм в музыке и живописи»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Лаптева Светлана Юрьевна

Конспект урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 104_12_48_53_bjya.docx26.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе.

Тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Цели: познакомить с понятием «импрессионизм» и особенностями данного стиля; анализировать средства музыкальной выразительности; работа над песней.

Планируемые результаты: школьники научатся сравнивать музыку по сходству и контрасту, описывать художественные образы, в том числе в виде рисунка; узнают о связях музыки и живописи.

Музыкальные произведения: песни «Лесной олень» - муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина; «Последний бой» - муз. и сл. М.Ножкина; распевание «До, ре, ми»; К.Дебюсси «Лунный свет».

Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

  1. Музыкальная разминка.

Разучивание распевки «До, ре, ми»

До – воробушка гнездо,

Ре – деревья во дворе,

Ми – котенка покорми,

Фа – в лесу кричит сова,

Соль – играет детвора,

Ля – запела  вся земля,

Си – поем мы для того, чтобы вновь вернуться в До.

  1. Актуализация знаний.
  • Какие новые музыкальные термины вы записали в прошлый раз?
  • Прочитайте, что они означают.
  • Какое полифоническое произведение вы слушали на прошлом уроке?
  • Как переводится слово «фуга»?
  • Что вы знаете о жизни и творчестве композитора И.С.Баха?
  • Почему его музыка, созданная для исполнения в церквях, звучит сегодня в концертных залах?
  1. Работа над песней.
  • Какую песню вы начали разучивать на прошлом уроке?
  • Кто авторы, о чем в ней говорится?
  • Кто напомнит слова первого куплета?
  • Повторите слова первого куплета все вместе. Вспомните мелодию запева. (Педагог исполняет мелодию, класс ее напевает.)
  • Исполните все вместе весь куплет, не забывайте протяжно петь последние звуки в каждой строчке. (Школьники исполняют куплет)
  • Расскажите, как строится мелодия запева: в каком регистре она начинается? (в нижнем)
  • Как потом изменяется мелодия: с каждой строчкой фразы становится все выше или ниже? (выше)
  • Встречаются ли в строчках повторяющиеся звуки? (да)
  • Меняется ли потом динамика? (да, усиливается)
  • В каком регистре заканчивается припев? (в высоком) (Педагог просит спеть первый куплет и припев, используя глубокое дыхание.)
  • Послушайте слова второго куплета.

Он бежал, и сильные рога

Задевали тучи-облака,

И казалось, будто бы над ним

Становилось небо голубым.

(Школьники повторяют слова хором, затем исполняют второй куплет и соединяют с припевом. В конце пропевают всю песню, три куплета, три припева.)

  1. Разучивание новой песни.

Близится великий праздник - День Победы в Великой Отечественной войне. Вы уже знаете: наша страна совершила подвиг беспримерного мужества. Она победила фашизм, который хотел стереть с лица земли нашу Родину. Наши люди, как один, поднялись на великий бой, продолжавшийся 4 года. Но, как сказано в одних стихах, «о походах наших, о боях с врагами долго будут люди песни распевать». Действительно, события Великой Отечественной войны отражены в книгах, фильмах, песнях, запечатлены на картинах. Сегодня вы начнете разучивать одну такую песню. Она звучит в киноэпопее «Освобождение», где рассказывается о главных сражениях Великой Отечественной войны – Курской битве, форсировании Днепра, освобождение стран Европы, взятие Берлина. В последней серии этого фильма, которая называется «Последний штурм», есть эпизод, когда наши солдаты, уставшие после боя, расположились на отдых. Но солдаты – это в большинстве своем совсем молодые люди, парни по 18-20 лет, которые в своей жизни почти ничего не успели увидеть, кроме войны. И вот они на привале вспоминают свой родной дом, своих близких. И поют об этом песню, которая называется «Последний бой». Ее сочинил актер Михаил Ножкин, который играет солдата в этом фильме и сам поет под гитару.

  • Запишите в тетради М. Ножкин «Последний бой».
  • Послушайте слова первого куплета.

Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.

(Повторение слов хором.)

  • А что означают слова «пол-Европы по-пластунски пропахали»? (Наши солдаты освободили много стран Европы – Польшу, Чехословакию, Болгарию. И конечно, этот путь они прошли с боями, а во время сражений солдату часто нельзя вставать во весь рост, приходилось бегать согнувшись, и ползать по-пластунски.)
  • Послушайте мелодию куплета песни. (Педагог показывает мелодию)
  • Какой характер музыки в запеве? (Негромкий, задумчивый, усталый)
  • Он напоминает письмо солдата своим близким. В запеве песни, как вам это уже встречалось раньше, во всех строчках одинаковый ритмический рисунок, а мелодия в каждой строчке своя. Спойте негромко запев песни.
  • Обратите внимание: несмотря на задушевность в мелодии присутствует много скачков. Их надо исполнять вдумчиво, четко. Попробуйте начать куплет тихо, а потом с каждой строчкой усиливать звук.
  • Послушайте слова припева.

Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой - он трудный самый.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму.

(Повторение слов. Педагог показывает мелодии припева и просит исполнить его сначала громче запева, а окончание, где солдат вспоминает родной дом, тише душевнее. Школьники выполняют задания учителя и соединяют запев и припев.)

  1. Знакомство с новым материалом. (Слайд №1)

В 20 веке появилось много новых художественный течений и в живописи, и в литературе, и в театре, и в музыке. Одним из самых ярких был импрессионизм. Запишите его определение в тетради: «Импрессионизм – художественное направление начала 20 века, от французского слова «импрессион», что означает впечатление». (Школьники делают записи)

В начале 20 века в Париже состоялась выставка, удивившая публика. Авторы представленных на ней картин стремились передать какие-то короткие мгновения жизни, свои впечатления от мира. Одна картина называлась «Впечатление. Восход солнца». Как на французском языке звучит слово «впечатление»? Правильно, «импрессион», вот поэтому художников стали называть импрессионистами. В это же время импрессионизм возник и в музыке. Самым известным композитором, который сочинил музыку в этом стиле был Клод Дебюсси. (Слайд №2)

  • Запишите в тетради: французский композитор-импрессионист Клод Дебюсси (1862 – 1918) (Школьники делают записи)

Его музыка – это отражение жизненных впечатлений: красок, цветов, даже запахов. Одна его пьеса так и называется – «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе». Послушайте, какие еще необычные названия Дебюсси давал своим пьесам: «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор», «Шаги на снегу».

  • Запишите название пьесы, которая сейчас прозвучит «Лунный свет». Обратите внимание на непривычную гармонию, будто композитор действительно рисует картину волшебной ночи и лучи лунного света, которые струятся в окно. (Школьники делают записи и слушают пьесу)
  • Какие картины нарисовало ваше воображение под звуки пьесы «Лунный свет»?
  • Каким был характер музыки?
  • Какие краски вы бы выбрали, чтобы нарисовать картину к этой музыке: масляные или акварельные? (Акварельные – прозрачные, водянистые, нежные.)
  • Я вам сейчас предлагаю нарисовать пейзаж или отдельные детали к данной пьесе. (Дети берут листы альбома и рисуют, слушая повторно пьесу.)
  1. Рефлексия.
  • Кто авторы песни «Лесной олень»?
  • Кто автор песни «Последний бой»?
  • Каким был характер песни «Последний бой»?
  • Где звучит эта песня?
  • Что вы знаете о художественном стиле импрессионизм?
  • Какой французский композитор сочинил музыку в этом стиле?
  • Как называется пьеса, написанная в стиле импрессионизма?
  • Какой характер пьесы «Лунный свет»?

(Выставка рисунков сделанных на уроке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект  урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...

Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов

Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...

Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса....

Урок музыки в 5 классе Импрессионизм в музыке и живописи

Урок музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой на тему: "Импрессионизм в музыке и живописи"...

Конспект урока 1 класс. Проблема рождения музыки. Программа 21 век.

Конспект урока. 1 класс. Проблема рождения музыки. Образ музыки....