Урок "Оркестр русских народных инструментов"
методическая разработка по музыке

Володько Ирина Александровна

Урок "Оркестр русских народных инструментов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkestr_russkih_narodnyh_instrumentov.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Оркестр русских народных инструментов

Цель урока: 

  • расширение и закрепление знаний о русских  народных музыкальных инструментах,
  • развитие у детей интереса к русскому народному творчеству, уважения к традициям

своего народа, воспитание любви к родной земле.

Музыкальное оборудование: плакат   с   нарисованной   березой;   музыкальные инструменты: домра, ложки, трещотка, свистулька, свирель, гармошка, бубен, барабан, бубенцы…

Ход урока

Музыкальное приветствие

(Организационный момент. Объявление темы урока)

Слайд 1.

Ребята, отгадайте пожалуйста мою загадку:  

Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки

Все играют звонко, дружно

Слушать их не надоест

Отгадать, ребята, нужно

Что это? (это оркестр)

Слайд 2. Да. Оркестр.

А что же такое оркестр? Это группа музыкантов, совместно исполняющих произведение на различных   инструментах.

Какие мы с вами знаем оркестры? Оркестры бывают разные: духовые, симфонические, эстрадные...

Отчего зависит название оркестра? (От состава в нём инструментов, в зависимости от того, какие инструменты входят в состав оркестра)

Скажите, а какие инструменты я перечислила? Русские народные. Значит о каком оркестре мы сегодня будем говорить? Об оркестре русских народных музыкальных инструментах! А мы сегодня поговорим только об одном оркестре. Как же будет называться тема нашего урока?

Слайд 3.

Это оркестр русских народных инструментов

Ребята, а что значит русские народные инструменты? Это значит, что их придумал и сделал русский народ!

А как вам кажется, для чего нам нужна эта тема урока, для чего мы с вами знакомимся с оркестром р.н.и.?

Это наши с вами корни, наша русская история, это наши русские культурные традиции!

Слайд 4.

Итак, какая же будет цель нашего урока:

Задачи:

Ребята, скажите пожалуйста: какое дерево является символом русской природы?

 Да. Русская красавица березка. У нас на доске тоже есть березка, только она зимняя. Сбросила она свою прежнюю красоту и ждет весны, чтоб снова всех радовать своей зеленью. Но наша березка не совсем обычная, она волшебная. И уже сегодня вы своей активной работой на уроке сможете вернуть ей прежнюю красоту.

На нашей березке, как наверное, вы уже обратили внимание 3 ветки. Это 3 группы русских народных инструментов и они отличаются по способу звукоизвлечения.

 Давайте вспомним: Какие бывают группы инструментов?

Слайд 5.

 (Правильно. Струнные, духовые и ударные).

Ту группу инструментов, где звук возникает от удара, называют ударной. 

Ту, где звук создается колебанием вдуваемого воздуха, духовой. 

А ту группу, где звук издает струна - струнной. Инструментов  очень много.

Давайте вспомним самые основные. И так:        

1 задание: отгадать инструмент по подсказкам.

Не спешите с ответом, внимательно слушайте подсказки, их будет 4. возможно некоторые ребята догадаются с 1 подсказки, но советую не спешить, себя проверять.

1)   по форме этот инструмент напоминает разрезанную грушу.

2)   звук извлекается не рукой, а специальной пластинкой - медиатором.

3)   мандолина очень похожа на этот инструмент.

4)  этот инструмент был любимым у веселых музыкантов-скоморохов.

ДОМРА

Слайд 6.

1)  по форме инструмент бывает прямоугольным, крыловидным, и даже шлемовидным.

2)   на этом инструменте звук извлекается щипком или бряцанием по струнам.

3)   Это любимый инструмент поэтов-сказителей.

4)   Этот инструмент считается волшебным инструментом в русских народных сказках.

ГУСЛИ

Слайд 7.

1)   ни один праздник, ни одно гуляние не обходилось без этого любимого инструмента.

2)   используют инструмент для исполнения плясовых, шуточных песен, частушек.

3)   на этом инструменте играют бряцанием правой руки.

4)   название инструмента появилось от слова балакать, болтать.

БАЛАЛАЙКА

Слайд 8.

Ребята, что общего между домрой, балалайкой и гуслями?

Это струнные инструменты.

Прикрепляю 3 листика на веточку березы. Вот мы и украсили нашу березку тремя листочками.

Следующая веточка у березы - инструменты духовые.

 Как вы думаете благодаря кому появились духовые инструменты? Благодаря пастухам. Пастуха в старину выбирали уже в январе месяце. Это дело было очень важным. Пастухи должные были обязательно искусно владеть музыкальными инструментами. Считалось, что магическая сила музыкальных инструментов должна была уберечь стадо от волков, болезней и других напастей. Пастухи и сами были убеждены, что музыка воздействует не только на человека, но и на животных, которых они пасли.

В наше время мы очень редко можем увидеть настоящего пастуха. Но сегодня, ребята, к нам в гости пожаловал самый настоящий пастушок. Знакомьтесь - Пастушок Лель.

Слайд 9.

Пастушок, ребята, хочет загадать вам загадки, а вы с их помощью узнаете какие же инструменты больше всего нравятся пастушку Лелю!

1)   Приложил к губам я трубку

Полилась по лесу трель

Инструмент тот очень хрупкий

Называется...                                                                                                                                        СВИРЕЛЬ

Слайд 10.

Показ инструмента. Пастушок насвистывает мелодию. Это тростниковая дудочка из березы.

В народе есть много названий этого инструмента : дуда, дудка, сопель, пищаль.

2)   Сделан он довольно просто

Он из рога и бересты

Чтоб коровы шли на луг-

Инструмент берет пастух.

 РОЖОК

Слайд 11.

Показ инструмента и озвучивание. Этот инструмент был любимым не только у пастухов, но и у почтальонов.          

3)   Эта дудочка из ивы

Так красивы переливы

Поиграешь саму малость

Вызывает в людях жалость.

ЖАЛЕЙКА

Слайд 12.

Голос у этого инструмента - жалостливый, как будто кто-то тоскует или плачет. Вот почему так назвали этот инструмент.

4)   Инструмент этот едва ли

В жизни вы хоть раз видали

Четыре трубочки, пузырь

Он из телячьей кости

Ты в трубку дунешь, из других

Звук появиться может

Долго тянется тот звук

Но приятен он на слух

ВОЛЫНКА

Слайд 13.

Показ инструмента волынка. Этот инструмент тоже очень любили скоморохи.

5)   И последняя загадка:

Расписная невеличка

То он утушка, то птичка

В детстве сколько вы хотели

В этот инструмент свистели.

СВИСТУЛЬКА

Слайд 14.

Показ и озвучивание инструмента.

Все эти инструменты духовые.

 Ребята, а вы знаете  из чего люди изготавливали духовые инструменты?

(из камыша, тростника, деревьев - ольхи, ивы, березы, из рогов домашних животных).

(Украшаем березку- прикрепляем листочки с духовыми инструментами на отдельную веточку.)

Ребята, а теперь я вам загадаю загадку.

 Громче флейты, громче скрипки

Громче труб наш великан

Он ритмичен, он отличен

Наш веселый...                                                                                                                                      БАРАБАН

Слайд 15.

Ребята, в какую группу инструментов можно отнести барабан? Конечно к ударным.

(Прикрепляю листик)

 Ударные инструменты это самая многочисленная и самая шумная группа инструментов.

А сейчас вопрос для самых внимательных: какой инструмент внешне напоминает котел, открытая часть которого натянута кожей?

ЛИТАВРЫ

Слайд 16.

А сейчас мы поиграем в игру «Узнай инструмент по голосу». 

Задание сложное. Будьте внимательны. Я буду  играть на музыкальных  инструментах, а вы должны по звуку определить, какой это инструмент.

Слайд 17

Звучит бубен. С этим инструментом вы знакомы еще с детского сада.

Слайд 18

Трещотка. Да, это шумовой инструмент с забавными щелкающими звуками. Само название инструмента говорит за себя.

Слайд 19.Ложки. Иногда к ложкам приделывали бубенчики. Тогда цоканье ложек сливалось со звяканьем бубенчиков.      

Ребята, а вы знаете из какого дерева получаются самые звонкие ложки?

 (из клена).

Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Все инструменты угадали по голосу.

Посмотрите пожалуйста на нашу березку. Мы с вами почти полностью ее украсили. Но мы не вспомнили еще об одном очень любимом инструменте, который не вошел ни в одну из этих групп.

А что это за инструмент?

Отгадайте загадку:

У нее меха и планки

Веселит всех на гулянке

Ты подумай, друг, немножко

И придет ответ...                                

Слайд 20.     ГАРМОШКА (прилепляем листик к дереву)

Гармошка считается клавишно-духовым инструментом. И первые гармошки появились не в России, а в Германии в начале IX века. Русские мастера вложили в изготовление гармошки свою смекалку и талант. Стали появляться тульские, саратовские, сибирские, цереповецкие гармошки.. И теперь ни в одной деревне не могли обойтись без гармониста. На гуляньях, вечерках, свадьбах гармошка заменяла целый оркестр.

И так, ребята, посмотрите на нашу красавицу березку. Все загадки мы отгадали, задания выполнили, все основные инструменты вспомнили. И березка наша расцвела как ранней весной.

Все эти инструменты по отдельности мы можем услышать не часто (поодиночке они почти не звучат), а очень часто звучат все вместе и образуют оркестр русских народных инструментов.

Хочу вас познакомить с Василием Васильевичем Андреевым.

Слайд 21. Андреев Василий Васильевич - русский музыкант, виртуоз на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Василий Васильевич изучал русское народное творчество, сам играл на различных народных инструментах (балалайке, гармошке, жалейке, свирели). Первый оркестр был образован в 1960 году и назывался - Русский народный оркестр имени В.В.Андреева Ленинградского телевидения и радио. Андреев усовершенствовал народную балалайку и способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Обладал большим талантом.

Слайд 22. Видео

Сегодня мы с вами тоже попробуем создать свой оркестр русских народных инструментов.

Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот» и дети подыгрывают на шумовых инструментах.

Слайд 23.

Слайд 24.

Определять группы народных инструментов.

Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу:

струнный

духовые

Клавишно-духовые

ударные

1

балалайка

свирель

трещотка

ложки

2

бубен

жалейка

баян

бубен

3

домра

гусли

гармонь

домра

Выставление оценок:

Домашнее задание: нарисовать в тетради любой русский народный инструмент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные инструменты

В помощь учителям музыки....

Русские народные инструменты.

Для домашнего задания или задания на уроке....

Лекция - концерт народного отделения Мордовской ДШИ "В гостях у русских народных инструментов"

Цель данного мероприятия - воспитать любовь к искусству русского народа и стремление развивать и усовершентвовать его.  Задачи: рассказать об истории создания русских народных инструментов и позн...

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...