«Народное творчество. Песни. Игры. Танцы. Музыкальное произведение Колобок»
методическая разработка по музыке

Открытый урок в первом классе для детей ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_muzyke_1.docx22.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Народное творчество. Песни. Игры. Танцы.

Музыкальное произведение Колобок»

Цель  урока: продолжить формировать  представление  о  содержании  и  структуре народного творчества, развитие творческих способностей детей в процессе музыкально – сценического перевоплощения в различные образы сказочных героев.

Задачи:

Обучающие: обеспечить условия для формирования понятий: народное творчество, народный напев, содействовать усвоению музыкальной терминологии для анализа музыкальных произведений.

Воспитательные: прививать любовь к народным мелодиям, помочь ученикам понять и услышать характерные народные интонации. Воспитывать детей нравственно и эстетически.

Развивающие: научить детей исполнять простые напевы. Вокализация (напевание) в удобных тональностях их главных мелодий. Развитие речи.

Коррекционные: развитие и коррекция слухового восприятия, развитие пространственной ориентировки

Личностные: положительное отношение к урокам музыки.

Предметные: выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение,

выполнять упражнения  арт — терапии; исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок;

Метапредметные: оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости, выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу

Тип урока: Комбинированный

Методы:

- словесно - индуктивный (беседа, диалог)

- наглядно - дедуктивный (сравнение)

- пластическое интонирование

Оборудование урока:

- компьютер

- аудиозаписи: сказочная музыка, Г.Струве Колобок

- презентация,

- театральные шапочки

-музыкальные инструменты

-шумовые инструменты

Ход урока

I. Организационный момент.

  Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята».

− Здравствуй - те!

− Здравствуйте, ручки!

− Здравствуй - те! (хлоп-хлоп-хлоп).

− Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ).

− Здравствуйте, глазки! (морг-морг-морг).

− Здравствуйте, носики! (пальцами касаются 3 раза).

− Здравствуйте, головки! (качают 3 раза).

− Здравствуйте, щечки! (щелкают 3 раза).

- Я желаю вам хорошего настроения на весь день.

1. Работа над дыханием:      

 -  Нюхают цветочек «Ах»!

-  Шмыгают носиком  «Собачке жарко»

-  Пыхтит ёжик (рука на животе).

-  Дуем на свечку

- Поморгаем глазками, чтоб лучше видели.

- Потрем ушки, чтоб лучше слышали.

- Погладим себя по головке, чтоб лучше думала.

- Поработаем язычком, чтоб не ленился:

- Побелили потолок (по небу),

- Почистили зубки (по зубам),

- Проткнули щечки (острым языком),

- Порубили язычок (зубами).

- Обрадовался язычок - «цок»

- Мы прижмём язык зубами: та – та - та.

- А теперь прижмём губами: па – па - па.

- Де- де- де (медленно, затем ускоряя).

- Ли-ли-ли, ли-ли-ли наши песни хороши

II.Закрепление пройденного материала

1.вокально-хоровая  работа

Русская народная песня «На горе- то калина…»

III. Изучение нового материала

 Муз. руководитель: Россия…  Как из песни слово,

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье – русская душа!

Люблю тебя, моя Россия.

За ясный свет твоих очей.

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом «Русь!»

Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много замечательных, красивых стран на Земле, везде живут люди, но Россия для нас – единственная, необыкновенная земля, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она даётся человеку от рождения.

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь с колыбели.

И конечно невозможно представить русское народное творчество без песни. Русская песня помогала нашим прабабушкам и прадедушкам в работе и отдыхе, в любви и разлуке, в радостях и страданиях. Народная песня помогает нам и сегодня. Без песен как без хлеба – так считали в народе. Мы все относимся к ним с особой заботой и пониманием, с любовью и нежностью, потому что в них наша история. Не напрасно молвит пословица: «Весело поётся,  весело живётся».

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. И еще друг другу рассказывали сказки.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Дети, а вы хотите попасть в русскую народную сказку?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Но для этого нам надо вспомнить танцевальные движения.

1.Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

В круг скорее все вставайте ,

Плясовую начинайте,

Выходи скорей в кружок,

Будешь ты для нас плясать,

Каблучком своим стучать.

Музыкально-ритмическая игра «Покажи движения».авторТ.Тютюнникова

Музыкальный руководитель:

Поскорее все вставайте

Глазки крепко закрывайте

Колокольчик - помоги

В волшебную сказку нас унеси

А теперь немного покружитесь

Открывайте шире глазки

Мы уже в волшебной сказке.

Музыкальный руководитель: Приглашаю вас в нашу горницу.

Музыкальный руководитель: Сегодня я вам буду рассказывать русскую народную сказку, вы мне будете помогать. А про кого эта сказка, догадайтесь!

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился… (колобок).

Музыкальный руководитель:

Итак, слушайте внимательно. Испекла баба колобок и положила его на подоконник студиться. А он лежит и песенку поет.

Звучит песня  «Я - веселый колобок» муз.А.Рыбкина, сл.Е.Истоминой.

Музыкальный руководитель: Слушайте дальше. Надоело колобку лежать, спрыгнул он с окна и покатился по ступенькам вниз. Потом решил еще раз подняться и вниз спуститься. Предложить ребенку показать как двигался колобок.

Попевка «Лесенка».муз.Е.Тиличеевой.

Музыкальный руководитель:

Выкатился колобок на улицу, а на улице зима, холодно, а навстречу ему.. .Кто? (предложить детям узнать и охарактеризовать «зайца» по исполняемой музыке)

Заяц (ребенок): Колобок, колобок, я тебя съем!

Музыкальный руководитель: Не ешь колобка, лучше послушай песенку про зимушку, да про саночки- может быстрее согреешься.

2. Импровизация

Звучит песня  «Саночки».муз.Н.Куликовой,сл.Т.Полежаевой.

Музыкальный руководитель: Зайчику понравилась ваша песенка,  и он поскакал в лес, а колобок покатился дальше. Катился, катился, а навстречу ему.. . Кто?

(предложить детям узнать и охарактеризовать «волка» по исполняемой музыке)

Волк (ребенок): Колобок, колобок, я тебя съем.

Музыкальный руководитель: Нет, волк, не ешь колобка, лучше послушай, как ребята играют на музыкальных инструментах.

3. Игра на элементарных музыкальных  инструментах

Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент» автор Т.Тютюнникова.

Музыкальный руководитель: А теперь возьмите все инструменты, я буду у вас дирижером, а вы настоящим оркестром.

4. Дирижирование  

Оркестр «Ах вы сени, мои сени»рус.нар.песня.в обработке Н.Куликовой.

Музыкальный руководитель: Ну, что волк, понравилось тебе как дети играни, не тронешь нашего колобка? А колобок покатился дальше. Катится, а навстречу ему.. .Кто?

(предложить узнать и охарактеризовать «медведя» по исполняемой музыке)

Медведь (ребенок): Колобок, колобок, я тебя съем!

Музыкальный руководитель:  Медведь, не надо обижать колобка. Он хороший, добрый, с ним надо дружить, как дружат наши дети. Об этом они сейчас и споют!

Звучит песня  «Настоящий друг» музБ.Савельева,слМ.Пляцковского.

Музыкальный руководитель: Понравилась тебе песенка, не будешь обижать нашего колобка?

 Побрел медведь в лес. А колобок покатился дальше. Катится ,а навстречу ему.. .Кто?

( предложить узнать и охарактеризовать «лису» по исполняемой музыке).

Лиса (ребенок): Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня.

Музыкальный руководитель: Мы тебе песенку споем.

Лиса (ребенок): Не хочу.

Музыкальный руководитель: Давай, мы тебе на музыкальных инструментах сыграем.

Лиса(ребенок):  Не хочу!

Музыкальный руководитель: Ну, тогда потанцуем!

Лиса (ребенок): Не хочу!

Музыкальный руководитель: А поиграть с колобком хочешь? Тогда пойдем на полянку играть.

IV.Закрепление изученного

Ну, ребятки не зевайте.

А в кружочек все вставайте.

Исполняется песня-игра  «Колобок» муз.О.Боромыковой,сл.Е.Истоминой.

Музыкальный руководитель: Лиса, понравилось тебе играть с нашими ребятами? Теперь ты не будешь кушать Колобка?

Поскорее все вставайте

Глазки крепко закрывайте

Колокольчик - помоги

Всех нас в класс перенеси

Музыкальный руководитель:

Давайте радоваться жить

Всем улыбаться и дружить

А если скучно будет вам

Приходите в гости к нам .

V. Рефлексия

Что нового  мы сегодня узнали?

Что такое народное творчество?

Понравился ли вам наш урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого занятия в 0бразцовой школе танца «Радуга» по программе «Народное творчество» 1 год обучения

План-конспект и сценарий урока по программе "Народное творчество" содержит методические и организационные материалы по ознакомлению с народным праздником "Масленица"....

Сценарий фестиваля народного творчества (песни и танца)

Предлагаю сценарий для проведения фестиваля народного танца и песни....

"Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"

Цель  урока литературы в 7 классе по теме «Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Rалашникова» с произведениями устного народного творчества»...

«Татары (народные праздники, игры и музыкальное творчество)». Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом»

Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом» для учащихся начальной школы...

Приобщение школьников к истокам русского народного творчества – необходимое условие развития музыкальной культуры.

Изучение истоков русского народного творчества обладает большими воспитательными возможностями в развитии музыкально-эстетического интереса младших школьников, жанровым многообразием, отвечающим ...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...