Использование элементов нейропсихологи на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ.
консультация

Пойта Яна Викторовна  *Яна ПойТанцуй*

исполь Актуальность обращения к данной теме обусловлена ежегодным увеличением количества детей в дошкольных учебных заведениях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием на музыкальных занятиях, о которых сегодня делюсь опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический кабинет Управления образования
Администрации города Новочеркасска
Опорная площадка «Использование вариативных форм образования (лекотека) как
условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 64

«Использование элементов нейропсихологии

(нейропсихологической коррекции) на музыкальных занятиях

с детьми ОВЗ»

Подготовила:

Пойта Яна Викторовна,

музыкальный руководитель

МБДОУ детского сада № 64

г. Новочеркасск

2019г.

Добрый день. Хочу представить вам опыт моей работы использованию элементов нейропсихологии на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ.

Актуальность обращения к данной теме обусловлена ежегодным увеличением количества детей в дошкольных учебных заведениях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием на музыкальных занятиях, о которых сегодня делюсь опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

В целом музыкальное обучение имеет огромное значение не только для развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, но и для оптимизации функций мозга и развития учебных навыков.

Цель моей работы заключается в   создании условий для развития  музыкальных способностей детей с ОВЗ  через   использование  элементов нейропсихологической коррекции.

Поставленные задачи:    

  - поиск, обучение и  использование элементов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ;          

   - создание атмосферы принятия и доверия, взаимопонимания и  активного взаимодействия между педагогом и детьми;

   - снижение эмоционально - психического напряжения;

   - создание  возможностей  для самовыражения;

   - развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

   - формирование пространственных представлений.

Как показали результаты исследования, Е.Д. Хомская выделяет  такие основные нейропсихологические факторы:

  • Модально специфический (связанный с работой тех отделов мозга, куда поступает информация от органов чувств (тактильных, слуховых, зрительных).
  • Кинетический и кинестатический (обеспечивают передачу сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и участвуют в формировании представлений о собственном теле).
  • Фактор межполушарного взаимодействия (Обеспечивает обмен информацией между полушариями, а также гармоничность, последовательность и одновременность познавательных процессов).

Само по себе слово фактор (в психологии) (от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо психического изменения, явления.

Нейропсихологический фактор — структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической деятельности.

На мой взгляд, к модально-специфическим факторам как двигателям оптимизации музыкальной деятельности можно отнести:

  • Слушание музыки;
  • Игра «Угадай мелодию»;
  • Игра «Определи на слух музыкальный инструмент», «Угадай звуки природы», «Угадай пение птиц» и т. п.;
  • Глазодвигательные упражнения;
  • Использование компьютерных развивающих программ в музыкальной деятельности;
  • Просмотр развивающий мультфильмов;
  • Упражнения для развития мелкой моторики;
  • Самомассаж.

К кинетическим, кинестетическим факторам:

  • Музыкальное приветствие;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Логоритмика;
  • Дыхательные упражнения;
  • Игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • Растяжки;
  • Игро-танцы.

К факторам межполушарного взаимодействия:

  • Приветствие;
  • Фитнесс для мозга (упражнения на развитие мелкой моторики, глазодвигательные упражнения и др.);
  • Растяжки;
  • Дыхательные упражнения;
  • Логоритмика.

Как сказал Белинский, «Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них». Само по себе музыкальное занятие нейропсихологически структурировано, и может рассматриваться как эффективное средство психологической помощи детям с множественными нарушениями развития, предоставляя специалисту широкий спектр возможностей для целенаправленного, системного, индивидуализированного и контролируемого формирования сенсомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Своё знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии начала с 2019 года. Изучала новую информацию путём самообразования и саморазвития. И сегодня хочу с вами поделиться практическим опытом использования приемов нейропсихологии.  

1 упражнение - песенка-приветствие «Ты шагай».

Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.

2 упражнение - разминка «Фитнесс для мозга».

Фитнесс для мозга - это система, состоящая из специальных

упражнений (тренажеров), которые позволяют оптимизировать и

синхронизировать работу двух полушарий головного мозга.

3 упражнение - «Найди музыкальный инструмент».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), формирование вектора сканирования пространства.

4 упражнение - «Рисование двумя руками»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, ускорение процесса развития речи, снижение тревожности.

5 упражнение - «Задуй свечу».

Цель: развитие речевого дыхания, активизация работы мышц губ.

6 упражнение – «Слушание музыки В. А. Моцарта».

Цель: мобилизация природных способностей нашего мозга.

Эксперты из США выявили, что любая классика заставляет мозг просыпаться, генерировать волны, создавая гамму эмоций. Однако именно композиции Моцарта возбуждали кору обеих полушарий, это было выяснено с помощью процедуры магнитного резонанса. При прослушивании композиций Моцарта частоты произведения и организм человека сливаются воедино, взаимодействуя друг с другом. Благодаря насыщенности данных мелодий звуками высокой частоты и сменами ритма, они эффективно воздействуют на интеллект человека, на его творческую работу.

И в завершении, хочу вам открыть небольшой секрет. Секрет музыки заключается в том, что музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями. Левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию.

Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Исполь...

Формирование и использование элементов ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы: В наше время прерогативой является сохранение здоровья ребенка и поэтому  актуальность темы  очевидна. Она направлена  на решение вопросов музыкального и физическ...

музыкальные шумовые инструменты для использования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

что такое шумовые музыкальные инструменты, использование их на музыкальных занятиях , цели и задачи....

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР...