ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
материал по музыке

ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_vyyavleniya_muzykalnyh_sposobnostey.docx24.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА

Практические диагностические тесты

  1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Тест-игра  «Играем знакомую мелодию».

Цель: определение уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции на фоне меняющегося темпа (тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания формируются в размере 4/4 в умеренном темпе (4 такта)).

Игра  вовлекает школьника в ситуацию исполнения на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон) простой мелодии. Если ребёнок не умеет играть на инструменте или отказывается, ему предлагается простучать метро-ритм по столу или прохлопать в ладоши.

Алгоритм:

1. Выбор знакомой для ребёнка простой песни.

2. Ребёнку предлагается сыграть или простучать метро-ритмический рисунок двумя руками, если на инструменте, то в двух октавах (например, соль 3 октавы и соль 4 октавы).

3. Проба ребёнком исполнения своей партии.

4. Эксперт играет песню по нотам до конца, несмотря на то закончил ребёнок свою партию или остановился.

5. Положительная оценка исполнения.

6. В случае верного исполнения, темп меняется на быстрый (90 ударов в минуту), а затем на медленный (60 ударов в минуту).

7. В случае успешного исполнения по ходу произведения используются замедления и ускорения.

Критерии оценки: верное исполнение в трёх темпах, с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метра; верное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему уровню развития темпо-метра; сбивчивое, но законченное исполнение песенки в умеренном темпе (ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень темпо-метра; сбивчивое и незаконченное исполнение – низкий уровень темпо-метра.

  1. Изучение чувства ритма

Тест-игра  «Аплодисменты»

Цель: определение уровня развития метроритмической способности.

Эксперт предлагает школьнику спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.

Критерии оценки: точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень; воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса  – средний уровень; верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровеньметрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса – низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).

Тест-игра  «Тайна гармонии»

Цель: определить уровень развития гармонического слуха, т.е. способности слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях.

Эксперт исполняет интервал или аккорд и затем просит ребёнка определить количество звуков и лад созвучия: светлое или затемнённое звучание. Для работы достаточно 10 созвучий.

Критерии оценки: слабый уровень –  верно 1-3 созвучия; средний уровень – верно  4-7 созвучий; высокий уровень  – верно 8-10 созвучий.

4. Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений.

Тест-игра  «Повторяем мелодию»

Цель: выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений: при вокальном исполнении (управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом), при инструментальном исполнении (подбор по слуху на инструменте избранного мелодического рисунка).

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её.
  2. Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте.
  3. Подбор по слуху на инструменте предложенной мелодии.

Критерии оценки: слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции); средний уровень – опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне; высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.

5. Диагностика чувства тембра

Тест - игра «Чьи голоса звучат?»

Цель: определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов в определении инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал состоит из аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений в исполнении: голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного вида хоров, народных инструментов, симфонических инструментов, одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра.

Алгоритм:

  1. Многократное прослушивание аудиозаписи фрагмента музыкального произведения в различных исполнениях.
  2. Определение тембра голосового и инструментального звучания.

Критерии оценки: низкий уровень развития тембрового чувства – верное определение только однородных тембров; средний уровень –  верное определение однородных тембров и смешанных тембров; высокий уровень –  верное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

6. Диагностика динамического чувства

Тест - игра «Играем громко-тихо»

Цель: выявление способностей адекватной аудиально-моторной реакции на динамические модификации (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующим материалом можно использовать маршевые музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен).

Алгоритм:

  1. Эксперт играет на фортепиано маршевое произведение , меняя динамику с f на p и обратно.
  2. Школьник получает предложение поиграть в «громко-тихо» на барабане или бубне также, как играет эксперт.
  3. Верное исполнение контрастной динамики - 1 балл.
  4. Затем эксперт исполняет музыкальный фрагмент с усилением и ослаблением динамики.
  5. Школьник должен повторить динамический пассаж на ударном инструменте. Верное динамическое исполнение усиления звука (крещендо) и угасание звука (диминуэндо) – 2 балла; всего – 4 балла.

Критерии оценки:  слабый уровень  – 1 балл; средний уровень – 2-3 балла; высокий уровень – 4-5 баллов.

7. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Закончи мелодию»

Цель: определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли.

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает школьнику прослушивание различных мелодий.
  2. Задача школьника определить, какая из мелодий прозвучала полностью, а какая оборвалась раньше времени.

Стимулирующий материал подбирается экспертом самостоятельно и строится в следующем порядке:

1-ый фрагмент – не доигрывается последний такт;

2- ый фрагмент  – звучит до конца;

3- ый фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии;

4- ый фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх);

5- ый фрагмент – звучит до конца.

Критерии оценки: слабый уровень  – верно определены 1-2 пункты; средний уровень – верно определены 3-4 пункты; высокий уровень – верно определены все 5 пунктов.

8. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского)

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает прослушать школьнику музыкальные пьесы и определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
  2. 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие для формулирования его переживания музыки.
  3. 2-й (невербально-художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки.
  4. 3-й  (невербально-двигательный) вариант задания:  предлагается  соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется.

Критерии оценки: низкий уровень эмоционально-образного осмысления – отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки  формы самовыражения ребёнка; средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки; высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.

Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал (по Торренсу).

9. Диагностика познавательного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических пристрастий детей.

Цель: определить уровень познавательного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты. Любишь ли ты музыку?; Нравится ли тебе петь?; Где тебе нравится петь больше - в школе или дома? Поют ли твои родители?; Какие песни тебе нравится слушать?; Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома?; Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?; Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи?; Какие исполнители тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки: низкий уровень развития познавательного компонента музыкальных предпочтений характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности; средний уровень выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные эталоны музыки; высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности разножанровой направленности.

Тест-игра «Музыкальный магазин»

Цель: исследование практико-ориентированного выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные пристрастия личности.

Стимулирующий материал: аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений различных жанров и направлений: народная вокальная, хоровая, инструментальная музыка, классическая вокальная, хоровая, инструментально-симфоническая,  вокально-инструментальная музыка, современная музыка авангардного направления, современная развлекательная музыка, духовная музыка.

Школьник должен отдать предпочтение в музыкальном магазине понравившейся музыке. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки: низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором одних развлекательных образцов музыкального искусства; средний уровень – выбор двух образцов разных линий музыкального творчества; высокий уровень  – проявление интереса к трём различным музыкальным направлениям с предпочтением классических произведений.

10. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест-игра «Пусть музыка звучит».

Алгоритм:

  1. Эксперт играет на инструменте фрагменты разнохарактерных музыкальных произведений и намеренно прерывает их.
  2. Эксперт узнаёт у детей, хочется ли им, чтобы музыка звучала дальше?

Критерии оценки: проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как высокая мотивация школьника к развитию своих музыкальных способностей; равнодушное или отрицательное отношение трактуется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.

11. Диагностика склонности к сочинительству музыки.

Тест-игра «Сочини мелодию»

Цель: выявление креативных музыкальных способностей ребёнка.

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает придумать простой мотив из двух-трёх-четырёх звуков, представленных слогами удобопроизносимых ребёнком слов (отображать в графике).
  2. Эксперт предлагает прослушать короткие песенные мотивы, усваивать их и последовательно находить звуки этих мотивов на клавиатуре (спев их вслух или про себя), осознанно представляя графику смены звуков, предварительно зафиксировав её в тетради.

Критерии оценки: низкий уровень склонности к сочинительству определяется индифферентным или отрицательным отношением к  данной деятельности; средний уровень – готовность воспроизвести мелодию, похожую на ранее услышанную; высокий уровень – оригинальность сочинённого произведения; разработанность идеи или образа; беглость порождения идей; гибкость, т.е. различность типов идей и мыслей, образов на один музыкальный материал [7].

Для занесения итоговых показателей структурных составляющих музыкальных способностей разработана индивидуальная карта, с помощью которой педагог может наглядно представить реальную картину сформированности музыкальности школьника [5].

Список литературы:

  1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М.: «Мир»,1972. – 177 с.
  2. Мясищев В. М., Готсдинер А. Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Готсдинер. – Л. : Музыка, 1980. С. 14-29.
  3. Нейгауз Г.Г.  «Об искусстве фортепианной игры». – М.: Госмузиздательство, 1961. – 173 с.
  4. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М. ,1997. –384 с.
  5. Радынова О.П., Катинене А.И.  Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия Москва, 1998. – 240 с.
  6.  Симонов П.В. Синтезатор на занятиях с дошкольниками» в журнале  «Музыка и электроника», 2005. – № 3, с. 43-45
  7. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
  8. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб: Питер, 2013. – 320 с.
  9.  Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ».

в методической разработке описываются способы раннего выявления музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения и их развитие....

Интегрированная музыкальная деятельность по выявлению творческих способностей дошкольников «Музыкальный коктейль»

Интегрированная НОД «Музыкальный коктейль» Цель: ·         развитие эмоционально – нравственной сферы посредством различных видов музыкальной деятельн...

Диагностика развития музыкальных способностей младших школьников

Диагностика развития музыкальных способностей младших школьников...

статья Диагностика выявления музыкальных способностей школьника

Определение  музыкальных  спсобностей детей очень важная составляющая в работе учителя музыки. Данный  материал - это  практические тесты  направленные  на  определе...

ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...