6 класс Авторская песня: прошлое и настоящее
методическая разработка по музыке (6 класс)
Данная методическая разработка представлена для урока в 6 классе по предмету «Музыка», базового уровня, на основе авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Урок является одним из последних уроков в теме первого полугодия - «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Основной замысел состоит в том, чтобы на примере возникновения и развития жанра авторской песни познакомить учащихся с различными образами и темами жанра авторской песни и продемонстрировать широту распространения его в европейской и русской музыкальной культуре.
Знакомство с авторскими музыкальными произведениями имеет особое воспитательное, эстетическое и нравственное значение, обращаясь к темам радости, юности, войны учащиеся имеют возможность поразмышлять о личностных качествах и интересах людей, живших в прошлом и живущих в современном мире.
Анализ музыкальных произведений, вокально-хоровая деятельность учащихся на уроке дают возможность повторить и обобщить изученный ранее материал - тему лирических, драматических и эпических образов в искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с жанром авторской песни | 89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету Музыка
6 класс 2-я четверть урок № 16
Рабочая программа «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, 6 класс
Тема: «Авторская песня: прошлое и настоящее»
Тип урока: погружение в музыкальный материал
Форма урока: урок-путешествие
Методы: беседа, слушание музыки, музыкальное исполнение
Формы и методы контроля: наблюдение, устный опрос
Технологии: личностно-ориентированные, развивающего обучения, здоровье-сберегающие
Цели урока:
- Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6-м классе по программе «Музыка. 6 класс» авторов: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.
- Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью.
- Раскрыть понимание авторской песни, как духовно-нравственного камертона.
Задачи урока:
- Расширить представление об авторской песне, её жанрах и особенностях.
- Познакомить с истоками зарождения авторской песни и современными ее исполнителями, со значением слов «ваганты», «бард», «скоморох».
- Развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни, творческое воображение, способность к сопереживанию.
- Формировать интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего.
- Воспитывать чувство патриотизма и музыкальный вкус.
- Развивать и совершенствовать вокально-хоровые и исполнительские навыки.
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомиться с жанром авторской/бардовской песни, ее жанрами и особенностями и именами известных российских бардов;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений
- развивать вокально-хоровые и исполнительские навыки.
Личностные:
- формировать умение познавать мир через музыкальные формы и образы;
- воспитывать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.
Метапредметные:
- Регулятивные: осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
- Познавательные: способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
- Коммуникативные: способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).
Оборудование: музыкальный центр, доска, фотографии композиторов авторских песен, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках.
Раздаточный материал: карточки с текстом.
Музыкальный материал:
- А. Городницкий песни «Снег», «Атланты»;
- «Гаудеамус» международный студенческий гимн;
- Б. Окуджава «Нам нужна одна победа»;
- Н. А. Римский-Корсаков «Пляска скоморохов»;
- Скоморошьи наигрыши.
Ход урока
- Приветствие.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомиться с образами вокальной музыки. Вы знаете, что такое песня, романс, баркарола, ария. И сегодня мы встретимся с еще одним песенным жанром.
- Введение темы.
Учитель. Послушайте песню и подумайте, к какому жанру ее можно отнести, к какому периоду времени?
Слушание: А. Городницкий «Снег» (фрагмент)
Ответы детей: народная песня, студенческая песня, современная песня…
Учитель. Действительно, песня похожа на народную, но не на фольклорную - деревенскую, а скорее городскую. В каком времени она могла появиться?
Ответы детей: в прошлом веке, не очень давно, примерно 50-60 лет назад.
Учитель. Такие песни относятся к жанру «авторской или бардовской песни» (запись темы в тетрадь). Кто может объяснить, что это означает?
Ответы детей…
Ученик-помощник 1: (зачитывает определение):
Cлово «бард» произошло от английского и ирландского bard, что означает певец - народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии.
Учитель: Следовательно, бард – это поэт, композитор и исполнитель в одном лице. А бардовская или авторская песня - это песня, в которой слова и музыка создается одним автором или бардом, а также им исполняется.
- Знакомство с новым материалом.
Учитель: Как вы думаете, когда и где появился этот песенный жанр? Ответы детей…
- Ваганты
Учитель: Давайте перенесемся в средневековую Европу – примерно, в 12 или 13 века. А что там происходило, попросим рассказать наших помощников.
Ученик-помощник 1: В это время там появлялись университеты – центры науки и просвещения. Студенты были самой веселой и активной частью молодежи. Они не только учились, посещая лекции профессоров, занимаясь в библиотеках, проводя научные опыты, но также и устраивали веселые праздники, где пели песни, которые сами же и сочиняли. Ученик-помощник 2: Основным научным языком была латынь, поэтому их стихи и песни написаны также на латыни. А называли они себя «вагантами» (ваганты - шутники). Самая известная песня, сохранившаяся с той поры – студенческий гимн «Гаудеамус», что означает «Возрадуемся!» . Вот фрагмент этой песни в переводе:
Ученик-помощник 1: Да здравствует Академия! | Ученик-помощник 2: Да сгинет печаль, |
Учитель: Как вы считаете, какую мелодию можно придумать на этот текст?
Ответы детей... Слушание 1-го куплета песни.
- Назовите исполнителя песни (хор)
- Услышали вы инструментальное сопровождение? (нет)
- Как называется хор без сопровождения (хор а’капелла)
- С каким настроением прозвучал студенческий гимн? (радостно, энергично, весело)
Ученик-помощник 1: Также вагантами называли священнослужителей, не имевших постоянного прихода, беглых монахов, странствующих студентов. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок.
Ученик-помощник 2: В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.
Ученик-помощник 1: До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. А знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном уже несколько сотен лет.
- Скоморохи
Учитель: У нас на Руси тоже существовали подобные персонажи, они странствовали по городам и селам, выступали на праздниках, ярмарках и народных гуляньях, веселили и потешали народ. Как же их называли? Ответы детей…
Ученик-помощник 3: Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской, песнями, шутками, фокусами». Скоморохи известны с 11 в. Особенно популярны были в 15-17 вв. Исполняли народные (шуточные, плясовые, игровые) песни, а также драматические сценки и социальную сатиру. Часто выступали в масках, как «ряженые», показывали фокусы, вовлекая зрителей в действо.
Слушание музыкального фрагмента: «Пляска скоморохов» Н. А. Римского-Корсакова или скоморошьи наигрыши
- Российские барды
Учитель: С тех пор прошло много времени, эти средневековые традиции изменились, но не исчезли совсем. В наше время также существуют барды или певцы-песенники. Еще их называют авторами-исполнителями собственных песен. О чем же они поют?
Ученик-помощник 4: Их песни – это своеобразный городской фольклор, песни под гитару, авторская или бардовская песня. Она рассказывает о жизни городских жителей - простых людей, их радостях и горестях, любви и дружбе, о чести и преданности…
Учитель: Вот некоторые имена самых известных авторов-исполнителей: Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Городницкий, Юрий Визбор, Татьяна и Сергей Никитины, Александр Розенбаум… Основоположником развития авторской песни в России в 20 в. считается Булат Шалвович Окуджава.
Ученик-помощник 1: Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года. Семья жила на Арбате. «Маленький дворик арбатский» навсегда станет отдельной темой в его поэзии. Многие из этих стихотворений потом стали песнями.
Ученик-помощник 2: В 1942 году девятиклассник Окуджава отправился на фронт. Вот, что он вспоминал: «Впечатление от фронта было очень сильное, потому что я был мальчишкой. И потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни. Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Ну, потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет».
Учитель: Сейчас для вас прозвучит знаменитая песня Булата Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал» в исполнении автора. Она называется «Нам нужна одна победа»
Слушание фрагмента песни
Учитель: Какое настроение создает песня? Это песня для удовольствия или для размышления? О чем она заставляет нас вспомнить или задуматься?
Ответы детей…
Учитель: В репертуаре Окуджавы – более 200 песен. Я прочитаю вам несколько названий, а вы скажите, о чем говорит авторская песня, какие темы она раскрывает?
«Старинная студенческая песня»
«Часовые любви»
«Арбатский романс»
«Голубой шарик»
«Песенка о Моцарте»
«Бумажный солдатик»
«Песенка о солдатских сапогах»
«До свидания, мальчики»
«Молитва»
«Синий троллейбус» и многие другие.
Ответы детей… (о жизни, о дружбе, любви, творчестве, музыке, войне, расставаниях и встречах)
Учитель: То есть о том, что наполняет жизнь самых простых людей.
- Вокально-хоровая работа. Повторение темы: Музыкальные образы в вокальных произведениях.
Учитель: Сегодня мы исполним песню еще одного российского барда Александра Городницкого, «Атланты». Давайте вспомним мелодию песни. Исполнение 1 куплета.
Учитель: Какой образ создают стихи и мелодия?
Ответы детей: Немного грустный, образ одинокого, печального человека - лирический.
Учитель: Следующие куплеты – другие по настроению:
2-й куплет – о трудной жизни атлантов, поэтому исполняем с акцентами на сильные доли (исполнение);
3-й куплет – о возможной войне, ее ужасах и потерях. Чтобы подчеркнуть это – изменяем динамику. Сначала поем очень тихо - пиано, постепенно усиливая звук до самого громкого – форте (исполнение);
4-й куплет – первые две строки - о красоте атлантов (а возможно, и людей), поэтому мелодия должна прозвучать задорно и уверенно; следующие две строки – о бесчеловечности войны, поэтому окончания предложений исполняем очень ритмично – как выстрелы (исполнение).
Эта часть песни – 2-й, 3-й и 4-й куплеты – ее смысловой центр, который рассказывает о том, с чем сталкиваются атланты (и обычные люди) в жизни, поэтому какой образ создается здесь?
Ответы детей: Образ чего-то трагичного, драматичного - драматический.
Учитель: И, наконец, 5-й куплет – заключительный, с кем сравниваются атланты в нем?
Ответы детей: с людьми, которые привыкли много трудиться…
Учитель: С людьми сильными не только телом, но и духом: «Не боги – человеки, привыкшие к труду», и итог всей песни – это надежда, которую сохраняют атланты и, без которой нет будущей жизни. Какой музыкальный образ чувствуется в заключительном куплете?
Ответы детей: величавый, богатырский – эпический.
Учитель: попробуем исполнить всю песню, создать образы этих персонажей, почувствовать авторский замысел, передать свои эмоции и настроения.
Исполнение песни А. Городницкого «Атланты»
- Рефлексия
Учитель: Заполните небольшую анкету:
Сегодня на уроке:
- я узнал: ____________________ (новые слова, понятия, термины);
- самым интересным было: __________________________
- я скучал, потому что: _______________________________
- я чувствовал себя:
Учитель: Вы теперь знаете, кто такие атланты, а можно ли «атлантом» назвать кого-нибудь из людей/ ребят вашего класса? Почему?
Ответы детей…
Учитель: Сегодня мы познакомились с музыкальным жанром авторской песни, который появился в средние века и продолжает существовать и сейчас. Как вы думаете, будет ли он иметь популярность в 21веке?
Ответы детей …
Учитель: В чем секрет популярности авторской песни?
Ответы детей:…
Учитель: Во второй половине 20 века авторская песня звучала как противопоставление слишком официальным или развлекательным, часто бездушным или бессмысленным песням, в ней была простота и задушевность, смысл и правда жизни, юмор и серьезные размышления.
«Авторская песня — это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души».
Булат Окуджава
Учитель: Давайте подведем итоги урока. У нас были замечательные помощники (имена учащихся), активные ребята, которые отвечали на вопросы (имена учащихся), прекрасные слушатели и отличные исполнители песни (имена ребят).
Домашнее задание: выписать из учебника определения новых слов: ваганты, бард, авторская песня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее".
Во время урока учащиеся раскрывают понятие "авторская песня"; знакомятся с выдающимися представителями авторской песни: Д.Тухмановым, Б.Окуджавой, О. Митяевым, М.Светловым, В.Высоцким. В течение урока...
Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Экскурсия в историю создания авторской песни...
Урок музыки в 6 классе «Авторская песня - прошлое и настоящее»
На уроке определяли грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем сила авторской песни?...
Разработка урока по музыке 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Разработка урока по музыке 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее" Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...
Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее".
Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее" с использованием интерактивных тестов, созданных автором...
Технологическая карта урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее".
Авторская песня, бардовская песня или поэтическая песня — песенный жанр, возникший в середине 19в. в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение...
Презентация к уроку музыки 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Презентация к уроку музыки 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее"...