Уроки музыки в школе
статья по музыке

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников – ключевое требование ФГОС. Современный урок музыки предполагает единство учебно-воспитательного процесса. Урок музыки может внести существенный вклад в развитие школьного образования в целом, так как именно здесь происходит соприкосновение подрастающего поколения общечеловеческими ценностями, отраженными в произведениях искусства во всеобъемлющей образной форме, предоставляющей учащимся возможность вхождения в область прекрасного. Это позволяет человеку раздвинуть границы собственного мира, совершенствовать свои способности и возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_v_shkole.docx15.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка - могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания

невозможно полноценное умственное развитие ребёнка…

Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем

его мысли, стремления.

В.А.Сухомлинский

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников – ключевое требование ФГОС. Особая роль здесь отводится и урокам музыки, как мощному средству эстетического, нравственного, социокультурного воспитания подрастающего поколения. Современный урок музыки предполагает единство учебно-воспитательного процесса.

Воспитание на уроке музыки осуществляется через систему межличностных взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». И важным аспектом уважительного, доверительного отношения между учителем и его учениками, является создание комфортной, психологической атмосферы на уроках музыки, которая способствует позитивному восприятию требований и просьб учителя, привлекает внимание учащихся к обсуждаемым на уроках темам, активизирует их познавательную деятельность. Урок музыки формирует и закрепляет общепринятые нормы поведения в обществе и школе. Общение с учителем и сверстниками происходит на основе взаимопонимания, взаимоуважения, что позволяет эффективно организовать усвоение учебного материала и развивать навыки коммуникации. Практически нет ни одного урока музыки, который бы не был пронизан «воспитательным моментом» и огромную роль в этом играет содержание урока.

Урок музыки может внести существенный вклад в развитие школьного образования в целом, так как именно здесь происходит соприкосновение подрастающего поколения общечеловеческими ценностями, отраженными в произведениях искусства во всеобъемлющей образной форме, предоставляющей учащимся возможность вхождения в область прекрасного. Это позволяет человеку раздвинуть границы собственного мира, совершенствовать свои способности и возможности. Урок музыки призван связать процесс обучения музыке в неразрывное целое с общим процессом развития музыкальной культуры в нашем обществе. Урок музыки в школе ставит перед учителем музыки три основные педагогические задачи: развитие у школьников интереса к музыке; формирование способности творчески размышлять о ней; привитие учащимся навыков восприятия музыкальных произведений и выразительного их исполнения.

Главная цель уроков музыки в школе – воспитание музыкальной культуры учащихся. Понятие «музыкальная культура» включает в себя:

1) нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

2) знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

3) музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

На уроках музыки учитель знакомит ребят с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики, в том числе и современной. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры учащихся. Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей. Важнейшая задача музыкального воспитания в школе – формирование слушателей музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. От сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет. Кроме того, важно, чтобы учащиеся приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующие осознанному выразительному исполнению песен, плясок, игр. В исполнительской деятельности интенсивно развиваются музыкальные творческие способности, расширяющиеся возможности активного восприятия музыки. Таким образом, формирование музыкальной культуры учащихся зависит от решения образовательных и развивающих задач.

Урок музыки как урок искусства обладает ярко выраженными особенностями. Учитель на уроке искусства – посредник, проводник ребят в мир эстетических переживаний.

Урок музыки отличается от ряда других уроков. И перед учителем в школе стоит главная задача – сделать урок музыки интересным, запоминающимся, не похожим на другие. При разработке уроков необходимо четко понимать, что урок музыки – это не развлекательное занятие и тем более не сухое разучивание музыкальных фрагментов, песенного материала, дат жизни композитора. Это тот урок, который заставляет размышлять, вызывая разнообразную гамму чувств и эмоций. Как правило, школьники (особенно младшие) с любопытством относятся к урокам музыки. Особенно интересны ребятам нетрадиционные виды уроков: урок-викторина, урок-путешествие, урок-сказка, урок-концерт. Здесь используются различные методы и приёмы обучения. Благодаря таким урокам у ребят повышается интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней. Используя разные виды деятельности, учитель вызывает интерес всего класса и каждого ученика в отдельности.

Урок музыки в современном мире – это не просто предмет развлечения, а средство воспитания и развития личности. В школьном возрасте закладывается большинство качеств личности. Поэтому, весьма актуальным для современного учителя музыки является формирование у детей интереса к ней, поиски действенной методики музыкальной работы в школе. Успех всей работы музыкального педагога определяется тем, насколько ученик владеет различными видами музыкальной деятельности и испытывает потребность в ней. А воспитать эти качества может только тот педагог-музыкант, который обладает такими качествами, как изобретательность, совершенствование, находчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уроки музыки в школе"

Обучение музыке еще не означает ничего принципиально значительного. Непонятно, нужно ли всех обучать музыке, то есть сольным игре и пению. Но наблюдать ее и, наблюдая, привыкать делать выв...

Использование ЭОР, ЦОР на уроках музыки в школе.

В статье рассматриваются преимущества применения ИКТ на уроках музыки в школе, а также виды ЭОР, и их особенности....

Интеграция в преподавании уроков музыки начальная школа

Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...

Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки начальной школы

"Она вся - порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нерв...

Статья "Современные музыкальные направления на уроке музыки в школе".

Статья на тему о введении в урок музыки в  общеобразовательной школе современных музыкальных направлений....