Особенности использования современных технологий на уроках музыки
статья по музыке (5 класс)
Особенности использования современных технологий на уроках музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Особенности использования современных технологий на уроках музыки
Каждый педагог старается сделать свой урок интересным, ярким и запоминающимся, уроки музыки в школе не являются исключением. Для того, чтобы разнообразить уроки музыки, сделать их наиболее информативными, мотивировать обучающихся к познавательной деятельности. Педагоги используют на своих уроках современные педагогические технологии.
Применение современных технологий на уроках музыки зависит как от темы урока, так и от учебной информации конкретных уроков, терминов и понятий, которые необходимо усвоить. Специфическими признаками уроков музыки является не только художественные темы и понятия, но и специфические виды деятельности (слушание музыки, вокальное, инструментальное, двигательное выполнение, создание музыки) [16].
Так при интерпретации песни педагоги используют следующие современные педагогические технологии такие как: метод проблемного обучения, ролевая имитационная игра, исполнительский конкурс.
Содержание песни или хорового произведения почти всегда довольно разнообразен, и разобраться в нем бывает довольно не просто. К тому же для самого исполнителя произведение наполняется новым содержанием. Наше восприятие, способность к сотворчеству зависят от многих причин. Одна и та же песня, например, выполнена в младших или старших классах, в зависимости от настроения учеников, в каждом случае звучит и влияет по-разному. Обсуждения на уроке возможных вариантов исполнения делает школьников определенной степени причастными к созданию музыки. В любой, даже самой простой песни есть множество возможностей для различных звуковых решений [11].
Метод проблемного обучения предполагает в данном случае поиск разнообразных вариантов интерпретации произведения (в форме свободного высказывания мнений):
- музыкальной интерпретации (поиски возможных вариантов выполнения отдельных куплетов и произведения в целом: динамичное развитие, определение кульминации отдельных фраз и целого куплета, нюансировки);
- драматической интерпретации (варианты исполнения фраз и куплетов определенного характера, с определенным настроением);
- двигательной интерпретации (варианты образных, танцевальных движений, дирижирование);
- инструментальной интерпретации (варианты инструментального сопровождения с помощью элементарных музыкальных инструментов, "звучащих предметов", "звучащих жестов");
- театральной интерпретации (варианты инсценировки песни);
- живописной интерпретации (варианты изображения образа, характера, средств музыкальной выразительности) [22].
В условиях групповой работы данные интерпретации обсуждают в группах как задача. В классе работают «Музыканты», «Драматурги», «Танцоры», «Дирижеры», «Артисты», «Оркестранты», «Художники». Результатом выученной песни может быть конкурс исполнительских интерпретаций [6].
При усвоении учебной информации используют методы: образные модели (схемы), «Дерево мудрости», метод проекта, ролевые имитационные игры «Корреспонденты», «Пресс-конференция».
Темы «о чем рассказывает музыка», «о чем говорит музыка» могут, по подсказке учителя, быть представлены образными моделями «поезда» (каждый вагон - иллюстрация образов изучаемых музыкальных произведений).
Тема. «Что такое музыкальный язык» - музыкальной семьей (мама-мелодия, папа-ритм, лебедята - метр, темп, регистр, тембр и т. д.).
Тема: «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танца-дальность, маршевость» - «деревья» (три дерева, например, «дуб-маршевость», «сосна-танцевальность», «береза-песенность» вырастают из корней под названием «песня», «танец», «марш»). В процессе проработки этой темы на деревьях могут появляться листочки с названиями музыкальных жанров изученных произведений [17].
Усвоить учебную информацию о жизни и творчестве композитора, которую сообщает учитель в форме рассказа, можно, использовав игру «Дерево мудрости» (на уроке музыки – «Музыкальное дерево»). Группа учеников (или пара, сидящая за партой) пишет вопрос к услышанной информации. В конце рассказа учителя пары выходят на середину класса и зачитывают свои вопросы, другие - отвечают на них.
Самые интересные вопросы и ответы записывают на отдельных листах и «вешают на дереве мудрости» (на доске). Оценивают таким образом и ответы, и вопросы.
В процессе ознакомления с народными песнями разных жанров ученики, разделившись на группы, могут участвовать в различных проектах по созданию песенников и альбомов: «исторические песни и думы» («история народа и песня»), «Календарно-обрядовые песни» («быт народа и песня»), «лирическая песня», «родственно-бытовая песня» и др. В каждой группе над созданием песенника или альбома будут работать: собиратель песен, оформитель, художник, редактор [5].
При слушании музыкального произведения используют методы: «Светская беседа», ролевая имитационная игра «Микрофон».
Беседа вокруг прослушанного произведения может быть организована в форме «Светской беседы»: ученики в парах дают оценку прослушанному произведению, анализируют музыкальный образ, средства выразительности, национальную принадлежность музыки, связи произведения с другими произведениями искусства, связи произведения, его образности с жизнью и тому подобное [3].
Некоторые произведения учитель перед слушанием может «представить», например: «Уважаемое светское общество, сегодня к нам на бал пожаловал маэстро Вольфганг Амадей Моцарт, Он представит нашему вниманию свою «Маленькую ночную музыку» (звучит Рондо из «Маленькой ночной музыки»). После прослушивания выходят два ученика на середину класса и начинают вести светскую беседу:
- Уважаемый, а знаете ли вы, что эта музыка мне совсем не похожа на ночную.
- Так, дружище, я согласен с вами, она такая яркая, веселая, грациозная, что лучше бы ее назвать «Маленькая солнечная музыка».
- Вы знаете, мне нравится звучание такого оркестра: он несколько камерный.
- А мне нравятся более полнозвучные оркестры -- с большим количеством духовых инструментов...
При выполнении творческих задач используют методы: ассоциации, работа в группах, конкурс, викторина.
В задачах по созданию образов, которые бы выражали переживания, ощущения нужно включения ассоциативного мышления, творческого воображения, ведь ассоциации напрямую связаны со сферой человеческих эмоций [4].
Ознакомление с музыкальными инструментами (в начальных классах) – «звучащими предметами» (стаканами, банками, палочками, коробочками, бумажками) - провести в форме ассоциаций.
Вопрос учителя для ассоциаций: как добыть звуки из данных предметов? Ученики называют, учитель записывает на доске: стучать звенеть скрести шуршать шелестеть
Далее учащиеся, поделившись на группы, получают по одному из таких «звучащих предметов», экспериментируют в предложенных действиях -- стучат, звенят, скребут и тому подобное. На подобный эксперимент группам дают 5 минут, после чего каждая группа отчитывается о том какие звуки были лучшими [13].
Следующим этапом является практическое применение изобретенных звуков: учащиеся продумывают, как именно эти «инструменты» можно использовать в сопровождении выученной песни или как их разместить с определенном порядке, чтобы получилась «музыкальная композиция».
Во время изучения темы "Строение формы музыки» данные звуковые решения могут быть основой создания композиций в двух-, трехчастной формах, форме вариаций, рондо [28].
Далее группам класса можно раздать по одной репродукции, которые изучали на уроках, и предложить создать свое «звучание картин» с помощью «звучащих предметов». Предоставить задаче особого интереса поможет ситуация конкурса на лучшее «звучание картин» и «художественно-музыкальной викторины» (нужно определить, какую именно картину могли так озвучить).
Для развития исполнительских умений и навыков используют методы: игры «Цепочка», «Микрофон».
Для развития ритмического чувства можно использовать игру «Цепочка»: от ученика к ученику передается шумовой музыкальный инструмент (бубен, пандейра), на котором нужно выполнить ритм такта (двотакту) определенной ритмической последовательности - ритмичной упражнения, ритма песни [16].
«Микрофоном», который исполняет всем известную песню (по фразе каждый ученик), можно увидеть, как музыкальные и вокальные способности первоклассника, так и уровень усвоения детьми мелодии выученной песни.
Во время итоге темы, проверки усвоения знаний используются методы: «Светская беседа», игра «Стражи сказочного королевства», конкурсы, соревнования, викторины [13, с. 7].
«Светскую беседу» на данном этапе урока учитель начинает так: «Мы попали с вами в XVIII или XIX века, на бал. А знаете ли вы, как нужно вести себя на балу, чтобы не «попасть впросак»? Нужно уметь вести «светские разговоры» - много знать о различные вещи и еще и уметь об этом рассказать собеседнику. Сегодня мы послушаем, как наши дамы и кавалеры умеют вести подобные разговоры о музыке. Пожалуйста, на центр бала приглашаем пару... (двое учеников выходят на середину класса). Продемонстрируйте свои знания в области музыки и литературы».
Игру «Стражи сказочного королевства» применяют для итога темы четверти. Учитель объявляет о том, что король и королева сказочного королевства приглашают на бал. Все хотят на него попасть. А пропуском служат ответы на вопросы двух стражей или вопросы для двух часовых, стоящих на входе в королевство. Оценивают правильные ответы на вопросы, или достаточно вопросы раскрывают содержание темы. Для этого «часовые» могут получить вопросы по теме программы (творчество композитора, теоретический материал) от учителя, а могут разработать их сами [20].
При подготовке и проведении уроков-концертов используют методы: метод проекта (с «Мозговой атакой»), ролевая имитационная игра, конкурс.
Работа над проектом занимает длительное время, но результат (презентация проектов) может быть основой итогового урока (урока-концерта). В основе проекта может быть проблема популяризации музыки, которую изучают в школе, в кругу друзей, знакомых, в семье. Для этого ученики предлагают различные способы популяризации музыки (методом «Мозговой атаки»), среди которых может быть телепроект - детская программа о музыке, в основе которой будут музыкальные произведения, композиторы, термины и понятия, изученные в данном семестре [21].
Работа над данным проектом поможет не только активизировать процесс эмоционального и эстетического познания произведений искусства, усилить взаимодействие между участниками этого процесса, а и без принуждения сформировать личный «фонд» эстетического опыта и художественного настроения.
Заключительные уроки-концерты можно провести в форме разнообразных конкурсов:
- на лучшего исполнителя-вокалиста;
- на лучшую вокальную группу;
- на лучший сценарий урока-концерта (с использованием музыкальных форм рондо, вариации, сюиты в построении самого урока, сказочной формы, метода контрастов);
- на лучшего музыковеда и тому подобное [1].
Таким образом, применение современных педагогических технологий на уроках музыки позволяет педагоги сделать урок интересным и запоминающимся. Использование таких современных педагогических технологий как проектная деятельность, метод проблемного обучения, дисскусия, ролевая игра дает возможность задействовать всех учеников в классе, мотивировать их к учебной деятельности на уроках музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...
Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)
В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...
Использование современных технологий на уроках музыки
Выступление на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла 30 мая 2016 года....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Использование современных технологий на уроках музыки в условиях модернизации образования
Информация к заседанию педагогического совета школы....
Тема самообразования “Использование современных технологий на уроках музыки”
Тема самообразования...
Использование современных технологий на уроках музыки
Технология развития процессов восприятия музыкальных произведений (Б. М. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин, Г. П. Сергеева А. А. Пиличяускас). Технология продуктивно-творческой деятельност...