Использование современных технологий на уроках музыки
статья по музыке

Технология развития процессов восприятия музыкальных произведений

(Б. М. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин, Г. П. Сергеева А. А. Пиличяускас). 

Технология продуктивно-творческой деятельности

 (Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, С.Л. Долгушин). Основную идею данной технологии можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, ЧТО САМ ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivno-tvorcheskaya_tehnologiya.docx17.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение современных технологий на уроке музыки

Технология развития процессов восприятия музыкальных произведений (Б. М. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин, Г. П. Сергеева А. А. Пиличяускас). Восприятие музыки – это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально – осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения. Три стадии процесса восприятия музыки:

1.          Знакомство с музыкальным произведением, первые впечатления о музыкальном образе.

2.          Повторное прослушивание музыкального произведения. Здесь происходит выделение наиболее ярких особенностей.

3.          Еще одно обращение к музыкальному произведению, обогащенное уже ранее возникшими музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями

Восприятию любого произведения должна предшествовать установка. Установка имеет организационные и методические моменты:

 Организационные моменты: слушать музыку в тишине, создать атмосферу концертного зала.

Методические моменты - это методически грамотное слово учителя перед прослушиванием музыкального произведения.

Цель: научить учащихся переживать чувства и настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков, специальным образом организованных, включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам.

Результат: формируются навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия музыкальных произведений, культуры слушания, умения рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию; развивается интерес и музыкальный вкус, творческая активность учащихся.

 

Технология продуктивно-творческой деятельности

 (Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, С.Л. Долгушин). Основную идею данной технологии можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, ЧТО САМ ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ». Данная технология направлена на формирование личности ученика как активного субъекта художественной культуры. Алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке: Чувства – Мысли - Действия.

Цель: формирование художественной культуры учащихся через продуктивную деятельность, восприятия общего к поэлементарному усвоению и накоплению, свёртыванию и творческому переосмыслению учебного материала.

Результат: формируется система поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно творческой деятельности, способность проводить рефлексию собственных достижений с учётом психофизических особенностей младшего возраста.

 

Технология продуктивно-творческой деятельности


В педагогической деятельности можно реализовать цели и задачи музыкального образования, опираясь на особенности возраста, культурные потребности учащихся, психологический микроклимат в классе, группе. 

Вопросы, возникающие на каждом возрастном этапе обучения: как привести ребенка в музыку, как сохранить и развить интерес к музыкальному искусству, как развить способность к самовыражению в искусстве, как научить понимать музыку и размышлять о ее влиянии на различные сферы жизнедеятельности человека? Эти вопросы побуждают педагога к эффективному использованию педагогической технологии, направленной на развитие личностного, духовно-творческого потенциала учащихся.

В чем заключается принципиально новый подход к обучению музыке в данной технологии? 
Алгоритм построения урока выстраивается по цепочке: ^ Чувства – Мысли - Действия. 
При таком подходе педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве. 

Цель музыкально-эстетического образования в контексте данной технологии -формирование художественной культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность.

В технологии продуктивно-творческой деятельности целеполагание связано с результативностью деятельности, прогнозируемыми на каждом возрастном этапе.


1 этап (1-4классы). Личностная позиция учащихся « Я - первооткрыватель». Целью данной концепции является формирование познавательного интереса к музыке, воплощение образов прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. Результат - расширение слушательского багажа учащихся, умение понимать язык музыки и активно им оперировать, развитие ассоциативного мышления.

Технология продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:


- принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
- принцип культуросообразности;
- принцип природосообразности (от игры к творчеству);
- принцип единства воспитания и образования,
- принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
- комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
- одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).

Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения.

Особое внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества. 

В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров-исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.

При организации учебного процесса в данной технологии предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Использование современных технологий на уроках музыки

Выступление на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла 30 мая 2016 года....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Особенности использования современных технологий на уроках музыки

Особенности использования современных технологий на уроках музыки...