Урок по музыке на тему "Святые Земли Русской" - 3 класс
методическая разработка по музыке
Читательска грамотность крееативное мышление на уроке музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки 3 класс. | 25.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
Класс 3
Модуль: «Духовная музыка»
Тема урока «Святые земли русской» УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Тип урока: изучение нового материала
Подготовила и провела: Терещенко О.А.
Цель: Знакомство со святыми Земли русской, образами героев в музыке. Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины.
Задачи:
- способствовать формированию позитивной нравственной оценки жизни святых подвижников;
- способствовать развитию интереса к музыке, раскрывающей образы святых;
- воспитывать положительное отношение к нравственным ценностям своего народа;
-определять на слух духовную (величальную) и народную (былина) музыку.
Музыкальный материал: «Величание княгине Ольге», «Баллада о князе Владимире».
Новые понятия: Величание, былина, равноапостольная.
Ход урока:
Этап урока, музыкальный материал | Организация художественно-педагогического процесса (формы и методы работы, задания и виды деятельности) | Планируемые результаты | Образовательные ресурсы |
Организационно-мотивационный этап | Музыкальное приветствие (унисонное пение) Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал, Так что время не теряем и работать начинаем. 1 слайд -Ребята, вспомните, как зовут этого героя? (А. Невский) - Какими делами он прославился? Чем дорога народу память о нем? (Он остался в памяти народа как великий полководец; в его честь учрежден орден, он считается покровителем всех воинов) 2 слайд - Кто изображен на этой картине? Чем дорога память о нем? С. Радонежский – он построил церковь, лечил молитвами людей, помогал бедным, был милостив к окружающим) - Что объединяет этих людей? (их порядочность, милосердие – они святые) - Ребята, сегодня мы с вами продолжим эту тему. Подумайте и сформулируйте тему урока… | Организационный момент. Развитие вокальных навыков Включение в диалог, закрепление ранее полученных знаний Развитие умения формулирования личной позиции и выражение её в устной речи | Презентация |
Формулирование темы и задач урока | -Откройте учебник стр. 52 и прочитайте тему урока. 3 слайд Тема урока; Святые Земли Русской. -Как думаете, о чем вы сегодня узнаете? ( Новые имена святых и их благие дела, и какие музыкальные произведения были посвящены этим святым) Открываем учебник на стр. 52 | Развитие умения формулирования учебной задачи под руководством учителя | Учебник стр. 52 Презентация |
| Прочитаем представленный текст. (Читают текст по абзацам) 1 абзац Беседа по прочитанному тексту: -Кто правил тысячу лет тому назад, в 10 веке на Руси? 4 слайд _Княгиня Ольга, она была первой женщиной на Руси во главе государства и славилась своей мудростью). В тот период Ольга, да и все славяне были язычниками, которые славили силы природы. 5 слайд Язычники считали, что все что окружало человека, было наделено жизнью. Дерево, камень, облака, небесные светила были живыми существами и у каждого был свой бог. Поэтому у славян было много богов (идолов), которым они поклонялись и приносили жертвоприношения. 6 слайд 7 слайд (Перун – бог грома, Даждьбог – бог плодородия; Лада – Богиня красоты, Ярило – Бог Солнца ) -Читаем учебник стр. 53 - 2 абзац… - Поехав в Византию, что приняла там Ольга? Кем она стала? (Поехав в Византию, Ольга приняла крещение и стала христианкой) Но чем старше становилась мудрая Ольга, тем настойчивее она искала другой веры, которая смогла бы объединить русский народ и тем самым укрепить государство. 8 слайд Ольга поехала в Константинополь, столицу Византии, именно там, в храме Святой Софии произошло ее крещение.
- Ребята, вспомните, как называется песнопения в честь святых? (тропарь) А для царственных святых сочиняли величальные песни, в знак уважения и поклонения. Что значит по – вашему величать ( прославлять, славить) Величание – торжественное песнопение в честь святого. (Этот жанр относится к духовной музыке, то есть ее исполняют в церкви) 9 слайд - Кто исполнял величание? (смешанный хор) - Как называется исполнение без музыки? (а капелла) - Давайте определим характер этой величальной песни… 10 слайд -Выпишите правильно характер музыки, ненужные слова не выписываем. (величественная, ласковая, праздничная, торжественная, мрачная грустная, распевная) -Какие слова здесь лишние? ( ласковая, мрачная, грустная) Разучивание, исполнение «Величальной». Величаем тебя, /блаженная равноапостольная княгине Ольго, как зарю утреннюю на земле нашей сияющую, / и свет веры прославляющую народу своему возвестившую. «СКРИП» - В Киеве в соборе есть изображение княгини Ольги и князя Владимира. А кто же такой князь Владимир? -Читаем последние два абзаца в учебнике на стр. 53 11 слайд (Князь Владимир – внук княгини Ольги) -О чем он стал задумываться спустя годы? (Князь Владимир стал задумываться о вере. По примеру княгини Ольги, он не только крестился сам примерно через 30 лет после крещения Ольги, но и повернул к христианству своих подданных, чем определил судьбу своей Родины и прославился на много веков вперед. За что был прозван Владимиром Крестителем, Владимиром Святым, Владимиром Красным Солнышком. Обряд крещения киевлян проходил в водах Днепра) Крещение Руси произошло в 988 году и это важнейшее событие в истории России.)
- Как вы думаете, почему Владимира прозвали Красным солнышком? (Историки его описывают как хозяина, покровителя всех обездоленных. Он строил церкви, школы, был мягок и гостеприимен.) - Правильно. «Красным Солнышком» великого киевского князя Владимира называли не случайно. Этот титул ему присвоил русский народ, за доброту, за открытие новой славянской эпохи, за единую веру – христианство. За все это церковь причислила и князя Владимира, и его бабушку княгиню Ольгу к лику святых.
В музыке образ князя Владимира раскрывается не только в духовной музыке, но и в народной. Во многих произведениях описывается его жизнь и подвиги. Такие песни на Руси называли былинами. Былина – вокальное произведение, в которых рассказывалось о жизни и подвигах героев. Исполняли их певцы – сказители, которые странствовали по земле и рассказывали людям о событиях, происходящих на Руси» - Похоже ли это произведение на «Величание»? нет, потому что в нем не восхваляют, а повествуют о жизни князя). -Какой характер у былины? (неторопливый, повествовательный) Так ведется испокон, не сдавайся зверю, колокольный слыша звон, Богу помолясь За землю родную, за Святую веру, собирал дружину Володимир Князь За землю родную, за Святую веру, собирал дружину Володимир Князь Многая лета, Многая лета, Многая лета Русской земле, Многая лета, Многая лета, Многая лета Русской земле. - Итак, ребята, мы сегодня немало говорили об исторических лицах, событиях. Назовите имена людей, о которых сегодня шла речь ( княгиня Ольга, князь Владимир) -Что объединяет этих людей? (Они являются русскими святыми) -Чем эти люди прославили себя? ( благодаря им произошло крещение Руси и люди обрели новую веру – веру в добро) -Как называется молитвенное торжественное песнопение, которое восхваляет святого? (Величание) - Как называется народная песня о жизни и подвигах на Руси? (Былина) (Построение словесной логической цепочки от слова : БЫЛИНА…. | Формирование читательской грамотности Развитие умения формулирования мысли в устной форме Развитие музыкального кругозора.
Развитие умения размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности. Развитие вокальных навыков. Развитие музыкального слуха, ритма.
Знакомство с новым музыкальным жанром Совершенствование вокальных навыков. Закрепление полученных на уроке знаний Развитие креативного мышления | Презентация, учебник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"
Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...
Презентация к уроку географии по теме "Население Земли" 6 класс
Презентация к обобщающему уроку географии по теме Население Земли" по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс"...
Конспект урока - соревнования по природоведению.Обобщающий урок по теме "Жизнь на Земле".5 класс.
Предлагаю конспект урока....
Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс
Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...
Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".
Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена"....
Урок-игра «Сила и краса Земли русской»
Урок-игра для развития физических качеств учащихся. Предназначен для мотивации занятиями физической культуры....